Главная страница

Археология. Вопросы и ответы.. Археология Что такое археология


Скачать 183.41 Kb.
НазваниеАрхеология Что такое археология
АнкорАрхеология. Вопросы и ответы..docx
Дата19.04.2018
Размер183.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАрхеология. Вопросы и ответы..docx
ТипДокументы
#18253
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

13. Неолит Урала и Сибири.

На Среднем Поволжье и в Прикамье жили племена волго-камской культуры, очень близкой к восточно-уральской (или обско-уральской). Обычно обе культуры рассматриваются вместе, их объединяют в «уральский неолит».

Время уральского неолита лежит между 4000—1800 гг. до н. э. Как повсеместно в лесной зоне, стоянки расположены у края водоемов, а жилищами были прямоугольные полуземлянки. Сосуды с округлым или острым дном украшены гребенчато-струйчатым орнаментом (нанесенные гребенчатым штампом вертикальные волнистые полоски), ямочного орнамента здесь нет. Часты костяные гарпуны. Стрелы тоже костяные и имеют биконическую форму.

На стоянке Стрелка близ Нижнего Тагила в Горбуновском торфянике найдены прекрасные изделия из дерева, видимо, распространенные на Урале в неолитическое время. Это полозья нарт, весла (значит, были и лодки), ковши с ручками в виде птичьих голов, сосуды, видимо, ритуальные, в виде фигурки лося и др. Особенно следует подчеркнуть значение находки лыж: ведь они делали возможной охоту, составлявшую главное занятие населения и зимой.

К сер. III—нач. II тысячелетий до н. э. относятся неолитические поселения Северной Оби, похожие на уральские. Они расположены в приозерьях, обычно на мысах. Жилищами служили огромные землянки, площадью иногда до 600 кв. м. Обычны оббитые и шлифованные долота, ножи, стрелы, позже топоры. Главным занятием было рыболовство. Сосуды первоначально яйцевидные, позднее — плоскодонные. На р. Томи известны наскальные рисунки, изображающие приседающих в танце человечков, а также медведя, волка, журавля, уток и других животных.

Неолит Прибайкалья делят на три культуры. Наиболее ранняя из них представлена могильниками исаковского типа IV — нач. III тыс. до н. э. Исаковские погребения встречаются небольшими группами по 5—6 могил. В кремневой индустрии большие каменные скребла. Микролиты часто использовались как наконечники копий. Некоторые предметы сделаны из мамонтовой кости. Украшения делали из костей и зубов диких животных. Сосуды полуяйцевидные. В могилах обычен охотничий инвентарь — копья, луки, колчаны, стрелы, ножи. Преобладала охота на таежного зверя, некоторое значение имело рыболовство.

Поселения и могильники серовской культуры относятся к III тысячелетию до н. э. Обработка камня, кости, изготовление посуды достигло большого совершенства. Вслед за полированием камня, сверление. Широко распространились изделия из зеленого нефрита. Одежда шилась из шкур, найдены шилья и иглы в костяных футлярах. В могилах обычны копья, луки, стрелы и кинжалы. Замечателен серовский лук, упругость которого была увеличена роговыми накладками. Такой лук посылал стрелу дальше и с большей силой, чем лук без накладок. В хозяйстве охота, рыболовство. Использовались также гарпуны и рыболовные крючки. В женских погребениях, как и в мужских, находят луки, стрелы, копья, тесла.

Название третьей культуры ангарского (или прибайкальского) неолита дал китойский могильник (середина III — начало II тыс. до н. э.). Могилы заключают костяки, посыпанные охрой. При погребенных находят рыболовные крючки. Рыбу ловили не только крючками, были и сети. Рыболовство главенствует. Часты тесла и ножи из зеленого нефрита. В китойских могильниках впервые можно отметить неоднородность погребений по количеству и качеству инвентаря. Бедные захоронения обычно находятся на периферии кладбища. Нефрит, которым богато Прибайкалье, был основой богатства местных племен — этот камень и изделия из него широко распространились в результате обмена.

В то время, когда в Прибайкалье господствовала неолитическая техника, некоторые племена уже открыли металлургию..

Неолитическое искусство на Урале. Здесь тоже есть наскальные изображения, но нанесенные краской. Изображены лоси, птицы, люди, солярные знаки. Рисунки контурные, а не силуэтные, и их сопровождают комбинации орнамента. Кремневые фигурки здесь редки, а деревянная скульптура хорошо известна благодаря находкам в торфяниках, где найдены огромные грубые идолы и изящные деревянные сосуды в виде птиц и животных (Шигирский и Горбуновский торфяники).

Неолитическое искусство в Сибири: на Среднем Енисее, Ангаре и Верхней Лене. Там в поздненеолитическое время делали каменные фигурки рыб и наскальные рисунки с теми же сюжетами. Одни выполнены краской, другие — гравировкой. Композиций и фигур людей здесь меньше.
14. Искусство мезолита и неолита.

Мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.).Искусство мезолита: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.
Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.

Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления.

Неолит — новокаменный век (VIII - IV тысячелетия до н.э.)

Искусство неолита: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.
15. Общая характеристика энеолита.

Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

- возникновение древнейшей металлургии.

- Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень — техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,

племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия — ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

- Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

- в эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.
16. Культура Анау-Намазга I-III.

Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение — Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху — шестой.

Первый слой, или Намазга-I, относится к кон. V — нач. IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи — украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг — нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким.

Техника земледелия прежняя — лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.

Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.

Намазга-П относится к IV тысячелетию до н. э. На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины — первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий — меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной — многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки.

Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин.

Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м.

Слой Намазга-IIIимеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью — характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.

В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община — провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские.

Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы — это мотивы одновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.

Период Намазга-III заканчивается в сер. III тыс. до н.э.
17. Древнеямная и афанасьевская культуры.

Ямная культу́ра (точнее — Древнеямная культурно-историческая общность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры.

Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т.д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.

В развитии ямной культуры выделяют три периода.

• Первый (ранний) этап (1-я половина - середина 3-го тыс. до н.э.)

На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

• Второй этап (3-я - начало 4-ой четверти 3-го тыс до н.э.)

Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).

• Третий этап (кон. 3-го - нач. 2-ого тыс. до н.э.)

Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.

Афанасьевская культура.

Афана́сьевская культу́ра — южносибирская археологическая культура бронзового века(III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени вХакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Афанасьевская культура изучена главным образом по курганам, а также по небольшим поселениям, которых пока найдено мало. В могилах часто находятся костяки мужчин вместе со скелетами одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения обычно женские.

Афанасьевские погребения в Минусинских степях представляют собой ямы, в которые вставлены деревянные срубы, перекрытые бревнами или каменными плитами. Над всем этим насыпали курган. Жилища афанасьевцев — полуземлянки с бревенчатым потолком, но вероятны и бревенчатые дома, о чем говорит умение рубить срубы для могильных ям.

Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера еще не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. Покойников хоронили в курганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др. Разводили лошадей и коров.


18. Общая характеристика бронзового века.

Бронзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

-Ранний брон. век.

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тыс. до н. э.

среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

- Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).
19. Бронзовый век Средней Азии и Кавказа (земледельческие культуры).

Бронзовый век Средней Азии лучше всего изучен по Намазга-тепе, где четветый и пятый слои (снизу) относятся к этому времени. Они датируются второй половиной III — началом II тысячелетия до н. э. В это время оружие, кроме стрел, и основные типы орудий стали металлическими. Но преобладали все еще каменные орудия. Широко распространяются глиняные модели повозок; упряжной скот обычен. Развитие земледелия продолжалось, оно стало пашенным. В руках отдельных крупных семей сосредоточиваются крупные запасы, и имущественное равенство нарушается.

Расписных сосудов по-прежнему много, но роспись уже одноцветная, а не многоцветная. Эти сосуды гораздо совершеннее прежних — они сделаны с помощью гончарного круга. Так называют прибор в виде горизонтального диска, вращающегося на вертикальной оси. Гончар одной рукой вращал круг, другой формовал комок глины, лежавший на этом круге. Благодаря вращению сосуд получался симметричным, а его стенки — более тонкими. Гончарный круг позволил убыстрить производство сосудов; повышение производительности труда гончару было нужно, конечно, не для того, чтобы изготовить сотни горшков для себя и своей семьи. Гончар убыстрял производство, чтобы делать посуду для обмена — он становился ремесленником. Первым обособившимся ремеслом была металлургия, этот процесс происходил еще в недрах родового строя. Об обособлении металлургии свидетельствуют клады литейщиков. Гончарный круг возникает только на определенной ступени социального развития и никогда не заимствовался народами, не достигшими порога классообразования, даже если эти народы жили бок о бок с другими народами, изготовлявшими свою посуду на гончарном круге.

Появляются глиняные, каменные и металлические печати, отпечатки которых служили знаками собственности. Эпоха родового строя кончалась.

Слой Намазга-V занимает самую большую площадь, это период расцвета культуры. Жилища совершенствуются: дома состоят из большого числа комнат — девяти, даже двенадцати, а в самом Намазга-тепе исследован дом, в котором было 27 комнат. Появляются двери в проходах, которые перекрыты сводами. Роспись сосудов исчезает. Земледелие остается основой хозяйственной жизни. Широко распространены, как и раньше, серпы, зернотерки, ступы. Из злаков известны рожь, ячмень, пшеница и нут (бобовое растение). Выращивали мелкий виноград. Культура по своему облику близка к культуре древневосточных городов.

Металлургическое производство развивается, найдены металлургические горны. Металла уже много. Найдены также горны для обжига посуды.
Бронзовый век Кавказа.

Куро-араксская культура ранней бронзы в Закавказье (III тысячелетие до н. э.).

В это время увеличивается плотность населения, отразившаяся в большом количестве поселков. Область их распространения примерно та же, что и в энеолите, но кроме низинных мест заселяются предгорья и даже горы. При этом люди стремятся селиться в местах, защищенных природой: на узких мысах, на холмах и горах, в местах, примыкающих к обрывам. Центральная часть домов остается круглой, но около нее возникают прямоугольные помещения. Площадь дома иногда достигает 40 кв. м. Очаг располагается уже не у стены, а в центре дома.

В низинах господствовало земледелие, что земледельцы уже использовали тягловый скот. Появляются новые злаки, новые сорта пшеницы, сеют просо, лен. Встречаются металлические серпы. Многочисленные зерновые ямы на поселениях говорят о значительных запасах зерна. В предгорных и горных районах ведущее положение в хозяйстве начинает занимать скотоводство, в котором постепенно преобладает отгонная система.

Медь выплавляли из руд. Для этого нужны были печи, где высокая температура достигалась нагнетанием воздуха мехами сквозь отверстия в нижней части печи, в которые вставлялись глиняные трубки — сопла. Такие сопла найдены. Без этого изобретения в дальнейшем была бы невозможна металлургия железа.

Металлических предметов становится больше, встречаются крупные орудия — серпы, топоры, есть кинжалы и копья, по-прежнему много украшений крупных и мелких. Именно в III тысячелетии до н. э. Кавказ становится мощным металлургическим центром, и в этом принципиальное отличие куро-араксской культуры от культуры энео-литической.

Основным признаком куро-араксской культуры является лощеная керамика, черная в южных районах, красноватая в северных. При формовке сосудов, судя по отпечаткам на них, использовалась льняная ткань, производство которой, равно как и шерстяной, уже было развитым.

Конструкции могильных сооружений куро-араксской культуры усложняются, и к концу существования этой культуры появляются большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые грандиозными курганными насыпями. Нередко в погребениях находят золотые и серебряные предметы — остатки жертвоприношений. Выдвинувшихся военачальников хоронят с особой пышностью — в доспехах и с оружием.

Зачатки имущественной и социальной дифференциации проистекают из процесса быстрого становления скотоводческого хозяйства, которое теперь, в отличие от его старой придомной формы, дает значительное количество прибавочного продукта. Явственно проявляется главенствующая роль мужчины.

Самым крупным поселением куро-араксской культуры является своеобразная крепость Шенгавит на территории Еревана. Шенгавит расположен на обрыве высокого речного берега, с трех незащищенных сторон поселение (площадью 6 га) укреплено каменной стеной толщиной до 4 м, имеющей башни, а также рвом. С наружной стороны стен расположен могильник. На поселении найдены остатки металлургического производства. Дома круглые, из сырцового кирпича, на каменном цоколе. Вокруг домов ямы различного назначения. Керамика здесь типичная, чернолощеная.

Триалетская культура, расцвет которой относят к середине II тысячелетия до н. э. В 110 км от Тбилиси в Триалети находятся курганы XVII в. до н. э., в которых прослеживается несколько обрядов погребения. В одних случаях покойников хоронили на глиняных площадках, затем над ними возводили курганы из многопудовых камней. В других случаях для покойников вырывали глубокую яму, достигающую глубины 7—9 м. Эти ямы также закладывали огромными камнями, а затем насыпали высокий курган. Встречаются трупоположения и трупосожжения.

Инвентарь погребений представлен кремневыми стрелами, каменными булавами, прекрасной выделки расписными сосудами. Важны металлические находки: медные котлы, бронзовое оружие, много предметов из серебра и золота, украшенных вставными камнями. Одно из погребений в Триалети особенно интересно. Там найдены кости коровы и овцы, 24 глиняных орнаментированных сосуда, медный котел, серебряный кинжал, серебряная булавка, золотой кубок, инкрустированный сердоликом, покрытый золотыми узорами из зерни (мельчайших припаянных шариков) и скани (тонких припаянных проволок). На дне этого кубка снизу вставлен янтарь — древнейший янтарь из найденных в Закавказье. Линии узоров сходны с орнаментом глиняных сосудов, что позволяет предполагать местное производство этих ювелирных изделий. На серебряном ведерке изображены сцены охоты. Замечателен серебряный кубок с чеканными узорами; в нижнем поясе — вереница бегущих оленей, в верхнем — процессия людей в звериных масках, с подвевешенными хвостами; они идут к трону, на котором сидит, видимо, божество такого же обличия. Эти находки свидетельствуют об освоении местными мастерами хеттских ювелирных традиций и о местном развитии ювелирного искусства.

В одном из триалетских погребений была обнаружена четырехколесная повозка, запрягавшаяся волами. Она напоминает повозки из Ура (Месопотамия), но имеет характерные местные особенности конструкции колес. Там тоже найдены могилы с большим количеством бронзового оружия — топоров и кинжалов, найдены золотой кубок, серебряная чаша. Расписные сосуды тождественны триалетским.

С середины II тысячелетия до н. э. вследствие дальнейшего усиления межродовых столкновений в Закавказье появляются циклопические сооружения из огромных каменных глыб. (Термин возник в Греции, где сооружения из больших камней приписывались сказочным одноглазым великанам — циклопам.) Жилища были расположены как внутри этих крепостей, так и вне их стен. При приближении неприятеля жители поселка собирались с семьями и скотом внутри укреплений. В конце бронзового века вокруг таких крепостей появляются новые линии укреплений, а циклопические сооружения оказываются цитаделями. Их занимает родовая знать. Постепенно внутренняя крепость меняет свой характер, будучи направлена не столько против внешних врагов, сколько против соплеменников. Этот процесс происходит на заре классового общества.

На Южном Кавказе всюду распространены бронзовые топоры и копья. Появляются бронзовые мечи, иногда с загнутой рукоятью. Стрелы чаще обсидиановые.

Племена ранней бронзы, жившие на Северном Кавказе, оставили поселения и курганы майкопской культуры III тысячелетия до н. э., начало которой относится к энеолиту (названа по первому раскопанному кургану, находившемуся в г. Майкопе). Насыпь имела высоту 11 м, под ней оказалась широкая могильная яма, разделенная перегородкой пополам, а одна из этих половин, в свою очередь, была разделена на две части. Во всех камерах обнаружено по одному скорченному и окрашенному костяку. Главное погребение находилось в большой камере. Покойник был усыпан золотыми бляшками с дырочками для пришивания к ткани или к коже. Можно думать, что этими бляшками украшался балдахин, который поддерживали шесть серебряных трубок, найденных там же. Четыре из них украшены литыми изображениями быков: две — золотыми, две — серебряными. На черепе были две золотые диадемы с розетками. В могиле стояли золотые и серебряные сосуды. Два сосуда замечательны по имеющимся на них чеканным изображениям. На одном из них изображен пейзаж, причем некоторые сравнивают его с видом Кавказского хребта из Майкопа. На втором сосуде изображены животные. В малых камерах лежали скелеты, вероятно, убитых жен, при них были золотые серьги и бусы.

На высокой равнине над р. Белой (Северный Кавказ) расположено также относящееся к майкопской культуре поселение Мешоко, окруженное каменной стеной. Дома были глинобитные. В культурном слое много костей; почти все из них принадлежат домашним животным — свинье, корове, овце. Скот составлял главное богатство жителей поселка. Земледельческие орудия представлены зернотерками, пестами ступок, вкладышами серпов. По материалам Мешоко можно судить и о домашних занятиях, достигавших значительного развития. Сосуды, хотя еще и лепленые от руки, сформованы хорошо, тщательно отделаны стрелы, красивы каменные браслеты.

Майкопскую культуру на рубеже III и II тысячелетий до н. э. сменила северокавказская. Она представлена в основном погребальными памятниками и занимала территорию от Черного моря до Дагестана, выходя в Кубанскую степь. Северокавказская культура еще более, чем майкопская, насыщала восточноевропейские степи закавказским металлом. Особенно тесными были связи с племенами катакомбной культуры (см. ниже). Несомненно, что северокавказские племена развивали собственную металлургию. Древние рудные разработки известны в Теберде, Хабезе и др.

В горных районах Северного Кавказа — Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии — в конце бронзового века появляется кобанская культура, возникшая здесь при участии племен северокавказской культуры. Кобанскими племена называются по могильнику у аула Кобан. Изучены главным образом погребения. Они скорчены, лежат в могильных ямах, обложенных каменными плитами и перекрытыми такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда с гравировкой, а на ноги — спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятками, изящные дважды изогнутые боевые топоры. На женских скелетах тоже обнаружены бронзовые пояса и спиральные браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Могильники этой культуры считают родовыми кладбищами; классов еще нет.

Металлургия кобанской бронзы — одна из лучших на территории СССР, но уже близок век железа, в который заходит основная часть существования этой культуры. Некоторые бронзовые предметы инкрустированы новым металлом — железом. Главным занятием было овцеводство; лошадь широко использовалась для верховой езды. Дата кобанских погребений — XI—VII вв. до н э.

20. Катакомбная культура.

Катако́мбная культу́ра — археологическая культура эпохи раннего бронзового века, представляющая собой развитие ямной культуры. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX векаВ. А. Городцовым.

Носителями катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганныемогильники (погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.


Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем). К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

Катакомбная культура – пришла на смену древнеямной культуре. Её название происходит от встречающейся под курганными насыпями формы могильной ямы – с ответвлением в сторону. В этих ответвлениях хоронили покойников в скорченном положении, причём вход в катакомбы закладывали брёвнами или камнями, а яму тоже засыпали камнями. Часто погребения производились в обычных ямах.

Катакомбники появились в степях Причерноморья в начале II тысячелетия до н.э. И на основной территории между Волгой и Днепром исчезает в середине II тысячилетия до н.э. Вероятно, катакомбные племена были ассимилированы срубными. Но в Приазовье, на Северном Кавказе и в Крыму катакомбные племена жили ещё долго.

Наиболее устойчивым признаком культуры служит керамика в виде специфических горшков и банок (почти цилиндров) со шнуровым орнаментом и налепами. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом.

Катакомбные поселения часто вытянуты вдоль реки на несколько сот метров. Поймы рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия, а в реках ловили рыбу, кости которой на поселениях встречаются во множестве. Культурный слой на поселениях толстый: люди жили осёдло. Основой хозяйства было развитое пастушеское скотоводство. Разводили овец, коров, лошадей, кости которых встречаются и в катакомбных погребениях. Развито и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, серповидных кремневых ножей, роговых мотыг, зернотёрок. В погребениях найдены зёрна проса.

Самым характерным предметом катакомбной культуры являются сверлёные полированные топоры. Были и средства передвижения. В погребении, раскопанном в нашей области, найдена большая четырёхколёсная повозка.

Иногда в катакомбных погребениях находят парные захоронения, т.е. погребения мужчины и женщины. Несколько раз на голове женщины прослеживался след смертельной раны. Толкования этого обычая различны. Одни видят в нём убийство рабыни-наложницы. Другие считают, что при погребении мужа убивали его жену. Встречаются случаи, когда при одном мужчине погребено несколько женщин, что говорит о многожёнстве.

В 1994 г. на острове Поречный было обнаружено погребение катакомбной культуры. В нем был сильно истлевший скелет в положении скорчено, на правом боку, головой на восток. Дно камеры было посыпано охрой. Инвентарь составляла глиняная миска, украшенная оттисками тесьмы и кусок охры.

21. Андроновская культура

Андроновская культура (культурно-историческая общность) — общее название группы близких археологических культурбронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советскимархеологомС. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Алексеевское поселение на р. Тобол, в каждой землянке имелись ямы-хранилища: каменные – для отопления, глиняные – для приготовления пищи. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи. Человек в эпоху бронзы уже сознательно
выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

22. Бронзовый век Урала и Западной Сибири (ташковская АК, сейминско-турбинский феномен, черкаскульская, атлымская АК и др.)

«культура боевых топоров» - совокупность культур, признаками 1) каменные сверленые топоры-молоты, имеющие с одной стороны лезвие, а с другой — плоский боек, отчего их вид напоминает сверху очертания лодки 2) сверленым топорам часто сопутствует округлая, иногда шаровидная керамика со шнуровым орнаментом, которая также представляет собой атрибут «культур боевых топоров».

Ташковская АК - археол. культура эпохи бронзы, названа по пос. Ташково II. Относится к нач. бронз.в. - первой трети II тыс. до н.э., занимает компактную тер. Нижнего Притоболья. Осн. пам. - пос., расположены в басс. рр. Иски, Туры, Исети, Ука - притоков р. Тобол. Выделяются три осн. группы пам.: тюменская (оз. Ипкуль, оз. Андреевское, р. Дуван), ташковская (пр. берег р. Исети), заводоуковская (р. Ук). Т.К. сложилась в результате взаимодействия культур пришлого степного нас.и заур. энеолитических (липчинской, андреевской), однако ее генетические истоки отчетливо не прослеживаются. Важнейшими факторами, оказывавшими влияние на облик культуры, явились переход к оседлому образу жизни, освоение металлообработки и придомного жив-ва. Пос. Т.К. неукрепленные, пл. от 1000 кв. м до 3500 кв. м, в т.ч. с круговой планировкой, жилища пл. от 25 до 50 кв. м, бревенчатые, слабоуглубленные, одноочажные, за искл. ц. жилища на пос. Ташково II (с тремя очагами). На пос. обычной находкой являются обломки тиглей, металлических предметов, ошлакованных сосудов. Совершенны орудия из камня на отщепах и пластинках, оформленные сплошной двусторонней ретушью, в т.ч. - косоструйчатой, выполненной металлическим инструментом (наконечники стрел, дротиков, охотничьи ножи, скребки, топоры, долота, скобели и т.п.). Посуда плоскодонная, с орнаментом по всей внеш. поверхности, выполненным по методу отступающей палочки, шагающей и протащенной гребенки, оттисков гребенчатого штампа, ямочных вдавлений. На нек-рых сосудах, особенно ташковской группы, по шейке - налепные валики. Х-во комплексного типа, сочетающее присваивающие формы с производящими. Нас.также занималось деревообработкой, плетением (рыболовные сети), ткачеством (найдены керамические пряслица для натягивания нитей от вертикального ткацкого станка и каменные ножи для срезания растений с твердым стеблем).

Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э.

Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников, владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы. Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита. Носители сейминско-турбинского феномена были недостаточно сильны, чтобы нападать на существовавшие тогда развитые культуры бронзового века, например, в Средней Азии. Ранее существовавший термин «сейминско-турбинская культура» признан несостоятельным, поскольку сейминско-турбинские бронзовые изделия одновременно охватили большой регион с совершенно различными археологическими культурами, и достаточно быстро исчезли, тогда как культуры продолжили существование.

ЧЕРКАСКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, культура бронзового века (15–12 вв. до н. э.). Выделена К. В. Сальниковым по результатам раскопок поселения Черкаскуль в Каслинском р-не Чел. обл. Терр. распространения черкаскульских памятников считается горно-лесная зона Зауралья, следы поздних этапов проникновения черкаскульского населения, обнаруж. в Приуралье, степях Зауралья, Сев.и Центр. Казахстане и даже на Алтае. Для поселений выбирались площадки на мысах и речных террасах выс. не более 4–5 м от уровня воды. Площадь нек-рых достигает 15 тыс. м2, большинства же – всего неск. сот м2. В пределах одного памятника выделяются единичные строения небольшого размера типа прямоугольной полуземлянки со столбовыми конструкциями, снабж. выходом коридорного типа в углу, и перекрытием, к-рое опиралось на 4 столба в центре. Типичны для Ч. к. бронз.наконечники копий с ромбич. стержнем, вислообушные топоры, орнаментированные кельты, крюкастые серпы, ножи-кинжалы, иглы и шилья. Большая часть металлич. инвентаря ввозилась извне. Свидетельствами местного металлург.пр-ва служат кам. литейные формы для изготовления кельтов, втульчатых орнаментированных долот. Прочий инвентарь немногочислен – кам. наконечники стрел, скребки, грузила, глиняные доски (“прясла”) и пр. Отличит.признаки черкаскульской посуды: наличие примеси талька в керамике и плавно профилированная горшечная форма сосудов. Плоское дно обычно имеет закраину, иногда поддон. Геометрич. орнамент (треугольники, горизонт.зигзаги, меандры, ромбы, “уточки”) наносился гладким, реже гребенчатым штампом. Характерная особенность – использование желобчатых линий для выделения орнамент. Зон.

Атлымская культура названа по ключевому памятнику — поселению Малый Атлым-I, расположенному на окраине одноименного поселка в центральной части Нижнего Приобья.
А. к. сформировалась в XII—X вв. до н. э. в глубинных таежных районах Нижнего Приобья. Ее прародина — территория Белогорского материка, протянувшегося вдоль правого берега Оби от устья Иртыша до разделения Оби на Малую и Большую. Первоначально имела облик типичной культуры таежных охотников и рыболовов. Каменная индустрия характеризовалась господством ретушированных орудий из отщепов, набор которых невелик: скребки, наконечники стрел. Керамика представлена слабо профилированными плоскодонными сосудами горшковидной, реже — баночной формы со слегка отогнутым венчиком. Орнамент нанесен по всей боковой поверхности, иногда украшалось и днище. Имеет два основных элемента: круглая ямка и различные вариации оттисков крестового штампа.
На рубеже II и I тыс. до н. э. в хозяйстве и культуре атлымцев происходят существенные изменения. В инвентаре ведущее положение занимают орудия, связанные с рыболовством и обработкой металла. Грузила и якоря двух типов: сверленые и с перехватом, плохо обработанные, но очень многочисленные. Среди них много тяжелых, не встречавшихся в предшествующее время, что, скорее всего, свидетельствует о появлении новых видов сетей для промысла на большой реке. На каждом памятнике встречаются бруски из камня правильной формы с желобками у торцевых граней и без них, которые служили оселками для заточки и правки орудий, в т.ч. металлических. В керамике приходят горшки с небольшим дном, раздутым туловом и характерной дугообразно вытянутой шейкой. Орнамент усложняется: наряду с мотивами из простых и сложных зигзагов, треугольников и ромбов, выполненных в технике штампованного косого креста, широко применяются зоны елочных композиций гребенчатого штампа и замысловатые меандровые узоры
В самом начале I тыс. до н. э. атлымцы освоили район среднего течения Оби в пределах подзоны средней тайги (Сургутское Приобье). Только на Барсовой горе известно около 20 памятников. С выходом на Среднюю Обь завершается второй этап в культурогенезе атлымцев.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта