Главная страница

Система воспитания спартиатов. Захаров_КР_ИДМ_ИПОБ-21-5. Цели и задачи системы воспитания в Спарте


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеЦели и задачи системы воспитания в Спарте
АнкорСистема воспитания спартиатов
Дата23.06.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗахаров_КР_ИДМ_ИПОБ-21-5.docx
ТипРеферат
#612097
страница4 из 5
1   2   3   4   5

ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О СИСТЕМЕ СПАРТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Ознакомившись с системой образования в Спарте, обратим внимание на концепции древних философов, связанные с этим вопросом. Характерной особенностью спартанского воспитания является его узко военная направленность, которая подразумевает, прежде всего, формирование физических навыков и умений. И поэтому мы будем изучать отношение философов к аспекту физиологического воспитания, к его нормам и целям.

Из всех философов Древней Греции Платон и его ученик Аристотель кажутся нам наиболее значительными, поэтому мы сосредоточим внимание на их трудах.

Невзирая на то, что оба этих философа оказали конкретное влияние друг на друга, они все же были представителями диаметрально противоположных идеологических течений: Платону был свойствен теоретический подход к жизни, в то время как Аристотель отклонился от этого направления и стал сторонником более реалистичных взглядов. Однако оба философа заявляют о необходимости физиологическое воспитание детей с раннего детства посредством игр.

Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит прерывать детей во время громкого плача, так как «это для них своего рода гимнастика». И если Аристотель рассматривает игры только как пользу для физического здоровья, то у Платона другой подход: он настаивает на обучении через игры: «Человек должен практиковаться с юных лет, либо в качестве развлечения, либо серьезно, во всем, что касается этой будущей жизни. Например, любой, кто хочет стать хорошим фермером или домостроителем, должен в играх: первое - обрабатывать землю, второе -

возводить какие-то здания.» Как видно из приведенной выше цитаты, Платон не воспринимал физкультуру в ее первоначальном виде: в ней он выделял часть социальной и даже религиозной окраски.

По мнению философа, идеи нравственного воспитания должны быть на первом плане, и поэтому следует очень заботиться о физическом развитии, поскольку «пренебрежение последним может привести к изнеженности, а изнеженность делает человека слабым» Именно поэтому Платон говорит:

«главный принцип – это движение». Но суть движения в «философии» имеет неповторимый характер: каждый должен избегать чрезмерного удовольствия и радостей жизни, всегда придерживаться какой-то золотой середины.

Платон превращает эту золотую середину в фундаментальный воспитательный принцип и, продолжая идею изнеженности тела, говорит: «Изнеженность делает характер детей трудным. чрезмерное и грубое порабощение делает его приниженным». этот ограничивающий критерий - боязнь крайностей и перегрузок - в первую очередь относится к физиологическому воспитанию детей. По словам Платона, мальчики после 6 лет «должны практиковаться в верховой езде, стрельбе из лука, стрельбе из рогатки, метании дротиков. Если девочки согласятся, то пусть хотя бы научатся этому; в частности, они должны научиться обращаться с оружием… Остальная работа, развлечения и забота о своем теле не свойственны свободнорожденным людям», - завершает мудрец свои размышления о физическом развитии детей, указывая, что этих упражнений будет вполне достаточно для воспитания свободного гражданина.

У Платона также есть свои взгляды на пользу физического воспитания. Он сводит свои функции исключительно к участию в государственных мероприятиях: «Дети, пока они еще не идут на войну, всегда должны быть украшены оружием, сидеть на коне и сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев во время процессий и торжественных шествий… Соревнования и подготовительная работа к ним должны быть организованы только с этой

целью».

С другой стороны, физическое воспитание подчинено высшим жизненным задачам Платона. И здесь преподавание гимнастики имеет особое значение, поскольку «различные, прежде всего, военные упражнения должны способствовать превращению тела в покорный инструмент воли в конечном стремлении истинного философа», которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом мысли, высказанной позже: в здоровом теле здоровый дух.»

Основываясь на метафизическом мировоззрении, философия Платона полностью подчинила физическую подготовку идеям духовного порядка. Хотя она не отрицает его значимости, тем не менее, ее второстепенное значение совершенно очевидно.

Другой, уже упоминавшийся выше древнегреческий философ Аристотель, в отличие от Платона, отводит колоссальную роль физическому воспитанию и ставит его на первое место: «забота о теле должна предшествовать заботе о душе», - говорит он, и в то же время резко осуждает спартанскую образовательную практику, поскольку спартанцы «постоянно обременяют себя физическими упражнениями, они превращают детей в своего рода животных; они делают это в надежде, что это полезно для развития мужества. Однако, как часто указывалось, вы не должны направлять все свои заботы на достижение одной цели. Спартанское правительство действовало вопреки этой идее, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.

В качестве главного принципа правильного воспитания Аристотель, как и Платон, видел стремление к «золотой середине». С его точки зрения, «чрезмерные и недостаточные занятия наносят ущерб физической силе. и обладание серединой благоприятно.»

Философ резко критикует как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным образованием, несколько иные. В отличие от спартанского правительства, он считает, что «о военной

выправке граждан следует заботиться не для того, чтобы они поработили недостойных, а для того, чтобы они, прежде всего, сами не попали в рабство», в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений за счет захвата соседних территории.

Проанализировав некоторые труды древнегреческих философов, становится ясно что лучшие мыслители того времени во многом не соглашались с максимализмом в отношении физического воспитания и такой большой концентрацией внимания на военных нуждах государства в ущерб эстетическому развитию народа. Но оба философа поддерживают некоторые идеи спартанцев и признают их эффективными, актуальными и важными для своей эпохи.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта