Главная страница

Социология экз. Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта


Скачать 119.43 Kb.
НазваниеБилет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта
Дата18.04.2023
Размер119.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциология экз.docx
ТипДокументы
#1071730
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Билет 1

  1. Предмет социологии, соотношение предмета и объекта

Социология – это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта.

Объект и предмет науки не совпадают, ибо объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объект, которые подлежат изучению. Объект социологии, как и других общественных наук, - социальная реальность, и потому социология – наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении и развитии, как и сам процесс познания.


Предмет социологии (Вебер) – исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда.

Предмет — те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению, те его стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствовали 2 парадигмы: макро-социологическая и микро-социологическая.

Макротеоретики работают с понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов. Микротеоретики работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т.д.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1. Общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2. Социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3. Исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда (М. Вебер)

4. Научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (К. Маркс).

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

  1. Социальная структура современного российского общества

Приведем некоторые модели, разработанные отечественными авторами. Так, Н.М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы.

  1. Общероссийские элитные группы”, соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне.

  2. Региональные и корпоративные элиты”, обладающие значительными по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

  3. Российский “верхний средний класс”, имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

  4. Российский “динамический средний класс”, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссий-ских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

  5. Аутсайдеры”, характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

  6. Маргиналы”, характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными или антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

  7. Криминалитет”, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной практики.1

Билет 2

  1. История развития предмета социологии.

К середине 20 века складываются 2 основных тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Первая развивалась вместе с социальной философией, а вторая создавалась как наука о человеческом поведении.

В европейской социологии главенствовала теория функциональной целесообразности общественной организации, которая проводит аналогия с биологическими системами. Предмет социологии — исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда и для чего создаются общественные институты, на первый план выдвигаются деиндивидуализированные структуры социальной организации.

Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х годов. Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии. Что касается определения особого предмета социологи, то наиболее важным вкладом Парсонса было использование работ Дюркгейма и Вебера с целью утверждения основы социологии как изучения неэкономических аспектов экономического действия, а также неэкономической сферы общества.

В России развивалась "русская школа" в социологии, она так же, как и в Западной Европе, рассматривало предмет социологии в качестве знания о целостности общественных систем. История человечества понимается с точки зрения материализма. Это значит, что принцип материализма используется для разъяснения отдельных действий индивида, его мотивов и причин, по которым он поступает именно так, а не иначе.

Мартин Элброу, в то время редактор журнала Международной социологической ассоциации "International Socilogy", предложил следующую весьма полезную для понимания проблемы развития самого предмета нашей науки периодизацию. Мартин Элброу выделял 5 фаз в развитии предмета социологии:

  • «универсализм» - стадия, при которой появляется попытка понять и проанализировать процессы общественной жизни и общественных изменений с точки зрения всеобщих и аналогичных универсальным закономерностям мира.

  • Становление «национальных школ». В это время происходило быстрое развитие классических теорий М. Вебера и Э. Дюркгейм. М. Вебер придавал большое значение рационализму, который был свойственен немецкой культуре. Э. Дюркгейм делал акцент на роль и значение социокультурных факторов, американской социологии с доминантой прагматизма, социологической школы разных стран.

  • Третья фаза появляется в период консолидации социологов в двух противоборствующих мировых направлениях: марксистской социологии и социологии структурно-функционального анализа. М. Элброу называет фазой интернационализации социологии, столкновение теоретико-методологических и идеологических направлений.

  • Четвертая фаза, «индигенизация» социологии, обозначается появлением (в 70-е гг.) национальных и социокультурных социологических школ в странах третьего мира. Можно сказать, что это период развития направлений, учитывающих специфику культур и традиций народов развивающихся стран.

  • Пятая фаза — период "глобализации". Глобализация — не национальная и не интернациональная парадигма социологического знания, хотя является продуктом того и другого. Это — стремление объединить усилия социологов всех школ, направлений, теоретико-методологических подходов для решения общечеловеческих проблем.

Важным поворотом новейших исследований современной теоретической социологии является переосмысление масштабов социального пространства, каковое представляется в качестве общемирового. Другой принципиально важный поворот — это перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы.

2. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Законодательством закреплена определенная взаимосвязь между такими показателями, как месячная заработная плата, МРОТ, прожиточный минимум и потребительская корзина

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:

• оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

• обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

• формирования федерального бюджета;

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

• оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

• оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

• формирования бюджетов субъектов РФ.

В социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства. К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия.

В России он пока не выполняет такой функции, однако, в новом Трудовом кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум

Билет 3

  1. Социальный факт как основа социологического знания.

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах:

1. В онтологическом смысле: факты - любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события.

2. В логико-гносеологическом плане: факты - обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале

Понятие «социальный факт» ввел Эмиль Дюркгейм - как нечто данное, что подлежит объяснению с точки зрения функциональности в отношении к системе верований, коллективного сознания, скрепляющих общественную целостность. Он разделил социальные факты на морфологические и нематериальные факты.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

(а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

(б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

(в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

(г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.


  1. Концепция социальной стратификации П. Сорокина

«Социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.

Экономическая: Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуаций (колебание – периодическое изменение) : первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.

Политическая: Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована. Основной показатель – власть.

Профессиональная: Профессиональная стратификация определяется как разделение общества «на группы по роду их деятельности, занятиям», где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и «члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных

Билет 4

  1. Социология как наука. Место социологии в системе социальных наук.

По Ядову: социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Социология занимает особое место в системе социальных наук. Это обусловлено рядом причин:

  • Во-первых, социология в отличие от большинства других социальных наук изучает общество в целом как единую социальную систему.

  • Во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных социальных наук.

  • В-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.

Социология связана с такими науками, как, философия, политология, экономика, история, этнография, право, психология, демография, статистика, социальное управление.

  1. Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, несводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как "материя" и "сознание", то социология — социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества. Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

  2. Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого.

3. Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой — общество нельзя попять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина — политическая социология. В то же время социология и политология — это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая — политическую сферу жизни общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь, политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

4. Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия. Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают социальные закономерности функционирования и развития экономики, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.

  1. Бедность, ее особенности в современной России.


Билет 5

  1. Структура социологического знания.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

  1. Средний класс. Подходы к определению границ среднего класса.

Средний класссоциальная группа людей, имеющая устойчивый доход, достаточный для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения.

1) Субъективистский (по самоидентификации) (используется опросный метод, этим способом получается большой средний класс);

2) Релятивистский (в него заложено несколько аксиом: средний класс был всегда; модель среднего класса нужно выстраивать для каждой отдельной страны заново на основе показателей образования, дохода и т.д. в совокупности;

средний класс выстраивается по аналогии с показателями западных стран; получается большой средний класс);

3) Нормативистский (показатели должны быть везде едиными, средний класс был не всегда;

средний класс появляется вместе с обществом всеобщего потребления, до этого можно говорить только о средних группах, средних слоях;


Билет 6.

  1. Понятие «социальная структура».

Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных ролей.

Понятие «социальная структура» трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социальную, политическую, духовную). Наиболее важными разрезами структуры в этом смысле являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая. В узком смысле – все значимые социальные различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система.



  1. Время в общественном сознании и культуре.


Билет 7.

  1. Социальные статусы и социальные роли: основные понятия.

Статус – позиция индивида в структуре социального взаимодействия.

Совокупность статусов индивида называется статусный набор или портрет. Статусы могут быть расположены иерархически

Предписанный статус – это статус навязанный человеку без его усилий (пол, раса, гражданство)

Личный статус – это статус, которого добился человек благодаря собственным усилиям (профессия)

Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

  1. Социальное пространство и его восприятие.

Социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой — в Китае), могут быть очень близки социально.

Дабы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Только так можно точно определить его социальное положение. Но и это еще не все. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Когда же наконец определено положение населения как такового среди всего человечества (например, население США), тогда можно считать и социальное положение индивида определенным в достаточной степени.
Билет 8.

  1. Сословия. Сословия в России.

Сословия – это социальные группы обладающие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе

Привилегированное: дворянство (потомственное, личное), духовенство (белое и черное), купцы 1 и 2 гильдии

Непривилегированное: купцы 3 гильдии, казаки, мещане, крестьяне: (дворцовые, помещичьи, государственные: черносошные, приписные, экономические, ясачные)


  1. Социокультурные нормы групп: тип «джентельмен»

Социокультурные нормы групп: тип «джентельмен».

Происхождение:

Хороший знатный род, однако, могут быть частые исключения.

Деятельность:

Лица данного класса не должны были трудиться, допускался лишь умственный труд. Военным также не было обязанности быть. Профессионализм, за некоторым исключением, отсутствовал.
Образование:

Образование должно быть хорошим. Преимущественно оно гуманитарное и домашнее.

Жизненные цели: 

Нет особых жизненных целей.

Внешность и манеры:

От джентльмена требовались вкус и красота. Но изыск уже не требовался, должен был быть одет по своему статусу. Драгоценности не обязательны. 

Отношение к деньгам:

Наблюдалась рациональность. Кидаться деньгами не должен был, но и скупым тоже не должен. Долги должен возвращать

Билет 9.

  1. Социальные институты. Институционализация. Институциональный кризис.

Социальный институт – система социальных статусов и социальных ролей, а также социальных ресурсов и средств, которые необходимы для выполнения социально значимых функций.

Признаки социального института:

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта