Главная страница

1 удобство налогообложения


Скачать 384.48 Kb.
Название1 удобство налогообложения
Дата09.10.2022
Размер384.48 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtema 2.pdf
ТипДокументы
#722784
страница2 из 3
1   2   3
Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII—VII веках дон. э. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II — началу I тысячелетия дон. э.
Киммерийцы представляли собой сильное государство. О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века дон. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы Ассирию при царе Асаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках. В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха. Греческие авторы считали, что исходным пунктом всех походов киммерийцев в страны Древнего Востока было Северное Причерноморье, а пути их набегов шли через Кавказ и Балканский полуостров. Поданным топонимики, киммерийцы жили в Приазовье. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших вовремя столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию
(Каппадокию), а другая часть была ассимилирована скифами.
Греческие колонии С VIII века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний, Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя, Феодосию, Пантикапей, Фанагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийскими являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы. Скифы Главные сведения о скифах дают археология и труды
Геродота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке дон. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое племенное (государственное) объединение и занимал в VII—V веках дон. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно- политическим претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неоднородные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века дон. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье — Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.
Известный поэтический образ скифов как азиатов с раскосыми и жадными очами, созданный А. Блоком, не соответствует действительности антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черту скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины — потомки сарматов, ближайших родственников скифов. Сарматы Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во II веке дон. э, сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и
Прикаспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев — сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами. Готы Из Прибалтики в причерноморские степи во II веке дон. э. пришли германские племена готов. Готы воевали с сарматами и аланами, но им удалось одержать победу лишь через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся на территории почти всей Восточной Европы. С концах годов в Готии стала активно распространяться христианская религия. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Гунны, оттеснившие в IV веке н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами
(манси), а затем — в Причерноморье. Л. Н. Гумилев пишет, что на Южном Урале был создан новый этнос — западные гунны, также мало похожи на старых азиатских хунов, как техасские ковбои на английских фермеров. Мощный гуннский союз под главенством их вождя Аттилы в конце IV века ворвался в Европу, производя опустошения. После 70 лет войн и походов, в середине V века, гуннский союз распался. Часть гуннов, оставшись на Дунае
ив Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями другая часть ушла на восток. Тюркский каганат сложился в середине VI века на Алтае ив Монголии, а затем расширил свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовалось несколько союзов — аварский, хазарский и булгарский.
Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Европу они обосновались на теперешней Венгерской равнине и основали мощное государство, просуществовавшее до начала Х века. Движение авар через восточноевропейские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Повесть временных лет рассказывает, что авары («обры») поработили часть славян и подвергали их жестокому угнетению. Воинственные авары постоянно совершали набеги на Византию и на Западную Европу, их орды достигали берегов Северного моря. В конце концов, после долгих войн, авары были разгромлены франками и исчезли со страниц истории. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке
«Погибоша аки обри». Хазарское государство) возникло около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу. В Хазарии были крупные города Беленджер на реке Сулак, Семендер возле современного Дербента, Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек, Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители религии арабы. Дело в том, что в VII—VIII веках арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное, прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. Великий
шелковый путь сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу
(Итиль — хазарская река) — серебряный путь и Днепр (Борисфен) — парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства. И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за живым товаром. Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX—X вв. была одной из самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму. Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство вначале века к серьезному политическому шагу — официальному принятию иудаизма — религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой ив Византии, ив Халифате.
Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки Халифата. Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в
Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа. Против правительства образовался
своеобразный христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникновением в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Киевской Русью. В 965 году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир подавил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего позднее русского народа.
Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) ив Крыму (караимы).
Булгарские союзы около VII века делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передавим свой этноним3. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен. Государство Волжская Булгария было основано булгарами, пришедшими в Среднее Поволжье около VII века. Столица — город Булгар
— являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими в
922 году ислама. Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 1236 году не подверглось разгрому со стороны монголо-
татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляции. Ноне исчез народ, когда-то носивший это имя потомками волжских булгар являются чуваши и казанские татары.
Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов. Печенеги появились в Днепровско-Донском междуречье в IX веке. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит. После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успеху стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. Гагаузы (современная народность) являются потомками печенегов. Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Донца. Весь XI век половцы
осваивали степь, захватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины. Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома. Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дороги берегах рек. К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политическую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать сними. Вначале века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана — Боняк и
Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича. Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в
1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства ив Египет для службы в гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными
тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других народов.
Финно-угорские народы Повесть временных лет перечисляла народы, которые отдавали дань Руси чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь.
Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. МН. Покровский считал В жилах великороссов течет 80% финской крови. Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название русский. ВО. Ключевский утверждает, что ассимиляция шла мирно. Волны славян - переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом сними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями.
Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.
Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки — калька с финских представлений, в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).
Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. см. справочные материалы) изменило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народами государствам.
Основные этапы становления российской государственности в IX-
XII веках.
(
http://intellect-video.com/1481/Gordon-Stanovlenie-drevnerusskogo-gosudarstva-online/
) История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Знаменитый древнегреческий историки путешественник Геродот (V век до н.э.), первым из ученых мужей Средиземноморья побывал в северном Причерноморье и писало скифах, в том числе и оседлых, земледельческих. "Скифы-пахари Геродота, - считает немецкий филологи полиглот К.Г.Менгес (1908-1983), - могли быть славянами, поскольку скифы в согласии с типичными чертами, какие им приписываются, были настоящие кочевники степей, а не оседлые земледельцы. (
http://rus-hist.on.ufanet.ru/readme.htm
) Периодизация первоначальной истории славянства Период Хронологические рамки Нижняя граница периода Верхняя граница периода Источники

Протославянски й
II тыс. до н.э. – I в.н.э. Выделение протославян из индоевропейской этнической общности Появление первых письменных источников о славянах древнеримские Тацит,
Птоломей, Клавдий,
Плиний Старший) Данные палеолингвистик и Праславянский
I в.н.э. – VI/VII вв. Появление первых письменных источников о славянах Участие славян в процессах Великого переселения народов, повлекшее распад праславянской общности Римские и византийские
(Прокопий
Кесарсктй,
Псевдо-
Маврикий и др) письменные источники, Истории готов Иордана Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв.
завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит складывание современных славянских народов. Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян. В IV веке образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же - дулебы и бужане). Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в "Повести временных лет, рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева (приблизительно V век. Поляне первые среди восточных славян стали использовать название "Русь, о происхождении которого существует несколько версий. Известия о руссах (россах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI века. О занятиях, обычаях и нравах руссов много писали византийские и арабские путешественники и историки. К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами.
Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением ив результате длительного общения ассимилировали его. Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Славу (впоследствии близ этого места возник Новгород
Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена. Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место.
Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - "скотьим богом" считался Велес. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди "капищ. Умилостивить "идолов" можно было жертвами. Каждый род чтил щура, мистического предка, основателя рода. (Отсюда и "пращур" и "чур меня, древнейшая из известных молитв-заклинаний.) Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. Этапы становления языческих религиозных верований у восточных славян фетишизм поклонение камням, деревьями т.п. анимизм вера в духов Тотемизм почитание животных – медведя, лисы и др. – как перевоплотившихся предков Персонификация стихий и ландшафтов – вера в русалок, водяных, леших,

полевников и др.
1   2   3


написать администратору сайта