2. Сущность и особенности цивилизационного подхода в историческом познании. Отличия западного и восточного типов цивилизации. Сам термин цивилизация
Скачать 299.28 Kb.
|
47) Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в конце XX - начале XXI веков Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны.«Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Что нового дал этот период русской и мировой культуре? Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально. Во-вторых, «Серебряный век» русской философии - это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, субъективизма, интереса к тайнам психики, иррационального в человеке; господство мистического начала в культуре. В-третьих, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев. В-четвертых, «серебряный век» - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входили такие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкавшие ни к одному из художественных направлений. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России. Советский период в развитии России. Среди многочисленных точек зрения в оценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всю советскую культуру заведомо мрачными красками тоталитаризма и вождизма, не представляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшие противоречия развития, социальную психологию масс, не исключая предпосылки дооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороны этого времени, и в то же время видит гуманистическую направленность поисков значительной части творческой и научно-технической интеллигенции. В истории советской эпохи принято выделять несколько социокультурных этапов:двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные вехи развития культуры, плюрализма и инакомыслия, борьбы с тоталитаризмом, как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться. Особое место занимает культура в период Великой отечественной войны. Уже с первых шагов революции инакомыслие обнажило беспечность значительной части интеллигенции, не увидевшей в ней для себя и России «духовное разорение», весь ужас нависшей опасности. «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришвина, И. Павлова составляют великий «зачин» плюрализма русской культуры советского периода. Контроль над духовной сферой, жесткий партийный прессинг - особый феномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал«социалистический реализм» - творческий метод литературы и искусства, подразумевавший правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности). Однако он требовал в художественных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возросло значение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Около 80 % отечественных фильмов были поставлены на этой киностудии («Два бойца» Л. Д. Лукова, «Секретарь райкома» И. А. Пырьева и др.). Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. Образы защитников Ленинграда создали в поэмах О. Бергольц «Ленинградская поэма» и В. Инбер «Пулковский меридиан». Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова «Дни и ночи» и В. Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова. Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин», поэма М. Алигер «Зоя». Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С. Герасимова «Мать партизана», картине А. Пластова «Фашист пролетел» и др. В годы войны происходили заметные изменения в жизни советского многонационального общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единства судеб народов. В послевоенный период сфера идеологии охватила все стороны социокультурной жизни страны. На практике это означало грубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развития культуры. Примером тому может служить печально известное постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателей были объявлены «несовместимыми с социалистическим мировоззрением», «идейно-порочными». Такая же политика велась и в отношении других видов художественного творчества. Гонениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А. Авдеенко и др. Период «оттепели». После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободу художникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однако эта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время все ограничения, вытекавшие из принципа «партийности», призванной «вдохновлять» писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» вызвало резкую реакцию властей: его заставили отказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. «Дело Пастернака» породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих он перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрождения. На рубеже 50—60-х гг. проявились тенденции «нового авангарда» в живописи как альтернатива существующему состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципам изображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период «оттепели» продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал «формалистов», «оторвавшихся от народа». В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация «живых» и «мертвых». А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин. Время с середины 60-х до середины 80-х гг. принято называть «застойным». Но к литературному процессу это понятие неприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением, собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского «похолодания», возврат к прошлому сделался в последующие годы невозможным. В полный голос заговорили таланты «сорокалетних», долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л. Петрушевская и др.). Получили возможность свободного развития различные виды «нереальной» литературы. Литературный пласт стал шире, «производственной» тематике все более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающие высшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько его самого, богатство его внутреннего мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч. Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева, Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева, В. Распутина и др. 48) Современные международные организации ООН, НАТО, ЕС: цели и направления деятельности. Организация Объединенных Наций (ООН) Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира. Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов. В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п., а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия. Организация Североатлантического договора (НАТО) Организация Североатлантического договора (НАТО) включает 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов. Европейский союз (ЕС) Европейский союз(ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию. Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности. В целом сам факт существования Европейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами. Вместе с тем ЕС становится все более заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене. Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи сразличными проблемными международно-политическими ситуациями. В некоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногда интеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенных международно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активную политику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощь постсоциалистическим странам. 49) Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения: основные положения и значение ///////////////////////////////////////////// 50) Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - XXI в. Политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют: □ межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями); □ национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии; □ внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства). Специфика межгосударственных конфликтов заключается в следующем: □ их субъектами выступают государства или коалиции; □ в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон; □ межгосударственный конфликт является продолжением политики государств- участников; □ современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения; □ межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. Межгосударственные конфликты Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно отнести его только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон. Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Межгосударственные конфликты часто реализуются в виде войны. Отличия войны от межгосударственного вооруженного конфликта заключаются в следующем. □ Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами. □ Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограниченны по масштабам и применяемым средствам. □ Война является состоянием всего общества, участвующего в ней. □ Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки. |