история сессия. Ответы. История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход
Скачать 0.57 Mb.
|
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход. Историческая наука – это комплекс наук о фактах прошлого человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах и в пространственно-временных измерениях. История – это учебная дисциплина, представляющая собой систему обширных знаний о генезисе Российского гос-ва и общества в мировой истории. Отец истории – ГЕРОДОТ Формационный подход к истории подразумевает нахождение единой основы общественной жизни и выделение стадий исторического процесса в зависимости от изменений данной основы. Цивилизационный подход к истории подразумевается, как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Исследователь и исторический источник. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Исторический источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал. Виды источников: 1. Письменные (знаковые); 2. Вещественные (материальные); 3. Этнографические; 4. Устное народное творчество; 5. Лингвистические. Анализ 1. Формализация 2. Метод унифицированной анкеты 3. Семиотический анализ Метод психоанализа документов История России - неотъемлемая часть всемирной истории. На своеобразие России, и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Рассмотрение истории России в рамках становления мировой цивилизации не отрицает ее самобытности, а показывает ее включенность в общемировое историческое развитие. Точки зрения по вопросу о месте России во всемирной истории 1. Россия принадлежит к западному типу цивилизации по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианской религии, историческим корням в греко-византийской и западноевропейской культурах 2.Россия - цивилизация восточного типа, т.к. на ее развитие, определяющее воздействие оказали восточные культуры: -российское самодержавие - вид восточной деспотии, - российский менталитет включает коллективизм, элементы раболепия, подданнический характер общественных отношений. 3. Россия самобытная евразийская цивилизация, т.е. уникальная, неповторимая в мировой истории. Помимо географических особенностей, на русского человека повлияли такие противоположные факторы, как язычество и аскетически-монашеское православие. Они породили двойственность русского народного характера, что, в свою очередь, предопределило сложность и непредсказуемость российской истории. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется многообразными факторами: природно-климатическими, геополитическими, религиозными, социополитическими. Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации), что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими многое переняли у страны Советов.Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др.В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос.И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики Первобытный мир и рождение цивилизаций. Основные этапы развития первобытного мира: палеолит (древнекаменный век) — нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около 8 тыс. до н. э.; мезолит (среднекаменный век) — 8—5 тыс. до н. э.; неолит (новый каменный век) — 5—3тыс. до н. э.; энеолит (меднокаменный век) — переходный этап между каменным и металлическим периодами; бронзовый век — 3-2 тыс. до н. э.; железный век — начинается в 1 тыс. до н. э. Но первобытный мир имеет также и геологическую периодизацию. Это, как минимум, 4 эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха). Каким было первобытное общество? Некоторые ученые считают, что они жили в человеческом стаде, другие ученые считают, что они жили в родовой общине, которая промышляя охотой, собирательством, рыбалкой, а после земледелием и скотоводством. И третья мысль - первобытное общество жило в первобытной соседской общине, которая также известна как протокрестьянская община. Древнейшие цивилизации мира. Список первых, где на карте, когда зародились · Чавинская цивилизация · Цивилизация ольмеков · Цивилизация хеттов · Древний народ майя · Древний народ инки · Древний народ ацтеки · Древний Китай · Древний Египет · Крито-минойская цивилизация Цивилизации Древнего Востока. Общее и особенное. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались работы по осушению, орошению. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства. Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Междуречье и Египте. Позднее в Индии, в долине реки Инд, а потом в Китае. Междуречье. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация непрерывно расширялась и вовлекала новые народы. Здесь появляются металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают ее влияние на Египет и Индию. Земледельцы научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители обменивали его на недостающие в хозяйстве предметы. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали. Первенство делили Вавилон и Ассирия попеременно. Затем персы сумели завоевать Вавилонию и основать огромное Персидское царство. Египет - одна из первых рабовладельческих цивилизаций, обязана своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Он делился на Верхний и Нижний. Верхний: Население было земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова. В Нижний Египте к этому же периоду принадлежал к земледельческо-скотоводческой культуре. Известна её грубая лепная керамика. Сначала образование Египта сопровождалось влажным климатом, территория Сахары была покрыта зеленью, но потом сменилось засушливым климатом. Китайкак государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, протекающая южнее, была освоена позже. Во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон — сын Солнца, в Китае — ван, сын Неба. Основу населения Египта составляли общинники, которые были обязаны сдавать весь урожай государству, получая за это продукты или надел земли для обработки. Аналогичная система функционировала и в Китае. Огромную роль в государстве такого типа играли жрецы-чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения. В отличие от Египта, в Китае религиозная составляющая власти государственного аппарата отошла на второй план. В Индии,в долине реки Инд, были построены большие города. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремесла, письменности. Скифы. На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Отец истории Геродот называет скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян. В нашем языке с тех времен сохранились слова, заимствованные из иранского, – бог, топор, собака и др. Для скифов было характерно развитие домашнего рабства. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах — захоронениях скифских царей. При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Посредниками в торговле хлебом были греческие города. Религии древнего востока: 1. Китай – конфуцианство, даосизм. Культ предков, культ императора как сына Неба и гадания. 2. Япония – синтоизм, буддизм. Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших(ками). 3. Индия – индуизм. Они рассматривают Бога как безличностного, поклоняются его аватарам, например: Кришне, Шиве, Раме, Будде. Язычество восточных славян Религия восточных славян состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в подлинных и точно датируемые археологических материалах. Это: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»). Так же свидетелями являются изделия прикладного искусства, насыщенные языческой символикой. Наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющиеся магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами. Сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие заклинательную символику. Античная цивилизация. Роль античного наследия в становлении европейской цивилизации и культуры. Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка. Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни. Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума. Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя. Признаки цивилизации: · разделение физического труда и умственного; · письменность; · появление городов как центров культурной и экономической жизни. Черты цивилизации: · наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии; · этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки); · сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание); · тенденция к расширению (географически, культурно); · города; · единое информационное поле с языком и письменностью; · формирование внешних торговых связей и зон влияния; · стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация). Возникновение античных цивилизаций В чем причины возникновения античной цивилизации? Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации. Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах. Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй. Античная цивилизация кратко VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности. Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию. В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации. Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой. То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим. Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим. У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью. Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции. Конец античной цивилизации расценивают по-разному: · упадок римского духа; · кризис античной культуры; · военное ослабление; · экономический упадок; · кризис рабовладельческого строя и пр. Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки. Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя Основные западные и восточные цивилизации и особенности их развития в период средневековья. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже VIII–IX вв. Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья были Европа и Азия. На основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: - Западноевропейский (католичество); - Восточноевропейский (православие) - Византийская империя; - Арабо-мусульманский (ислам в VII в.) - Арабский халифат. Средиземноморье явилось главным ареалом цивилизационных контактов. Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.). Концепция возникновения древнерусской государственности · Норманнская теория: древнерусское государство основано варягами в 862 г. ·Славянская версия: славянские племена объединились сами естественно-историческим путем. ·Карельская версия: государство руссов создано на карельском перешейке в VI-VII вв. · Украинская версия: Рюрик создал Древнеукраинское государство. Энтогенез русского народа · Словене, кривичи · Вятичи, дреговичи · Радимичи, древляне · Северяне, поляне · Волыняне, уличи · Белые хорваты, тиверцы Развитие государственности на Руси в IX – первой половине X вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. Принятие христианства на Руси. Политический стройПолитический строй древнерусского государства IX - X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях. Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших "в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению). В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море. Внутренняя политикаВнутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX — Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население которых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия. При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь. Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян. В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и «погосты» — административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство). Внешняя политика РусиГосударство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей. Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Вопреки мнению отдельных историков, считавших Хазарию территориально огромной державой, государство хазар занимало к X в. сравнительно небольшую территорию, ограниченную на востоке Волгой, на юге — Кума-Манычской впадиной, на северо-западе — Нижним Доном, на западе — Крымом. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря. На рубеже IX —X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов). Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965 г. После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа — ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев. Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия. Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей. Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения. К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения: мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”; католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”; православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”. Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере. Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины: огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь; давние торговые и дипломатические контакты; могущество Византийской империи. |