Жить по вегетариански. Жить повегетариански
Скачать 178.5 Kb.
|
Фолькера Элиса Пильгрима: "Приготовленная вовремя котлета лежит на полке подобно картонке, тарелке или пуговице от брюк. Но это не так. Еще вчера это принадлежало дышащему, чувствующему, пульсирующему целому. Хочу ли я убивать, чтобы вот так получить мою котлету? Нет, я не хочу. Теперь-- повернемся все серьезно лицом к этому вопросу, есть ли в Швейцарии, предположительно, все еще вегетарианцы. И мы задали бы этот вопрос в хорошем обществе поэтов и мыслителей всех времен, которые всегда считали убийство животных недостойным человеческого духа." А таких личностей много! К самым известным этическим вегетарианцам относятся Будда, Далай Лама, Заратустра, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Аристотель, Гораций, Овидий, Сенека, Плутарх, Франциск Ассизский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Гумбольдт, Лев Толстой, Вильгельм Буш, Рудольф Штайнер, Томас Алва Эдисон, Ральф Валдо Эмерсон, Джордж Бернард Шоу, Райнер Мария Рильке, Рихард Вагнер, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и т.д.--о многих вегетарианцах современности и не скажешь. Всегда были великие культуры и личности, оказывавшие животным уважение, на которое они имеют право. В то время, как на нашей параллели еще царили примитивнейшие условия жизни, в Индии уже цвела высокоразвитая цивилизация, о чем мы узнаем из древних санскритских писаний той эпохи. Прежде всего в "Бхагавад-гите", важнейшем из этих писаний, сказано, что возделывание земли, торговля натуральными продуктами и защита коров являются экономическими столпами общества, способного противостоять кризисам. Кроме этого, "Бхагавад-гита" раскрывает, что таково желание Бога--все люди должны питаться вегетарианской пищей. (Другие подробности об учении "Бхагавад-гиты" приводятся в 6 главе и в послесловии.) Также и в древнеевропейской культуре, в античной Греции вегетарианство было идеалом высшего поведения. Цитата из произведения Платона "Государство" и названные выше имена это уже проиллюстрировали. Пифагор (ок. 5ОО г. до н.э.), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм--насколько еще далек такой человек от преступления?" А Аристотель продолжал эту мысль: "Если человек в совершенстве своем--самое благородное создание, то оторванный от закона и морали, он--самый худший из всех." Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-12О гг н.э.) пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения." Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором." Цитаты знаменитых вегетарианцев Во все времена находились люди, которые настоятельно указывали на необходимость безмясного питания. Приводимые ниже цитаты говорят сами за себя: Гораций (65-8 г. до н.э., римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет". Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы--ходячие кладбища!" "Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека". Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!" Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): "Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость--один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа". Ральф Валдо Эмерсон (18О3-1882, американский писатель и политик): "Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня,--Вы--соучастник". Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму". Фридрих Ницше (1844-19ОО, немецкий философ): "Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом". Лев Толстой (1828-191О, русский писатель): Если человек серьезен и искреннен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть- это мясоедение...Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству" Вильгельм Буш (1832-19О8, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом". Эмиль Золя (184О-19О2, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать". Дж. Бернард Шоу (1856-195О, английско-ирландский драматург): "Животные--мои друзья, и я не ем моих друзей!" Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах". Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него". Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем." (при разглядывании рыб в аквариуме) Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления): "Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела." "Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным". Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года): "Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества." Исаак Башевис Зингер (19О4, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы): "Мы все творения божьи--и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти". "Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это--мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость--мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство--мой шаг. И я думаю, очень важный."4. Религия Милосердие и сострадание к слабым являются двумя основополагающими принципами, которые высоко ценятся всеми религиями мира. Но почему сегодня эти принципы не распространяются на животных? Почему ни одна из традиционных религий не требует от своих верующих покончить с убийством животных? Разве не было бы логичным принять, что Бог, который желает Своим созданиям только добра, рекомендует людям свободную от насилия, здоровую вегетарианскую пищу? Тем не менее этот основополагающий и само собой разумеющийся религиозный принцип вегетарианского образа жизни в наше время многими религиями полностью игнорируется, часто даже сознательно отвергается или искажается. "Жестокость по отношению к животным, а также безучастность к их страданиям, есть, по моему мнению, один из тяжелейших грехов рода человеческого. Это источник человеческой испорченности. Если человек создает так много страданий, то какое он имеет право жаловаться, когда страдает сам?"--Ромен Ролан (1866-1944, французский писатель; лауреат Нобелевской премии 1915 года в области литературы). Сегодняшние религии, однако, не считают это грехом и не осуждают как грех. Но если мы рассмотрим изначальное учение отдельно взятых религий, то обнаружим, что убой животных нигде не одобряется, а во многих религиях даже напрямую запрещается. Христианство Из ранних христианских хроник явствует, что первые святые и учители--прямые последователи Иисуса Христа--принимали только вегетарианскую пищу, и даже называются имена некоторых апостолов. В книге "Paedagogus" (II,1) Клеменса Александрийского (15О-215) говорится, что Апостол Матфей "жил растительной пищей и не прикасался к мясу". Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей "Истории церкви" (II 2,3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем. А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): "Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю." Другие примеры раннехристианских вегетарианцев--Тертуллиан (16О-22О), Ориген (184-254), Св.Антоний (25О-356), Св.Иероним (347-42О) и Иоанн Хрисостомос (344-4О7)--только чтобы назвать важнейшие имена. Как мясоедение вошло в Библию Вплоть до 4 столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний. Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены "западным" христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть. Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы, используя такую позицию, избежать преследований христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей. Они даже добились покровительства Кайзера Константина (285-337), который правил в то время и впоследствии действительно позволил провести обряд своего "принятия" веры. Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и остался, решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу. В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores) было поручено "рассортировать"и "откорректировать" многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа. Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом. Только через полвека (382) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как "Новый Завет". Теолог и последователь раннего христианства Г. Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: "Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием пообрезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (читай: Константин) не собирались следовать. А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, опьяняющих напитков и т.д." (Евангелие двенадцати Святых, предисл. из-во Humata, 1988) Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа--жить просто и воздержанно--тем самым отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не хотели поэтому подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских "братьев по вере", так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики. По свидетельствам современников, он казнил пойманных "отколовшихся " христиан, вливая им в горло, по римскому обычаю, расплавленный свинец. Таким образом начала распространяться новая форма христианства под контролем Кайзера Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами. Именем Христа? Но от этих своевольных изменений в законах Бога должны были страдать не только люди, но также и животные, которых затем можно было повсеместно и беспрепятственно забивать и поедать. В средневековье Фома Аквинский (1225-1274) объявил, что Провидением позволено убивать животных, так как у них нет души. (Интересно, что в этой связи он также сказал: у женщин нет души.) Единичная точка зрения темного средневековья? Нет, к сожалению, нет. Позже обнаружилось также, что нет души у индейцев, и что у негров нет души, поэтому христианам разрешалось убивать индейцев и обращать негров в рабов, а с рабами обращаться точно как с животными, истязать, а в случае необходимости и убивать. И с подобным же настроем дозволенности и в наши дни в христианских странах мучают, убивают и съедают животных. Епископ Махенс Гильдесгеймский заявил в своем "Письме на пост" от 8.3.1949: "У животных нет души, они не ведают о продолжении жизни после смерти. Поэтому у них также нет и никакого чувства достоинства, на котором они могли бы построить свои права. И в действительности, у животных нет прав. У них нет претензий к условиям существования, состоянию здоровья, притязаний на собственность и стремления обрести добрую репутацию". В беседе с известным теологом доктором Хайнрихом Штрайтхофеном 26.1О.1985 журнал "Птицеводство и свиноводство Германии" задал вопрос: "Некоторые защитники животных утверждают, что животные имеют права, аналогичные нашим человеческим, и также право на жизнь. Что вы скажете в этой связи?" Теолог ответил: "Ерунда! Это не подтверждается ни с правовой, ни с религоведческой, ни с философской точки зрения... Лишь человек является личностью. У животных нет личностного характера... Предназначение животных служить человеку оправдывает не только использование их, но также убийство и разведение." И сам Папа Иоанн Павел II заявил в 1985 году в своей речи перед биологами: "Животные определенно созданы для использования человеком; то есть, они могут быть использованы также и для экспериментов." И неудивительно, что всегда находились люди, говорившие о "предательстве христианами животных": "Чего мы еще ждем от религии, если мы вместе с животными теряем сострадание?"--справедливо спрашивал себя Рихард Вагнер (1813-1883), композитор и вегетарианец, еще в прошлом столетии. Мясоедение и сегодняшняя Библия Различные издания церковной Библии опираются на Синайский кодекс, старейший текст Библии, который используют и сегодня. Этот греческий текст написан на греческом языке и происходит из 4 столетия после Христа, то есть после Никейского Собора. Более ранние оригинальные тексты Библии сегодня уже не используются. Другие библейские тексты, такие как Ватиканский и Алексанрийский кодексы были записаны позже и, так же как и Синайский кодекс являются лишь церковными переводами копий копий. И поэтому неудивительно, что сохранились только лишь неполные фрагменты учения Иисуса Христа, как раз и касающиеся питания человека. Так как решительные высказывания Иисуса Христа в этом вопросе нам больше не известны, то дискуссии об образе питания Христа бесполезны, когда при этом ссылаются исключительно на сегодняшний Новый Завет. (В этой брошюре не нашлось бы места, если бы мы решили подробно остановиться на многочисленных апокрифах изначальных христианских писаний, таких, как Эссенерское Евангелие, Деяния Апостола Петра или Книга Фомы, где описывается, как Иисус Христос проповедовал, в частности, строгое воздержание от мяса.) Также и Ветхий Завет при былом рассмотрении не приводит никаких ясных высказываний, но всего лишь противоречивые указания. Некоторые места в тексте велят человеку употреблять вегетарианскую пищу, в других же, напротив, разрешается есть мясо и приносить в жертву животных. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидным, что безмясной пище отдается предпочтение. В I Книге Моисеевой (Книга Бытия 9.3), например, находим четкое дозволение есть мясо, однако это дозволение касается времени после Потопа, когда вся пахотная земля была размыта. Вместо того, чтобы произвольно ссылаться на эту помощь в трудной ситуации (чтобы быть последовательными, следует также принять и 6 текст 9 главы, где говорится о неизбежности наказания смертью за содеянное!), лучше придерживаться изначального указания Бога, которое можно найти на первых страницах Библии: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу." (Книга Бытия 1.29) Через стих Господь Бог подтверждает, что такой вид пищи "хорош", в то время как другой, который Он упоминает позже (то есть мясо), разрешался только ради удовлетворения испорченной прихоти человека--пища, которая пропитана ужасом: "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они." (Книга Бытия 9.2) Многократно цитируемый пример с перепелами из 4 Книги Моисеевой еще больше проясняет этот пункт. После того, как народ израильский в пустыне пресытился манной небесной, по воле Господа Бога с неба посыпались перепела, которые люди жадно собирали и, устроив большое пиршество, поедали (II, 31-32). |