спрос. И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни
Скачать 51.53 Kb.
|
На основе данных, полученных в ходе диагностического исследования, мы наметили проведение уроков литературного чтения с применением технологии продуктивного (смыслового) чтения, направленных на формирование читательских умений в соответствии с требованиями ФГОС НОО.(ПК 1.2) 1.И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». 2. Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев. 3. А. С. Пушкин. Зимнее утро. Средства выразительности. Мотивы единения человека и природы. Технологические карты проведенных уроков представлены в приложении 7, 8, 9 (ПК. 1.5) Одной из важных задач запланированных уроков является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, смысловое прогнозирование (прием антиципации - предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки различаются учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Учебным материалом на наших уроках является текст литературного произведения. Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения. Продемонстрируем это на конкретных примерах. Анализ урока №1. (ПК 1.4) Тема: И.А.Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни. Урок проводился в 3 классе и имел целью - познакомить учащихся с конкретным содержанием басни; выделить характерные черты героев, объяснить мотивы их поведения; понять смысл морали (извлечь нравственный урок). Лаконизм, меткость и народность языка этой басни много дают для развития мышления и речи учащихся. В работе с этой басней мы исходим из рекомендаций В.Г.Горецкого, который утверждает, что ученик должен сначала уяснить конкретное содержание, эмоционально пережить его, а потом уже осмыслить мораль.Это положение подсказывает нам план работы на уроке. (ПК 1.1) На этапе работы с текстом до чтения учащиеся делятся на группы, им даются задания: первая группа по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? (Встретились ворона и лисица, о чем-то спорят. Лиса уговаривает ворону). вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. (Ворона нашла сыр. Она сидит высоко на ели, хочет насладиться вкусным сыром. А лиса увидела и позавидовала. Она тоже хочет попробовать сыр). третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в басне по ее названию и автору. (Это будет какая-то историяи противостоянии лисицы и вороны. История может быть смешной, рпотому что это басня) На втором этапе - работа с текстом во время чтения- используются следующие виды работы с текстом: 1.Первичное (самостоятельное) чтение текста предваряется целевой установкой - проверить, подтвердились ли ваши предположения; разделить басню на части. Учащиеся читают текст про себя, делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия: завязка, кульминация, развязка, мораль. 2. Выборочное чтение частей произведения: «…бог послал кусочек сыру»; «…сырный дух Лису остановил»; «Сыр выпал…»; «Уж сколько раз твердили миру…». Это очень ответственный момент на уроке, так как именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода. 3.Перечитывание текста. Используем прием «диалог с автором». Учащиеся формулируют проблемный вопрос к автору: Что заставило Лисицу льстить Вороне? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо неоднократно обратиться к тексту. На этапе «диалог с автором» младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода. (ПК 1.3) Побуждению к чтению и перечитыванию басни способствуют задания: -Какой момент вы считаете началом описания, то есть завязкой действия? (Дети зачитывают: Вороне где-то бог послал кусочек сыру…. Да призадумалась…). -Когда действие достигло наивысшего момента? -Прочитайте развязку действия. Свои суждения ученики доказывают текстом: «Основным стержнем в развитии действия является льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова. Лесть Лисицы все бельше и больше возрастала, а Ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале». В центре анализа басни – характерные черты Лисицы и Вороны, мотивы их поведения. - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? Ученики находят в тексте слова, характеризующие Ворону: «взгромоздилась на ель»– значит тяжелая, неуклюжая; «призадумалас» – тупая, глупая (автор иронизирует, надсмехается); «с похвал вскружилась голова» – глупая, купилась на лесть; «дыханье сперло» – от восторга, от чувства собственного величия; «каркнула во все горло» – грубость, невежество, несоответствие того, что о себе услышала, и того, что на самом деле из себя представляет. -Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? Ученики отмечают в тексте слова и выражения, характеризующие Лисицу: вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша;глаз не сводит; была такова. Отмечается, что мастерство Крылова проявилось не только в лаконичной передаче содержания ее похвальной речи, но и в передаче интонации ее голоса, ее движений.(ПК 1.3) На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом». Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания. На заключительном этапе урока - работа с текстом после чтения – учащимся предлагаются творческие задания, их действия становятся более активными, творческими и самостоятельными. -Кому из главных героев подходят для описания слова? (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля).Ученики распределяют группу слов под картинками (лисица и ворона), обосновывают свой ответ. - Проблемный вопрос ко всему тексту: Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Ответ на этот вопрос у детей не вызывает трудности: «Ворона любила лесть, она глупа и доверчива. Того, кто любит десть, легко обмануть лестью. А Лесица умела льстить, она хитрая». Сущность нравоучения оказывается довольно сложной для учащихся, поэтому при первом чтении басни мы опустили мораль. На заключительном этапе мораль басни перечитывается. Дети рассуждают: «Того, кто любит лесть, легко обмануть». -Кого осуждает И.А.Крылов в своей басне? (Ответ: «И того, кто льстит, и того, кто любит лесть»). Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Детям дается задание выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к произведению, и обосновать свой выбор.Из ряда предложенных пословиц дети выбирают следующие:Верь своим очам, а не чужим речам.На языке медок, а на сердце – ледок. У лести нет чести. Таким образом, технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, была направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий: умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»). Анализ урока № 2. (ПК 1.4) Тема: Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев. Урок проводился в 3 классе. Цель урока- формирование умений работать с художественным текстом, анализировать, характеризовать героев, делать выводы. В основе учебной деятельности на уроке – технология продуктивного чтения. Реализация данной технологии осуществлялась через приемы: антиципация, инсерт, фишбоун, корзина вопросов, тонкие, толстые, творческие вопросы. Проследим последовательность работы на уроке в рамках применения технологии продуктивного чтения. Первый этап - работа с текстом до чтения. Начинается урок с мотивации к учебной деятельности. Дети прослушивают звуки природы(звуки зимы: метель, хруст снега), определяют время года(зима), прослушивают стихотворение, отгадывают загадку (Мороз) и тем самым погружаются в предстоящую работу. - Догадались, о какой зимней сказке сегодня пойдет речь? Правильно, «Морозко». - Каким Вы представляете себе Морозко? (Ответ: Большой, с белой густой бородой, в валенках; у него в руках посох и мешок с подарками; он волшебник, очень добрый). Далее используется прием антиципации.Учитель организует фронтальную работу: - Откройте страницу учебника 77, рассмотрите иллюстрацию. Каким изображен Морозко? Опишите (рост, возраст, одежда, лицо, выражение глаз…). - Почему имя у героя сказки такое необычное - Морозко? Не Мороз, Морозище? Почему он назван ласково? (Ответ: Потому что он добрый). - Как вы думаете, можно ли охарактеризовать героя только по иллюстрации? (Ответ: Нет, нужно еще описание его поступков, дел). Постановка темы, формулировка задач урока осуществляется учащимися под руководством учителя: Что мы сегодня будем делать на уроке с текстом сказки? (Ответ: слушать, выразительно читать, выделять главную мысль, учиться характеризовать героев). Второй этап - работа с текстом во время чтения. Первичное восприятие осуществляем с помощью аудиозаписи. Далее проводим словарную работу. Дети осуществляют просмотровое чтение и выделяют стикерами непонятные, неизвестные слова и выражения, самостоятельно определяют их значение. Учитель открывает доску, на которой написаны новые слова, справа на листах их значение (закрыто). Алгоритм работы следующий: 1) выслушивание определений (предположений) детей, 2) открытие (переворачивание) листов, корректировка значений: Мачеха – не родная мать; падчерица – не родная дочь; затужил – заплакал, опечалился; озноб – замерзла до дрожи; окостенеть – замерзнуть до смерти; сжалился – пожалел; короб – круглая коробка, сделанная из бересты; рогожа – грубая ткань; заголосила – громко закричала, заплакала. После словарной работы проводится беседа по содержанию сказки. Ее цель - открытие и уточнение знаний: - К какому виду сказок вы отнесли сказку «Морозко» и почему? - Назовите героев сказки. - Охарактеризуйте героев сказки: Какой была падчерица? Охарактеризуйте её по делам. Докажите свою позицию примерами из текста. Чем занималась девица?
Третий этап - работа с текстом после чтения.Цельэтого этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главнаязадача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. На этом этапе ставим вопросы к тексту в целом: - Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Ответы детей: добрый, простой, близкий народу). Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности проводится после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок может соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубил понимание прочитанного произведения. -Какое же общее настроение стихотворения? (Ответы детей:Стихотворение яркое, светлое, радостное, нежное, мелодичное). Ответы детей нуждаются в обобщении учителя: «Перед нами не прочтой пейзаж, но пейзаж, пронизанный переживанием его красоты и стремлением разделить это переживание с близким человеком». Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям направлено наосмысление заглавия, его связи с темой, главной мыслью автора. (ПК 1.4) - Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? -Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Ответы детей: белый-снег; голубой-небо, желтый – солнце…) Технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий - умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.Эффективными приемами на этом уроке являются «диалог с автором» и комментированное чтение.Приемы работы, используемые на данном уроке, были направлены на развитие творческого мышления, наблюдательности, устной речи и обогащение словарного запаса; привитие любви к книге через побуждение интереса к чтению у детей. 2.3. Выводы и рекомендации по применению технологии продуктивного чтения В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы: Основными методами работы по формированию смыслового чтения являются: активная работа со словом; «диалог с автором» и комментированное чтение; развитие читательскоговоображения. Основными принципами работы с текстом на основе технологии продуктивного чтения являются следующие: о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема; ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше, всвязи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля; при чтении любого текста нужно обращать внимание на необходимость использования различных приемов работы с книгой. Теоретическое исследование проблемы реализации технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе позволило сформулировать «Рекомендации по подготовке урока с использованием технологии продуктивного (смыслового) чтения»: 1.Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т. п.). 2. Прочитайте текст,выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»); – концептуальную (основная идея, замысел автора). 3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т. д.). 4. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтенияв целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т. п. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение. 5. Выделите в тексте места остановок во время чтениятекста (вслух, по очереди разными учениками): – короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа); – краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста); – вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором: Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию. 6.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы); – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту. Опытно-педагогическая работа, проведенная в рамках исследуемой темы, позволила сформулировать «Требования к уроку литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения»: 1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность. 2 . Комплексное решение нескольких задач: формирование и совершенствование полноценного навыка чтения; реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения. 3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения. 4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения: отработка способа и темпа чтения; отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок); формирование умения выразительно читать текст; работа над пониманием текста (осознанность чтения). 5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения. 6 . Учет специфики жанра литературного произведения: выбор вида чтения; специфика анализа. 7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения: познавательная сторона произведения; воспитательная ценность произведения; анализ художественных средств, образных слов и выражений; развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения. 8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО). 9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся. 10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов. 11. Положительная эмоциональная окраска урока: общая атмосфера, психологический комфорт; стиль речи учителя, учащихся; мотивация деятельности учащихся; свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися. 12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся. Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку: 2 класс – 1/4 страницы учебной книги для чтения (без отметок); 3 класс – 1/3 страницы; 4 класс – 1/2 страницы. 13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке. Объем домашнего задания (для ежедневного чтения): 2 класс – 1/1,5 страницы учебной книги для чтения; 3 класс – 2/2,5 страницы; 4 класс – 3/3,5 страницы. ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый подход к обучению литературному чтению стимулирует учителя к применению технологии продуктивного чтения. Это должно сформировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях: 1.Нахождение информации. 2. Интерпретация текста: раскрытие смысла. 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС: предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т. д. метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т. д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т. д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев). личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка. По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера. (32, с.26) Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет «вычерпывать» ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Составление вопросного плана - один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.(30, с.17) Основной прием работы с текстом во время чтения – «диалог» обучающихся с автором литературного. Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.(37, с. 11) Диалог с автором происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с автором протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого приема в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.(37, с.18) Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: Чем это можно объяснить?.., Что из этого следует?.., Что сейчас случится?.., Почему именно так?.., Для чего?.., Кто такой?...Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. Эффективен в работе на этом этапе прием «толстые и тонкие вопросы». Примеры представим в таблице 3. (Приложение 4) Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов? Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом (38, с.14): Простые вопросы - проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации: Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы - выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации: Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски Творческие вопросы- подразумевают синтез полученной информации, в них всегда есть частица «бы» или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения: Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы……? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы- направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов: Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? Объясняющие (интерпретационные) вопросы- используются для анализа текстовой информации и начинаются со слова «почему». Они направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты Практические вопросы- нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой: Как бы я поступил на месте героя? (38, с.17) Одним из основных приёмов осмысления информации является «ромашка Блума» - постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью шести вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные. (26, с.22) На этапе работы с текстом произведения целесообразно использовать прием «чтение с остановками».Этот прием предусматривает поэтапные читательские действия: 1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?». Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.(25, с.16) При работе с текстом во время чтения используется прием «комментированное чтение». Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.(26, с.22) Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!». Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. Приемы прерывания чтения обучающихся: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся; «включение» воображения детей, например, такими словами: «представьте себе…», «увидели?..», «представили?..»; формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?». Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями. Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом. Работа с текстом после чтения- заключительный этап работы над текстом. На этом этапе формируются следующие УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. (29, с.45) Содержание работы на этом этапе работы может быть следующим: 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся. 4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и др. На этом этапе эффективными будут следующие приемы работы с текстом: составь план (самостоятельно, в парах, в группах); проиллюстрируй (один из фрагментов); сочини продолжение; придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д. составь модель (например, модель-описание героев текста в виде кластера и т.д.) Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, будет также способствовать «пробуждению» воображения.(24, с.18) Большие возможности для организации творческой работы по следам прочитанных произведений предоставляются учителю в связи с появлением ИКТ-технологий. (ОК 5). Таблицы, иллюстрации, схемы, репродукции картин, звуковые файлы и видеоролики помогают глубже проникнуть в содержание изучаемых произведений, делают обучение наглядным, более эффективным. Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении. Итог работы данного этапа - обобщение изученного материала, выводы по теме урока. |