Социология экз. Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта
Скачать 119.43 Kb.
|
Билет 14. Концепция социальной мобильности П. Сорокина. Согласно концепции Сорокина, социальная мобильность является естественным, нормальным состоянием общества, состоящим из регулярных перемещений не только индивидов и групп, но и определенных социальных объектов (например, ценностей), то есть всего созданного или модифицированного в ходе деятельности людей, из одного определенного социального положения в другое. Он различает горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность состоит в переходе индивида, находящегося в одной социальной группе, в другую группу, находящуюся на том же самом уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает явление, при котором индивид перемещается из одного социального пласта в другой, при этом в зависимости от направленности перемещения он выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящую (движение вверх ) и нисходящую (движение вниз) К основным каналам социальной мобильности Сорокин относит церковь, армию, образование, брак и собственность. Социальные группы. Социальные общности. Социальная группа – некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Соц.группы: номинальные и реальные. Номинальная социальная группа – совокупность людей, выделенная для статистического учета, для удобства анализа. Пример: пассажиры, зрители. Реальная социальная группа – совокупность людей, образованная на основе реальных признаков, осознаваемыми людьми. К реальным социальным группам относят мужчин, студентов, врачей. Общности – совокупность индивидов, которые отличаются относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социологического действия В зависимости от способа функционирования общности делятся на: -фиксируемые (вписаны в социальную структуру, занимают социальную ячейку (класс, профессию)) -массовидные (толпа, публика, фанаты, митинг) Признаки фиксированной общности: Одинаковость условий жизни; Наличие общих интересов; Наличие социального взаимодействия; Общая система ценностей, норм и правил поведения; Наличие социального контроля; Система организации управления и самоуправления; Осознание индивидуумами принадлежности к данным общностям = идентификация. В независимости методологического подхода различают:
Билет 15. Мобильность. Виды мобильности. Мобильность - любой переход индивида, социального объекта или ценностей от одной социальной позиции к другой. Выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильности. При межпоколенной мобильности происходит изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей. Внутрипоколенная мобильность подрузамевает изменение социального статуса в пределах одного поколения, она сравнивает статусы, принадлежащие одному индивиду на различных этапах его жизни (личная карьера индивида). Перемещаться в социальном пространстве могут индивиды, группы, статистические множества, а может меняться вся социальная структура. Соответственно, выделяют мобильность индивидуальную, групповую, массовую и структурную. Сорокин выделял два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность происходит, когда происходят изменения основных показателей и социальные объекты перемещаются вверх или вниз. Горизонтальная мобильность, когда позиция меняется, но стратификационные показатели остаются прежними. К горизонтальной мобильности Сорокин относил территориальную, религиозную, семейную. Сорокин выделял пять основных институтов: армия, церковь, собственность, школа и брак. М. Вебер о социальной стратификации. Стратификация – дифференциация общества на иерархически расположенные слои по убыванию или возрастанию какого-либо признака. Три аспекта стратификации: Собственность Власть Престиж По Веберу отдельно взаимодействующие факторы, лежащие в основе иерархии в любом обществе. Различия людей по собственности порождают классы. Различия по отношению к власти порождают политические партии. Типология классов по Веберу: Собственность: 1.Рабочий класс: - лишен собственности; предлагает на рынок свои услуги; дифференцируется по уровню классификации. 2.Мелкая буржуазия (мелкие бизнесмены и торговцы) 3.Лишенные собственности технические специалисты и интеллектуалы (Белые воротнички и интеллектуалы) 4.Администраторы и менеджеры 5.Собственники: Престиж Статус – престижные различия. Престиж – отрицательная или положительная оценка почета, уважения, получаемая индивидом. Статус усложняет социальную структуру, показывая насколько одни люди ценнее других. Зависит: От религии, От расы, От богатства, От физиологической привлекательности, От социальной ловкости В основе статусных групп лежит некоторое разделяемое всеми количество социально предписанного престижа или почести. Власть - возможность личности или группы реализовывать свою воль при сопротивлении других; - может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных, политических системах. Класс и статус – ресурсы обладания властью. Властные ресурсы: в религии, организациях, профсоюзах, силовых структурах. Политические партии – объединение людей по убеждениям. Они могут быть классово или статусно ориентированы, но по Веберу не обязательно Билет 16. Основные методологические подходы в социологии. Идеализм и материализм. Материалзм: Те, кто подчеркивает материальный характер социальной реальности, считают, что человеческую деятельность точнее можно охарактеризовать как поведение, обусловленное влиянием материальных условий. В этом случае при объяснении крупных процессов социальной жизни подчеркивается факт их материальности. Подобный подход часто связан с доктриной натурализма, предполагающей существование минимального различия между человеческим поведением и поведением животных или даже неодушевленных предметов. Идеализм: С альтернативной – идеалистической – точки зрения указанная выше позиция полностью игнорирует значение и специфику человеческой деятельности. Речь идет об уникальном факте использования сложных систем лингвистических знаков и культурных символов с целью показать себе и другим, что они намерены делать. Подобная точка зрения предполагает, что человеческая деятельность является не поведением (адаптацией к материальным условиям), а выражением смысла, который люди придают (посредством языка) своим поступкам. Социальное действие поэтому всегда является процессом наделения ситуации смыслом, и именно смыслы, идеи, символы и т.д. составляют «материю» социального мира. Посещение церкви, преклонение колен, прыжок с высокого дома или под поезд не могут быть поняты вне контекста социальных правил и культурных смыслов и могут быть расшифрованы наблюдателем только благодаря использованию им собственных интерпретационных способностей. В социальных науках, таким образом, мы вынуждены «интерпретировать смысл» социальных событий, используя такие термины, как «желание», «любовь», «благо» и т.д., которые либо вовсе не применяются в естественных науках, либо используются совершенно иным образом. В природном мире, как предполагается, неодушевленные объекты лишены способности осознавать смысл своей деятельности. Объекты естественной науки подчиняются законам, в то время как люди подчиняются правилам культуры, которые неприменимы к природному миру. Когда вы подчиняетесь законам государства, это не тождественно ситуации, в которой камень подчиняется законам гравитации, будучи брошенным в воздух. Это не означает, что вы вольны в том, чтобы не подчиниться государственному закону, в то время как камень не может не подчиниться гравитации. Это означает, что вы можете размышлять о том, подчиниться или не подчиниться государству, и, принимая то или иное решение, вы не можете не задумываться над тем, что представляют собой законы государства и каковы вероятные последствия вашего действия. Это интерпретируемое воображение будущего состояния дел является главным элементом настоящего действия. Любая попытка объяснить социальное действие в терминах существующих материальных условий упускает из виду способность человека действовать в рамках смысла, который не может быть привязан к материальному настоящему или прошлому. Функционалистская концепция стратификации У. Дэвиса и К. Мура. Базовые идеи концепции К. Дэвиса и У. Мура: 1. Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие; 2. Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции; 3. Чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным и необходимым благам; 4. Этот неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением. 5. Престиж и уважение, а также права и преимущества создают институционализированное неравенство, то есть стратификацию. 6. Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе. Функциональная теория стратификации, сформулированная Кингсли Дэвисом и Уилбертом Муром (Devis and Moor, 1945), возможно, является наиболее известной работой в рамках теории структурного функционализма. Дэвис и Мур разъяснили, что рассматривают социальную стратификацию как всеобщую и необходимую. Они утверждали, что не может быть не стратифицированного, абсолютно бесклассового общества. Стратификация, с их точки зрения, есть функциональная необходимость. Кроме того, они считали систему стратификации структурой, отмечая, что стратификация относится не к индивидам в системе стратификации, а к системе ролей. В центре их внимания был вопрос о том, как получается, что определенные позиции имеют различную степень престижности, а не о том, как случается, что индивиды занимают определенные позиции. Надлежащее заполнение должностей в обществе проблематично по трем основным причинам. Во-первых, некоторые места привлекательнее прочих. Во-вторых, некоторые должности важнее других для выживания общества. В-третьих, различные социальные позиции требуют различных способностей и талантов. Билет 17. Экономическая стратификация. Стратификационные графики и фигуры. Два основных типа флуктуации: · Экономический подъем или спад группы (экономическое обогащение или обеднение социальных групп) и Рост или сокращение экономической стратификации внутри самой группы (изменение экономического профиля) Два типа флуктуации экономического статуса общества: I. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого: а) возрастание экономического благосостояния; б) уменьшение последнего. Утверждения по этой флуктуации: · Благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой · Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе меняется во времени · В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в обратном направлении. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию по направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации. II. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества: а) возвышение экономической пирамиды; б) уплощение экономической пирамиды Показатели экономической стратификации: 1) Доход – любая сумма денег, полученная в виде прибыли, ренты, з/п, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, стипендий. 2) Богатство – запас активов разного рода (в денежной форме и недвижимости) Машина, если ездишь на ней сам – не актив, если работаешь на ней водителем - актив. Кроме графиков рисуют фигуры (основные пирамида и ромб), иногда образные: «Лимон», «Пирамида», «Эйфелева башня». Считается, что образными фигурами можно описать стратификацию любой страны мира: 1) «Лимон» – богатые страны, страны «золотого миллиарда», население +- миллиард, «общество среднего класса». 2) «Пирамида» – страны среднего уровня развития, так выглядели социалистические страны. 3) «Эйфелева башня» – развивающиеся, «страны третьего мира», большое число абсолютно бедных, средний класс относительно небольшой и сильно дифференцированный. Время как мера социальной жизни. время - это не только универсальная познавательная категория, но и общественный конструкт. Во времени выражается ритм социальной жизни, но при этом сам этот ритм обозначается, предопределяется временем. Все общественные явления вершатся во времени: происходят в какое-либо мгновение или продолжаются некоторый период. Ни одно общественное явление не может быть абсолютно изолированным, отделенным от всего вокруг. Одна из форм такой связи - это последовательность поочередно наступающих друг за другом явлений (изменений, соединенных причинно-следственной связью, называется процессом). Такие последовательности имеют место на всех уровнях социальной жизни. Явление имеет свою локализацию во времени, и время, в котором оно произошло, определяется относительно к другим событиям и явлениям как более раннее, более позднее или синхронное (то же самое). Любое событие или явление, даже самое краткое, все равно продолжается какое-то время, совершается в определенный отрезок времени, и поэтому его можно разложить на поочередно наступающие друг за другом стадии или фазы. Таким образом, не существует общественных явлений, которые оставались бы вне времени, и это относится к определению как того момента, в который они происходят, так и к определению их собственной продолжительности. Последовательность и продолжительность - таковы две важнейшие, фундаментальные особенности всех общественных явлений. Третьей особенностью является то, что мы образно определяем как неумолимый «ход времени» (ощущение того, что время уходит, убегает, не может остановиться). Четвертая особенность - это необратимость таких временных этапов, или «стрела времени», всегда показывает движение только в одном направлении. Если что-либо произошло, этого уже нельзя исключить: нельзя вернуть ситуацию назад, когда ничего этого не было. Пятая особенность каждого социального процесса - различие между прошлым, современностью и будущим, между тем, что уже случилось, что происходит сейчас и что еще случится позднее. Шестая особенность - это непрерывность перехода между этими тремя сферами времени - прошлым, настоящим и будущим. Будущее неуловимо и неизбежно превращается в настоящее, а настоящее - в прошлое. Билет 18. Профессиональная стратификация в современных обществах. Стратификация – дифференциация общества на иерархичное расположенные слои по убыванию или возрастанию какого-либо признака. К критериям стратификации относят: По веберу: 1) Власть 2) Престиж 3) Собственность. В современной социологии выделяют: 1) Доход 2) Власть 3) Образование 4) Престиж Профессиональная стратификация · Основной показатель – это профессиональный престиж. Он является субъективным показателем, т.к. выражается отношения людей к данному виду деятельности (оценка статуса общественным мнением). · Замеряется анкетным опросом, суммируется в рейтинге (это единственный субъективный показатель, все остальные – объективные). Таким образом, профессиональная стратификация проявляется сразу в этих двух основных формах: межпрофессиональная и внутрипрофессиональная стратификации. (П. Сорокин) Межпрофессиональная: Иерархия основных профессиональных групп. В любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, квалификации и т.п… |