Главная страница

лабораторная. Экзаменационные материалы содержат тематические вопросы 28 (мдк 04. 01 9 вопросов, мдк 04. 02 5 вопросов, мдк 04. 03 11 вопросов, мдк 04. 04 3 вопросов)


Скачать 192 Kb.
НазваниеЭкзаменационные материалы содержат тематические вопросы 28 (мдк 04. 01 9 вопросов, мдк 04. 02 5 вопросов, мдк 04. 03 11 вопросов, мдк 04. 04 3 вопросов)
Анкорлабораторная
Дата07.09.2022
Размер192 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPM_04_perechen_voprosov.docx
ТипДокументы
#666453
страница3 из 3
1   2   3

В целом процесс функционирования ЭС можно представить следующим образом: пользователь, желающий получить необходимую информацию, через пользовательский интерфейс посылает запрос к ЭС; решатель, пользуясь базой знаний, генерирует и выдает пользователю подходящую рекомендацию, объясняя ход своих рассуждений при помощи подсистемы объяснений.

В ходе работ по созданию ЭС сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть следующих этапов: идентификацию, концептуализацию, формализацию, выполнение, тестирование, опытную эксплуатацию.



Технология разработки ЭС

На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.

На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.

На этапе формализации выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.

На этапе выполнения осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС.

8. Особенности сопровождения информационных систем обслуживания многозонного мультимедийного пространства.

Ответ: Мультимедийные системы — это целый комплекс аппаратных и программных решений, обеспечивающих возможность создания, хранения и воспроизведения аудио и видеоинформации.

Условно системы мультимедиа можно разделить на системы домашнего и коммерческого или общего назначения.

Система Мультирум (Multiroom) относится к мультимедийным развлекательным системам концепции Умный дом. Система выполняет функцию распределения аудио и видеосигнала по нескольким зонам помещения и близлежащей к дому территории вне зависимости от того, где располагается источник звука. Вся медиаинформация (музыка, фильмы, фотографии и т. п.) доступна в любой точке дома с системой.

Коммерческие системы мультимедиа включают в себя:

  • систему аудио и видео конференцсвязи (конгресс-система, система голосования, терминалы ВКС и проч.),

  • систему видеоотображения (плазменные панели, видеостены, мониторы LCD, электронные доски и проч.),

  • систему интегрированного управления

Мультимедийные технологии используют аппаратные и программные средства.

К аппаратным относятся аналоговые и цифровые преобразователи сигналов, видеопроцессоры, декодеры, звуковые и видеокарты, в том числе и средства виртуальной реальности.

Программные средства – это то, что помогает разрабатывать мультимедийные приложения. То есть программы по работе с графикой и изображением, созданию анимации, в том числе 3D-анимации, обработке звука, видеомонтажу и т.д.

9. Особенности сопровождения информационных систем удаленного управления и контроля объектов.

Ответ: Системы контроля и управления доступом (СКУД) — это система, включающая в себя программно-технические средства и организационные мероприятия, направленные на осуществление контроля и управляемого доступа в отдельные помещения, осуществляющая контроль передвижения сотрудников и времени их присутствия на территории охраняемого объекта.

Использование СКУД позволит вести постоянный контроль над ситуацией на охраняемой территории, обеспечить безопасность сотрудников и посетителей, материальных и интеллектуальных ценностей.

В общем виде СКУД может иметь в своем составе следующие элементы:

  • исполнительные механизмы (замки, турникеты, шлюзы);

  • электронные идентификаторы (пластиковые карточки, «электронные таблетки» и другие устройства);

  • считыватели (пластиковых карточек и прочих электронных идентификаторов);

  • устройства ввода персонального кода (PIN-кода);

  • биометрические устройства идентификации личности;

  • устройства управления исполнительными механизмами (контроллеры, концентраторы);

  • оборудование сопряжения локальной сети СКУД с компьютером;

  • программное обеспечение администратора системы.

Контроллер – это основная часть системы управления доступом. Именно контроллер принимает решение, пропустить или нет человека в данную дверь.

Считыватель (ридер) – это устройство, предназначенное для считывания специальной кодовой информации, хранимой в идентификаторе, и ее передаче в виде заранее определенного сигнала в контроллер.

10. Модели качества информационной системы. (9 вопрос 03.01)

Ответ: Качество - это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя. Под объектом качества может пониматься как собственно продукция (товары или услуги, информационная технология), процесс ее производства, так и производитель (организация, организационная структура или даже отдельный работник).

Система качества - это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия.

Качество информационной системы - это совокупность свойств системы, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. Это обобщенная положительная характеристика системы, выражающая степень ее полезности пользователю.

Качество ИС связано с дефектами, заложенными на этапе проектирования и проявляющимися в процессе эксплуатации. Свойства ИС, в том числе и дефектологические, могут проявляться лишь во взаимодействии с внешней средой, включающей технические средства, персонал, информационное и программное окружение.

Метрики в информационных технологиях - это совокупность принципиально важных показателей, которые определяются и используются для оценки качества программных комплексов. Метрики применимы к любому типу программных систем, включая компьютерные программы и данные, содержащиеся в программируемом оборудовании.



Характеристики качества информационных систем

  • функциональные возможности – способность ИС обеспечивать функции, удовлетворяющие установленным потребностям заказчиков и пользователей при применении комплекса программ в заданных условиях;

  • надежность – способность ИС поддерживать определенную работоспособность в заданных условиях;

  • практичность – свойство системы, характеризующееся сложностью ее понимания, изучения и использования, а также привлекательность для пользователя при применении в указанных условиях;

  • эффективность – свойство системы обеспечивать требуемую производительность с учетом количества используемых вычислительных ресурсов в установленных условиях. Можно определить как отношение получаемых с помощью ИС результатов к затрачиваемым на это ресурсам всех типов;

  • сопровождаемость – приспособленность системы к модификации и изменению конфигурации;

  • мобильность – приспособленность системы к переносу из одной аппаратно операционной среды в другую.

Пути повышения качества ИС:

  • Устранение влияния факторов, приводящих к снижению надёжности.

  • Резервирование – способ повышения надёжности системы путём введения в систему избыточных элементов. В случае отказа основного элемента работает резервный.

11. Надежность информационной системы.

Ответ: Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования

Сторонами надежности являются:

  • Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Наработка – время работы объекта до первого отказа.

  • Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению отказов и восстановлению работоспособности объекта либо путем проведения ремонта, либо путем замены отказавших элементов.

  • Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленном режиме технического обслуживания и ремонта.

  • Сохраняемость – свойство объекта сохранять работоспособность в течение и после его хранения и (или) транспортирования.

  • Работоспособность – такое состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, удовлетворяя требованиям нормативно-технической документации. Работоспособность – это характеристика состояния объекта в некоторый момент времени.

Важными классификационными группами являются:

Восстанавливаемой называется такая системы, работоспособность которой в случае возникновения отказа подлежит восстановлению.

Невосстанавливаемая система – такая система, работоспособность которой в случае отказа восстановлению не подлежит.

Обслуживаемая система – система, для которой предусматривается проведение регулярного технического обслуживания.

Необслуживаемая система – система, для которой не предусматривается проведение регулярного технического обслуживания.

Показатели надежности – это количественные характеристики одного или нескольких свойств, определяющих надежность системы
МДК 04.04

  1. Виды интеллектуальных систем.

Ответ: Интеллектуальная система (ИС, intelligent system) — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс.

Виды:

  • Расчетно-логическая система

Система, способная решать управленческие и проектные задачи по декларативным описаниям условий.

  • Рефлекторная интеллектуальная система

Рефлекторная система - это система, которая формирует вырабатываемые специальными алгоритмами ответные реакции на различные комбинации входных воздействий.

  • Интеллектуальная информационная система

Интеллектуальная информационная система (ИИС, intelligent system) — система, основанная на знаниях.

  • Гибридная интеллектуальная система

Под гибридной интеллектуальной системой принято понимать систему, в которой для решения задачи используется более одного метода имитации интеллектуальной деятельности человека. Таким образом ГИС — это совокупность:

  • аналитических моделей

  • экспертных систем

  • искусственных нейронных сетей

  • нечетких систем

  • генетических алгоритмов

  • имитационных статистических моделей

  1. Нейронная сеть. Принцип работы и обучения нейронной сети.

Ответ: Нейронная сеть – это разновидность машинного обучения, при котором программа работает по принципу человеческого мозга. Человеческий мозг состоит из нейронов, связанных между собой синапсами и передающих электрохимические импульсы.

Каждая клетка получает сигналы от других клеток. Далее обрабатывает их и сама отправляет сигнал другим клеткам. Проще говоря нейрон получает сигнал (информацию), обрабатывает его (что-то там решает, думает) и отправляет свой ответ дальше. Стрелки изображают связи-отростки по которым передается информация: Вот так передавая друг другу сигналы, нейронная сеть приходит к какому либо решению.

Обучение нейронной сети - процесс настройки параметров нейронной сети при моделировании сети. Бывает: процесс обучения с учителем, без учителя и с подкреплением.

Обучение с учителем

Обучение с учителем (supervised learning) предполагает наличие полного набора размеченных данных для тренировки модели на всех этапах ее построения.

В основном обучение с учителем применяется для решения двух типов задач: классификации и регрессии.

В задачах классификации алгоритм предсказывает дискретные значения, соответствующие номерам классов, к которым принадлежат объекты. В обучающем датасете с фотографиями животных каждое изображение будет иметь соответствующую метку — «кошка», «коала» или «черепаха». Качество алгоритма оценивается тем, насколько точно он может правильно классифицировать новые фото с коалами и черепахами.

А вот задачи регрессии связаны с непрерывными данными. Один из примеров, линейная регрессия, вычисляет ожидаемое значение переменной y, учитывая конкретные значения x.

Обучение без учителя

В обучении без учителя (unsupervised learning) у модели есть набор данных, и нет явных указаний, что с ним делать. Нейронная сеть пытается самостоятельно найти корелляции в данных, извлекая полезные признаки и анализируя их.

В обучении без учителя сложно вычислить точность алгоритма, так как в данных отсутствуют «правильные ответы» или метки. Но размеченные данные часто ненадежные или их слишком дорого получить. В таких случаях, предоставляя модели свободу действий для поиска зависимостей, можно получить хорошие результаты.

Обучение с подкреплением

Видеоигры основаны на системе стимулов. Завершите уровень и получите награду. Победите всех монстров и заработаете бонус. Попали в ловушку – конец игры, не попадайте. Эти стимулы помогают игрокам понять, как лучше действовать в следующем раунде игры. Без обратной связи люди бы просто принимали случайные решения и надеялись перейти на следующий игровой уровень.
Обучение с подкреплением (reinforcement learning) действует по тому же принципу. Видеоигры — популярная тестовая среда для исследований.

Основная цель обучения в том, чтобы был один выраженных нейрон, не похожий на остальные. Либо один ближе к 1, другие к 0

  1. Интеллектуальные и нейронные сети. Примеры.

Ответ: Пример нейронных систем:

FaceID – например при входе в телефон, вместо пароля можно поставить распознавание лица. Она облегчает нашу жизни, тк мы не отвлекаемся от вспоминания пароля, а он сразу открывается, как только видит лицо, которое было изначально установлено в его памяти.

Маски в instagram или tiktok, можно менять лицо, тело с помощью нейронной сети, которая распознает где находятся глаза, нос, щеки, рот и делает различные эффекты с ними.

«умный» плейлист музыки подбирает уникальный плейлист исходя из того, что вы слушаете чаще всего или, еще пример - видео на YouTube.

Пример интеллектуальных систем:

  1. Голосовой помощник Алиса, Siri, Маруся и др. Обл. применения: развлечения

  2. Умные автомобили, как например Tesla. Их автомобили могут ездить без помощи человека. Не только Tesla занимается такими автомобилями, есть много других компаний, которые тоже преуспели в этом деле. Знаю, что есть такая машина, которая без человека осуществляет «посев» ростков риса, сама осуществляет повороты и контроль над окружающей средой. Обл. применения: транспорт

  3. Видео и музыка. ИИ который отслеживает видео и музыку, которую вы слушаете больше всего, и предлагает предложения, относящиеся к нему. Обл. применения: развлечения
1   2   3


написать администратору сайта