Социология экз. Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта
Скачать 119.43 Kb.
|
§ установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию); § культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран); § утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование); § устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии); § идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм). Функции: репродуктивная, контроль за другими членами общества, регулирование использования власти и доступа к ней, коммуникация между институтами, защита от физ опасности(военные институты) Институционализация - это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, ценностей, статус и ролей в систему, которая удовлетворяет потребности общества, то есть возникновение социального института Институциональный кризис – процесс падения авторитета социальных институтов из-за невыполнения основных функций. Для преодоления кризиса институт должен быть реформирован. Институциональный кризис по своему содержанию противоположен институционализации. Он характеризуется падением авторитета конкретного института, неэффективностью исполнения основных задач, нарастанием дисфункций, ростом недоверия людей к этому институту. И хотя институциональные нормы продолжают существовать, они продекларированы и общеизвестны, но мало кто их придерживается. 2. Социальное пространство как порядок социальных позиций. Пример таких теорий П.А. Сорокин. Социальное пространство как совокупность связей данного индивида с другими людьми внутри групп, к которым он принадлежит. Сорокин рассматривает дифференциацию людей в иерархическом ранге по экономическому, политическому и профессиональному показателям. Может быть составлена карта, на которой зоны будут определяться объемом того или иного капитала, которым владеют индивидуальные представители общества, и дистанции между людьми будут определяться удаленностью их расположения на этой карте. Это статический аспект пространства. Важной частью теории Сорокина является выделение динамического аспекта пространства – мобильность. Человек может перемещаться в этом пространстве. Билет 10. Фундаментальные социальные институты. 1)Экономические (все институты, которые организуют хозяйственную деятельность) Экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. (Институализированные экономические связи, производство и распределение благ и услуг, организация и разделение труда, собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.). 2) Политические (все институты власти) Политические институты – т.е. институты, связанные с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для них характерны мобилизация возможностей функционирования общества как целостности (государство, армия, полиция, партии). 3) Военные (законное насилие) 4) Семейные (половые отношения, рождения и социализации детей) Институты брака и семьи связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; (семья) 5)Религиозные (коллективное почитание богов, связь между миром естественным и сверхъестественным) Религиозные институты, т.е. такие, которые организуют отношение человека к сверхъестественными силам и вере в существование Бога или богов. (Церковь, секты, монастыри) 6) Образование (организует коммуникацию между поколениями) Институты образования и культуры (музеи, клубы) связаны с наукой, образованием и др. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся: школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы; Социокультурные нормы: на примере рыцаря средневековья Социокультурные нормы групп: на примере рыцаря средневековья. Происхождение: Семья рыцаря должна быть хорошего, знатного рода, как и он сам. Деятельность: Рыцарь не должен трудиться, он воин, а не работник. Но при этом от него требовалась большая физическая сила. Отсутствовал профессионализм. Образование: Образование не требовалось, было даже странно, что рыцарь учится. Жизненные цели: Рыцарь всегда стремился к славе. От него требовали постоянно подтверждать её. Внешность и манеры: Основными признаками считались красота и привлекательность. Их должна была подчеркивать роскошная одежда и драгоценности. Доспехи также должны были соответствовать одежде. Отношение к деньгам: Наблюдалась щедрость. Деньги он должен был тратить и демонстрировать богатство. Долги мог не возвращать. Социокультурные нормы придворного рыцаря: Происхождение: Могут встречаться представители не дворянского рода, однако в качестве совершенного придворного необходимо иметь благородные корни. Деятельность: Вообще не должен был трудиться. Занятия спортом считались за игру. Образование: Придворный рыцарь имел образование. Писал стихи, играл на инструментах и изучал языки. Жизненные цели: Также стремление к славе, как и рыцарь. Внешность и манеры: По внешности придворный рыцарь был сильно приближен к рыцарю. Билет 11. Социальные статусы предписанные и достижимые. Личные статусы. Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Предписанный статус – это статус навязанный человеку без его усилий. 1. Прирожденный — пол, раса, национальность. Эти черты обусловлены биологическими факторами, их невозможно в корне изменить самому в процессе жизни, они будут характерны для данного человека всегда. 2. Приобретенный — возраст, титул или звание, положение в семье: брат, сестра, старший, младший и др. Эти характеристики могут изменяться, но не под влиянием и не от желания самого человека. Достижимые статусы – изначально открыты на основе конкуренции и личных усилий. Достигаемый статус характеризуется приобретенными личностью посредством ее желания и усилий характеристиками и качествами. Сюда относят, например: студент; профессор; профессия (повар, пожарный, строитель, бизнесмен, певица, блогер и др.); родитель (мать\отец); директор; собственник. Личный статус – статус индивида в малой группе. (Пример: лидер, душа компании и т.д.). Личный статус имеет главенствующую роль для знакомых людей. Для них важны не эти характеристики, а наши личные качества, неформальный авторитет. Малая группа – это группа, в которой индивиды могут общаться между собой без посредников. 2. Понятие социального пространства у П. Сорокина. Социальное пространство – это место, в котором происходят события, процессы и явления, которые описываются социологом. Данное понятие является основополагающим в теории П. Сорокина. В своем труде «Социальная мобильность» 1927 года Сорокин говорит о том, что необходимо очень точным образом описать сущность того, что он понимает в качестве социального пространства и его производных. Во-первых, социальное пространство значительным образом отличается от человеческого пространства. Люди, которые находятся рядом друг с другом в пространстве геометрическом (например царь и его слуги и рабы), в пространстве социальном отделены друг от друга колоссальной дистанцией. Также и наоборот: люди, которые находятся на далеком расстоянии друг от друга в геометрическом пространстве (например епископы, которые исповедуют одну религию, или братья) могут иметь очень тесную связь в социальном пространстве. Спецификой понимания социального пространства П. Сорокиным являются следующие факторы: · Социальное пространство имеет колоссальные различия от геометрического. · Социальное пространство – это общность социальных связей и отношений, в которые вовлечен любой человек в процессе взаимодействия с окружающими людьми, а также группами и целостным обществом. · Социальные координаты пространства данного типа могут задаваться исключительно социальными группами, и ничем больше. · Социальные положения могут быть раскрыты исключительно через призму совокупности социальных связей человека со всеми окружающими группами. Благодаря социальному статусу становится возможным отражение народонаселения, а не статусов человека. П. Сорокин использует образы социального пространства в качестве вспомогательного средства для качественного отражения явлений стратификации. На сегодняшний день, идея социального пространства используется достаточно активно практически всеми социологическими школами, несмотря на то, что каждая из них наполняет этот конструкт собственными смыслами. В результате всех исследований, в современной социологии существует соглашение о том, что вся совокупность объектов социального мира, который наполнен людьми, жившими в разных эпохах и обществах представляет собой определенный тип социальной топографии. Социальное пространство, согласно П. Сорокину является трехмерным, что соответствует трем осям стратификационных координат: политической, профессиональной и экономической: Билет 12. Ролевой конфликт и способы его преодоления. Ролевой конфликт – это внутренний или внешний конфликт между социальными ролями одного или нескольких индивидов. Он возникает в ситуациях, когда разные социальные роли (или элементы одной роли) требуют взаимоисключающих решений и действий. Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа. Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги». В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: 1) рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; 2) разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; 3) регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы». 2. Социальные функции времени. Синхронизация действий отдельных людей, групп или организаций. Многие действия, предпринимаемые в обществе, имеют, как мы помним, коллективный характер. Для того чтобы дело дошло до таких действий, значительное количество людей должно оказаться в одно и то же время в одном и том же месте. Чтобы открылась и состоялась сессия парламента, депутаты должны в одно и то же время оказаться вместе в зале заседаний. Координация деятельности (взаимная ориентация). «Кто за кем». Одним из методов такой координации является измерение времени. Машинисты железнодорожного транспорта должны вести поезда в соответствии с расписанием их движения.Чтобы не наступил хаос, необходимо количественное время, внешнее по отношению к действиям людей и независимое от конкретного содержания и хода этих действий. Упорядочение действий. Во-первых, многие социальные процессы происходят в соответствии с определенной логикой, согласно которой действия или частичные перемены - этапы или фазы процесса - имеют смысл лишь постольку, поскольку они совершаются в установленной очередности. Одни задачи должны быть выполнены раньше, другие - позже. Нельзя сначала сеять, а потом пахать. Во-вторых, определенные действия имеют смысл лишь тогда, когда их выполняют в определенный момент. Нужно ждать, пока этот момент еще не наступил, и нужно спешить, чтобы не упустить такой момент. Сеять надо весной. Установление сроков определенных действий. Бывает так, что какие-либо действия могут быть предприняты только тогда, когда для этого существуют и становятся доступными те или иные условия. А доступность такого рода бывает ограничена во времени. Сделать покупки можно только в те часы, когда открыты магазины. Особый вид сроков представляют собой сроки, которые обеспечивают правомочность определенных поступков и действий (признание их состоявшимися или имеющими право существовать, считающимися действительными). Нокаут, нанесенный после того, как прозвучал гонг, означающий конец боксерского матча, не будет засчитан. Наконец, существуют такие сроки, несоблюдение которых влечет за собой наказание за так называемое «промедление». Такими являются, например, сроки, в которые надо уплатить налоги, оплатить счет за квартиру или газ. Измерение продолжительности определенных действий. Краткая или длительная продолжительность действия может стать мерой успеха, определяющей награду, оплату, дальнейшее продвижение и т.п. Чем меньше затрачено времени, тем больше успех спортсмена в соревнованиях по бегу. Но, с другой стороны, чем больше лет человек работал, тем выше его «трудовой стаж» и доплата к пенсии. Качественное распределение времени (разделение времени на будничное и праздничное, выделение особых отрезков времени для торжеств - «красных дней календаря»). Билет 13. Социологи о «прекариате». Книга Г. Стэндинга. Время как аспект социальных изменений. Хотя время является обязательной мерой социальной жизни во всех ее проявлениях, однако понятие времени более всего ассоциируется с социальными изменениями. Социальные изменения мы характеризовали как различие между двумя состояниями общества (группы, общиности, организации, глобального сообщества), выявляемое во времени. изменения в обществе происходят всегда; невозможно представить себе два относящихся к разным периодам времени состояния общества, которые оказались бы абсолютно идентичными, точно совпадали бы друг с другом. Изменения в обществе происходят всегда; невозможно представить себе два относящихся к разным периодам времени состояния общества, которые оказались бы абсолютно идентичными, точно совпадали бы друг с другом. Любая стабильность - это вопрос лишь точки зрения на положение дел, она всегда зависит от принятой шкалы сравнений и от тех потребностей, в соответствии с которыми мы эту стабильность определяем. Но даже когда мы говорим о стабильности или стагнации, мы относим эти явления к какому-либо определенному времени. Мы имеем в виду неизменность определенных факторов на каком-либо отрезке времени. Социальные антропологи говорят о традиционных, так называемых «холодных» обществах, в которых изменения происходят медленно, и о «горячих» обществах, подверженных внезапным и стремительным переменам. Это касается также различных сегментов внутри каждого общества, институтов, структур, организационных форм, групп различного состава и т.п. Законы меняются, как правило, быстрее, чем техника, нравы - медленнее, чем политика. Количественное время - это внешняя шкала измерения событий и процессов, приводящая в некоторый порядок и согласованность их хаотичное и спонтанное развитие. Оно способствует лучшей ориентации в социальной жизни и координации различных действий, предпринимаемых отдельными людьми. Измеряется с помощью инструментов, специально для этого предназначенных: часов, календарей. Становится возможной временная локализация явлений, а также их координация во времени. Качественное время - определенные явления, события и процессы могут иметь особенные, только им свойственные, имманентные признаки времени. Различаются по времени и делятся на этапы. Если прежде мы говорили о «событиях, происходящих во времени», то теперь мы будем говорить о «времени, заключенном в событиях». Общественные процессы и события характеризуются следующими временными особенностями, в силу которых они отличаются друг от друга. Во-первых, это продолжительность: уже в силу своей природы она может быть более краткой и более длительной. Во-вторых, они различаются темпом: могут протекать быстрее или медленнее. В-третьих, им свойственна различная ритмичность: они могут проходить в определенные регулярные интервалы или случайно и хаотично. |