История Рекламы и СО, ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНУ, КГУ КУРСК. История РиСО. 1. Протореклама и протопиар, их основные функции
Скачать 69.72 Kb.
|
специализированных фотожурналах преимущественно для рекламы различного вида фотоуслуг и фотопродукции. Во-вторых, фотореклама использовалась в виде полномерного документального изображения продукции автомобильных компаний. В-третьих, она сыграла громадную роль популяризатора новинок кинематографии, причем не только в киноплакатах, но и фотожурналах, где печатались с продолжениями кадры из фильмов, выходящих на российские экраны. В-четвертых, этот вид рекламы использовался на сельскохозяйственных и промышленных выставках в виде так называемого экспортно-импортного фотографирования, для чего иногда отводился даже специальный павильон. Наконец, появляется и такой вид фоторекламы, как брошюры, буклеты и каталоги. С течением времени в фоторекламе все более набирают силу сюжетность и документализм. 26. Информационные рекламные агентства рубежа 19-20 веков Издания рекламного характера возникали в основном в районах зарождающейся торговой активности. В первой четверти XIX века нижегородская ярмарка, привлекавшая иностранных торговцев, выявила необходимость издания собственной рекламной газеты. Название газеты "Нижегородская почта". Начало XIX века в России характеризуется быстрым развитием печатной рекламы. Рекламные тумбы с наружной рекламой устанавливались в самых людных местах. Листовки, календари и прейскуранты стали обычным проявлением рекламной деятельности в России. Среди рекламных изданий Петербурга были "Тогровля и жизнь", "Деловой будильник", листок объявлений "Базар марок". В 1908 г. в Одессе вышел первый номер журнала по теории и практике рекламы - "Рекламист", который оценивал перспективы развития рекламы в России. Нижегородским аналогом был - "Спутник покупателя". Согласно историческим хроникам именно реклама сыграла решающую роль при завлечении поселенцев в колониальную Америку. Особенную прыть в развитии рекламного дела проявил некий Дж. Вейнмейкер - житель Филадельфии, открывший широкую сеть магазинов мужской одежды. Он делал ставку исключительно на газетную рекламу. В развитии своего дела он пользовался услугами профессионалов: с 1869 г. он был клиентом рекламного агенства "Н.У.Айер и сын". С 1880 г. Н.Айер начал издание "Американского газетного ежегодника". В 1869 г. Дж.Роуэлл не только сделал попытку систематизировать печатную продукцию по тиражам, направленности на целевую аудиторию, но ему также удалось выпустить "Американский газетный справочник".Во второй половине XIX века в США насчитывалось уже более 5400 изданий. В отличие от Англии, где первое рекламное агентство было создано аж в 1812 году, американцы создают бюро рекламных услуг и рекламные агентства, специализирующиеся на составлении рекламных текстов, лишь начиная со второй половины XIX века. Рост капитализма подталкивал американцев к анализу людскиъх потребностей - формированию "уникального торгового предложения." Рекламные агентства, создавая пользующиеся повышенным спросом объявления о продаже товаров, проводя рекламные акции, промоакции, пытались обосновать мотивы покупателей, толкающие их на совершение покупки. 27. Реклама русского авангарда. Профессиональные художники – рекламисты. Плакат имеет особое значение в искусстве русского авангарда: в 20-е годы прошлого столетия он являлся самым массовым видом графического советского искусства, служил одним из средств распространения рекламы, разного рода инструктажа или другой информации, а также выполнял задачи политической агитации. Период, в котором зародился Советский плакат, связан с попытками создания нового общества. Бедность населения, ожидание новой жизни, но в тоже время бурное развитие промышленности и отсутствие строгой цензуры — все это влияет на искусство того времени. Эль Лисицкий — одна из важнейших фигур русского авангарда, «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, созданный им в технике литографии в 1919–1920 годах. Однако цензура двадцатого века не щадила ни одну из сфер жизни советского народа. Даже работа художников проходила под контролем и ограничивалась жесткими рамками. Особенно следили за деятельностью рекламных дизайнеров, право на продажу своих творений имели только крупные официальные госкомпании. C развитием НЭПа изменения происходили в сфере экономики, преображалась торговая реклама. Рекламные плакаты, выполненные Родченко и Маяковским для изделий Резинотреста являются одними из самых известнейших примеров советской конструктивистской рекламы. Художники отказались от стандартного языка фигуративности, они создавали необходимые образы, с помощью простейших геометризированных элементов. 28. Художники в театре. Рождения стиля “модерн”, его отражение в рекламе зрелищ. До начала эпохи модерна, во второй половине XIX века, художники, изображая натуру, воспроизводили все тонкости и частности. Будучи реально видимыми, эти детали не воспринимались все одновременно. В модерне художники начали фиксировать обобщенное впечатление от предмета. Избавление от ненужных деталей, увеличение отдельных элементов и искажение общей формы рождало особую целостность восприятия. Огромную роль выразительные особенности графики. Сложная изысканная графическая линия объединяла все виды искусств, она доминировала и в архитектуре, и в текстиле, и в декоративно-прикладном творчестве. Годы конца XIX в. и начала XX в. стали переломными в развитии рекламной графики и плаката в России. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства , возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве - модерном. Соединение графического модерна с литографией сравнивают с взрывом небывалой мощности, оборвавшим вялую эволюцию в рекламе. 29. Реклама периода Первой Мировой войны. В газетах и журналах стало меньше рекламы стала реклама, и сама реклама другой. На страницах газет и журналов очень много фотографий и иллюстраций «С театра боевых действий». Появилось очень много рекламы пролтезов с подобным объяснением того, как ими пользоваться, как с их помощью вернуть трудоспособность. ЛУБОК. Сочетание забавных текстов с сатирическим изображением как нельзя лучше способствовали укреплению боевого духа солдат. Снова к созданию плакатов подключаются профессиональные художники, в том числе и те, которые раньше не занимались рекламой, например Казимир Малевич. В 1914 г. он вьпускает в московской типолитографии С. М. Мухарского шесть лубочных пятицветных плакатов c изображением австро-немецких войск, c сатирическими подписями. Реклама революционной поры была полностью политической. Основным ее информационным элементом была, по-видимому, листовка. Десятки картин советских художников, повествующие о революции, изображают чтение листовок солдатами. 30. Политическая реклама и PR периода Гражданской войны. Плакаты времен гражданской войны порождали у населения установки на физическое уничтожение врага, выраженную классовую ненависть и ксенофобию наряду с антирелигиозными убеждениями. Часто плакаты 1920-30-х годов отличались чрезмерно большим текстом. Причем этот текст, вычурно расположенный, был явно неудобен для прочтения из-за нагромождения строк. Одним из примеров является такой текст на плакате Н. Соколова <Производительность труда>: <Производительность труда - это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. В это время в дизайне активно стали использоваться фотография и фотомонтаж. Конструктивизм как движение в искусстве сыграл очень значительную роль в дизайне политической рекламы. Массовое распространение политических бюллетеней и пропагандистских материалов было обусловлено целями российской революции. Во время гражданской войны в России стала активно развиваться технология коллективного создания политической рекламы в форме плакатов. 31. Проблематика и художественные направления рекламы 1920 Этот период в истории СССР прошел под эгидой коммерческой рекламы государственных учреждений, совмещая его с всесоюзной антиалкогольной компанией и пропагандой здорового образа жизни. Крупнейший заказчик этого периода - "Моссельпром". В него вошли национализированные пивоваренные и спирто-водочные заводы, кондитерские и табачные фабрики. Что касается коммерческой рекламы 20-х годов, то ее делали в в основном для "Моссельпрома". Над рекламой работали великие люди: Буланов, Тархов, Такке, Зеленский. На смену конструктивистким плакатам пришли яркие портретные и сюжетные композиции, они были наполнены динамикой, юмором, живописностью. В этих плакатах уже использовался не фотомонтаж, а рисунок. Лозунгом дизайнеров того периода был - "Товар - лицом!". Основной задачей плакатов того времени, да и всей рекламы - это показать людям, какая должна быть их жизнь (спорт, много работать). Отсюда и изображения здоровых румяных лиц. 32. Конструктивизм в России: изменения материальной среды. Художественные принципы. Вклад конструктивистов в пропаганду книги. 33. Реклама на нетрадиционных носителях (агитфарфор,агиттекстиль). Агиттекстиль – необычное явление в советской промышленности 20-30-х годов, предмет изучения и коллекционирования. Это ткани, отражающие политическую и социальную жизнь Советской России - социализм, торжество технологий и техники, развитие сельского хозяйства, стройки, спорт и митинги. Печатные агитационные ткани производились методом набойки на ивановской текстильной фабрике. Просуществовал он недолго, а после был подвергнут осуждению и забыт на многие годы. Однако две художницы-авангардистки, Варвара Степанова и Любовь Попова, сумели воплотить свои идеи на производстве. За два года работы на ивановской текстильной фабрике они создали несколько тысяч эскизов, и около пятидесяти все-таки пошло в производство. Они черпали вдохновение в беспредметной живописи и создавали геометрические орнаменты, чистые формы без цветов и птиц. После кризиса, вызванного Второй мировой войной, текстильные фабрики вернулись к традиционным узорам, а агитационный текстиль с тракторами и марширующими массами хранится теперь в музеях 34. Функции рекламы СССР в 30-е годы. Мифологемы социализма: PR и рекламы. Сталинская модернизация 1930-х гг. внесла коренные изменения в жизнь советского общества, в том числе и в рекламную деятельность. В первую очередь эти изменения были вызваны ликвидацией частного сектора в производстве и торговле, формированием централизованной системы управления экономикой. Разумеется, в этих условиях необходимость в оценках конкурентных преимуществ той или иной продукции начисто отпадала. Впрочем, экономическая функция рекламы в связи с наличием товарно-денежных отношений не была ликвидирована. Вместе со всеми колебаниями, реклама в эти годы получила-таки дополнительный импульс к дальнейшему своему развитию. Мобилизационная, догоняющая модель экономики нуждалась в популяризации трудового энтузиазма, движения ударников, разных форм социалистического соревнования, необходимости коллективизации и индустриализации. Нужда в средствах на проведение модернизации за счет экспорта стимулировала развитие экспортной рекламы. Миссией экспортной рекламы стало участие в зарубежных выставках. Для зарубежных выставок и ярмарок в качестве информационно-рекламного сопровождения готовилась самая разнообразная печатная продукция: брошюры, проспекты, листовки с описанием отдельных товаров, демонстрировавшихся в советском павильоне. Организованные здесь же розничная торговля и дегустация, платная (а зачастую и бесплатная) раздача образцов продукции в специальных киосках давала свой эффект, особенно в рекламе пищевых товаров. Методы и приемы, используемые художниками-плакатистами в этом рекламном жанре, отличаются поразительным для своего времени многообразием. Это и обстоятельное, детализированное объяснение (И. Боград), и загадочный романтизм и привлекательность образа (А. Миллер и С. Сахаров), и ясность, четкость, жизнерадостность (А. Зеленский). Наиболее ярким примером творческого, «антипо- вествовательного» подхода к торговому плакату может служить экспортный плакат А. Зеленского «Ирис-Прима. Моссельпром. Москва. СССР» (1930), с куклами в национальных русских костюмах. Бибилиографическая реклама широко использовала тематический плакат, посвященный «узкой» теме. Также в этот период появляются так называемые монографические листы, рекламирующие творчество определенного писателя, и «форматка», представляющая собой заранее напечатанный текст, но с пустым местом, оставленным для заполнения в соответствии с тематической востребованностью мероприятия. В целом можно сказать, что торговая плакатная реклама была достаточно продуктивна, поскольку достигала своей главной цели — информирование покупателя о свойствах товаров и путях их приобретения. 35. Роль В. В. Маяковского в развитии в торговой и политической рекламы. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов. Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст. В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов. С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты 36. Пропаганда в годы Великой Отечественной войны, её принципы и функции. Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику [8]. Популярными средствами пропаганды стали советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее. акже важную роль сыграли плакаты. Плакаты были разными по содержанию и по-разному передавали суть того или иного события. Часть плакатов была посвящена немецким политическим лидерам (особую популярность имела фигура Геббельса). Как правило они носили сатирический характер и высмеивали политиков. Другие плакаты описывали ужасы войны — убийства, насилия, грабежи. Подобные плакаты быстро распространялись по всему Союзу. Пропагандистские поезда и агитационные бригады, лекторы и художники помогали распространять информация в учебных заведения, больницах, заводах, в военных рядах. А главное, что они носили простой и одновременно яркий и запоминающийся характер. Часто подобные материалы сопровождались колкими стихами. Так пропаганда перерождается в нечто качественно новое. Принцип пролетарского интернационализма ушел в прошлое. Классовые ценности переросли в понятие, сближающее весь народ — «Родина», «Отечество». Работа пропагандистских органов сумела сделать главное — поселить в сознании людей непримиримое отношение к чуждому, варварскому образу жизни врага, которая в сочетании с проявленной доблестью солдат стала одним из главных факторов на пути к победе. 37. Европейская реклама первых послевоенных лет: основные направления, сферы деятельности рекламы и PR. Предпосылки формирования рекламных индустрий в странах Западной Европы складывались на протяжении всей истории развития рекламы этого региона. Наиболее важные события, способствовавшие созданию ее институциональных основ, связаны с оформлением средств массовой коммуникации (адресные бюро, пресса, рекламные агентства) как основных каналов рекламной коммуникации, формированием научных представлений о рекламе и механизме рекламного воздействия (развитие психологии рекламы) и выработкой правил (сначала в форме ордонансов, затем законов, норм саморегулирования) регулирования рекламной деятельности. Реклама была тесно связано с основными событиями политической и экономической жизни европейских стран. Являясь особой формой коммуникации, она сопровождала и обеспечивала информационную составляющую социальной деятельности человека. Европейская история богата многочисленными примерами, демонстрирующими влиятельную, преобразующую роль, приращение ее функций (от информационной до культурной и идеологической) на волне информационных революция, по мере того как происходило расширение поля применения ее возможностей. Концепция рекламы в период I мировой войны и некоторое время после ее завершения теоретически основывалась на учении о «массовой психологии». Считалось, что «человек массы» или толпы легко поддается действию так называемой «барабанной рекламы», то есть рекламы, основанной на назойливых повторениях и попытках оказать воздействие. |