Благ ое се рд це
Скачать 1.97 Mb.
|
ГЛОССАРИЙ БУДДИЙСКИХ ТЕРМИНОВАнатман (Anatman). Буддийская концепция, отрицающая существование души (атмана) - вечной сущности, переходящей из одного рождения в другое. Провозглашает устранение привязанности к своему «Я» или концентрации на своем «Я», которая представляет собой фундаментальное неведение, привязывающее живых существ к существованию в этом мире страданий. См.: Пустотность; Отказ от своего «Я». Арьядева (Aryadeva). Самый известный ученик Нагарджуны. См.: Нагарджуна. Бодхисаттва (Bodhisattva). Буквально - «существо [стремящееся к] Бодхи», или «существо [чья сущность] Бодхи», где Бодхи - состояние, достигаемое тем, кто стал Буддой. Бодхисаттва - существо на пути от обычного человека к Будде. Это еще не Будда, но уже и не обычный человек. Раннему буддизму (и Хинаяне) известны только два Бодхисаттвы: Шакьямуни в ряде предыдущих рождений и Майтрея, грядущий Будда. Функция Бодхисаттвы Хинаяны - совершенствование с целью достижения нирваны. В Махаяне концепция Бодхисаттвы изменилась кардинальным образом, а само число Бодхисаттв стало неограниченно большим. Функция Бодхисаттвы Махаяны - спасение (религиозное) всех живых существ или стремление к нирване на благо всех живых существ (что в точности то же самое, если учесть тезис Махаяны о невозможности окончательного и полного освобождения в одиночку). Соответственно двумя главными характеристиками Бодхисаттвы становятся каруна (санскр. «сострадание») - всеохватывающее сострадание, имеющее объектом всех живых существ, и упая (санскр. «метод») - искусные методы, позволяющие Бодхисаттве достигать цели их спасения. См.: Идеалы Бодхисаттвы. Бодхичитта (Bodhicitta). Буквально «мысль Бодхи», мысль, направленная на спасение живых существ. В Махаяне сложилась концепция трех видов бодхичитты или Бодхисаттвовской мысли: 1)мысль, подобающая царю; 2)мысль, подобающая лодочнику; 3)мысль, подобающая пастуху. Бодхисаттва, «подобный царю», дает обет достичь нирваны, чтобы (обладая безграничными возможностями реализованного существа) вызволить живых существ из темницы сансары. Бодхисаттва, «подобный лодочнику», дает обет перевезти на «другой берег» (в нирвану) за один раз столько существ, сколько вмещает его «лодка» (т. е. сколько в его силах). Бодхисаттва, «подобный пастуху», дает обет только тогда удалиться в нирвану, когда он переправит туда последнее живое существо, подобно тому, как пастух отправляется отдыхать, лишь после того как все стадо будет загнано в хлев. Опытные ламы подчеркивают, что для успешной деятельности Бодхисаттвы необходимо комбинированное применение всех трех видов «мысли». Действительно, обет Бодхисаттвы-царя невыполним в полной мере, поскольку окончательное спасение в одиночку невозможно. С другой стороны, этот обет всегда называется первым, поскольку, не имея вовсе йогической и другой духовной силы, невозможно оказать другим никакой помощи, кроме сансарной (в спасении жизни, обеспечении едой, одеждой, кровом и т. д. - эта помощь тоже всемерно оказывается, но к спасению она не ведет). Будда (Buddha). Буквально «Пробужденный». Метафора сна и пробуждения является базовой в буддизме. Сон соотносится здесь с обыденной жизнью, пробуждение - с освобождением от нее, полным постижением относительной и абсолютной истины, достижением религиозного освобождения как выхода из колеса перерождений. Термин «Буддха» возник в Индии до возникновения буддизма и применялся как эпитет в отношении мудрецов и религиозных подвижников. В буддизме данный термин стал главным эпитетом его основателя - Сиддхартхи Гаутамы, известного как Шакьямуни. В китайском буддизме термин «Будда» передается иероглифом «Фо», состоящим из двух частей: «жэнь» («человек») и «у» («не», «нет»). Это пример апофатического определения, когда постулируются не какие-либо признаки, а их отсутствие. Тибетцы передают термин «Будда» двусоставным понятием «Санжэй», где первая часть - «сан» (тиб. «очищение»), вторая - «жэй» (тиб. «расширение», «распространение»). Согласно тибетскому определению, Будда - тот, кто, с одной стороны, очистил мрак лежащих в основе обыденной жизни двух осквернений: омрачений сознания (основные: неведение, страсть, гнев, зависть, гордость) и заблуждения интеллекта (вера в существование «я»), а с другой стороны, распространил (развил) свет двух знаний: знания абсолютной истины и знания эмпирической реальности. Будда Шакьямуни (Sakyamuni). (Буквально «Подвижник [из племени] шакьев»). Большинство ученых склонно рассматривать Будду Шакьямуни как историческую личность. Сверяя данные канонических буддийских текстов (записаны в первые вв. до н.э.) и исторических хроник Шри Ланки (создавались в течение I тыс. н. э.) с датировкой эдиктов царя Ашоки (III в. до н.э.) с привлечением астрономических (затмение солнца) данных, ученые пришли к выводу, что Шакьямуни жил между 560 и 480 гг. до н. э. В буддизме Махаяны Шакьямуни считается четвертым Буддой текущего мирового периода - Бхадракальпы. Буддадаса Бхикху (1906-1993). Ажан Буддадаса, один из самых почитаемых и в то же время противоречивых буддийских учителей Тайланда. Его вдохновенные проповеди и практические советы помогли буддистам и буддийским монахам активно заняться социально полезными делами. После его смерти в 1993 году его многочисленные ученики многих национальностей продолжают обширную деятельность учителя, помогая людям. Буддизм Ваджраяны (Vajrayana). См. Тантра. Буддизм Махаяны (Mahayana). Буквально - «Великая колесница». Все школы и течения буддизма собраны в двух направлениях. Одно из них - согласно схеме его сторонников - называется Махаяной, другое - Хинаяной («Малая колесница»). Махаяну отличает от Хинаяны главным образом концепция Бодхисаттвы, имеющая в «Великой колеснице» столь большое значение, что ее называют также Бодхисаттваяна («Колесница (путь) Бодхисаттвы»). Другими важнейшими отличиями Махаяны от Хинаяны являются иные концепции Будды и соответственно нирваны. Будда понимается в Махаяне как трансцендентная сущность, что нашло отражение в концепции Трех (Четырех) Тел Будды. Нирвана объявляется тождественной сансаре - основой их недвойственности выступает универсальная махаянская категория пустоты (шуньи). С точки зрения организации общины существенным различием Махаяны и Хинаяны стало признаниеМахаяной общины мирян как занятых религиозным спасением уже в этом состоянии (в Хинаяне состояние мирянина есть лишь подготовительный этап для становления монахом. В настоящее время буддизм Махаяны существует в двух вариантах, довольно сильно отличающихся друг от друга. Тибето-монгольская Махаяна отличается большим влиянием тантрийского буддизма; Дальневосточная Махаяна (на основе китайского буддизма), исповедуемая в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, испытала существенное влияние местных религиознофилософских традиций. Буддизм Махаяны в Непале, исповедуемый неварами, можно считать рудиментом индийского оригинала Махаяны. См. Хинаяна. Бхикшу (Bhiksu; на языке «пали» - bhikkhu). Полный буддийский монах. Принимает на себя 253 обета, а монахпослушник - 36 обетов. Бхикшуни (Bhiksuni). Полная буддийская монахиня. Посвященная в сан монахиня в буддийской монастырской традиции. Хотя практика полного посвящения монахинь прекратилась несколько столетий назад, она сохранилась в китайском буддизме. Подобно монахам-послушникам, послушница в тибетском монастырстве принимает на себя 36 обетов, а полностью посвященная монахиня - 364 обета. Взаимозависимость. Часто считается центральным принципом буддийской философии; доктрина взаимозависимости гласит: всё, что обладает реальностью, всегда находится в зависимости от чего-нибудь другого. Взаимозависимость тесно связана с пустотой, так как все вещи казуально взаимозависимы, если - и только если - все они непременно лишены всякой независимой сущности или исконной природы. Обычно называют в восходящем порядке три формы взаимозависимости: 1)казуальная взаимозависимость, в силу которой всякий объект (например, дерево) по необходимости является результатом причин и условий (например, семя, почва, солнечный свет и так далее); 2)частичная/полная взаимозависимость, в силу которой всякий объект (например, автомобиль) по необходимости зависит от совокупности частей или характеристик (шины, оси, двигатель и так далее); 3)познаваемая или взаимная взаимозависимость, в силу которой можно сказать, что всякий объект существует постольку, поскольку некое сознание идентифицирует его как «х» в оппозиции к «не-х». См.: Причинность; Пустота. Випашьяна (Vipasyana). Буквальное значение - «видеть в деталях». Состояние трансцендентного анализа, возникающее на базе состояния шаматха (успокоенность ума). См.: Самадхи; Пребывание ума в покое. В состоянии випашьяны йогин в состоянии получать истинное знание о любых вещах. Восьмеричный Благородный путь. Провозглашенный Буддой Шакьямуни путь прекращения страданий, состоящий из восьми последовательных стадий-ступеней, каждая из которых является основанием для следующей: 1)правильные взгляды - рассматривать все с позиций Четырех Благородных Истин; 2)правильная решимость - решимость привести свою жизнь в соответствие с этими Истинами, в ее основе - отрешение от привязанности к миру, отказ от дурных намерений, отбрасывание вражды к живым существам, каковы бы они ни были; 3)правильная речь - воздержание, от лжи, клеветы, жестоких слов и пустых разговоров; 4)правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих чувств; 5)правильный образ жизни - допустимые средства к существованию: для монаха - сбор подаяния, для мирянина - средства к существованию, исключающие все, что наносит вред живым существам; 6)правильное усилие - постоянно прилагаемые усилия к тому чтобы не сойти с Пути, включающие в себя постоянное, искоренение дурных деяний тела, речи и мысли и препятствование их появлению вновь, совершение правильных деяния тела, речи и мысли и закрепление их в своей жизни; 7)правильное памятование - постоянная бдительность и анализ своих деяний, включающие размышления о безначальном круговороте сансары и ценности человеческого рождения, об иллюзорности представления о «Я» как о реально существующем; 8)правильное сосредоточение - безупречная реализация предыдущих стадий Пути, йогическое постижение Четырех Благородных Истин, в результате которого практик достигает освобождения из сансары. Гелуг. Школа тибетского буддизма, основанная Цзонгхавой (1357-1419) на основе учения школы Кадам, основанной Атишей (XI в.). Далай-лама принадлежит к школе Гелуг, хотя изучил доктрины всех четырех школ тибетского буддизма. Геше. Тибетский термин геше буквально означает благой друг. Этот титул присваивается монаху, успешно прошедшему определенный курс монастырского образования. Гуру (Guru). Буквально - «весомый», «значительный». Тибетский эквивалент - лама (наивысший). Гуру - духовный отец, от которого полностью зависит религиозная практика ученика. Две истины. Доктрина двух истин - высшей или абсолютной, и относительной, или условной, - это, возможно, самое важная философская концепция в буддизме. Эта доктрина предлагает путь к пониманию сложных отношений между феноменальным миром вечных перемен и потоком бытия, а также к пониманию реальности неизменной пустоты. Высшая истина - это пустая природа всех явлений; это полное отсутствие необусловленной реальности и идентичности всех вещей и событий. Согласно буддизму Махаяны, это конечная истина, осуществление которой есть ключ к освобождению от страдания. Между тем все, что мы ощущаем и испытываем в повседневной жизни, например рождение и смерть, боль и удовольствие и так далее, происходит в относительном мире. Эти вещи и события реальны только как условные, или относительные, истины. См.: Пустота; Метод; Мудрость. Джатака. На санскрите буквально «рождение». Истории о прошлых жизнях Будды Шакьямуни. В тибетском буддийском каноне есть сборник Джатакамала («Гирлянда Джатак»), составленный Арьяшурой. Дзогчен. Тибетский термин, имеющий буквальное значение - «Великое завершение. Учение Дзогчен относится к Ваджраяне и делает акцент на реализации изначального осознавания как средства достичь просветления. Дхаммапада (пали - Dhammapada). В санскритской версии называется Дхармапада. Собрание высказываний Будды, несомненно, один из самых известных буддийских священных текстов. Он содержит 423 стиха, в которых излагаются основные буддийские идеи. Дхарма (Dharma, на пали - Dhamma). Этот термин очень многопланов, поскольку его этимологическое значение - «то, что держит», «держатель». В зависимости от того, какое качество «держит» дхарма, термин приобретает свое конкретное значение. Из десяти основных значений этого термина в его буддийском бытовании первостепенными являются два: «религиозное учение»; «элемент существования». См. Три Драгоценности. Дхармакая (Dharmakaya). Тело Дхармы. См. Три Каи. Дукха (Duhkha, на языке пали dukkha). Буквально - «страдание». Страдание и способ его преодоления составляют сущность Четырех Благородных Истин. См. Четыре Благородные Истины. Идеалы Бодхисаттвы. Включают в себя шесть парамит, или совершенств, для личного развития человека и четыре средства, направленные на развитие других людей. Шесть совершенств: 1)даяние; 2)нравственность; 3)терпение; 4)старание; 5)созерцание и 6)интуиция. Четыре средства: 1)давать людям то, что им нужно в первую очередь: 2)никогда не говорить грубых слов и речей; 3)направлять людей на этический путь и 4)демонстрировать указанные принципы своим примером. Бодхисаттва, выработав в себе самоотверженные намерения добиться совершенного просветления ради блага людей, берет обет целиком посвятить себя этой практике. Интуиция (Prajna). Два дополняющих друг друга аспекта буддийского пути: интуиция и метод. Они похожи на два крыла птицы, без которых она не может летать. См.: Пустотность; Метод; Две истины. Кагью. Буквально «Традиция наставлений». Одна из четырех главных школ в тибетском буддизме; ее основал Марпа Лоцзава в XI в. Кангьюр. Первая из двух частей Канона тибетского буддизма; содержит более 100 больших томов высказываний и текстов, приписываемых Будде. Буквально означает «переведенные наставления (Будды)». Главным кодификатором Канона является тибетский энциклопедист XIV века Бутен Ринчен Друб. Карма (karma). Буквально «деяние». Неумолимый закон причины следствий, действующий в феноменальном мире. Это общая доктрина почти для всех религиозных философских учений Индии. Закон кармы охватывает как сами действия, так и психологические отпечатки и тенденции, созданные человеческим умом в результате таких действий. См. Причинность. Каруна (Karuna). Одна из главных характеристик Бодхисаттвы. Хотя это слово переводится как «сострадание», каруну не надо путать с жалостью или с тем, что можно назвать милосердием. В его этимологии присутствует смысл проникновения в боль и страдания другого человека. Каруна в буквальном переводе значит «прекращение блаженства» и указывает на чувство сострадательного сопереживания чужой боли до такой степени, что человеку сострадательному становится невозможным испытывать радость. Лам-рим. По-тибетски буквально означает «этапы пути» и указывает на постепенное знакомство с учением и практикой Будды. Такой способ был придуман для того, чтобы следить за разными ментальными уровнями практиков духовности на их пути к просветлению. Традиция лам-рим зародилась в XI веке с приходом в Тибет Атиши, выдающегося индийского миссионера; ее началом был короткий текст «Светильник на пути к Пробуждению». Ло жон. См. Трансформация мышления. Майтрея (Maitreya). Буквалъно «Любящий». Грядущий Будда, воплощение благой любви всех Будд. Также - историческая личность по имени Бодхисаттва Майтрея, автор нескольких важных текстов Махаяны. Мандала (mandala). Буквально «круг», «сфера». Термин употребляется в разных значениях. Основные из них: изображение дворца тантрийского божества с окружающей символической местностью, символическое изображение Вселенной. Манджушри (Manjusri). Бодхисаттва мудрости, воплощение интуиции всех Будд. Изображается с мечом мудрости (отсекающим мрак неведения) в правой руке и текстом «Праджняпарамитасутры» на цветке лотоса в левой руке. Ментальная подавленность. Вместе с ментальной рассеянностью ментальная подавленность - одно из главных препятствий для практики медитативной стабилизации. Это ментальный фактор и основа таких обструктивных состояний, как сонливость, оцепенение и летаргия. Он проявляется главным образом в чувстве подавленности и усталости по причине недостаточной энергии. В буддийских учебниках ментальная подавленность описывается как несколько более тонкая форма ментальной рассеянности. См. Пребывание ума в покое. Ментальная рассеянность. Уровень ментального возбуждения, которое препятствует покою медитативного состояния. Ментальная рассеянность возникает, когда человеческий ум отвлекают внешние объекты. Это форма влечения, или привязанности, к объектам, она оказывает дестабилизирующее действие, которое приводит к потере любой концентрации, какую может достичь человек. См. Спокойное пребывание ума. Метод (upaya). В буддизме Махаяны все аспекты пути, связанные с проявлением сострадания и альтруизма Бодхисаттв. Дополняет аспект интуиции, который непосредственно связан с развитием постижения сущности пустоты. Из шести совершенств первые пять относятся к аспекту «метода», а последний - к аспекту интуиции. Согласно буддизму Махаяны соединение в религиозной практике метода и интуиции имеет результатом Пробуждение. См.: Идеалы Бодхисаттвы; Две Истины; Интуиция. Майтри (maitri). Буквально «любовь». Если сострадание - это воля и желание разделить чужие страдания, то майтри, или лишенная привязанности любовь, представляет собой искреннее бескорыстное стремление сделать счастливыми других. Подобно каруне, или состраданию, майтри - поистине альтруистическое чувство, обращенное на других и вытекающее из глубокого сочувствия к ним. Миларепа (1040-1123). Великий тибетский йогин и поэт; его трудная жизнь, почитание своего учителя Марпа Лоцзавы, йогические подвиги служат источником религиозного для практиков буддийского пути. Нагарджуна (Индия, II век нашей эры). Основатель учения «Праджняпарамита» и школы Мадхьямика. Согласно традиции, Нагарджуна принес сутры «Праджняпарамиты» из подземного царства нагое (имеющие полузмеиный (ниже пояса) об лик хозяева водной и подземной сфер), хранивших их по наказу Будды Шакьямуни, и затем проповедовал это учение в знаменитом индийском монастыре-университете Наланда. Главное сочинение Нагарджуны - «Мадхьямика-карика» (санскр. «Стихи Срединной»), известное также как «Нагарджуна-шастра». В полемике с представителями других учений Нагарджуна применял специфическую диалектику: показывал абсурдность тезисов оппонента, но не выдвигал взамен собственных, так как полагал, что абсолютная истина не постижима логическим путем. Непостоянство (anityata). Наряду с понятиями «страдание» и «отрицание души», «непостоянство» служит фундаментальной характеристикой феноменального мира. Непостоянство охватывает преходящую природу вещей, которую мы воспринимаем, и ежемоментную природу тонких изменений, которые происходят на глубинном уровне. Согласно буддизму, ничто не обладает длительностью во времени, а процесс изменения динамичен и нескончаем. Нирвана (на пали - Nibbana). Буквально «угасание». Итог буддийского пути освобождения. Преобладают «негативистские» определения нирваны, постулирующие не наличие какихлибо признаков, а их отсутствие. Нирвана - состояние, в котором полностью отсутствует страдание во всех его видах. Махаяна подчеркивает активность состояния нирваны - освобожденное существо (Будда, Бодхисаттва) продолжает действовать на благо живых существ. Нирманакая (Nirmanakaya). Эманация Тела Будды. См. Три Каи. Ньинма. По-тибетски буквально «Старая». Первая школа в тибетском буддизме, основанная в VIII веке Падмасамбхавой. Обусловленное существование. См. Сансара. Освобождение. См. Нирвана. Паринирвана (parinirvana). На санскрите буквально «Наивысшая нирвана». Окончательный выход Будды Шакьямуни из колеса перерождений (сансары) в момент его смерти в местечке Кушинагара в Северной Индии. Прана (рrаnа). Буквально «жизнь». В буддийской тантре под пранами понимаются особые типы тонкой энергии. Эти «ветры», или энергии, как считается, проходят по каналам тела и являются составной частью всех физических и ментальных функций. Согласно теории тантры, достижение контроля над «ветрами» приводит йогина к реализации состояния Будды. Прасангика-Мадхьямака. Подразделение школы Мадхьямака, созданное на основе учения Нагарджуны в интерпретации Буддхапалиты. Учение Прасангика-Мадхьямаки составляют философскую основу всех четырех irjk тибетского буддизма. См. Нагарджуна. Пребывание ума в покое (шаматха). Состояние ума, достигаемое посредством медитации, независимое от посторонних объектов и отличающееся устойчивым вниманием к выбранному объекту. В нем преобладают такие качества, как «спокойствие», устранение отвлекающих моментов и «пребывание»; оно представляет собой высокий уровень целенаправленности ума. Пребывание в покое часто связывают с випашьяной, когда речь идет о медитации в буддийской литературе. См.: Самадхи; Випашьяна. Природа Будды. См. Татхагата-гарбха. Причинность. Принцип причинности широко распространен в буддийском мышлении и практике. Что касается практики, буддийский путь является по определению казуальным, так как предполагает, что избавление от страданий достигается через устранение их причин. Непосредственная причина страдания - неблагоприятная карма, негативные отпечатки, оставленные на человеческом разуме в результате негативных физических, вербальных или ментальных деяний. Позже такие отпечатки «прорастают», становясь неприятными ощущениями ума, то есть нашими страданиями. Самые отдаленные причины страдания - это отношения и ментальные привычки, которые толкают человека к негативным поступкам; в большей мере это невежество, обыкновенное непонимание относительной и изменчивой реальности, то есть ее восприятие как чего-то застывшего и абсолютного. С более философской точки зрения причинность - самое очевидное проявление взаимозависимости, и казуальная взаимозависимость часто указывает на то, что, поскольку все вещи непременно взаимозависимы, они естественно лишены всякой застывшей, врожденной сущности. См.: Четыре Благородные Истины; Взаимозависимость; Карма. Проповедь в Оленьей роще. Первая проповедь, произнесенная историческим Буддой Шакьямуни. Достигнув состояния Будды, медитируя под деревом pipal в небольшом селении Бодхгая в Северной Индии, Шакьямуни Будда направился в город Сарнатх, находящийся недалеко от Варанаси. Там он встретил пятерых аскетов, вместе с которыми когда-то практиковал чрезвычайно суровую аскезу. Увидев Будду, эти пятеро решили не разговаривать с ним, потому что им было ясно, что он нарушил свои обеты аскетической жизни. Когда же Будда приблизился, их поразило исходящее от него сияние радости и всепонимания, и они стали умолять его научить их тому, чего он сам достиг. Тогда Будда Шакьямуни дал им первый урок, призвав бывших сотоварищей избегать двух крайностей: потакания себе и аскетизма. Он отметил, что эти крайности ведут лишь к еще большим страданиям, и объявил «срединный путь», избегающий этих двух крайностей. Главным в его проповеди были Четыре Благородные Истины, в которых идет речь о страдании и его устранении. См. Четыре Благородные Истины. Пробуждение. В буддийском контексте означает состояние полного и окончательного освобождения из феноменального мира. См.: Будда; Три Кая. Пустотность (sunyata). Основной принцип буддизма Махаянь, доктрина пустотности или пустоты (sunya), происходящая из учения «Праджняпарамитасутры». Пустотность указывает на отсутствие необусловленного существования чего-либо - его «пустоту». При этом надо всегда помнить, что пустотность также не есть некая субстанция или состояние - она сама «пуста». Различают шестнадцать разновидностей пустоты. См.: Анатман; Нагарджуна; Отказ от «Я». Пять совокупностей. Согласно буддийской философской мысли, все физические и ментальные феномены классифицируются под общим названием «пять совокупностей», или скандх (skandha). Вот эти пять совокупностей (иногда называемых психологическими компонентами): форма, ощущение, различение, сила воли и сознание. Все вместе они служат основой ощущения собственной самости, «Я», и личной идентичности. Ринпоче. В Тибете, начиная с XVII в., сложился институт перерожденцев-тулку (тиб. «перерождающееся тело»), или Ринпоче (тиб. «Драгоценность»), существующий и поныне. Коллегия высоких лам (в условиях сложившейся традиции самих являющихся тулкуРинпоче) утверждала какого-либо выдающегося ламу Бодхисаттвой первой стадии (всего говорится о десяти стадиях). Это означало, что после его ухода из жизни ученики отыщут по специальному ритуалу (включающему различные гадания и опознавание мальчикамипретендентами вещей умершего) следующее рождение святого, которое будет признано под неким именем-маркером (как правило, по местности проживания первого святого) и номером 2. Следующий найденный таким же образом перерожденец будет «третьим в цепи тел» данного святого. При этом каждый Ринпоче имеет и собственное имя. За около 300 лет существования этого института в Тибете к настоящему времени имеются тысячи перерожденцев-тулку а самые старые их линии насчитывают более 20 колен. Так, нынешний Далай-лама-четырнадцатый. Современный Аджя Ринпоче (перерожденец отца Цзонхавы) - двадцать первый и т. д. См. Тулку. Садху (Sadhu). Странствующий йогин в Индии. Сакья. Одна из четырех главных школ в тибетском буддизме, названа по местности Сакья («Серовая земля») в Центральном Тибете, где в XI веке жили учители-основатели. Самадхи (Samadhi). Высшее состояние, итог буддийского созерцания. Различают множество видов самадхи, имеющих свою специфику и иерархию. Достигая высших видов самадхи, йогин покидает феноменальный мир - достигает нирваны. Самбхогакая (Sambhogakaya). Тело Блаженства. См.: Три Каи. Сангха (Sapgha). Первоначально община непосредственных учеников Будды. В Тхероваде - община буддийских монахов. В Махаяне в дополнение к монашеской сангхе, говорится также о сангхе буддис-тов-мирян. Третья Драгоценность в формуле Прибежища. См. Три Драгоценности. Сансара (Samsara). Буквально «блуждание», «прохождение (через что-либо)». Феноменальный мир, сущностью которого является страдание. Живые существа безначально перерождаются, обретая все новые и новые рождения - «блуждание» (сансара) и есть эти перерождения. Достижение состояния Будды - Пробуждение означает прекращение перерождений, а значит, и выход из сансары. См.: Четыре Благородные Истины; Нирвана. Сострадание. См. Каруна. Страдание (duhkha, на пали - dukkhaj. В буддизме говорится о трех типах страдания: 1) страдание от страданий, то, что обычно называют болезненными ощущениями; 2) страдание от перемен, то есть все ощущения, которые обычно считают приятными, но которые не отличаются незыблемостью; 3) всепоглощающее страдание - страдание, связанное с безначальными перерождениями. См.: Дукха; Четыре Благородные Истины; Сансара. Шуньята (Sunyata). См. Пустотность. Сутра (sutra). Санскритский термин сутра (на пали - suttaj в буддизме означает любое сочинение, содержащее проповеди, приписываемое историческому Будде Шакьямуни. См. Тантра. Винаясутра (Vinayasutra). Канонический текст, излагающий правила монашеской дисциплины. Тантра (tantra). Буквально - «ткацкий станок», «основа (ткани)», «существенная часть», «модель», «система», «доктрина». Наименование класса религиозных систем (возникают в буддизме и индуизме во втор. пол. I тыс. н. э. - нач. II тыс. н. э.). Учение тантр вобрало в себя архаические магические представления (сексуальную магию; магию опьяняющих веществ; магию заклинаний; магию, связанную с орудиями труда и др.) и совместило их с положениями развитой религии (теория спасения, этика, космология и др.). В системе буддизма тантра образовала отдельное направление, называемое Тантраяна («Колесница (путь) тантры») или Мантраяна («Колесница мантры») или Ваджраяна («Колесница ваджры»). Мантра («инструмент мысли») - сакральная речевая формула, один из важнейших элементов тантрийской практики. Ваджра («твердый», «мощный») - молния, всеобщий эпитет в тантре и универсальный атрибут тантрийских божеств. О Тантраяне говорят как об эзотерическом пути в буддизме, в то время как путь Сутр называют экзотерическим. Тара. Одно из главных женских божеств в буддизме. Легенда о Таре служит источником глубокого вдохновения для миллионов женщин, последовательниц буддизма. Согласно легенде, Тара дала обет не переходить в мужское рождение, а сохранять свою женскую форму в течение всего духовного совершенствования и в этой форме достичь полного пробуждения. Татхагата (Tathagata). Буквально - «Так ушедший». Эпитет освобожденного существа вообще и Будды Шакьямуни в частности. В слове «Так» имеется ввиду путь освобождения вплоть до Паринирваны. См. Паринирвана. Татхагата-гарбха (Tathagatagarbha). Буквально «зародыш Татхагаты». Основная концепция школы Виджнянавады, согласно которой каждое живое существо потенциально уже является Буддой - содержит «зародыш Татхагаты». Тенгьюр. Вторая часть тибетского Канона, содержащая переводы трактатов, комментирующих первую часть Канона. В этом собрании более 200 томов, которые охватывают все предметы буддийских религиозных и философских исследований, а также медицину и астрологию. См. Кангьюр. Типитака (Tipitaka). Букавально на языке пали «Три корзины». Буддийский Канон на языке пали, состоящий из трех отделов (корзин): Винаи - устав монашеской дисциплины, Сутры - собрание наставлений Будды Шакьямуни, Абхидхармы - учение о познаваемых вещах. Этот Канон принят в традиции Тхеравады. Большая часть текстов из него переведена на английский язык и опубликована Обществом «Текст Пали». Тхеравада. На пали - «Учение старейшин». Современный представитель одного из двух (второе - Махаяна) направлений буддизма. Называется также «южным буддизмом». Распространена в Шри Ланке, Таиланде, Бирме, Камбодже, Индонезии и Вьетнаме. Возводит свое происхождение к первоначальной монашеской общине, следовавшей за Буддой Шакьямуни. Учение Тхеравады считает Будду единственным несравненным Учителем, но, тем не менее, человеком, в отличие от Махаяны, рассматривающей Будду в качестве трансцендентной сущности. Каноном Тхеравады является свод текстов на языке пали Типитака (пали «Три Корзины», санскр. « Трипитака»). Конечная цель тхеравадина - достижение состояния архата - святого, который обрел нирвану и более не перерождается в сансаре. Трансформация мышления. Трансформация мышления, перевод тибетского термина ло жон, означает категорию учений и практик, направленных исключительно на развитие чувства сострадания и альтруизма. Одна из основных характеристик этого учения - экстенсивные практические наставления о том, как превратить даже самые худшие ситуации в условия, благоприятные для духовной практики человека. Принцип ло жон связан со школой Кадам, основанной в Тибете в XI в. Атишей. Три Драгоценности (Triratna). Три элемента буддийской формулы Прибежища: Будда, Дхарма (Учение) и Сангха (буддийская община). Они называются «драгоценностями», так как являются очень редкостными сансари и единственным основанием для выхода из нее. См.: Будда; Дхарма; Сангха. Три Каи. Учение о трех Каях разработано в Махаяне для описания состояния Будды. Санскритский термин кая переводится как «тело». Дхармакая («Тело Дхармы») - «Будда для себя», невыразимая всеохватывающая сфера абсолютной истины и бытия. Самбхогакая («Тело Блаженства») - «Будда для других», или тело коммуникации, проявление Будды в форме, доступной восприятию лишь Бодхисаттв высшей десятой стадии. Нирманакая («Тело проявления») - форма, проявления Будды, в которой он доступен восприятию обычных существ. Самбхогакая является проявление Дхармакаи, Нирманакая - проявлением Самбхогакаи. Говорится также о Четвертом Теле Будды - Свабхавикакае («Самосущее тело»), которое есть источник всех трех Тел Будды. См.: Будда; Пробуждение. Триратна (Triratna). См. Три Драгоценности. Тулку. По-тибетски буквально - «Перерождающееся тело». См. Ринпоче. Хинаяна (Нinауаnа). Буквально «Малая колесница». Современный представитель «Малой колесницы» - традиция Тхеравады. См. Традиция Тхеравады. Чандракирти (Индия VII в. н. э.). Один из виднейших философов школы Прасангика в традиции Мадхьямаки. Ченрециг. Тибетское имя Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания, который воплощает безграничное сострадание всех Будд. Тибетцы считают, что Ченрециг - покровитель Тибета, ряд царей Тибета и все Далай-ламы - воплощения этого Бодхисаттвы. Четыре Благородные Истины. 1)страдание (duhkha) существует, 2)есть причина страдания - неведение и деятельность им вызываемая, 3)существует прекращение страдания и 4)существует путь, ведущий к прекращению страдания. Все буддийские традиции согласны в том, что эти четыре принципа составляют основу духовного послания Будды. В формуле Четырех Истин выделяют две группы, одна связана с причиной, вторая - со следствием. Первая имеет отношение к обусловленному, цикличному существованию: Истина Происхождения (причина) и Истина Страдания (следствие). Вторая группа относится к освобождению от страдания: Истинный Путь (причина, или средство, освобождения) и Истинное Прекращение (следствие, состояние освобождения). Коротко можно сказать так: учение о Четырех Благородных Истинах выражает буддийское понимание природы сансары и нирваны. См.: Нирвана; Сансара. Четыре фактора благости. 1)духовное освобождение, 2)всеобщее процветание, 3)практика Дхармы и 4)благополучие. Первые два происходят из природы, а два вторых связаны, с причинностью. Первые два демонстрируют два разных типа счастья: первый - надмирный, второй - мирской. По причине разной природы требуются разные средства, чтобы достигнуть их. Таким образом, практика Дхармы - это именно то, что ведет к освобождению, а материальное благополучие напрямую связано со всеобщим процветанием. Чистая земля. В буддизме Махаяны очищенная среда обитания, созданная силой сострадания и мудрости Будды, или Бодхисаттвы, где люди стремятся родиться, чтобы завершить путь к просветлению в более благоприятных обстоятельствах. Школы чистой земли - так называются буддийские школы духовной практики (в основном действуют в Китае и Японии), созданные почти с единственной целью: переродиться в чистой земле. Шаматха (Samatha). См. Пребывание ума в покое. Шантидева (Индия, VII в.). Автор одного из важных текстов Махаяны, «Бодхичарьяаватра, или Путеводитель по жизненному пути Бодхисаттвы». Далай-лама часто цитирует отрывки из этого сочинения, которое дает подробные инструкции, касающиеся практики альтруистического пути Бодхисаттвы. Шантидева также известен своими комментариями к взглядам Прасангики на пустотностъ. |