Главная страница

платон. Художественная форма и способы изложения философской доктрины


Скачать 52.74 Kb.
НазваниеХудожественная форма и способы изложения философской доктрины
Дата20.12.2021
Размер52.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаплатон.docx
ТипДокументы
#310486
страница3 из 3
1   2   3
Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из древнего аристократического рода и в молодости был убежденным последователем Сократа, вокруг которого группировалась аристократическая молодежь Афин. После казни Сократа в 339 г. Платон надолго покинул Афины и отправился путешествовать по Греции и Италии. Несколько лет он провел в Сицилии и не раз возвращался туда вновь в различные годы своей жизни. В Сицилии Платон пытался убедить правителя в необходимости государственных реформ и тщетно надеялся, что тот реорганизует свое государство на основе предложенного им плана идеального аристократического государственного устройства. По возвращении в Афины Платон поселился близ рощи древнего героя Академа и в соседнем гимнасии стал собирать учеников, назвав свою школу Академией.

В Академии бережно хранились все произведения Платона, разделенные на 9 тетралогий; кроме них, под именем Платона известны 13 писем. Вопрос о подлинности ряда диалогов и некоторых писем составляет сложную научную проблему, возникшую уже в античной критике. Не решен окончательно также вопрос о хронологии платоновского творчества. Произведения Платона обычно делят на три группы. К первой относятся ранние диалоги, в которых Платон использует метод Сократа и ведет исследование в форме беседы, чередуя вопросы и ответы ("Ион", "Малый Гиппий", "Хармид" и др.). Главное действующее лицо всех этих диалогов - Сократ. К зрелому периоду относятся произведения, в которых Платон вырабатывает собственный стиль: в диалогах наряду с беседой появляется связное изложение, философская тема дается в высокохудожественном оформлении. Образ Сократа по-прежнему играет большую роль ("Пир", "Федон", "Федр", "Государство"). В поздних диалогах роль Сократа постепенно ослабевает. В "Законах", последнем произведении Платона, Сократ уже не появляется. Художественная ценность этих сочинений ("Парменид", "Феэтет", "Тимей", "Критий", "Законы") снижается. Во всех этих произведениях последовательно вырабатывается система философских воззрений Платона, антидемократическая и глубоко реакционная по своей сущности.

Учение Платона обращено к аристократической верхушке общества, которая должна поставлять философов и воинов для идеального платоновского государства. Платон - поклонник религии, которая является верной союзницей его философии. Реальный земной мир, по Платону, лишь отблеск, слабое и неверное отражение "истинного" мира вечных и неизменных идей, где пребывает душа человека до его рождения и куда она возвращается после его смерти. Высшая идея, идея блага - бог. Разум связывает человека с истинным миром идей, и путем философского созерцания человек может приобщиться к этому миру, уподобиться божеству.

Все философские произведения Платона - художественные литературные сочинения, составленные в форме диалогов, за исключением "Защитительной речи Сократа". Платон не был создателем философского диалога, он использовал богатый опыт своих предшественников, прежде всего софистов, в совершенстве владевших искусством обосновывать свое мнение с помощью вопросов и ответов. На художественную форму его диалога оказала влияние драма. Платон очень любил комедии Эпихарма и мимы Софрона, причем последние даже привез из Сицилии в Афины и постоянно хранил под подушкой. В молодости он сам писал драматические произведения. Свою классическую художественную форму литературный диалог приобрел в творчестве Платона, поэтому с его именем связано рождение нового прозаического художественного жанра. Отличительными особенностями платоновского диалога являются: искусное обрамление, ведение рассказа от первого лица, сочетание в рассказе событий прошлого и настоящего, яркие портретные характеристики собеседников.

Например, действие диалога "Пир" происходит в доме трагического поэта Агафона, который собрал друзей, чтобы отметить свою победу в драматическом состязании. Тема застольной беседы - любовь, о которой каждый из присутствующих рассказывает что-нибудь оригинальное. Позже всех приходит Сократ. Его рассказ о божественной сущности любви как об естественном стремлении человека к красоте завершает беседу. В диалоге "Федр" Сократ беседует со своим учеником Федром о душе, которая стремится познать вечные идеи. Собеседники отдыхают на лоне природы. "Прекрасное, клянусь Герой,- говорит Сократ,- место для отдыха! Платан-то какой развесистый и высокий! Как прекрасен этот высокий и тенистый кустарник! Как он расцвел. Всю местность наполнил он своим благоуханием. А под платанами бьет прелестнейший источник воды студеной - это и ноги чувствуют. Судя по статуям, изображающим девушек, место это посвящено каким-то нимфам и Ахелою. А как приятен и сладок здесь ветерок! Легким шелестом подпевает он хору цикад. Но роскошнее всего мурава! Она пышно раскинулась по отлогому склону вверх, и великолепно будет опустить на нее голову. Проводником ты был прекрасным, любезный Федр!"

Платон создает живые образы своих современников, иногда иронизируя над ними или пародируя манеру держаться, говорить. Особенно жизненным представляется образ Сократа, однако в последних диалогах Сократ превращается в какого-то бесплотного, отрешенного от жизни философа.

Платон часто использует мифы различного содержания и формы, иногда обращаясь к фольклорным источникам, иногда сочиняя их сам. До сих пор загадочным представляется дважды упоминаемый Платоном миф о могущественном государстве Атлантиде, сопернице Афин в незапамятные времена, впоследствии погрузившемся на дно Океана ("Тимей", "Критий").

Блестящий стилист и художник, Платон прибегает к различным образным средствам для конкретизации своих философских положений. Так, противопоставляя чувственный мир миру идей, Платон образно сравнивал жизнь людей с участью узников, сидящих в темной пещере спиной к ее открытому входу. Мимо входа в пещеру все время ходят люди, но узники видят перед собой на гладкой стене лишь неясные тени людей и предметов, находящихся вне пещеры. В своем заблуждении обитатели пещеры считают тени реальностью. Только мудрец, если он находится среди них, может познать истинную природу вещей, преодолеть заблуждения и вывести несчастных узников за пределы пещеры в подлинно прекрасный мир.

С позиций своей философии Платон оценивает искусство, создавая первую последовательную систему эстетических взглядов. Он разделяет традиционное античное представление об искусстве как о подражании жизни. Но так как жизнь, то есть реальный мир, для Платона лишь слабое и недостоверное отражение вечного мира идей, то искусство, подражающее жизни, воспроизводит образ пустой картины. Поэтому Платон объявляет искусство основным источником человеческих заблуждений и решительно изгоняет его из своего идеального государства, жителям которого разрешается петь только религиозные гимны, очищающие и облагораживающие их души. Вопреки собственной писательской деятельности Платон утверждал, что с ростом художественной ценности искусства увеличивается его вредное влияние на людей.

Учение Платона подверглось критике со стороны его ученика Аристотеля, которого Маркс называл гением, исполином мысли, величайшим мыслителем древности. 54

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в македонском городе Стагире в семье врача. В 367 г. он приехал в Афины и стал учеником Платона. Затем в 342 г., приняв приглашение македонского царя Филиппа, уехал в Македонию воспитателем его сына Александра. После воцарения Александра Аристотель вернулся в Афины, где основал в 335 г. в роще Аполлона Ликейского свою школу, получившую название Ликея, или Лицея. Учеников Аристотеля называли также перипатетиками. После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины и переехать на остров Эвбею, где через год умер в городе Халкиде.

Своей научной деятельностью Аристотель подвел итог всем достижениям античной мысли. Как философ, Аристотель выступил против своего учителя Платона. "Критика Аристотелем "идей" Платона,- отмечал Ленин,- есть критика идеализма, как идеализма вообще..."55 Однако он не был последовательным материалистом и не сумел до конца преодолеть идеалистические заблуждения. Ленин указывал, что Аристотелю была свойственна "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления". 56

Сочинения Аристотеля обычно делят на три группы. К раннему периоду относятся философские диалоги, дошедшие до нас в незначительных фрагментах. Сочиненные, вероятно; еще во времена занятий в Академии, эти диалоги были построены по типу платоновских, но отличались от последних тем, что представляли собой изложение философской дискуссии, в которой одна речь была ответом на другую. В древности большой известностью пользовался "Протрептик", то есть "Побуждение" к занятию философией, посвященный кипрскому царю. Уже в это время, как свидетельствует отрывок диалога "О философии", Аристотель открыто выступил с критикой учения Платона. Вторую группу составляют также малоизвестные нам ученые труды Аристотеля, которые создавались на основе коллективной работы Ликея. Так, к этому типу относились 158 политий, т. е сочинений о государственном устройстве различных полисов. Из них в отрывках дошла лишь "Афинская полития", найденная в конце прошлого века. Аристотель подбирал также материалы об афинских драматических состязаниях, первым использовав эти сведения для истории афинского театра.

Сочинения первых двух групп предназначались Аристотелем для опубликования и были рассчитаны на широкого читателя. Третью группу составляют многочисленные систематические курсы Аристотеля, которые он не предполагал публиковать. Они не являются литературными произведениями, так как представляют скорее всего конспекты лекций, читавшихся Аристотелем. Но именно эти трактаты сохранились до нашего времени, и на них основана вся последующая слава Аристотеля. Обнаружены эти произведения были случайно около 100 г. до н. э. запрятанными в подвале дома в одном городке Малой Азии. Затем их привезли в Афины, откуда они попали в Рим, где впервые началось изучение этих трактатов, продолжавшееся вплоть до VI в. н. э. Наряду с подлинными сочинениями Аристотеля сюда попали произведения его учеников. Поэтому вопрос о принадлежности тех или иных трактатов или отдельных частей их Аристотелю составляет сложную филологическую проблему. Все сохранившиеся произведения можно распределить на 6 частей. Первую, самую многочисленную, составляют трактаты по естествознанию, затем следуют сочинения по логике, психологии и метафизике, этике и политике. Для литературоведения наибольший интерес представляет последняя часть трактатов, куда входят "Риторика" и "Поэтика". Первая - ученое рассуждение по теории красноречия. Вторая - изложение теоретических основ поэзии, дошла до нас в отрывках, посвященных эпосу и трагедии. Ценность "Поэтики", при всем несовершенстве и неполноте текста, в том, что, подытоживая в ней путь, пройденный греческой поэзией от Гомера до конца V в. до н. э., Аристотель раскрывает свое отношение к искусству и литературе.

В соответствии с традиционными античными представлениями искусство и литература являются для него воспроизведением или подражанием действительности. Но если Платон считает окружающую действительность испорченной и слабой копией "мира идей", то Аристотель верит в реальность материального мира. Поэтому для него искусство - наилучший способ познания мира. Таким образом, признавая за искусством познавательную и воспитательную ценность, Аристотель вступает в открытую полемику с Платоном. Положение о первостепенной роли искусства как средства раскрытия действительности Аристотель иллюстрирует сравнением истории и поэзии: "... историк и поэт отличаются друг от друга не тем, что один пользуется размерами, а другой нет... но они различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй - о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история об единичном". В основе художественного произведения, по мнению Аристотеля, должна лежать определенная композиция, в рамках которой происходит развитие сюжета или фабулы, причем последняя должна отличаться внутренним единством. Жанры или виды поэзии представляются Аристотелю лишь различными способами подражания действительности. Самым совершенным видом Аристотель считает драму, так как в эпосе действительность воспроизводится в форме рассказа, а в драме в форме действия. На вершину драматического искусства Аристотель возводит трагедию, классическим мастером которой он называет Софокла. Полемизируя с Платоном, который считал вредным и нежелательным влияние искусства на общество, Аристотель говорит об очищающем воздействии искусства и приводит в пример трагедию. По его словам, во время представления трагедии у зрителей происходит "путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Но Аристотель не поясняет, в чем же состоит подобное очищение (по-гречески катарсис). Поэтому, начиная с середины XVI в. до настоящего времени, исследователи пытаются разрешить загадку аристотелевского "катарсиса", предлагая многочисленные толкования. Наиболее убедительным представляется "медицинское" объяснение Бернайса, согласно которому зрители, следя за трагической судьбой героя драмы, испытывают страх и сострадание. Эти чувства благотворно влияют на их собственное душевное состояние, как бы смывая все то, с чем они пришли в театр. Трагедия приносит душевное успокоение, как слезы облегчают горе.

Вся дальнейшая судьба античного литературоведения и теории литературы определена "Поэтикой" Аристотеля. В средние века "Поэтику" перевели на арабский и латинский языки. А начиная с XVI в. переведенная на все европейские языки "Поэтика" стала образцом для всех сочинений по теории поэзии. Но теоретики французского классицизма (Буало) и просветители XVIII в. (Лессинг) отрывали "Поэтику" от ее почвы, то есть от греческой литературы, и превращали в схематический перечень наставлений и правил.

Первое русское переложение "Поэтики" принадлежит В. К. Тредиаковскому. Сто лет спустя появился ее полный перевод, сделанный Б. И. Ордынским. В рецензии на него Чернышевский писал, что "сочинение Аристотеля "о поэтическом искусстве" имеет еще много живого значения и для современной теории и достойно было служить основанием для всех последующих эстетических понятий...". 57

Горький называл литературу "человековедением", а писателей - "инженерами человеческих душ". За две с половиной тысячи лет до Горького великий греческий философ впервые научно обосновал цели и задачи искусства, указал на его роль в жизни людей и призвал писателей и поэтов воспроизводить в своем творчестве человеческую деятельность.
1   2   3


написать администратору сайта