Главная страница

Художественнотворческое познание включает все его формы


Скачать 61.27 Kb.
НазваниеХудожественнотворческое познание включает все его формы
Дата09.01.2019
Размер61.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла26.docx
ТипДокументы
#63011
страница2 из 3
1   2   3

35.Виды мышления. Общие основания-критерии для классификация видов мышления.

мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)В психологии принято выделять три вида мышления:Практическое,Конкретно-образное (художественное)Абстрактное (словесно-логическое).

36. понятие о логических операциях мышления ,сравнение,анализ,синтез...

Основные формы логического мышления - это понятия, суждения, умозаключения.- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

37. понятие о творческом мышлении.

Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. ... Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. дним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.1.Наглядно-действенное мышление.2. Наглядно-образное мышление.3. Словесно-логическое мышление.4. Теоретическое мышление.5. Практическое мышление.6. Творческое мышление.7. Пралогическое мышление.8.

38. Понятие об интеллекте.

Интеллект— общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно - активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.Три концепции то такое интеллект:- биологический интеллект; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;- психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);- социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. Для измерения уровня интеллекта надо рассмотреть, как происходит его развитие.Индивидуальность человека определяется уникальными понятиями о мире, которые формируются в результате повседневного опыта человека. Сам порядок формирования понятий генетически задан и одинаков для всех людей. Но то, как человек использует эти понятия – это уже выбор самого человека. Каждый человек в своем развитии проходит следующие этапы интеллектуального развития:- эмоциональный (до 7 лет), - социальный (7 – 16 лет),- интеллектуальный (после 16 лет). Наверное, что похожее наблюдается и у маленьких детей. У дошкольников способности еще не дифференцируются на интеллектуальные и творческие. Мы говорим просто развитый дошкольник или одаренный ребенок. Эта взаимосвязь интуитивно понималась многими специалистами по детской психологи. Недаром в большинстве тестов готовности ребенка к школе интеллект и творчество не отделяются.

39. Физиологические механизмы внимания - Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях, включающая в себя регулирование и контроль психических процессов и являющаяся их неотъемлемой частью, характеризующей динамику нх протеканих. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный н невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора. Физиологические механизмы внимания. Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый момент времени в коре имеется очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для возбуждения. Виды внимания. По направленности н сосредоточенности психической деятельности внимание бывает1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного пли значимого и вызывающего эмоциональный отклик)2. Произвольное внимание — деятельность; осознанно направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.3. Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, и не может быть сведено к произвольному вниманию, так как не требует заметпых волевых усилий для своего поддержания. Качества внимания. Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями: а) объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; б) распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; в) устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте: г) переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; д) концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте.

40.

Потребность в создании общей теории детерминации искусства очевидна. Задачи современного прогресса на данном этапе развития требуют безотлагательных исследований не только на тему информационного поля и роста всё более дифференцированной информационной среды в художественном творчестве, но и на тему оправданности философского изучения художественного творчества в эпоху постмодерна, а также проведения сравнительного анализа культурно-исторических парадигм на основе эстетико-философской эпистемиологии. Универсальность художественного творчества представляет собой единство мира и человека в их целостности. Универсальность художественного творчества существует как объективный закон общественной жизни, как объективная характеристика человеческого бытия. Формирование человеческой творческой сущности есть, по существу, творчество человеком собственной свободы. Процесс высвобождения творческой сущности составляет основу и смысл его духовного развития и творчества. Становление творческой универсальности человека, из которой вытекает его свобода, выделяется в особое, духовно-практическое отношение человека к миру. Это отношение есть процесс духовной практики человека, в основе сознательно-волевых усилий которого лежит творчество человеком своей свободы по законам красоты. Формирование гуманистических чувств и формирование внутренней свободы является смыслом и содержанием духовного развития и духовного творчества личности, делающих всю её жизнь творчеством. Основой развития культуры и человека является общественно-историческая практика. При этом, чем более развит человек и его способности, характеризующие уровень его культуры, тем более успешно может быть осуществлён процесс освоения действительности. Рассматриваемая в этом аспекте, культура выступает средством духовно-практического и ценностного постижения социальной реальности Под художественным творчеством мы понимаем комплексный фактор человеческой деятельности по синтетическому преобразованию окружающего мира путём выделения образно-логического мышления в качестве социокультурной доминанты исторического процесса. Под детерминацией художественного творчества мы понимаем определяемую свободой или несвободой меру объективизированной направленности воли творца на участие в духовном развитии общественной жизни. Эта мера участия устанавливается либо самостоятельно (внутренняя детерминация), либо посредством актуализации направленности общественных потребностей, целей и интересов (внешняя детерминация).однако чётко очерченной границы между внутренней и внешней детерминациями, на наш взгляд, не существует. Само понятие свободы художника складывается из многих факторов - пространственно-временных, субъектно-объектных и т.п. Свобода осуществления, полной реализации сущностных сил художника зависит прежде всего от наличия определённой социальной проблемы, которая может казаться современникам творца незначительной, а то и просто несуществующей. Раскрытие своего внутреннего мира через такого рода проблему, определённое самосовершенствование и совершенствование средств достижения эстетического идеала через противоречия художественного конфликта говорят за то, что детерминация в искусстве - это некая равнодействующая всех участвующих в жизненном и художественном конфликтах деятельностных сил человека и структур системной организации социальной среды.

41. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. — с художественным конструированием и дизайном. Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем емуприходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц,солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.

42. Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традицион-ных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого. Современные изделия декоративно-прикладного искусства созданы с учетом народных традиций и моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям наслаждение.

43. Все цвета, которые воспринимает наш глаз делятся на хроматические (цвета спектра) и ахроматические (белый, черный и оттенки серого). За восприятие хроматических и ахроматических цветов отвечают разные клетки глаза. Хроматические цвета: То есть, например, рябина поглощает все цвета кроме красного, а красный отражает. Хроматические цвета:Видимый свет имеет волны разной длины, которые человеческий мозг воспринимает как определенные цвета. Предмет обычно поглощает волны одной длины и отражает волны другой длины. Те волны, которые предмет отражает, мы и воспринимаем как его цвет. То есть, например, рябина поглощает все цвета кроме красного, а красный отражает. Поэтому она и кажется нам красной. Ахроматические цветаАхроматические цвета - черный, белый и все оттенки серого. Черный поглощает все цветовые волны, белый отражает все световые волны. Что интересно, картинку , приближенную к черно-белой, мы видим в сумерках - при недостатке освещения цветовосприятие снижается. Хроматические и ахроматические цвета не существуют отдельно - они взаимодействуют. Благодаря этому мы получаем всю палитру возможных цветов. Все цвета обладают тремя характеристиками, по одной из пары.холодный- теплый.яркий-мягкий.светлый-насыщенный.

44-. Основные субъективные характеристики цвета:– цветовой тон — свойство цвета, указывающее на его сходство с каким- либо спектральным цветом или оттенком пурпурного цвета;– насыщенность — качество цвета, характеризуемое ощущением доли чистого хроматического цвета, определяющего цветовой тон в наблюдаемом цвете;– светлота — качество наблюдаемого цвета, определяемое ощущением большей или меньшей относительной яркости сравнительно с другими цветами при одинаковых условиях наблюдения (светлоту также можно определить как близость наблюдаемого цвета к белому или черному). Субъективные психологические характеристики зависят от качественных и количественных параметров электромагнитных излучений видимого диапазона, так как именно эти излучения и воспринимаются нашим зрительным аппаратом как определенный оттенок какого-либо спектрального или пурпурного цвета с больше или меньшей выраженностью этого цвета и определенной светлотой. Поэтому одни и те же термины — «цветовой тон», «светлота», «яркость» используются как в физике, так и в физиологии и психологии. Основные психофизические характеристики цвета:– цветовой тон, выражаемый длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета, а для оттенков пурпурного цвета, отсутствующего в спектре, — длиной волны дополнительного к нему зеленого (для отличия от зеленого отмечается штрихом). Длина волны измеряется в нанометрах (нм);– чистота цвета, выражаемая процентным содержанием чистого спектрального или пурпурного цвета, определяющего цветовой тон данного цвета;– светлота (относительная яркость) — для поверхностей непрозрачных тел с рассеянным отражением выражается коэффициентом отражения p в %, для прозрачных тел коэффициентом пропускания r в %;– яркость — величина, характеризующая интенсивность свечения, представляет собой отношение силы света, излучаемого, отражаемого или пропускаемого поверхностью к площади ее проекции на плоскость, перпендикулярную оси наблюдения, выражается в нитах (нт). Цветовой тон является важнейшим параметром, определяющим наблюдаемый цвет как оттенок какого-либо спектрального или пурпурного цвета. Поток электромагнитных излучений, имеющих одну длину волны, называется монохроматическим. Абсолютно чистое спектральное излучение можно получить только в лабораторных условиях. В природе восприятие любого цвета создается смешанным излучением, в котором цветовой тон определяется преобладающим излучением. При этом одинаковое ощущение цвета может возникать под воздействием излучений различного состава. Цвета различного спектрального состава, вызывающие одинаковые зрительные ощущения, называются метамерами. Насыщенность — вторая качественная характеристика цвета, определяется числом порогов различения данного цвета от ахроматического тона, равного ему по светлоте. Наиболее насыщенным среди всех оттенков цвета, имеющих общий цветовой тон, всегда будет спектральный цвет. Однако различные спектральные цвета имеют разную светлоту и по этой причине разное число порогов различения отличия от ахроматического. В этом смысле спектральные цвета имеют разную насыщенность (синий более насыщен, чем желтый). Чистота цвета, выражаемая количеством энергии монохроматического излучения, которое в сочетании с ахроматическим воспроизводит данный цвет, является количественным выражением зрительного ощущения насыщенности цвета. При этом чистота всех спектральных цветов считается равной 1,00 (Р = 100 %), а ахроматического тона равной 0,00 (Р = 0 %). Термины чистота и насыщенность часто употребляются как имеющие одинаковое значение, однако на самом деле они взаимозависимы, но не тождественны. Термином «чистый цвет» в колориметрии называется монохроматическое излучение. На практике с этой точки зрения абсолютно чистыми могут быть признаны только первичные цвета. В практической работе с цветом термин «чистота» часто используется для обозначения несмешанности краски. В полиграфии понятия «чистота цвета» и «чистота краски», как правило, совпадают, так как при печати используются основные цвета. В живописи и отделочных работах «чистая», то есть не смешанная с другими краска может иметь малонасыщенный цвет. Например, чистая охра — ненасыщенный коричнево-желтый цвет. Светлота как свойство хроматического или ахроматического цвета определяется близостью наблюдаемого цвета к белому или черному. Для ахроматических цветов светлота — единственная характеристика, по которой они различаются между со- бой. Синонимом термина «светлота» является термин «относительная яркость», так как для непрозрачных поверхностей с рассеянным отражением она будет выражаться отношением их яркости к яркости идеально белой поверхности, освещенной тем же светом, а для прозрачных тел — отношением яркости света, прошедшего через конкретное прозрачное тело, и яркости того же света, прошедшего через абсолютно прозрачное тело. Яркость поверхности прямо пропорциональна ее освещенности Е, то есть для непрозрачных поверхноcтей В = pЕ, для прозрачных поверхностей В = rЕ. Необходимо отметить, что как при очень высокой степени освещенности (дневное солнце), так и при очень низкой (сумерки), светлотные отношения цветов меняются по сравнению с теми, которые можно наблюдать при нормализованном освещении. При интенсивном солнечном свете все цвета теряют насыщенность, делаются белесоватыми или желтоватыми, сближаясь по светлоте, причем красный изменяется относительно меньше, а фиолетовый больше. При сумеречном освещении теплые, особенно красные тона, темнеют, а холодные — синие, голубые и фиолетовые светлеют.
1   2   3


написать администратору сайта