ИГПЗС. 1. Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран
Скачать 452.64 Kb.
|
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.Феодальное право - совокупность различных источников права, отражающих привилегированное положение собственников крупных земельных участков – феодов. Многочисленные источники феодального права отражали деятельность тех политических сил, которые имели значение в условиях развивающейся государственности. Источники феодального западноевропейского права: 1) правовые обычаи; 2) варварские правды; 3) англо-саксонские записи норм обычного права; 4) королевские повеления и распоряжения. Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права, в котором можно выделить следующие характерные черты: 1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение; 2) феодальное право в значительной степени являлось «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий; оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе; 3) в феодальном праве не было привычной для нас дифференциации на отраси права; существовало деление на ленное право, манориальное право, церковное право, торговое право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом; 4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы нрава; 5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого национального права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях; 6) для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества; по своей сути, внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права. 40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.Городское право. Основным источником городского права была городская хартия – документ, в котором фиксировался статус города, его сеньора (господина) и населения. Города могли быть и вольными (Бремен, Германия) – без господина. В области вещных отношений в городах возникает обособленный от церкви институт частной городской собственности, который изначально включал движимые объекты, а затем распространился и на недвижимые. Защита городской частной собственности в праве предусматривалась как судебная, так и внесудебная. Время Высокого средневековья — XII–XIII вв. — стало началом периода расцвета городского строя в Европе. Явление это было всеобщим, и различия, касались только степени распространения городского уклада, количества и величины новых городов в государстве, их социально-политических взаимоотношений с королевской властью. На протяжении двух-трех столетий города стали не только политическими и культурными, но и экономическими и социальными центрами государств, до известной степени противостоя феодальному укладу. Городское население составляло особую сословную категорию, которая только поначалу полностью вписывалась в феодальную иерархию. Средневековый город был совершенно особым социальным организмом, самостоятельность которого росла тем более, чем значительнее были богатство и социальный вес городской общины жителей. Особенность статуса средневекового города была продолжением условий его образования в системе феодальных связей. Первоначальное городское поселение представляло собой общину, находившуюся под феодальной властью сеньора — духовного лица или владетельного герцога. Заинтересованный в укреплении города на его земле, сеньор предоставлял общине некоторые привилегии в специальной грамоте, или хартии. С издания таких и началась собственно история городов как самостоятельных социальных единиц. Первые хартии предоставляются городам с конца XI в. во Франции (Камбре — 1076 г., Амьен — 1084 г. и т. д.), в Германии — на рубеже XI–XII вв. Такие акты обыкновенно были двух разновидностей. В одних даровались освобождение города от феодальных повинностей (воинской, права «мертвой руки») и свободы (выбора местожительства и занятий, право жениться без разрешения сеньора), но устанавливались некие общие феодальные обязанности города как целого. В других к освобождению от феодальных повинностей прибавлялось право, по сути, правовой автономии (включая собственную уголовную и гражданскую юрисдикцию). Правовое обособление города было неразрывно со становлением городского самоуправления. Включить звук Такая правовая отгороженность городов стала основанием для развития собственного городского права, по которому жили члены городской общины и которому подчинялась вся организация городской жизни. В силу особенностей феодальной эпохи и городское право было строго сословным, именно через него формировалось сословие горожан. Однако богатство экономической и социально-культурной жизни города делало городское право более сложной и «открытой» для новых отношений системой, чем земское феодальное право. Раннее городское право (например, относящееся к концу XII в. право города Страсбурга) сложилось из сеньориальных предписаний и разрешений. И по содержанию оно было посвящено главным образом регламентированию статуса сеньориальных официалов в городе, взаимных отношений между официалами и горожанами, а также твердому установлению тех конкретных повинностей, которые обязывались исполнять в пользу своего бывшего сеньора (епископа) горожане: кузнецы — ковать стрелы, для войны, но только 300 штук, трактирщики — чистить по понедельникам отхожее место епископа и т. д. Городу даровалось право укрытия бежавших в него преступников. И каждый человек — «как чужой, так и местный уроженец дабы имел в нем мир во всякое время и от всех». Позднее городское право стало принимать все более самостоятельный характер. Городские органы самоуправления, обосновав свою независимость, стали сами вырабатывать правила и уставы городской юстиции и всей жизни города. Наибольшую известность в Европе в период позднего средневековья получили системы Любекского и Магдебургского права. Катоническое право Каноны - церковные нормы или правила, в течении первых пяти столетий (с 4 века нашей эры) определяли нормы религиозной жизни членов общин. К концу IV века каноны становятся частью земельного права, а само каноническое право превращается в автономную правовую систему. С приходом к власти, старающихся укрепить свой властный авторитет, церковь теряет ориентир развития и начинает развиваться в каждой местности самостоятельно, каноны начинают различаться по содержанию и форме. Систематизация канонов, объединение канонов, противоречащих по смыслу с целью выработки общих правил произошла в XII в. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах). Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. "Папская революция" сделала возможным более ясные пределы церковной юрисдикции. На основе принципа так называемой "личной" юрисдикции церковная юрисдикция распространялась па духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также, дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении "обездоленных" – нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков. Кроме того, существовала "предметная" компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства, связанные с так называемыми "духовными" делами. Сюда относили осуществление таинств (прежде всего таинства брака), завещания, клятвы, управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогообложение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церковью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных как божественные наставления. В течение VI–X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь "живет по римскому закону" (Ecclesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл, энциклик, а также решения церковных судов. С конца X до начала XII в. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности. Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов "Собрание 74 титулов" 1050 г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, "Собрание всех норм" (Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В 1075–1122 гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом В 1140 г. появился трактат монаха Грациана "Согласование несогласованных канонов", после чего стали различать "старое право" и "новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234 г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298 г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап. В 1582 г. был составлен обширный Свод канонического права. |