Главная страница

Философия Древнего мира. Философия Древнего мира


Скачать 1.25 Mb.
НазваниеФилософия Древнего мира
Дата13.03.2023
Размер1.25 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаФилософия Древнего мира.ppt
ТипДокументы
#986102
страница2 из 3
1   2   3

1. Первые философские школы


Философская школа элеатов
Ксенофан,
Парменид,
Зенон
Ксенофан (580 – 490 гг. до н.э.), поэма «О природе»
Основой мира является земля, ибо из неё всё рождается и в неё всё уходит
Одним из первых предположил, что жизнь зародилась в воде
Размышляя о богах, высказал мысль, что «бог таков, каков человек», т.е. их антропоморфизм есть плод фантазии
На самом деле Бог – это весь мир, вечный и бесконечный космос
Всё, что мы видим, есть воплощение свойств Бога


Парменид (540 – 480 гг. до н.э.) утверждал неизменность и неподвижность мира
Парменид ввел в философию понятие «бытия»
Бытие вечно, целостно и неподвижно
Бытие – это то, что можно охватить мыслью
Думать и быть – одно и то же
Бытие существует, т.к. оно мыслимо, а небытие не существует, т.к. о нём нельзя мыслить или говорить
Зенон (490 – 430 гг. до н.э.) является изобретателем диалектики
Считал, что существует лишь то, что можно логически доказать
Прославился своими знаменитыми апориями «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия»
Апория – это трудноразрешимая задача, в которой данные опыта расходятся с данными логического анализа


Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н.э.)
«О природе»
Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий, огонь — первоначало мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний
Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла
Основатель первого учения о диалектике
Автор известной фразы:«Все течет и движется, и ничего не пребывает»
Источником всеобщей изменчивости является внутренняя раздвоенность вещей и процессов на противоположные стороны, их взаимодействие
Все в жизни возникает из противоположностей и познается через них:
«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых»


Анаксагор из Клазомен (500 - 428 гг. до н.э.)
первый стал излагать философию в общедоступной форме
Мир состоит из вечных элементой, «семян» («гомеомерий»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом
Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (нус), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир


«Мировой ум» («нус») — тончайшее и легчайшее вещество — приводит все в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи
Ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым»
Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается
Познано может быть только неодинаковое и противоречивое


Эмпедокл из Акраганта (490-430 гг. до н.э.)
В мире существует единство и множество, но не одновременно, а последовательно
В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы
Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает
Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество
Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами


Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов
В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны
Свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной
Живое произошло от неживого
Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план
Невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека
Процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов
Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным


Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается
Космическая Любовь познаётся подобно человеческой любви
Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта
Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит


Атомисты
Левкипп из Абдер (V век до н.э.) выдвинул идею множественности элементов сущего
Для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов
Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi) – атомы
Считал движение внутренне присущим атомам


Демокрит Абдерский (ок. 460- ок. 370 гг. до н.э.) — ученик Левкиппа, один из основателей атомистики
Развил учение Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей
Описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, утверждая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм
Атомы движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются


Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел
Само же движение — свойство, естественно присущее атомам
Тела — это комбинации атомов
Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова
Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом
Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота
Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания
Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным»


Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств
Все ощущаемые качества возникают из соединения атомов существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого
Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (с греч.: равенство всех перед законом):
если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием
Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме


Если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности
Делал несколько важных выводов из принципа изономии:
существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);
2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями
Движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения
Великая Пустота пространственно бесконечна
В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь
Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия


Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине
В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько
Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше
Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются
В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль
Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом
Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги
Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения
При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь


Интересовался проблемами человека и общества
Мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям
Удовольствие — объективное благо, а не только субъективное чувственное восприятие
Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа, лишенном страстей и крайностей
Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии»
Всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания
Отрицал роль богов и всего сверхъестественного в возникновении мира
«Мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений»
Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги — виновники этих явлений


Не отрицал существования богов
Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это — очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств
Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне
Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее


Софисты:
Протагор Абдерский (490-420 гг. до н.э.)
Горгий из Леонтин (483-380 гг. до н.э.)
Антифонт из Афин (V в. до н.э.)
Протагор считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека (сенсуализм)
"Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют"
Есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами
"Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле"
«Все есть таким, каким оно кажется нам»
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём
Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным


Например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного
«О каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны
«Болезнь есть зло для больного, но благо для врача»
"О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых - невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни"
Занимался также проблемами правильной речи, пользовался большим авторитетом у потомков
Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить
Он разработал и применял особые риторические приемы
«Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью»


Истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением
Антифонт
Один из первых провозгласил равенство людей
Гражданин любого города — такой же, как гражданин другого, представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку
Все равны, ибо все имеют одни и те же естественные потребности, все дышат

1   2   3


написать администратору сайта