Моделирование. Егэ2022 (по новой демоверсии)
Скачать 144.79 Kb.
|
Часть 2 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 5 Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на разные лады. <…> в небе — ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца — бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье — настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю. 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Отглагольные существительные широко используются как термины в языке науки и техники. 2) Текст содержит лексику с ярко выраженной стилистической окраской. К данной группе относятся разговорные и просторечные слова (бух, каюк, шныряют, страсть) 3) Научные произведения требуют логичности в изложении. Поэтому в данном тексте преобладают интеллектуальные элементы языка: научная и техническая терминология. 4) Требование точности, стремление избежать неверных толкований текста приводит к тому, что в официально-деловой речи особую роль играют имена существительные (красота, море, цветы, птицы, небо и т.д.) 5) Текст относится к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный характер общения. 2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска в тринадцатом предложении текста. Запишите этот союз. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в шестнадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КАЮК, -а́, м. 1. КАЮК1 - устар. небольшая плоскодонная лодка с двумя вёслами. Лодки зовут каюками, похожи они на пироги — помните, у индейцев? — борт крутой, нос загнутый. Песков, Шаги по росе. 2. устар. одномачтовое парусно-гребное судно для перевоза грузов на реках. Накаюкебылинагруженытяжестиартиллерийскогоиинженерного парков; на нем же и на трех лодках были помещены 10 матросов, 6 стрелков и 6 сапер. Е. Саранчов, «Хивинская экспедиция 1873 года». 3. КАЮ́К2, в знач. сказ. Прост. Конец, гибель. — Спрятаться мне некуда. А если бы и было куда, — нельзя. Сразу все поймут, и тебе — каюк, а с тобой и другим. Фадеев, Молодая гвардия. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. послАла откУпорил пломбИровать некролОг низведЁн 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев. На железной дороге действуют ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов. ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель. На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран. В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти. 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять апельсинов пара носков ляжьте на пол свыше ста километров пара туфель 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку) 4) неприкосновенность, разбираться, заря 2) возгорание, сочетание, растение 5) офицерский, провинциальный, заморозить 3) филармония, реставрировать, безотлагательный 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1)на..пись, пре..лог, по…жать 4) под..грать, под..тожить, без…нтересный 2)пр..способиться, пр..митивный, пр…большой 5)бе..дарно, бе..пристрастный, ра…писка 3)ра..ползаться, ра..шифровать, ра…валить 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1)израсход..вать, пришёпт..вать 3) преодол..вать, черешн..вый 2) рассыпч..тый, (повернуть) влев.. 4) сиренев..тый, алюмини..вый 5)удоста..вать, милост..вый 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) знач..щиеся по списку, выкач..нная (вода) 4) люб...щий, завис..щий 2) колыш..щегося (от ветра), (капли) брызж..т 5) вытерп..шь, рекоменду..мый 3) бумаги отыщ..тся, засвищ..т соловьи 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Многие рукописи (не)расшифрованы. В почве (не)достает питательных веществ. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть заросли можжевельника, едва (не) затопленные водой, и крупные листья осин. 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ПРИ (ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК) БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу! (В) ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег – (НА) УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе. Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире. Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО (БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В) ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы. (НА) СЧЕТ предстоящей работы мы не говорили (ПО) ПРИЧИНЕ нехватки времени. 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) По-разному на одном и том же языке говорят жители разных местностей и представители разных профессий и люди разного возраста. 2) Хозяйка дома украшала вышивкой обивку кресел и стульев и скатерти. 3) В лаборатории была разработана как основная методика так и инструментарий проведения эксперимента. 4) Осинник затушёван светлой зеленью и на его фоне бело-розовыми пятнами выделяются молодые берёзы. 5) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями. 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полета (3) именно (4) К.Э. Циолковский. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ранним утром(1) когда все спали(2) я вышел на цыпочках из душной избы(3) и как будто не в палисаднике оказался(4) а вышел в тихую(5) неизъяснимой прозрачности воду. 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Из конюшни каждый вечер звучали мелодические призывы(1) и мальчик стремился туда(2) где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы(3) и где лилась плавная мелодия. 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь. (2)Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. (3)Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. (4)Старый сельский учитель так объяснял это: (5)- Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома: они ищут у него защиты. (6)И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. (7)И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. (8)В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит. (По Ф. Искандеру.) Прочитайте текст и выполните задания 22–275 (1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотречённого во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить её, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке. (12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл ещё с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного.(16) Случайно взгляд мой упал на слушавшего. (17) Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по её ритмической перспективе. (18)Всё это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать своё слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный. (23)Полагаясь на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: "Боря, но ведь этого нет и у меня", тогда - хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (24)Если же речь в ответ зайдёт о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: (25)"Абсолютный слух? (26)После всего, что я сказал вам? (27)А Вагнер? (28)А Чайковский? (29)А сотни настройщиков, которые наделены им?" (30)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (31)Он справился о моём образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил. (32)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (33)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (34)О худом выходе загаданного помнил. (35)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (36)Нет, никогда, - с прежней высоты она подымала его на новую. (37)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (38)Это его тайна. (39)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (40)Как одолел он в юности свои сомненья? (41)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту. (42)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (43)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (44)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой. (По Б.Л. Пастернаку*) * Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1)После встречи с кумиром, который прослушал три вещи поэта, автор посвятил свою жизнь музыке. 2) Слушая Пастернака, наставник стал хвалить поэта, говоря, что ему «в музыке дано сказать своё слово». 3) Кумир говорил о том, что надо импровизировать, что надо посвятить себя музыке. 4)Наставник посоветовал Пастернаку перейти с философского отделения историко-филологического факультета на юридический факультет. 5) Мир музыки, который казался Пастернаку «навсегда прирождённым», изменился, растаял, и желание посвятить себя музыки постепенно ушло. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 5-6 представлено рассуждение. 2) В предложении 12-16 представлено описание. 3)В предложениях 15-16 представлено повествование. 4)В предложении 38 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 37. 5) Предложения 43-44 противопоставлены по содержанию предложению 42. 24. В предложениях 7-9 найдите фразеологизм и выпишите его. 25. Среди предложений 12–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия времени и личногоместоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Своё рассуждение Б.Л.Пастернак начитает с такого стилистического приёма, как (А) ________ (предложение 1), что позволяет ему поделиться с читателем тем, что ему дорого. Однако музыка не была для писателя его судьбой, о чём свидетельствует лексическое средство (Б) _____ (предложение 9). В начале текста поэт говорит о вечернем занятии музыкой, а затем, уже в конце своего рассуждения, делится переживаниями после беседы с кумиром, используя троп (В) _________ («окрылялась моя воля» в предложении 11, «таял и надламывался мир» в предложении 42, «рву с музыкой» в предложении 44). Размышляя о происшедшем, Пастернак задаётся вопросами, ищет на них ответы. В этом ему помогает стилистический приём (Г) ________ (предложения 35-41) Список терминов:
|