Язык Си. Алгоритм Свойства алгоритма дискретность состоит из отдельных шагов (команд) понятность
Скачать 4.66 Mb.
|
Задания«5»: Два квадрата двигаются в противоположных направлениях и отталкиваются от стенок синего квадрата: Управление клавишами Задача: жёлтый квадрат внутри синего квадрата управляется клавишами-стрелками. Коды клавиш: влево – 75 вверх – 72 Esc – 27 вправо – 77 вниз – 80 Проблема: как изменять направление движения? Решение: if нажата клавиша { получить код клавиши - code if (code == 27) break; if (code == 75) x --; if (code == 77) x ++; if (code == 72) y --; if (code == 80) y ++; } ( kbhit() ) code = getch(); switch ( code ) { case 75: x --; break; case 77: x ++; break; case 72: y --; break; case 80: y ++; } } если было нажатие на клавишу, … получить код клавиши выход по Esc перемещение Программа void Draw (int x, int y, int color) { ... } if ( kbhit() ) { ... } Что плохо? ? процедура основной цикл обработка нажатия на клавишу main() { int x, y, code; ... while ( 1 ) { Draw(x, y, COLOR(255,255,0)); delay(20); Draw(x, y, COLOR(0,0,255)); } } Как убрать мигание? ? Задания «3»: Квадрат в самом начале стоит в правом нижнем углу, и двигается при нажатии стрелок только вверх или влево: «4»: Квадрат двигается при нажатии стрелок, однако не может выйти за границы синего квадрата: Задания«5»: Квадрат непрерывно двигается, при нажатии стрелок меняет направление и отталкивается от стенок синего квадрата: Вращение (для 8-11 класса) Задача: изобразить модель вращения Земли вокруг Солнца. Проблема: движение по окружности, как изменять координаты? Решение: использовать в качестве независимой переменной (менять в цикле) угол поворота α (x0, y0) α L (x, y) x = x0 + L·cos(α) y = y0 – L·sin(α) Процедура void Draw( int x, int y, int color ) { const int r = 10; setcolor ( color ); circle ( x, y, r ); } цвет: желтый – рисуем, черный – стираем установили цвет линий радиус Земли (x,y) r постоянная Константы и переменные #include main() { const int rSun = 60, // радиус Солнца L = 150, // радиус орбиты Земли x0 = 200, // координаты центра Солнца y0 = 200; int x, y, // координаты Земли code; // код нажатой клавиши float a, ha; // угол поворота, шаг initwindow( 500, 500 ); ... } void Draw ( int x, int y, int color ) { ... } Основной цикл circle ( x0, y0, rSun ); setfillstyle(1, COLOR(255,255,0)); floodfill(x0, y0, COLOR(255,255,255)); a = 0; // начальный угол ha = M_PI/180; // шаг 1o за 20 мс while(1) { x = x0 + L*cos(a); y = y0 - L*sin(a); Draw ( x, y, COLOR(0,255,255) ); delay ( 20 ); Draw(x, y, 0); a = a + ha; } closegraph(); рисуем Солнце: белый контур, желтая заливка if ( kbhit() ) if ( 27 == getch() ) break; #include ! новые координаты поворот на ha ждем 20 мс выход по Esc «4»: Изобразить модель Солнца с двумя планетами, которые вращаются в противоположные стороны: «5»: Изобразить модель системы Солнце-Земля-Луна: Задания Тема 13. Функции Функции Функция – это вспомогательный алгоритм (подпрограмма), результатом работы которого является некоторое значение. Примеры:
Зачем? для выполнения одинаковых расчетов в различных местах программы для создания общедоступных библиотек функций В чем отличие от процедур? ? Функции Задача: составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений, и привести пример ее использования Функция: формальные параметры int Max ( int a, int b ) { if ( a > b ) return a ; else return b ; } return - вернуть результат функции тип результата Функции Особенности:
формальные параметры описываются так же, как и для процедур можно использовать параметры-переменные функции обычно располагаются до основной программы Max ( int a, int b ) int float qq ( ) int a, float x, char c int Vasya (int a, int b ) & & Функции Особенности:
float qq ( int a, int b) { ... } float x, y; локальные переменные Локальные переменные недоступны в основной программе и других процедурах и функциях. ! Программа main() { int a, b, с; printf ( "Введите два числа\n" ); scanf ( "%d%d", &a, &b ); c = Max ( a, b ); printf ( "Наибольшее число %d", c ); } int Max ( int a, int b ) { ... } фактические параметры вызов функции формальные параметры Задания «4»: Составить функцию, которая определяет сумму всех чисел от 1 до N и привести пример ее использования. Пример: Введите число: 100 сумма чисел от 1 до 100 = 5050 «5»: Составить функцию, которая определяет, сколько зерен попросил положить на N-ую клетку изобретатель шахмат (на 1-ую – 1 зерно, на 2-ую – 2 зерна, на 3-ю – 4 зерна, …) Пример: Введите номер клетки: 28 На 28-ой клетке 134217728 зерен. Задания (вариант 2 для 9-11 класса) «4»: Составить функцию, которая определяет наибольший общий делитель двух натуральных и привести пример ее использования. Пример: Введите два числа: 14 21 НОД(14,21)=7 «5»: Составить функцию, которая вычисляет функцию синус как сумму ряда (с точностью 0.001) Пример: Введите угол в градусах: 45 sin(45) = 0.707 x в радианах! Логические функции Задача: составить функцию, которая определяет, верно ли, что заданное число – простое. Особенности:
результат функции можно использовать как логическую величину в условиях (if, while) Алгоритм: считаем число делителей в интервале от 2 до N-1, если оно не равно нулю – число составное. Как улучшить? ? count = 0; for (i = 2; i < N; i ++) if ( N % i == 0) count ++; if ( count == 0 ) // число N простое} else // число N составное Функция: простое число или нет int Prime ( int N ) { int count = 0, i; for (i = 2; i*i <= N; i++) if (N % i == 0) count ++; return (count == 0); } if (count == 0) return 1; else return 0; Логические функции #include main() { int N; printf ( "Введите целое число\n" ); scanf ( "%d", &N ); if ( Prime( N ) ) printf ("%d - простое число", N); else printf ("%d - составное число", N); } int Prime ( int N ) { ... } функция Prime( N ) Задания «4»: Составить функцию, которая определяет, верно ли, что сумма его цифр – четное число. Пример: Введите число: 136 Сумма цифр четная. «5»: Составить функцию, которая определяет, верно ли, что в заданном числе все цифры стоят по возрастанию. Пример: Введите число: 258 Верно. Введите число: 528 Неверно. Введите число: 245 Сумма цифр нечетная. Тема 14. Случайные числа Случайные числа Случайные явления: везде…
падение снега броуновское движение помехи при телефонной связи шум радиоэфира Случайные числа – это такая последовательность чисел, для которой невозможно предсказать следующее даже зная все предыдущие. Проблема: как получить на компьютере? Возможные решения: использовать внешний источник шумовых помех с помощью математических преобразований Псевдослучайные числа Псевдослучайные числа – это такая последовательность чисел, которая обладает свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле. Примеры:
Случайные вещественные числа [0,1] Литература: Д. Кнут, Искусство программирования для ЭВМ, т.2. дробная часть числа a, c, m - целые числа простое число 230-1 например, k = 5 остаток от деления Распределение случайных чисел Модель: снежинки падают на отрезок [a,b] a b a b распределение равномерное неравномерное Сколько может быть разных распределений? ? Распределение случайных чисел Особенности:
равномерное распределение одно, компьютерные датчики (псевдо)случайных чисел дают равномерное распределение неравномерных – много любое неравномерное можно получить с помощью равномерного a b a b равномерное распределение равномерное распределение Генератор случайных чисел в Си RAND_MAX – максимальное случайное целое число (обычно RAND_MAX = 32767) rand() – случайное целое число в интервале [0,RAND_MAX] srand(N) – установить начальное значение последовательности случайных чисел N: #include int x, y; x = rand(); // первое число [0,RAND_MAX] y = rand(); // уже другое число srand ( 345 ); // начнем с 345 Целые числа в заданном интервале Целые числа в интервале [0,N-1]: Примеры: Целые числа в интервале [a,b]: int random(int N) { return rand()% N; } x = random ( 100 ); // интервал [0,99] x = random ( z ); // интервал [0,z-1] x = random ( z ) + a; // интервал [a,z-1+a] x = random (b – a + 1) + a; // интервал [a,b] Генератор случайных чисел в Си Вещественные числа в интервале [0,1] float x; x = 1.*rand() / RAND_MAX; // интервал [0,1] Вещественные числа в интервале [0,z] x = 1.*z*rand() / RAND_MAX; Вещественные числа в интервале [a,z+a] x = 1.*z*rand() / RAND_MAX + a; Вещественные числа в интервале [a,b] x = 1.*(b-a)*rand() / RAND_MAX + a; [0,RAND_MAX] = [0,32767] Случайные числа Задача: заполнить прямоугольник 400 на 300 пикселей равномерно точками случайного цвета Как получить случайные координаты точки?
y = random ( 300 ); Как добиться равномерности? обеспечивается автоматически при использовании функции random Как получить случайный цвет? R = random( 256 ); G = random ( 256 ); B = random( 256 ); COLOR(R,G,B) Программа #include #include #include main() { int x, y, R, G, B; initwindow ( 500, 500 ); // цикл до нажатия на Esc closegraph(); } int random(int N) { return rand() % N; } функция для получения случайного числа от 0 до N-1 Основной цикл while ( 1 ) { x = random(400); y = random(300); R = random(256); G = random(256); B = random(256); putpixel ( x, y, COLOR(R,G,B)); } if ( kbhit() ) if ( 27 == getch() ) break; случайные координаты случайный цвет выход по Esc бесконечный цикл??? Задания «3»: Заполнить квадрат точками случайного цвета. размер квадрата ввести с клавиатуры: Пример: Введите размер квадрата: 150 «4»: Заполнить область точками случайного цвета: Залания«5»: Заполнить область точками случайного цвета: или Конец фильмаПОЛЯКОВ Константин Юрьевич д.т.н., учитель информатики высшей категории, ГОУ СОШ № 163, г. Санкт-Петербург kpolyakov@mail.ru |