Социология экз. Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта
Скачать 119.43 Kb.
|
Внутрипрофессиональная: Разделение внутри каждого профессионального класса. Члены профессиональной группы подразделяются по крайней мере на три основных слоя: 1) предприниматели или хозяины, они экономически независимы в своей деятельности. 2) служащие высшей категории(менеджеры, директора..) 3) наемные рабочие. Маргинальность и маргиналы. Маргинальность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами Маргинальность в ее типичной форме - это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются и объединяют особенности обеих культур. Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. Позже к маргиналам стали причислять: 1) Людей, совершивших резкое социальное перемещение; 2) Лица и группы, находящиеся в заведомо временном состоянии (заключенные в тюрьмах (не рецидивисты), военнослужащие срочной службы, безработные, студенты дневного обучения, женщины в отпуске по уходу за ребенком); 3) Находящиеся на периферии официальной социальной структуры (пенсионеры, окончившие трудовую деятельность, безработные). Билет 19. Типы стратификационных систем. Типы стратификационных систем (В.В.Радаев): - Физико-генетическая Дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. - Рабовладельческая Также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы совершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, более того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. - Кастовая В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет из себя замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится четкое место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия. - Сословная В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обязанностями имеются в виду обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. - Этакратическая Дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же формальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях. - Социально-профессиональная В рамках этой системы группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессионально роли - обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипломов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). - Классовая Различия между группами здесь принимают экономический характер. Это прежде всего различия в размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал,но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу). - Культурно-символическая Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В Новое время эта роль отводиться ученым и партийным идеологам. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто обладает возможностями манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. - Культурно-нормативная Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (терминология, жаргон, сленг) - все это ложится в основу социального деления. Причем, происходит не только разграничивание "своих" и "чужих", но и ранжирование групп ("благородные - не благородные", "порядочные - не порядочные", "элита - обычные люди - дно"). П. Сорокин о социальных группах в работе «Система социологии». В этой работе П. Сорокин социальные группы делил на элементарные, кумулятивные и сложные. Кумулятивные и элементарные группы – это объединения в сложную социальную структуру человеческого общества. Элементарная группа – совокупность взаимодействующих лиц, сходных в одном каком-либо отношении. Одни из элементарных признаков сходства нейтральны и не вызывают образование из сходных в этом отношении человеческих единиц социальной группы (одна форма носа, один рост, цвет волос); другие, напротив, не нейтральны, а действенны: сходство в отношении их вызывает группировку индивидов в одно реальное целое (профессия, имущественное положение, пол). Группировки бывают: расовая, половая, возрастная, по семейной принадлежности, по государственном подданством, языковая, профессиональная, имущественная, объемно-правовая, по территориальной принадлежности, религиозная, партийная, психоидеологическая. Элементарные группы: Закрытые группы, принадлежность к которым не зависит от воли индивида. Их закрытость может быть обусловлена биологическими условиями (родился женщиной) и социальными отношениями (государство, семья). Все эти закрытые и полузакрытые группы характеризуются тем, что свободная циркуляция индивидов из одной закрытой группы в другую аналогичную или невозможно или затруднена до чрезвычайности. Особая разновидность – наследственно-закрытые группы (каста). К закрытым относят: расовую, половую, возрастную. Открытые группы, принадлежность к которым зависит от воли индивидов, вход и выход из которых свободный. Принадлежность различных группировок к тому или иному типу – явление исторически изменчивое. Наиболее важными являются те коллективы, в которые индивид попадает с момента своего рождения и влияние которых он не может избежать. К относительно открытым группам относят: партийную, ряд группировок психического, идеологического характера. К промежуточным группам относят: семейную, государственную, языковую, профессиональную, имущественную, территориальную, религиозную, объемно-правовую. Кумулятивная группа – совокупность взаимодействующих индивидов, связанных в одно организованное целое связями не одной, а ряда элементарных группировок. Классификация от свойств образующих первые элементарных группировок: В зависимости от числа последних; В зависимости от характера (государственно-религиозная, партийно-профессиональная). В зависимости от способа их кумуляции (отрытые и закрытые, типичные и не типичные). Под сложным социальным агрегатом мы условились понимать такую совокупность взаимодействующих лиц, которая распадается на два или большее число разнородных элементарных единств, или на два и большее число кумулятивных разнородных групп, или на те и другие. Главными формами взаимодействия социальных групп являются: 1. взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих 2. взаимодействие сходных и несходных лиц 3. взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли, она будет представлять собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Вся основа человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Билет 20. Деклассированные слои. Анде-класс. Некоторые социологи причисляют к маргиналам деклассированные слои. У этих групп много названий: пауперы, анде(р)-класс. Анде-классом принято называть социальные группы, которые исключены из жизни общества, им закрыт доступ ко многим социальным институтам, они подвержены дискриминации и живут за чертой бедности. Этому классу характерен высокий уровень смертности и разные формы девиантного поведения. Традиционно к этим слоям относят профессиональных преступников, проституток, бомжей, нищих, алкоголиков, наркоманов и т.д. Маргинальная позиция может привести к деклассированию, но это не является необходимостью. Большинство маргиналов - просто перемещающиеся в обществе люди, они не теряют безвозвратно социальные характеристики. Деклассированные элементы их возвращение в общество предполагает ресоциализацию. 2. Социокультурные нормы группы: на примере буржуа времен Бенджамина Франклина. Социокультурные нормы групп: на примере буржуа времен Бенджамина Франклина. Происхождение: В данном классе не так важно происхождение, как репутация. Деятельность: Наблюдалось трудолюбие. Занимались любым видом деятельности. К физической форме особых требований не было, но важной составляющей было здоровье. Образование: Наличие образования желательно. И уметь применять знания на практике. Жизненные цели: Основная цель - накопление и увеличение богатств. Финансы важная часть жизни буржуа. Внешность и манеры: Буржуа должны быть опрятными, чистыми и аккуратными. А к красоте требований нет совсем. Отношение к деньгам: Наблюдалась бережливость. Считалось, что буржуа достоин кредита. Долги должен был возвращать всегда Билет 21. Способы измерения неравенства. Межстрановые сравнения неравенств.
Р. Парк и Э. Стоунквист о маргинальной личности. Социологическое понятие маргинальности существует с 1928 года. Впервые употребил его Роберт Эзра Парк (1864-1944). Парк был одним из основателей Чикагской социологической школы. В 1928 году он написал эссе “Человеческая миграция и маргинальный человек”. Понятие он сформировал от латинского “margo” (край, граница, предел). С помощью этого понятия он обозначил тип “пограничного человека” В его теории маргинальный человек это иммигрант полукровка живущий одновременно в двух мирах. Ему свойственно чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние определяется как кризис. Такой кризис испытывают многие люди, изменившие условия своей жизни. В случае с маргинальным человеком период кризиса относительно непрерывный и он имеет тенденцию превращаться в тип личности. Парк часто прибегал к психологическим акцентам. Американский психолог Теодор Шибутани обобщил комплекс черт личности маргинального человека по Парку: серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями, постоянная боязнь быть отвергнутым, избегание неопределенных ситуаций, чтобы не рисковать унижением, болезненная застенчивость, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем, боязнь рискованных предприятий, неспособность наслаждаться, уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются. Парк полагал, что маргинальный человек воплощает в себе новый тип культурных взаимоотношений, складывающихся в результате глобальных процессов (в основном миграций). Идеи Парка были развиты Эвереттом Стоунквистом в монографии “Маргинальный человек”, 1937. Считается, что он окончательно закрепил концепцию маргинальности в социологии. Он тоже изучал мигрантов, а также расовых гибридов (англоиндийцев, капских цветных Южной Африки, мулатов США, цветных Ямайки, метисов Бразилии и т.д.) и культурных гибридов (европеизированных африканцев, денационализированных европейцев и т.д.). Стоунквист выделяет черты подобной личности, а также проблемы, связанные с ее приспосабливаемостью или неприспосабливаемостью. Для него маргинал - ключевая личность контактов культур (k personality). Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются и объединяют особенности обеих культур. Маргинал балансирует между двумя социальными мирами, один из которых доминирует. Стоунквист описывает внутренний мир маргинала через следующие характеристики: дизорганизованность, ошеломленность, неспособность оценить источник конфликта, ощущение непреступной стены, неприспособленности, неудачливости, беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение, изолированность, отчужденность, непричастность, разочарованность, отчаяние, разрушение “жизненной организации”, психическая дизорганизация, бессмысленность существования, эгоцентричность, честолюбие, агрессивность. Исследователи также сравнивают эти характеристики с определенными Дюркгеймом характерными чертами общества в состоянии аномии. Аномия - состояние общества, когда старые нормы уже не работают, а новые еще не сформированы. Для Парка маргинальная личность никогда не будет принята в новое общество. Стоунквист полагал, что процесс адаптации может привести к формированию личности с новыми свойствами и это должно занять около 20 лет. Позже к маргиналам стали причислять: 1) Людей, совершивших резкое социальное перемещение; 2) Лица и группы, находящиеся в заведомо временном состоянии (заключенные в тюрьмах (не рецидивисты), военнослужащие срочной службы, безработные, студенты дневного обучения, женщины в отпуске по уходу за ребенком); 3) Находящиеся на периферии официальной социальной структуры (пенсионеры, окончившие трудовую деятельность, безработные) Некоторые социологи причисляют к маргиналам деклассированные слои. У этих групп много названий: пауперы, анде(р)-класс. Традиционно к этим слоям относят профессиональных преступников, проституток, бомжей, нищих, алкоголиков, наркоманов и т.д. Маргинальная позиция может привести к деклассированию, но это не является необходимостью. Большинство маргиналов - просто перемещающиеся в обществе люди, они не теряют безвозвратно социальные характеристики. Деклассированные элементы их возвращение в общество предполагает ресоциализацию. |