Главная страница
Навигация по странице:

  • С 1929 года в Казахстане создаются первые машинно-тракторные станции (МТС)

  • Коллективизация в Казахстане проводилась без учета местных условий.

  • Девиз: «Перегибов не допускать - парнокопытных не оставлять!» принадлежал тургайским перегибщикам.

  • На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн голов скота.

  • В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них потери некоренного населения составили 400 тысяч.

  • Казахский голодомор 1931-1933 годов получил в народе название «ашаршылык».

  • В июле 1932 года группа деятелей республики: Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали лично Ф. Голощекину о голоде, причинах катастрофы («Письмо пяти»).

  • В марте 1933 года о голоде в казахской Степи в письме И.В.Сталину сообщал Т. Рыскулов.

  • Сопротивление коллективизации.

  • В ходе насильственной коллективизации в Казахстане имели место 372 массовых волнения и восстания.

  • Борьба с последствиями коллективизации.

  • вместо коммун были организованы сельхозартели.

  • В ноябре 1938 года в Казахстан с Дальнего Востока было переселено более 100 тысяч корейцев.

  • Покажите, по какому принципу сталинское руководство осуществляло насильственное переселение народов в Казахстан

  • Раскройте влияние Февральской и Октябрьской Революций 1917 г. на территорию Казахстана

  • СИК Перечень вопросов ГАК рус. Докажите необходимость исторической памяти в современном обществе


    Скачать 286.4 Kb.
    НазваниеДокажите необходимость исторической памяти в современном обществе
    Дата17.06.2022
    Размер286.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСИК Перечень вопросов ГАК рус.docx
    ТипДокументы
    #600604
    страница8 из 20
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

    Насильственная коллективизация. В декабре 1927 года XVсъезд ВКП (б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путем кооперирования. В развитии кооперации на селе провозглашались принципы добровольности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода от низших форм кооперации к высшим.

    Коллективизацию в Казахстане намечалось закончить к весне 1932 года. В зерновых районах основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, в животноводческих районах - товарищество по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗ). Колхозное движение в республике со второй половины 1929 года стало развиваться форсированными темпами. Для проведения коллективизации и оседания наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тысяч рабочих. Из внутренних районов России в республику было направлено 1 204 рабочих. Посланцы партии из «далеких краев» насаждали в Степи тип расселения, в точности повторявший планировку российской деревни. С 1929 года в Казахстане создаются первые машинно-тракторные станции (МТС), которые обеспечивали техническую и организационную помощь колхозам сельскохозяйственной техникой. Коллективизация и одновременное оседание разрушали вековой уклад жизни казахского аула. Процесс оседания предполагалось завершить в 1933 году. В ходе коллективизации в условиях жесткого администрирования особенно преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты).

    Коллективизация в Казахстане проводилась без учета местных условий. К октябрю 1931 года в Казахстане было коллективизировано 65% всех хозяйств. Тогда как в 1928 году - всего 2%. Девиз: «Перегибов не допускать - парнокопытных не оставлять!» принадлежал тургайским перегибщикам. В ходе их деятельности от 1 миллиона голов скота осталось всего 98 тысяч голов. В 1931-1932 годах в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота. На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн голов скота.

    В ходе коллективизации, наряду с эксплуататорскими элементами, раскулачивались зажиточные и середняцкие хозяйства. Беднякам и середнякам, не желавшим вступать в колхоз, угрожали высылкой за пределы Казахстана или зачислением в кулаки. За 1933 год органы ОПТУ Казахстана арестовали свыше 21 тыс. человек

    Голод в республике. В 1930-1932 годах в Казахстане разразился голод, потери от которого составили 40% населения республики. За годы коллективизации из пределов республики мигрировали свыше 1 млн казахов, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан.

    В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них потери некоренного населения составили 400 тысяч. Численность казахского населения после коллективизации была восстановлена спустя почти 40 лет-в 1969 году. Казахский голодомор 1931-1933 годов получил в народе название «ашаршылык». Голод 1930-1932 годов в Казахстане вошел в историю как годы «великого джута», как величайшая трагедия казахского народа. Огромные потери при проведении коллективизации понесло животноводство. С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн 509 тысяч до 965 тысяч; овец - с 18 млн 566 тысяч до 1 млн 386 тысяч; лошадей - с 3 млн 616 тысяч до 416; верблюдов - с 1 млн 42 тысяч до 63 тысячи.

    В июле 1932 года группа деятелей республики: Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали лично Ф. Голощекину о голоде, причинах катастрофы («Письмо пяти»). В марте 1933 года о голоде в казахской Степи в письме И.В.Сталину сообщал Т. Рыскулов. О голоде и эпидемиях в Актюбинской области, Тургайском и Балхашском районах в 1932 году имеются данные в докладе московского отряда «Красного креста».

    Сопротивление коллективизации. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Волна вооруженных выступлений в Казахстане прошла в 1929-1931 годах. Крупным очагом народного недовольства в Восточном Казахстане стал Семипалатинский округ. Огромный резонанс по всему Казахстану имело Батпаккаринское восстание в Тургайской области, начавшееся 1 ноября 1929 года. Оно было квалифицировано Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.

    Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе, начавшееся 2 февраля 1930 года. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района. Наряду с осуждением беззакония властей, в своих требованиях они затрагивали и религиозные вопросы. Большие массы людей Южного, Центрального и Западного Казахстана, недовольных политикой коллективизации, стекались в Каракумы. Численность восставших достигла 5 тысяч человек. Каракумское восстание 1930 года было подавлено 8-й дивизией, дислоцировавшейся в Оренбурге.

    В ходе насильственной коллективизации в Казахстане имели место 372 массовых волнения и восстания. Руководство Казкрайкома и СНК республики за последствия коллективизации не понесло перед народом никакой ответственности.

    Борьба с последствиями коллективизации. В сентябре 1932 года ЦК Компартии Казахстана принял постановление о сельском хозяйстве. Искусственно созданные колхозы были распущены. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели. В феврале 1935 года состоялся съезд колхозников-ударников, на котором был принят новый Устав сельскохозяйственной артели. К концу второго года первой пятилетки на колхозных полях республики работало около 9 тысяч тракторов. Особое внимание уделялось подготовке трактористов и комбайнеров. К концу второй пятилетки в Казахстане было создано около 200 совхозов. На полях республики работало свыше 24 тысяч тракторов и 8 тысяч комбайнов. К концу второй пятилетки в основном был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. На их хозяйственное устройство Советское правительство отпустило 40 млн рублей.

    В ноябре 1938 года в Казахстан с Дальнего Востока было переселено более 100 тысяч корейцев. Из корейцев-переселенцев в Кзыл-Ординской и Алма-Атинской областях было создано 57 колхозов. Часть корейцев-переселенцев перебралась в Узбекистан в районы орошаемого земледелия.


    1. Раскройте причины, почему силовая коллективизация в Казахстане имела столь трагичные и негативные последствия


    Проведение насильственной и беззаконной коллективизации в 1928-1932 годах в Казахстане, а по сути - геноцида против казахского народа, сопровождалось огромными человеческими жертвами и, как следствие, откочевкой населения, исчисляемого свыше 1,5 млн человек, в Россию, Таджикистан, Калмыкию, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакию, Монголию, Китай, Иран, Афганистан, Турцию. Из них обратно вернулось только 414 тыс. человек, 616 тыс. откочевали безвозвратно. Крупнейший англо-американский историк, глубокий исследователь природы сталинизма Роберт Конквест писал, что «коллективизация в Казахстане обернулась колоссальной человеческой трагедией казахов».

     

    Кампания по коллективизации стала для населения жестоким террором, осуществлялась административно-командными мерами, без учета местных условий и традиций, без продуманной предварительной подготовки. Мероприятия по коллективизации были направлены на разрушение традиционного уклада жизни аула, уничтожались национальные исторически сложившиеся устои.

     

    Таким образом, насильственная коллективизация, проведенная в сжатые сроки, при ожесточенном сопротивлении крестьян, имела существенные последствия для дальнейшего развития страны и советского общества:

    1) произошло падение уровня сельскохозяйственного производства; 2) ухудшились условия жизни по сравнению с периодом НЭПа, что привело к обострению продовольственной проблемы и массовому голоду в 1931-1933 гг.; 3) перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность закрепило техническую отсталость села и не позволило перейти от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным; 4) государство получило возможность бесконтрольно распоряжаться поставками продукции, тем самым фактически была восстановлена продразверстка;

     

    5) крестьянин перестал существовать как собственник и превратился в наемного сельскохозяйственного рабочего; 6) экономическая заинтересованность была заменена внеэкономическим принуждением, что увеличило случаи воровства и хищений колхозного имущества. Все это нагнетало недовольство в обществе.

     

    Со времени коллективизации и фактически до наших дней колхозы никогда не могли реализовать действительные возможности и преимущества самостоятельных кооперативных хозяйств, всегда над ними господствовала бюрократическая команда. Мощный пропагандистский аппарат рисовал радужные картины и во всех неудачах винил мнимых многочисленных врагов и оппозиционные партии, деятельность которых была прекращена еще в начале 1920-х годов. Сталинское руководство смогло удержаться лишь ценой жестоких репрессий.

     


    1. Покажите, по какому принципу сталинское руководство осуществляло насильственное переселение народов в Казахстан


    Причины осуществления депортации народов в СССР в годы массовых политических репрессий можно объяснить политическими мотивами и необходимостью укрепления так называемой лагерной экономики.

    Мы солидарны с точкой зрения А.Некрича, который пришел к выводу, что депортация народов во время Великой Отечественной войны рассматривалась советским государством как превентивная мера (немцы Поволжья, курды, турки, греки, как мера карательная (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, крымские татары) и как мера военно-стратегического характера, имевшая целью создание более «надежного» слоя пограничного населения .Это как пропагандистский мотив советского правительства. В действительности же насильственные методы депортации народов нельзя оправдать никакими военными либо иными соображениями. Главным обвинением против депортированных народов было «поголовное сотрудничество с врагом». Но такое утверждение является абсурдным. Например, подавляющая часть мужского населения этих народов была мобилизована в ряды Красной Армии. Так, по материалам НКВД СССР, в итоге проведенных в Чечено-Ингушской республике трех мобилизаций ушли на фронт 17413 человек. На фронтах Великой Отечественной войны находилось более 20 тыс. калмыков - солдат и офицеров. Всего подверглись депортации 91919 калмыков.

    Одними из первых, кто подвергся насильственной депортации, были дальневосточные корейцы. Одновременно с корейским населением с южных границ началось переселение курдов, армян и турок, иранцев. В 1939-1941 годы жителями республики стали депортированные поляки из Западной Белоруссии и Западной Украины, а также из республик Прибалтики. С началом Великой Отечественной войны наступил новый этап депортации народов. Это были советские немцы. Началось их выселение из Поволжья, Грузии, Азербайджана, Армении.

    В 1941 году советские немцы, как и крымские татары, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы месхетинцы лишались своей государственности и по подозрению в наличии «тысяч и десятков диверсантов и шпионов» высылались на чужбину, причем главной виной, как обосновывалось в Указах Верховного Совета СССР, самим народам вменялось недоносительство о наличии этих мифических шпионов и диверсантов. Именно с этого периода и начинаются современные сложности в национальном вопросе, с которыми сталкиваются народы, насильственно лишенные своей автономии.

    Немцы явились самой крупной национальной группой из всех перечисленных наций, и их судьба с этого момента во многом разнится с участью других народов. В республике из запланированных к переселению 472 174 немцев прибыли в 1941 году в 105 эшелонах и переселились 243904 человек.1 ноября 1941 года в связи с направлением в Казахстан 113 тысяч эвакуированных, не имевших теплой одежды, план расселения немцев по решению ЦК ВКП (б) Казахстана был изменен. С южных областей Казахстана (Алма-Атинская, Кзылординская, Джамбульская и Южно-Казахстанская) снято 50 тысяч человек. Размещены они будут в Кустанайской, Петропавловской и Акмолинской областях по 10 тысяч человек; в Павлодарской и Семипалатинской - по 7500 человек; в Карагандинской - 6 тысяч человек и Актюбинской - 5 тысяч человек. Все переселенные размещены в колхозах, совхозах, МТС и частично в райцентрах. Хорошо и организованно в 1941 году прошло расселение первой партии немцев в количестве 30590 человек в Акмолинской области и 21146 человек в Павлодарской области. В частности, в Павлодарской области в свободный жилищный фонд переселенческого управления размещены 4190 человек, в совхозы - 3150 человек, и 13800 человек вселены в порядке уплотнения в дома колхозников .

    Казахстан не по воле его коренных жителей превратился в сталинскую тюрьму народов. В 1937 году в Казахстан были высланы 18526 корейских семей (приблизительно свыше 100 тысяч человек). Накануне войны жителями республики стали 102 тысяч депортированных поляков. Осенью 1941 года КазССР были высланы еще 361 тысяч немцев Поволжья. На 1 июля 1943 года в республику было эвакуировано 532506 из западных районов страны. В 1943-1944 годы проведено насильственное выселение в Казахстан 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа и другие. В ноябре 1944 года республики Средней Азии и Казахстан приняли свыше 110 тысяч человек из 220 населенных пунктов Месхетии (Грузинская ССР). Трагическая участь депортации постигла народы Северного Кавказа, в 1943-1944 годы подверглись депортации карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши. Затем последовала депортация калмыков, крымских татар.

    В 1944 году началась депортация турок. Также был принят ряд постановлений правительства о депортации греков, болгар и армян. Продолжалось выселение отдельных групп населения от освобожденной территории. Помимо немцев в конце войны из территории Западной Украины подверглись переселению ОУНовцы (Организация украинских националистов) и члены их семей, «указники» (по Указу от 2 июня 1948 года об ответственности за уклонение от общественно-полезного труда и аналогичному указу от 23 июня 1951 года). Депортации подверглись кабардинцы, прибалтийцы, калмыки и другие .

    Таким образом, переселение народов продолжалось вплоть до конца 40-х годов. В таком хронологическом порядке шел процесс насильственного переселения народов в Казахстан в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Депортация народов в Казахстан проходила в условиях карательной политики сталинизма. Выжить репрессированным народам в те тяжелые, критические годы помогли сострадание и гуманизм простого казахского народа.


    1. Раскройте влияние Февральской и Октябрьской Революций 1917 г. на территорию Казахстана


    Победа буржуазно-демократической революции в России. Из­менения в национальной политике. Возвращение рабочих с тыло­вых работ. Влияние революции на политический климат в стране, политические партии. А.Бокейханов и другие представители на­циональной интеллигенции. Мусульманское движение. Прогрес­сивное значение Февральской революции.

    Влияние Февральской революции на Казахстан. В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демокра- тическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликова­нием. Казахи приветствовали свержение самодержавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г.

    «Для народов России, — телеграфировал руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов, — взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо скрепить братские узы с другими народами. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание. Боритесь за единство и справедливость!..»

    Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской интеллигенции.

    В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) нацио­нальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие.

    Временное правительство считало, что к развитому капитализму необходимо идти реформистским путем, так как из-за отставания в развитии российского капитализма буржуазия не сложилась в мощную экономическую и политическую силу. Однако отражавшее во многом поли­тические и экономические интересы буржуазии и поме­щиков Временное правительство не смогло подготовить и представить альтернативную программу возрождения России.

    Новое правительство предпринимало шаги для пере­смотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. .')то решение Временного правительства было направлено на установление национального согласия в этом огромном регионе.

    Вспомните, что вы читали о Февральской буржуазно-демокра­тической революции в России, о ее начале, течении, итогах. (Нобейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразова­тельных школ).

    Был рассмотрен вопрос о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему окончательное решение. На местах шел процесс консолидации демократических сил. Революционно настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель.

    Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей привержен­ности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межнациональных отношений в пределах регионов, снимая тем самым существовавшую напряженность.

    Возвращение тыловиков и их влияние на револю­ционный процесс. Огромное влияние на рост поли­тического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Тыловики объявляли забастовки. Повсюду укреплялся союз тыловиков с русскими солдатами.

    Некоторые тыловики вернулись в родные края, став членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.

    Тыловики повсюду шли в первых рядах борцов за свободу, представляли национальный отряд освободительных сил края. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству.

    Политические партии и течения в период после Февральской революции. Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа, вдохновителем борьбы против коло­ниализма выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член партии ЦК кадетской партии Алихан Бокейханов. Его единомышлен­никами и соратниками стали видные просветители и демократы, активные участники револю­ционного движения А.Байтурсьгнов, М.Дулатов, А.Ермеков, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмуха- медов, Ж.Акбаев и многие другие. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания конституционным путем суверенного автономного национального государ­ства. После Февральской рево­люции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где — уездные съезды партии Алаш, на которых рассматривались важные проблемы, входящие в компетенцию местного самоуправления. Так, состоявшийся областной Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. рассмотрел вопросы продовольственного снабжения, местного управления, судопроизводства, налогообложения, образования и просвещения. Бурно обсуждался аграрный вопрос. Съезд, в частности, признал необходимым «закрыть область для переселения извне». Особо рассматривались способы урегулирования взаимоотношений киргизов с русскими, способы возвращения из Китая беженцев. Весной 1917 г. Семипалатинский областной съезд казахов предложил Всеказахскому съезду свое видение будущей автономии Казахстана. 21—26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской областей и Внутренней Букеевской Орды. Съезд рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство, народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т.д. Казахскую демократическую общественность волновала проблема казахской государственности, демократических реформ, создание необходимых предпосылок для самоопределения нации. Съезд рассмотрел также вопрос об образовании казахской политической партии Алаш и признал необходимым выработать ее программу. По вопросу о форме государственного управления съезд записал: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика». Делегаты съезда признали, что казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию», выразили свою позицию по отношению к 83 тыс. беженцев из Китая, участникам событий 1916 г., подвергавшихся дискриминации и преследованию со стороны казачества Семиречья и органов Временного правительства. Съезд обратился к трудящимся края с призывом организовать скорую и действительную помощь голодающему населению Семиречья.

    После Февральской революции активизировалось мусульманское движение национальных регионов России. В апреле 1917 г. проходили мусульманские съезды Туркестана, Башкирии, Татарии, Кавказа. В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом «мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. На нем бурно обсуждался женский вопрос. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция о том, что «мусульманки как в политических, так и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма.

    Обсудив рабочий вопрос, делегаты приняли резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, о введении обучения в начальной школе на родном языке, всеобщего обязательного и бесплатного начального обучения.

    Бурное развитие мусульманского движения, охватив­шее своим влиянием 30-миллионное население окраин России, привело к созданию ряда исламских партий. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия — Партия туркестанских федералистов. Несмотря на духовный характер, эти политические течения одновременно отражали общенациональные интересы народов, проживающих на территории Туркестана и Казахстана. Активно работали молодежные организации, которые в то время уже были созданы в некоторых городах и аулах Казахстана.

    В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах». Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) самоотверженно боролись за установление Советской власти в Казахстане.

    После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, пересе­ленческой политики. Член ЦК кадетской партии А.Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «Землю надо передать тем, кто ее обра­батывает», «Земля — собственность всего народа», осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.

    Таким образом, как в России, так и на ее националь­ной окраине — в Казахстане — сложилась многопартийная система. Возникшие на национальной, религиозной, классовой, сословной основе различные партии и группы в Казахстане вели напряженную полемику друг с другом, не приходя в большинстве случаев к согласию или ком­промиссу. Вместе с тем было очевидно, что движение 1916 г., вслед за ним Февральская революция 1917 г. всколыхнули большинство народных масс Казахстана, способствовали ускорению развития исторического процесса.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


    написать администратору сайта