Главная страница

Курс лекций по Python. Курс лекций по Python (ru). 1. Лекция Введение в программирование на языке Python


Скачать 0.77 Mb.
Название1. Лекция Введение в программирование на языке Python
АнкорКурс лекций по Python
Дата16.09.2022
Размер0.77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКурс лекций по Python (ru).pdf
ТипДокументы
#679637
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

Загрузка файла



ACTION=«getfile.cgi» METHOD=«POST»>
Файл:


%s
иметь определенным образом названные функции.
Сначала нужно выделить каталог, в котором будет работать сценарий–обработчик.
Пусть это каталог /var/www/html/mywebdir. Для того чтобы web–сервер знал, что в этом каталоге необходимо применять mod_python, следует добавить в файл конфигурации Apache следующие строки:
Листинг

AddHandler python–program .py
PythonHandler mprocess

После этого необходимо перезапустить web–сервер и, если все прошло без ошибок,
можно приступать к написанию обработчика mprocess.py. Этот сценарий будет реагировать на любой запрос вида http://localhost/*.py.
Следующий сценарий mprocess.py выведет в браузере страницу со словами Hello,
world!:
Листинг from mod_python import apache def handler(req):
req.content_type = «text/html»
req.send_http_header()
req.write("""
Hello, world!

Web–сервер замечает, что сценарий–обработчик изменился, но не заметит изменений в импортируемых в него модулях. Команда touch mprocess.py обновит дату изменения файла сценария.
Отображение os.environ в обработчике может быть обрезанным. Кроме того,
вызываемые из сценария–обработчика другие программы его не наследуют, как это происходит при работе с CGI–сценариями. Переменные можно получить другим путем:
req.add_common_vars(); params = req.subprocess_env.
Так как сценарий–обработчик не является «одноразовым», как CGI–сценарий, из–за ошибок программирования (как самого сценария, так и других компонентов) могут возникать утечки памяти (программа не освобождает ставшую ненужной память). Следует установить значение параметра MaxRequestsPerChild (максимальное число запросов,
обрабатываемое одним процессом–потомком) больше нуля.
Другой возможный обработчик — сценарий идентификации:
Листинг def authenhandler(req):
password = req.get_basic_auth_pw()
user = req.connection.user if user == «user1» and password == «secret»:
return apache.OK
else:
return apache.HTTP_UNAUTHORIZED
Эту функцию следует добавить в модуль mprocess.py, который был рассмотрен ранее.
Кроме того, нужно дополнить конфигурацию, назначив обработчик для запросов идентификации (PythonAuthenHandler), а также обычные для Apache директивы AuthType,
AuthName, require, определяющие способ авторизации:
Листинг

AddHandler python–program .py
PythonHandler mprocess
PythonAuthenHandler mprocess
AuthType Basic
AuthName «My page»
require valid–user

Разумеется, это — всего лишь пример. В реальности идентификация может быть устроена намного сложнее.
Другие возможные обработчики (по документации к mod_python можно уточнить, в какие моменты обработки запроса они вызываются):
Листинг
PythonPostReadRequestHandler
Обработка полученного запроса сразу после его получения.
Листинг
PythonTransHandler
Позволяет изменить URI запроса (в том числе имя виртуального сервера).
Листинг

PythonHeaderParserHandler
Обработка полей запроса.
Листинг
PythonAccessHandler
Обработка ограничений доступа (например, по IP–адресу).
Листинг
PythonAuthenHandler
Идентификация пользователя.
Листинг
PythonTypeHandler
Определение и/или настройка типа документа, языка и т.д.
Листинг
PythonFixupHandler
Изменение полей непосредственно перед вызовом обработчиков содержимого.
Листинг
PythonHandler
Основной обработчик запроса.
Листинг
PythonInitHandler
PythonPostReadRequestHandler или PythonHeaderParserHandler в зависимости от нахождения в конфигурации web–сервера.
Листинг
PythonLogHandler
Управление записью в логи.
Листинг
PythonCleanupHandler
Обработчик, вызываемый непосредственно перед уничтожением Request–объекта.
Некоторые из этих обработчиков работают только глобально, так как при вызове даже каталог их приложения может быть неизвестен
(таков, например,
PythonPostReadRequestHandler).
С помощью mod_python можно строить web–сайты с динамическим содержимым и контролировать некоторые аспекты работы web–сервера Apache через Python–сценарии.
Среды разработки
Для создания Web–приложений применяются и более сложные средства, чем web–
сервер с расположенными на нем статическими документами и CGI–сценариями. В
зависимости от назначения такие программные системы называются серверами web–
приложений, системами управления содержимым (CMS, Content Management System),
системы web–публикации и средствами для создания WWW–порталов. Причем CMS–
система может быть выполнена как web–приложение, а средства для создания порталов могут базироваться на системах web–публикации, для которых CMS–система является подсистемой. Поэтому, выбирая систему для конкретных нужд, стоит уточнить, какие функции она должна выполнять.
Язык Python, хотя и уступает PHP по количеству созданных на нем web–систем, имеет несколько достаточно популярных приложений. Самым ярким примером средства для создания сервера web–приложений является Zope (произносится «зоп») (см. http://zope.org)

(Z Object Publishing Environment, среда публикации объектов). Zope имеет встроенный web–
сервер, но может работать и с другими Web–серверами, например, Apache. На основе Zope можно строить web–порталы, например, с помощью Plone/Zope, но можно разрабатывать и собственные web–приложения. При этом Zope позволяет разделить Форму, Содержание и
Логику до такой степени, что Содержанием могут заниматься одни люди (менеджеры по содержимому), Формой — другие (web–дизайнеры), а Логикой — третьи (программисты). В
случае с Zope Логику можно задать с помощью языка Python (или, как вариант, Perl), Форма может быть создана в графических или специализированных web–редакторах, а работа с содержимым организована через Web–формы самого Zope.
Zope и его объектная модель
В рамках этой лекции невозможно детально рассмотреть такой инструмент как Zope,
поэтому стоит лишь заметить, что он достаточно интересен не только в качестве среды разработки web–приложений, но и с точки зрения подходов. Например, уникальная объектно–ориентированная модель Zope позволяет довольно гибко описывать требуемое приложение.
Zope включает в себя следующие возможности:
Web–сервер. Zope может работать с Web–серверами через CGI или использовать свой встроенный Web–сервер (ZServer).
Среда разработчика выполнена как Web–приложение. Zope позволяет создавать Web–
приложения через Web–интерфейс.
Поддержка сценариев. Zope поддерживает несколько языков сценариев: Python, Perl и собственный DTML (Document Template Markup Language, язык разметки шаблона документа).
База данных объектов. Zope использует в своей работе устойчивые объекты, хранимые в специальной базе данных (ZODB). Имеется достаточно простой интерфейс для управления этой базой данных.
Интеграция с реляционными базами данных. Zope может хранить свои объекты и другие данные в реляционных СУБД: Oracle, PostgreSQL, MySQL, Sybase и т.п.
В ряду других подобных систем Zope на первый взгляд кажется странным и неприступным, однако тем, кто с ним «на ты», он открывает большие возможности.
Разработчики Zope исходили из лежащей в основе WWW объектной модели, в которой загрузку документа по URI можно сравнить с отправкой сообщения объекту. Объекты Zope разложены по папкам (folders), к которым привязаны политики доступа для пользователей,
имеющих определенные роли. В качестве объектов могут выступать документы,
изображения, мультимедиа–файлы, адаптеры к базам данных и т.п.
Документы Zope можно писать на языке DTML — дополнении HTML с синтаксисом для включения значений подобно SSI (Server–Side Include). Например, для вставки переменной с названием документа можно использовать
Листинг
Следует заметить, что объекты Zope могут иметь свои атрибуты, а также методы, в частности, написанные на языке Python. Переменные же могут появляться как из заданных пользователем значений, так и из других источников данных (например, из базы данных посредством выполнения выборки функцией SELECT).

Сейчас для описания документа Zope все чаще применяется ZPT (Zope Page Templates,
шаблоны страниц Zope), которые в свою очередь используют TAL (Template Attribute
Language, язык шаблонных атрибутов). Он позволяет заменять, повторять или пропускать элементы документа описываемого шаблоном документа. «Операторами» языка TAL
являются XML–атрибуты из пространства имен TAL. Пространство имен сегодня описывается следующим идентификатором:
Листинг xmlns:tal=«http://xml.zope.org/namespaces/tal»
Оператор TAL имеет имя и значение (что выражается именем и значением атрибута).
Внутри значения обычно записано TAL–выражение, синтаксис которого описывается другим языком — TALES (Template Attribute Language Expression Syntax, синтаксис выражений TAL).
Таким образом, ZPT наполняет содержимым шаблоны, интерпретируя атрибуты TAL.
Например, чтобы Zope подставил название документа (тег TITLE), шаблон может иметь следующий код:
Листинг
Стоит заметить, что приведенный код сойдет за код на HTML, то есть, Web–дизайнер может на любом этапе работы над проектом редактировать шаблон в HTML–редакторе (при условии, что тот сохраняет незнакомые атрибуты из пространства имен tal). В этом примере here/titleявляется выражением TALES. Текст Doc Title служит ориентиром для web–
дизайнера и заменяется значением выражения here/title, то есть, будет взято свойство title документа Zope.
Примечание:
В Zope объекты имеют свойства. Набор свойств зависит от типа объекта, но может быть расширен в индивидуальном порядке. Свойство id присутствует всегда, свойство title обычно тоже указывается.
В качестве более сложного примера можно рассмотреть организацию повтора внутри шаблона (для опробования этого примера в Zope нужно добавить объект Page Template):
Листинг

  • tal:repeat=«el python:s.digits»>
    tal:attributes=«href string:/digit/$el»
    tal:content=«el»>SELECTION


Этот шаблон породит следующий результат:
Листинг

  • 0

  • 1

  • 2

  • 3


  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9


  • Здесь нужно обратить внимание на два основных момента:
    в шаблоне можно использовать выражения Python (в данном примере переменная s определена как модуль Python) и переменную–счетчик цикла el, которая проходит итерации по строке string.digits.
    с помощью TAL можно задавать не только содержимое элемента, но и атрибута тега (в данном примере использовался атрибут href).
    Детали можно узнать по документации. Стоит лишь заметить, что итерация может происходить по самым разным источникам данных: содержимому текущей папки, выборке из базы данных или, как в приведенном примере, по объекту Python.
    Любой программист знает, что программирование тем эффективнее, чем лучше удалось
    «расставить скобки», выведя «общий множитель за скобки». Другими словами, хорошие программисты должны быть достаточно «ленивы», чтобы найти оптимальную декомпозицию решаемой задачи. При проектировании динамического web–сайта Zope позволяет разместить «множители» и «скобки» так, чтобы достигнуть максимального повторного использования кода (как разметки, так и сценариев). Помогает этому уникальный подход к построению взаимоотношений между объектами: заимствование
    (acquisition).
    Пусть некоторый объект (документ, изображение, сценарий, подключение к базе данных и т.п.) расположен в папке Example. Теперь объекты этой папки доступны по имени из любых нижележащих папок. Даже политики безопасности заимствуются более глубоко вложенными папками от папок, которые ближе к корню. Заимствование является очень важной концепцией Zope, без понимания которой Zope сложно грамотно применять, и наоборот, ее понимание позволяет экономить силы и время, повторно используя объекты в разработке.
    Самое интересное, что заимствовать объекты можно также из параллельных папок.
    Пусть, например, рядом с папкой Example находится папка Zigzag, в которой лежит нужный объект (его наименование note). При этом в папке Example программиста интересует объект index_html, внутри которого вызывается note. Обычный путь к объекту index_html будет происходить по URI вроде http://zopeserver/Example/. А вот если нужно использовать note из
    Zigzag (и в папке Example его нет), то URI будет: http://zopeserver/Zigzag/Example/. Таким образом, указание пути в Zope отличается от традиционного пути, скажем, в Unix: в пути могут присутствовать «зигзаги» через параллельные папки, дающие возможность заимствовать объекты из этих папок. Таким образом, можно сделать конкретную страницу,
    комбинируя один или несколько независимых аспектов.
    Заключение
    В этой лекции были рассмотрены различные подходы к использованию Python в web–
    приложениях. Самый простой способ реализации web–приложения — использование CGI–
    сценариев. Более сложным является использование специальных модулей для web–сервера,
    таких как mod_python. Наконец, существуют технологии вроде Zope, которые предоставляют специализированные сервисы, позволяющие создавать web–приложения.

    9. Лекция: Сетевые приложения на Python.
    В этой лекции рассматривается реализация на Python простейшего клиент–серверного приложения, дается представление о типичном для сети Internet приложении. Стандартная библиотека Python имеет несколько модулей для работы с различными протоколами. Этими модулями охватываются как низкоуровневые протоколы (TCP/IP, UDP/IP), так и высокоуровневые (HTTP, FTP, SMTP, POP3, IMAP, NNTP, …). Здесь будет рассмотрена работа с сокетами (модуль socket) и три модуля высокоуровневых протоколов (urllib2, poplib,
    smtplib). При этом предполагается, что имеется понимание принципов работы IP–сети и некоторых ее сервисов, а также представление о системе WWW.
    Работа с сокетами
    Применяемая в IP–сетях архитектура клиент–сервер использует IP–пакеты для коммуникации между клиентом и сервером. Клиент отправляет запрос серверу, на который тот отвечает. В случае с TCP/IP между клиентом и сервером устанавливается соединение
    (обычно с двусторонней передачей данных), а в случае с UDP/IP — клиент и сервер обмениваются пакетами (дейтаграммамми) с негарантированной доставкой.
    Каждый сетевой интерфейс IP–сети имеет уникальный в этой сети адрес (IP–адрес).
    Упрощенно можно считать, что каждый компьютер в сети Интернет имеет собственный IP–
    адрес. При этом в рамках одного сетевого интерфейса может быть несколько сетевых портов. Для установления сетевого соединения приложение клиента должно выбрать свободный порт и установить соединение с серверным приложением, которое слушает
    (listen) порт с определенным номером на удаленном сетевом интерфейсе. Пара IP–адрес и порт характеризуют сокет (гнездо) - начальную (конечную) точку сетевой коммуникации.
    Для создания соединения TCP/IP необходимо два сокета: один на локальной машине, а другой — на удаленной. Таким образом, каждое сетевое соединение имеет IP–адрес и порт на локальной машине, а также IP–адрес и порт на удаленной машине.
    Модуль socket обеспечивает возможность работать с сокетами из Python. Сокеты используют транспортный уровень согласно семиуровневой модели OSI (Open Systems
    Interconnection, взаимодействие открытых систем), то есть относятся к более низкому уровню, чем большинство описываемых в этом разделе протоколов.
    Уровни модели OSI:
    Физический
    Поток битов, передаваемых по физической линии. Определяет параметры физической линии.
    Канальный (Ethernet, PPP, ATM и т.п.)
    Кодирует и декодирует данные в виде потока битов, справляясь с ошибками,
    возникающими на физическом уровне в пределах физически единой сети.
    Сетевой (IP)
    Маршрутизирует информационные пакеты от узла к узлу.
    Транспортный (TCP, UDP и т.п.)
    Обеспечивает прозрачную передачу данных между двумя точками соединения.
    Сеансовый
    Управляет сеансом соединения между участниками сети. Начинает, координирует и завершает соединения.

    Представления
    Обеспечивает независимость данных от формы их представления путем преобразования форматов. На этом уровне может выполняться прозрачное (с точки зрения вышележащего уровня) шифрование и дешифрование данных.
    Приложений (HTTP, FTP, SMTP, NNTP, POP3, IMAP и т.д.)
    Поддерживает конкретные сетевые приложения. Протокол зависит от типа сервиса.
    Каждый сокет относится к одному из коммуникационных доменов. Модуль socket поддерживает домены UNIX и Internet. Каждый домен подразумевает свое семейство протоколов и адресацию. Данное изложение будет затрагивать только домен Internet, а именно протоколы TCP/IP и UDP/IP, поэтому для указания коммуникационного домена при создании сокета будет указываться константа socket.AF_INET.
    В качестве примера следует рассмотреть простейшую клиент–серверную пару. Сервер будет принимать строку и отвечать клиенту. Сетевое устройство иногда называют хостом
    (host), поэтому будет употребляться этот термин по отношению к компьютеру, на котором работает сетевое приложение.
    Сервер:
    Листинг import socket, string def do_something(x):
    lst = map(None, x);
    lst.reverse();
    return string.join(lst, "")
    HOST = "" # localhost
    PORT = 33333
    srv = socket.socket(socket.AF_INET, socket.SOCK_STREAM)
    srv.bind((HOST, PORT))
    while 1:
    print «Слушаю порт 33333»
    srv.listen(1)
    sock, addr = srv.accept()
    while 1:
    pal = sock.recv(1024)
    if not pal:
    break print «Получено от %s:%s:" % addr, pal lap = do_something(pal)
    print «Отправлено %s:%s:" % addr, lap sock.send(lap)
    sock.close()
    Клиент:
    Листинг import socket
    HOST = "" # удаленный компьютер (localhost)

    PORT = 33333 # порт на удаленном компьютере sock = socket.socket(socket.AF_INET, socket.SOCK_STREAM)
    sock.connect((HOST, PORT))
    sock.send(«ПАЛИНДРОМ»)
    result = sock.recv(1024)
    sock.close()
    print «Получено:", result
    Примечание:
    В примере использованы русские буквы: необходимо указывать кодировку.
    Прежде всего, нужно запустить сервер. Сервер открывает сокет на локальной машине на порту 33333, и адресе 127.0.0.1. После этого он слушает (listen()) порт. Когда на порту появляются данные, принимается (accept()) входящее соединение. Метод accept() возвращает пару — Socket–объект и адрес удаленного компьютера, устанавливающего соединение (пара
    — IP–адрес, порт на удаленной машине). После этого можно применять методы recv() и send() для общения с клиентом. В recv() задается число байтов в очередной порции. От клиента может прийти и меньшее количество данных.
    Код программы–клиента достаточно очевиден. Метод connect() устанавливает соединение с удаленным хостом (в приведенном примере он расположен на той же машине). Данные передаются методом send() и принимаются методом recv() — аналогично тому, что происходит на сервере.
    Модуль socket имеет несколько вспомогательных функций. В частности, функции для работы с системой доменных имен (DNS):
    Листинг
    >>> import socket
    >>> socket.gethostbyaddr('www.onego.ru')
    ('www.onego.ru', [], ['195.161.136.4'])
    >>> socket.gethostbyaddr('195.161.136.4')
    ('www.onego.ru', [], ['195.161.136.4'])
    >>> socket.gethostname()
    'rnd.onego.ru'
    В новых версиях Python появилась такая функция как socket.getservbyname(). Она позволяет преобразовывать наименования Интернет–сервисов в общепринятые номера портов:
    Листинг
    >>> for srv in 'http', 'ftp', 'imap', 'pop3', 'smtp':
    … print socket.getservbyname(srv, 'tcp'), srv

    80 http
    21 ftp
    143 imap
    110 pop3 25 smtp
    Модуль также содержит большое количество констант для указания протоколов, типов сокетов, коммуникационных доменов и т.п. Другие функции модуля socket можно при
    необходимости изучить по документации.
    Модуль smtplib
    Сообщения электронной почты в Интернете передаются от клиента к серверу и между серверами в основном по протоколу SMTP (Simple Mail Transfer Protocol, простой протокол передачи почты). Протокол SMTP и ESMTP (расширенный вариант SMTP) описаны в RFC
    821 и RFC 1869. Для работы с SMTP в стандартной библиотеке модулей имеется модуль smtplib. Для того чтобы начать SMTP–соединение с сервером электронной почты,
    необходимо в начале создать объект для управления SMTP–сессией с помощью конструктора класса SMTP:
    Листинг smtplib.SMTP([host[, port]])
    Параметры host и port задают адрес и порт SMTP–сервера, через который будет отправляться почта. По умолчанию, port=25. Если host задан, конструктор сам установит соединение, иначе придется отдельно вызывать метод connect(). Экземпляры класса SMTP
    имеют методы для всех распространенных команд SMTP–протокола, но для отправки почты достаточно вызова конструктора и методов sendmail() и quit():
    Листинг
    # -*- coding: cp1251 -*-from smtplib import SMTP
    fromaddr = «student@mail.ru» # От кого toaddr = «rnd@onego.ru» # Кому message = ""«From: Student <%(fromaddr)s>
    To: Lecturer <%(toaddr)s>
    Subject: From Python course student
    MIME–Version: 1.0
    Content–Type: text/plain; charset=Windows–1251
    Content–Transfer–Encoding: 8bit
    Здравствуйте! Я изучаю курс по языку Python и отправляю письмо его автору.
    """
    connect = SMTP('mail.onego.ru')
    connect.set_debuglevel(1)
    connect.sendmail(fromaddr, toaddr, message % vars())
    connect.quit()
    Следует заметить, что toaddr в сообщении (в поле To) и при отправке могут не совпадать. Дело в том, что получатель и отправитель в ходе SMTP–сессии передается командами SMTP–протокола. При запуске указанного выше примера на экране появится отладочная информация (ведь уровень отладки задан равным 1):
    Листинг send: 'ehlo rnd.onego.ru\r\n'
    reply: '250–mail.onego.ru Hello as3–042.dialup.onego.ru [195.161.147.4], pleased to meet you\r\n'
    send: 'mail FROM: size=270\r\n'
    reply: '250 2.1.0 … Sender ok\r\n'
    send: 'rcpt TO:\r\n'
    reply: '250 2.1.5 … Recipient ok\r\n'
    send: 'data\r\n'
    reply: '354 Enter mail, end with ".» on a line by itself\r\n'
    send: 'From: Student \r\n … '
    reply: '250 2.0.0 iBPFgQ7q028433 Message accepted for delivery\r\n'
    send: 'quit\r\n'
    reply: '221 2.0.0 mail.onego.ru closing connection\r\n'
    Из этой (несколько сокращенной) отладочной информации можно увидеть, что клиент отправляет (send) команды SMTP–серверу (EHLO, MAIL FROM, RCPT TO, DATA, QUIT), а тот выполняет команды и отвечает (reply), возвращая код возврата.
    В ходе одной SMTP–сессии можно отправить сразу несколько писем подряд, если не вызывать quit().
    В принципе, команды SMTP можно подавать и отдельно: для этого у объекта–
    соединения есть методы (helo(), ehlo(), expn(), help(), mail(), rcpt(), vrfy(), send(), noop(),
    data()), соответствующие одноименным командам SMTP–протокола.
    Можно задать и произвольную команду SMTP–серверу с помощью метода docmd(). В
    следующем примере показан простейший сценарий, который могут использовать те, кто время от времени принимает почту на свой сервер по протоколу SMTP от почтового сервера,
    на котором хранится очередь сообщений для некоторого домена:
    Листинг from smtplib import SMTP
    connect = SMTP('mx.abcde.ru')
    connect.set_debuglevel(1)
    connect.docmd(«ETRN rnd.abcde.ru»)
    connect.quit()
    Этот простенький сценарий предлагает серверу mx.abcde.ru попытаться связаться с основным почтовым сервером домена rnd.abcde.ru и переслать всю накопившуюся для него почту.
    При работе с классом smtplib.SMTP могут возбуждаться различные исключения.
    Назначение некоторых из них приведено ниже:
    Листинг smtplib.SMTPException
    Базовый класс для всех исключений модуля.
    Листинг smtplib.SMTPServerDisconnected
    Сервер неожиданно прервал связь (или связь с сервером не была установлена).
    Листинг smtplib.SMTPResponseException
    Базовый класс для всех исключений, которые имеют код ответа SMTP–сервера.
    Листинг smtplib.SMTPSenderRefused
    Отправитель отвергнут
    Листинг smtplib.SMTPRecipientsRefused
    Все получатели отвергнуты сервером.

    Листинг smtplib.SMTPDataError
    Сервер ответил неизвестным кодом на данные сообщения.
    Листинг smtplib.SMTPConnectError
    Ошибка установления соединения.
    Листинг smtplib.SMTPHeloError
    Сервер не ответил правильно на команду HELO или отверг ее.
    Модуль poplib
    Еще один протокол — POP3 (Post Office Protocol, почтовый протокол) - служит для приема почты из почтового ящика на сервере (протокол определен в RFC 1725).
    Для работы с почтовым сервером требуется установить с ним соединение и, подобно рассмотренному выше примеру, с помощью SMTP–команд получить требуемые сообщения.
    Объект–соединение POP3 можно установить посредством конструктора класса POP3 из модуля poplib:
    Листинг poplib.POP3(host[, port])
    Где host — адрес POP3–сервера, port — порт на сервере (по умолчанию 110), pop_obj —
    объект для управления сеансом работы с POP3–сервером.
    Следующий пример демонстрирует основные методы для работы с POP3–соединением:
    Листинг import poplib, email
    # Учетные данные пользователя:
    SERVER = «pop.server.com»
    USERNAME = «user»
    USERPASSWORD = «secretword»
    p = poplib.POP3(SERVER)
    print p.getwelcome()
    # этап идентификации print p.user(USERNAME)
    print p.pass_(USERPASSWORD)
    # этап транзакций response, lst, octets = p.list()
    print response for msgnum, msgsize in [i.split() for i in lst]:
    print «Сообщение %(msgnum)s имеет длину %(msgsize)s» % vars()
    print «UIDL =", p.uidl(int(msgnum)).split()[2]
    if int(msgsize) > 32000:
    (resp, lines, octets) = p.top(msgnum, 0)
    else:
    (resp, lines, octets) = p.retr(msgnum)
    msgtxt = "\n».join(lines)+»\n\n»
    msg = email.message_from_string(msgtxt)
    print "* От: %(from)s\n* Кому: %(to)s\n* Тема: %(subject)s\n» % msg
    # msg содержит заголовки сообщения или все сообщение (если оно небольшое)
    # этап обновления print p.quit()
    Примечание:
    Разумеется, чтобы пример сработал корректно, необходимо внести реальные учетные данные.
    При выполнении сценарий выведет на экран примерно следующее.
    Листинг
    +OK POP3 pop.server.com server ready
    +OK User name accepted, password please
    +OK Mailbox open, 68 messages
    +OK Mailbox scan listing follows
    Сообщение 1 имеет длину 4202
    UIDL = 4152a47e00000004
    * От: online@kaspersky.com
    * Кому: user@server.com
    * Тема: KL Online Activation

    +OK Sayonara
    Эти и другие методы экземпляров класса POP3 описаны ниже:
    Метод Команда POP3 Описание getwelcome() Получает строку s с приветствием POP3–сервера user(name) USER name Посылает команду USER с указанием имени пользователя name.
    Возвращает строку с ответом сервера pass_(pwd) PASS pwd Отправляет пароль пользователя в команде PASS. После этой команды и до выполнения команды QUIT почтовый ящик блокируется apop(user, secret) APOP user secret Идентификация на сервере по APOP
    rpop(user) RPOP user Идентификация по методу RPOP
    stat() STAT Возвращает кортеж с информацией о почтовом ящике. В нем m —
    количество сообщений, l — размер почтового ящика в байтах list([num]) LIST [num] Возвращает список сообщений в формате (resp, ['num octets', …]),
    если не указан num, и «+OK num octets», если указан. Список lst состоит из строк в формате
    «num octets».
    retr(num) RETR num Загружает с сервера сообщение с номером num и возвращает кортеж с ответом сервера (resp, lst, octets)
    dele(num) DELE num Удаляет сообщение с номером num rset() RSET Отменяет пометки удаления сообщений noop() NOOP Ничего не делает (поддерживает соединение)
    quit() QUIT Отключение от сервера. Сервер выполняет все необходимые изменения
    (удаляет сообщения) и снимает блокировку почтового ящика top(num, lines) TOP num lines Команда аналогична RETR, но загружает только заголовок
    и lines строк тела сообщения. Возвращает кортеж (resp, lst, octets)
    uidl([num]) UIDL [num] Сокращение от «unique–id listing» (список уникальных идентификаторов сообщений). Формат результата: (resp, lst, octets), если num не указан, и
    «+OK num uniqid», если указан. Список lst состоит из строк вида «+OK num uniqid»
    В этой таблице num обозначает номер сообщения (он не меняется на протяжении всей сессии), resp — ответ сервера, возвращается для любой команды, начинается с «+OK " для успешных операций (при неудаче возбуждается исключение poplib.proto_error). Параметр octets обозначает количество байт в принятых данных. uniqid — идентификатор сообщения,
    генерируемый сервером.
    Работа с POP3–сервером состоит из трех фаз: идентификации, транзакций и обновления. На этапе идентификации сразу после создания POP3–объекта разрешены только команды USER, PASS (иногда APOP и RPOP). После идентификации сервер получает информацию о пользователе и наступает этап транзакций. Здесь уместны остальные команды. Этап обновления вызывается командой QUIT, после которой POP3–сервер обновляет почтовый ящик пользователя в соответствии с поданными командами, а именно
    — удаляет помеченные для удаления сообщения.
    Модули для клиента WWW
    Стандартные средства языка Python позволяют получать из программы доступ к объектам WWW как в простых случаях, так и при сложных обстоятельствах, в частности при необходимости передавать данные формы, идентификации, доступа через прокси и т.п.
    Стоит отметить, что при работе с WWW используется в основном протокол HTTP,
    однако WWW охватывает не только HTTP, но и многие другие схемы (FTP, gopher, HTTPS и т.п.). Используемая схема обычно указана в самом начале URL.
    Функции для загрузки сетевых объектов
    Простой случай получения WWW–объекта по известному URL показан в следующем примере:
    Листинг import urllib doc = urllib.urlopen(«http://python.onego.ru»).read()
    print doc[:40]
    Функция urllib.urlopen() создает файлоподобный объект, который читает методом read().
    Другие методы этого объекта: readline(), readlines(), fileno(), close() работают как и у обычного файла, а также есть метод info(), который возвращает соответствующий полученному с сервера Message–объект. Этот объект можно использовать для получения дополнительной информации:
    Листинг
    >>> import urllib
    >>> f = urllib.urlopen(«http://python.onego.ru»)
    >>> print f.info()
    Date: Sat, 25 Dec 2004 19:46:11 GMT
    Server: Apache/1.3.29 (Unix) PHP/4.3.10
    Content–Type: text/html; charset=windows–1251
    Content–Length: 4291
    >>> print f.info()['Content–Type']
    text/html; charset=windows–1251

    С помощью функции urllib.urlopen() можно делать и более сложные вещи, например,
    передавать web–серверу данные формы. Как известно, данные заполненной web–формы могут быть переданы на web–сервер с использованием метода GET или метода POST. Метод
    GET связан с кодированием всех передаваемых параметров после знака "?» в URL, а при методе POST данные передаются в теле HTTP–запроса. Оба варианта передачи представлены ниже:
    Листинг import urllib data = {«search»: «Python»}
    enc_data = urllib.urlencode(data)
    # метод GET
    f = urllib.urlopen(«http://searchengine.com/search» + "?» + enc_data)
    print f.read()
    # метод POST
    f = urllib.urlopen(«http://searchengine.com/search», enc_data)
    print f.read()
    В некоторых случаях данные имеют повторяющиеся имена. В этом случае в качестве параметра urllib.urlencode() можно использовать вместо словаря последовательность пар имя–значение:
    Листинг
    >>> import urllib
    >>> data = [(«n», «1»), («n», «3»), («n», «4»), («button», «Привет»),]
    >>> enc_data = urllib.urlencode(data)
    >>> print enc_data n=1&n=3&n=4&button=%F0%D2%C9%D7%C5%D4
    Модуль urllib позволяет загружать web–объекты через прокси–сервер. Если ничего не указывать, будет использоваться прокси–сервер, который был задан принятым в конкретной
    ОС способом. В Unix прокси–серверы задаются в переменных окружения http_proxy,
    ftp_proxy и т.п., в Windows прокси–серверы записаны в реестре, а в Mac OS они берутся из конфигурации Internet. Задать прокси–сервер можно и как именованный параметр proxies к urllib.urlopen():
    Листинг
    # Использовать указанный прокси proxies = {'http': 'http://www.proxy.com:3128'}
    f = urllib.urlopen(some_url, proxies=proxies)
    # Не использовать прокси f = urllib.urlopen(some_url, proxies={})
    # Использовать прокси по умолчанию f = urllib.urlopen(some_url, proxies=None)
    f = urllib.urlopen(some_url)
    Функция urlretrieve() позволяет записать заданный URL сетевой объект в файл. Она имеет следующие параметры:
    Листинг
    urllib.urlretrieve(url[, filename[, reporthook[, data]]])
    Здесь url — URL сетевого объекта, filename — имя локального файла для помещения объекта, reporthook — функция, которая будет вызываться для сообщения о состоянии загрузки, data — данные для метода POST (если он используется). Функция возвращает кортеж (filepath, headers) , где filepath — имя локального файла, в который закачан объект,
    headers — результат метода info() для объекта, возвращенного urlopen().
    Для обеспечения интерактивности функция urllib.urlretrieve() вызывает время от времени функцию, заданную в reporthook(). Этой функции передаются три аргумента:
    количество принятых блоков, размер блока и общий размер принимаемого объекта в байтах
    (если он неизвестен, этот параметр равен–1).
    В следующем примере программа принимает большой файл и, чтобы пользователь не скучал, пишет процент от выполненной загрузки и предполагаемое оставшееся время:
    Листинг
    FILE = 'boost–1.31.0–9.src.rpm'
    URL = 'http://download.fedora.redhat.com/pub/fedora/linux/core/3/SRPMS/' + FILE
    def download(url, file):
    import urllib, time start_t = time.time()
    def progress(bl, blsize, size):
    dldsize = min(bl*blsize, size)
    if size != -1:
    p = float(dldsize) / size try:
    elapsed = time.time() - start_t est_t = elapsed / p — elapsed except:
    est_t = 0
    print "%6.2f %% %6.0f s %6.0f s %6i / %-6i bytes» % (
    p*100, elapsed, est_t, dldsize, size)
    else:
    print "%6i / %-6i bytes» % (dldsize, size)
    urllib.urlretrieve(URL, FILE, progress)
    download(URL, FILE)
    Эта программа выведет примерно следующее (процент от полного объема закачки,
    прошедшие секунды, предполагаемое оставшееся время, закачанные байты, полное количество байтов):
    Листинг
    0.00 % 1 s 0 s 0 / 6952309 bytes
    0.12 % 5 s 3941 s 8192 / 6952309 bytes
    0.24 % 7 s 3132 s 16384 / 6952309 bytes
    0.35 % 10 s 2864 s 24576 / 6952309 bytes
    0.47 % 12 s 2631 s 32768 / 6952309 bytes

    0.59 % 15 s 2570 s 40960 / 6952309 bytes
    0.71 % 18 s 2526 s 49152 / 6952309 bytes
    0.82 % 20 s 2441 s 57344 / 6952309 bytes

    Функции для анализа URL
    Согласно документу RFC 2396 URL должен строиться по следующему шаблону:
    Листинг scheme://netloc/path;parameters?query#fragment где
    Листинг scheme
    Адресная схема. Например: http, ftp, gopher.
    Листинг netloc
    Местонахождение в сети.
    Листинг path
    Путь к ресурсу.
    Листинг params
    Параметры.
    Листинг query
    Строка запроса.
    Листинг frag
    Идентификатор фрагмента.
    Одна из функций уже использовалась для формирования URL — urllib.urlencode().
    Кроме нее в модуле urllib имеются и другие функции:
    Листинг quote(s, safe='/')
    Функция экранирует символы в URL, чтобы их можно было отправлять на web–сервер.
    Она предназначена для экранирования пути к ресурсу, поэтому оставляет '/' как есть.
    Например:
    Листинг
    >>> urllib.quote(«rnd@onego.ru»)
    'rnd%40onego.ru'
    >>> urllib.quote(«a = b + c»)
    'a%20%3D%20b%20%2B%20c'
    >>> urllib.quote(«0/1/1»)
    '0/1/1'
    >>> urllib.quote(«0/1/1», safe="")
    '0%2F1%2F1'
    quote_plus(s, safe='')

    Функция экранирует некоторые символы в URL (в строке запроса), чтобы их можно было отправлять на web–сервер. Аналогична quote(), но заменяет пробелы на плюсы.
    Листинг unquote(s)
    Преобразование, обратное quote_plus(). Пример:
    Листинг
    >>> urllib.unquote('a%20%3D%20b%20%2B%20c')
    'a = b + c'
    unquote_plus(s)
    Преобразование, обратное quote_plus(). Пример:
    Листинг
    >>> urllib.unquote_plus('a+=+b+%2B+c')
    'a = b + c'
    Для анализа URL можно использовать функции из модуля urlparse:
    Листинг urlparse(url, scheme='', allow_fragments=1)
    Разбирает
    URL в
    6 компонентов
    (сохраняя экранирование символов):
    scheme://netloc/path;params?query#frag
    Листинг urlsplit(url, scheme='', allow_fragments=1)
    Разбирает
    URL в
    6 компонентов
    (сохраняя экранирование символов):
    scheme://netloc/path?query#frag
    Листинг urlunparse((scheme, netloc, url, params, query, fragment))
    Собирает URL из 6 компонентов.
    Листинг urlunsplit((scheme, netloc, url, query, fragment))
    Собирает URL из 5 компонентов.
    Пример:
    Листинг
    >>> from urlparse import urlsplit, urlunsplit
    >>> URL = «http://google.com/search?q=Python»
    >>> print urlsplit(URL)
    ('http', 'google.com', '/search', 'q=Python', '')
    >>> print urlunsplit(
    … ('http', 'google.com', '/search', 'q=Python', ''))
    http://google.com/search?q=Python
    Еще одна функция того же модуля urlparse позволяет корректно соединить две части
    URL — базовую и относительную:
    Листинг
    >>> import urlparse
    >>> urlparse.urljoin('http://python.onego.ru', 'itertools.html')
    'http://python.onego.ru/itertools.html'
    Возможности urllib2
    Функциональности модулей urllib и urlparse хватает для большинства задач, которые
    решают сценарии на Python как web–клиенты. Тем не менее, иногда требуется больше. На этот случай можно использовать модуль для работы с протоколом HTTP — httplib — и создать собственный класс для HTTP–запросов (в лекциях модуль httplib не рассматривается). Однако вполне вероятно, что нужная функциональность уже имеется в модуле urllib2.
    Одна из полезных возможностей этих модулей — доступ к web–объектам, требующий авторизации. Ниже будет рассмотрен пример, который не только обеспечит доступ с авторизацией, но и обозначит основную идею модуля urllib2: использование обработчиков
    (handlers), каждый из которых решает узкую специфическую задачу.
    Следующий пример показывает, как создать собственный открыватель URL с помощью модуля urllib2 (этот пример взят из документации по Python):
    Листинг import urllib2
    # Подготовка идентификационных данных authinfo = urllib2.HTTPBasicAuthHandler()
    authinfo.add_password('My page', 'localhost', 'user1', 'secret')
    # Доступ через прокси proxy_support = urllib2.ProxyHandler({'http' : 'http://localhost:8080'})
    # Создание нового открывателя с указанными обработчиками opener = urllib2.build_opener(proxy_support,
    authinfo,
    urllib2.CacheFTPHandler)
    # Установка поля с названием клиента opener.addheaders = [('User–agent', 'Mozilla/5.0')]
    # Установка нового открывателя по умолчанию urllib2.install_opener(opener)
    # Использование открывателя f = urllib2.urlopen('http://localhost/mywebdir/')
    print f.read()[:100]
    В этом примере получен доступ к странице, которую охраняет mod_python (см.
    предыдущую лекцию). Первый аргумент при вызове метода add_password() задает область действия (realm) идентификационных данных (он задан директивой AuthName «My page» в конфигурации web–сервера). Остальные параметры достаточно понятны: имя хоста, на который нужно получить доступ, имя пользователя и его пароль. Разумеется, для корректной работы примера нужно, чтобы на локальном web–сервере был каталог, требующий авторизации.
    В данном примере явным образом затронуты всего три обработчика:
    HTTPBasicAuthHandler, ProxyHandler и CacheFTPHandler. В модуле urllib2 их более десятка,
    назначение каждого можно узнать из документации к используемой версии Python. Есть и специальный класс для управления открывателями: OpenerDirector. Именно его экземпляр создала функция urllib2.build_opener().

    Модуль urllib2 имеет и специальный класс для воплощения запроса на открытие URL.
    Называется этот класс urllib2.Request. Его экземпляр содержит состояние запроса.
    Следующий пример показывает, как получить доступ к каталогу с авторизацией, используя добавление заголовка в HTTP–запрос:
    Листинг import urllib2, base64
    req = urllib2.Request('http://localhost/mywebdir')
    b64 = base64.encodestring('user1:secret').strip()
    req.add_header('Authorization', 'Basic %s' % b64)
    req.add_header('User–agent', 'Mozilla/5.0')
    f = urllib2.urlopen(req)
    print f.read()[:100]
    Как видно из этого примера, ничего загадочного в авторизации нет: web–клиент вносит
    (закодированные base64) идентификационные данные в поле Authorization HTTP–запроса.
    Примечание:
    Приведенные два примера почти эквивалентны, только во втором примере прокси–
    сервер не назначен явно.
    XML–RPC сервер
    До сих пор высокоуровневые протоколы рассматривались с точки зрения клиента. Не менее просто создавать на Python и их серверные части. Для иллюстрации того, как разработать программу на Python, реализующую сервер, был выбран протокол XML–RPC.
    Несмотря на свое название, конечному пользователю необязательно знать XML (об этом языке разметки говорилось на одной из предыдущих лекций), так как он скрыт от него.
    Сокращение RPC (Remote Procedure Call, вызов удаленной процедуры) объясняет суть дела: с помощью XML–RPC можно вызывать процедуры на удаленном хосте. Причем при помощи
    XML–RPC можно абстрагироваться от конкретного языка программирования за счет использования общепринятых типов данных (строки, числа, логические значения и т.п.). В
    языке Python вызов удаленной функции по синтаксису ничем не отличается от вызова обычной функции:
    Листинг import xmlrpclib
    # Установить соединение req = xmlrpclib.ServerProxy(«http://localhost:8000»)
    try:
    # Вызвать удаленную функцию print req.add(1, 3)
    except xmlrpclib.Error, v:
    print «ERROR»,
    А вот как выглядит XML–RPC–сервер (для того чтобы попробовать пример выше,
    необходимо сначала запустить сервер):
    Листинг from SimpleXMLRPCServer import SimpleXMLRPCServer srv = SimpleXMLRPCServer((«localhost», 8000)) # Запустить сервер
    srv.register_function(pow) # Зарегистрировать функцию srv.register_function(lambda x,y: x+y, 'add') # И еще одну srv.serve_forever() # Обслуживать запросы
    С помощью XML–RPC (а этот протокол достаточно «легковесный» среди других подобных протоколов) приложения могут общаться друг с другом на понятном им языке вызова функций с параметрами основных общепринятых типов и такими же возвращаемыми значениями. Преимуществом же Python является удобный синтаксис вызова удаленных функций.
    Внимание!
    Разумеется, это только пример. При реальном использовании необходимо позаботиться,
    чтобы XML–RPC сервер отвечал требованиям безопасности. Кроме того, сервер лучше делать многопоточным, чтобы он мог обрабатывать несколько потоков одновременно. Для многопоточности (она будет обсуждаться в отдельной лекции) не нужно многое переделывать: достаточно определить свой класс, скажем, ThreadingXMLRPCServer, в котором вместо SocketServer.TCPServer использовать SocketServer.ThreadingTCPServer. Это предлагается в качестве упражнения. Наводящий вопрос: где находится определение класса
    SimpleXMLRPCServer?
    Заключение
    В этой лекции на практических примерах и сведениях из документации были показаны возможности, которые дает стандартный Python для работы в Интернете. Из сценария на
    Python можно управлять соединением на уровне сокетов, а также использовать модули для конкретного сетевого протокола или набора протоколов. Для работы с сокетами служит модуль socket, а модули для высокоуровневых протоколов имеют такие названия как smtplib,
    poplib, httplib и т.п. Для работы с системой WWW можно использовать модули urllib, urllib2,
    urlparse. Указанные модули рассмотрены с точки зрения типичного применения. Для решения нестандартных задач лучше обратиться к другим источникам: документации,
    исходному коду модулей, поиску в Интернете. В этой лекции говорилось и о серверной составляющей высокоуровневых сетевых протоколов. В качестве примера приведена клиент–серверная пара для протокола XML–RPC. Этот протокол создан на основе HTTP, но служит специальной цели.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта