Главная страница

курсовая. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности


Скачать 339.62 Kb.
НазваниеИндивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
Анкоркурсовая
Дата10.01.2023
Размер339.62 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлакурсовая.rtf
ТипЛитература
#879234
страница2 из 2
1   2
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Виды дифференцированного подхода:

Дифференцированный подход к обучению детей на основе их индивидуально-психологических особенностей

- по половому признаку,

- по области интересов,

- по уровню достижений

1 – уровень умственного развития,

2 – знания, умения, навыки,

- по личностно-психологическим типам

1 – тип мышления,

2 – акцентуации характера,

3 – темперамент

- по уровню здоровья

Дифференцированный подход к обучению детей на основе организационной формы обучения включает в себя следующие формы:

- фронтальные формы организации детей (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);

- организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей, освоения учебного материала детьми);

- объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения, при которой ребенок независимо от личностных особенностей выступает поочередно то обучаемым, то педагогом);

-индивидуальную работу с ребенком.

Дифференцированный подход к обучению детей на основе содержания работы может включать:

- подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности;

- подбор разных по мотивировке, содержанию заданий;

- использование гибких вариативных программ.

Дифференцированный подход к обучению детей на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям может реализовываться через:

- совместное выполнение задания;

- частичный образец выполнения задания;

- вспомогательные вопросы;

- алгоритмическое предписание;

- сопутствующие указания, инструкции;

- вспомогательные упражнения.

В теории и практике образования к дифференцированному обучению существует несколько подходов. Наиболее традиционным является деление детей на подгруппы, гомогенные (однородные) по своему составу, то есть объединяющие детей, имеющих приблизительно равный уровень развития, и проведение с каждой подгруппой различных занятий, игр, упражнений. В этом случае дифференциация обеспечивается самим содержанием материала: детям высокого уровня дается материал с усложнением, опережением, детям более низкого уровня развития, напротив, упрощенный материал, обеспечивается большая повторяемость, больше внимания уделяется закреплению пройденного. Это экстенсивный подход, который основан лишь на увеличении или уменьшении объема содержания, но не на развитии мышления, качеств ума и личности ребенка.

При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирование личностных качеств. Педагогом по изобразительной деятельности при организации работы по развитию изобразительной деятельности с детьми используются различные виды дифференцированного подхода к детям с разным уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.

Учитывая уровень достижений детей, педагог определяет содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В то же время детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития, напротив, - упрощенный материал. Для них планируется большая повторяемость операций, больше внимания уделяется закреплению пройденного материала.

Для детей группы усиленной педагогической поддержки важно разрабатывать задания, позволяющие повысить активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им своевременную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствованию знаний.

Для детей группы ускоренного обучения - задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения поставленных задач.

Дифференцированный подход к организации обучения включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.

Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.

Итак, в современных исследованиях дифференцированный подход рассматривается как воздействие педагога, ориентированное на подгруппы детей, обладающих сходными признаками, уровнем развития. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
2.3 Особенности использования индивидуального и дифференцированного подхода в изобразительной деятельности в детском саду
Абсолютного разграничения между формами индивидуального и дифференцированного подхода достичь на практике сложно, так как методы и приемы тесно переплетаются и связаны между собой.

Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития педагог использует различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.

Работа детей в парах позволяет педагогу организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятии. Пары детей могут быть составлены по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними педагогом, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.

При объединении в пары детей разных по уровню развития педагог ставит целью организацию помощи более слабому ребёнку, учит детей устанавливать гибкие системы взаимоотношений.

В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости педагог должен нацелить его на оказание помощи товарищу.

Работу детей разного уровня развития педагог организует так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка), а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.

Весь воспитательно-образовательный процесс проходит в игровой форме. Работа с детьми в рамках программы воспитатель-педагог по изобразительной деятельности строит на основе педагогических и психологических диагностик.

Обычно занятия проводятся по структуре, помогающей максимально выполнить все задачи. При этом занятие традиционно сохраняет три этапа: организационно-мотивационный, познавательный, завершающий.

I этап организационно-мотивационный – предполагает в начале занятия психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Определение содержания дифференцированного обучения изобразительной деятельности зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Дифференциация обучения по форме оказания педагогической поддержки, помощи детям представляет наибольшую сложность. Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент. Для детей, неуверенных в себе, это может быть совместное с педагогом выполнение задания. С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки – использование частичного образца выполнения. Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, можно предложить алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания. Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся – вспомогательные упражнения или вопросы.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков. Позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения должны быть разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Составлены индивидуальные карты развития для детей старшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности и для детей с трудностями в развитии, используя индивидуальный подход к обучению на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира и формирования творческих способностей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Решение проблемы развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения изобразительной деятельности будет наиболее успешным, если в процессе работы использовать различные виды дифференцированного подхода к детям.

В работах А. В. Запорожца [12], В. В. Давыдова [7], Н. Н. Поддьякова [17] установлено, что обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, развития умения самостоятельно находить способы решения творческих задач и умения планировать свою деятельность.

В соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами дошкольного образования художественно-эстетическая и изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она является одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами изобразительного искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов изобразительной деятельности.

Индивидуальный подход и дифференцированный подходы уже на первых этапах овладение детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладении одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.

Индивидуальные различия в выполнение рисунка свидетельствует о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр., не приводит к однообразию рисунков. Наоборот, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладеют техническими навыками и умениями. Необходимо, чтобы большинство детей могли решать изобразительные задачи, проявляли индивидуальную манеру, для этого воспитателям нужно самим проявлять индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности.
Заключение
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:

  • приоритетное внимание к детской деятельности - игре;

  • творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;

  • широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;

  • широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;

  • вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;

  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;

  • взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Проблема дифференцированного обучения имеет социально-практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет выявить такие свойства индивидуальности личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ребёнка. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению дифференцированное обучение несет в себе следующие положительные факторы: развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности; организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении; использование детского творчества в дизайне учреждения; участие воспитанников в конкурсах детского творчества; вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Проведенное исследование показало, что занятия разнообразными видами художественной деятельности с использованием методов и приёмов дифференцированного и индивидуального обучения создают основу для полноценного творческого развития подрастающей личности. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование можно продолжить, показав эмпирическим путем влияние использования индивидуального и дифференцированного подходов к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Литература


  1. Актуальные проблемы дифференцированного обучения [Текст] /Под ред. Рожиной Л. Н. Минск, 2010. 12 с.

  2. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы [Текст]. М.: Просвещение, 2011 -168 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2012. 320 с.

  4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман. М., 2001. 138 c.

  5. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. Петровского. М.: Академия, 2010. 496 с.

  6. Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи [Текст] // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 2012. 200 с.

  7. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов.М., 2011. 240 с.

  8. Детское изобразительное творчество/ под ред. Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта. М.: Прогресс, 2012. 230 с.

  9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. 112 с.

  10. Еникеева В. А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 2012. 54 с.

  11. Занков Л.B. Избранные педагогические труды [Текст]. М.: Педагогика, 2013. 420 с.

  12. Запорожец А.В. Психология [Текст]. М.: Просвещение, 2014- с. 230.

  13. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка [Текст]. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014. 81 с.

  14. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 2014. 218 с.

  15. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2012. 198 с.

  16. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений; - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 352 с.

  17. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]. М., 2011. 187 с.

  18. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ [Текст] / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Просвещение, 2013. 304 с.

  19. Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение [Текст]. М.;Л.. 2010. 89 с.

  20. Сакулина Н.П., Комарова Т.С - Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей - М.: Просвещение, 2012. 202 с.

  21. Сели Д., Браунинг Н., Лампрехт Р. Психология детства [Текст]. М.: Детство-Пресс, 2010. 176 с.

  22. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст]. Волгоград, 2014, 43 с.

  23. Сериков В.В., Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. 2013. № 10. 14 с.

  24. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] /А.Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 2012. 132 с.

  25. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]. Минск: ООО "Попурри", 2010. 256 с.

  26. Штерн В. Язык детей [Текст]. / Пер. с нем. СПб.: Союз, 2003. 76 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Российская газета. (Дата обращения: 15.04.2015).

  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Российская газета. (Дата обращения: 15.04.2015). (Дата обращения: 15.04.2015).

  3. Гарднер Г. Возрастная психология. [электронный ресурс]. Журнал “Аlma Mater. Вестник высшей школы”. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html/ - – (Дата обращения: 15.04.2 015).

Размещено на .ru

1   2


написать администратору сайта