Главная страница

ответы к практике. Классификация современных компьютеров и их технические характеристики Классификация компьютеров по назначению


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеКлассификация современных компьютеров и их технические характеристики Классификация компьютеров по назначению
Дата10.12.2018
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы к практике.doc
ТипДокументы
#59639
страница8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Архивация. Программы-архиваторы

        Алгоритмы и методы архивации. Существуют различные алгоритмы архивации данных без потери информации, т.е. при разархивации данные будут восстановлены в исходном виде. Самый простой алгоритм сжатия данных (running) основан на замене повторяющихся битов (в тексте может иметься последовательность одинаковых символов, в графическом файле – закрашенная одним цветом область и т.д.). Например, в тексте подряд идут 10 пробелов, которые кодируются 10-тью байтами. При архивации они заменяются 3-мя байтами (первый байт – кодирует заменяемый символ; второй байт – специальный байт "флажка" архивации, который указывает на необходимость развернуть первый байт в последовательность байтов; третий байт указывает количество повторяющихся байтов).        Алгоритм кодирования одинаковых последовательностей символов (LZW) ищет в текстовых файлах одинаковые слова, а в графических - одинаковые «узоры». Каждый такой фрагмент файла представляется определенным кодом (последовательностью бит) и в процессе архивации при повторных появлениях заменяется ссылкой на первичный код.         Существуют различные методы архивации файлов (ZIP, RAR, ARJ и др.), которые используют вышеописанные и другие алгоритмы архивации. Методы архивации различаются степенью сжатия файлов, скоростью выполнения и другими параметрами. Лучше всего сжимаются текстовые и графические файлы и практически не сжимаются файлы архивов. Существует большое количество специализированных программ – архиваторов файлов (WinZip, WinRAR, PowerArchiver и др.).   Одним из наиболее популярных средств создания архивов и управления ими является полностью русифицированный архиватор WinRAR, версии которого существует для различных операционных систем MS-DOS, Windows, Linux и др.      WinRAR позволяет работать с архивами RAR и ZIP, использует высокоэффективный алгоритм сжатия данных, создает многотомные и самораспаковывающиеся архивы и т.д.


  1. Модем.

Скорость модуляции и скорость передачи данных. Для подключения компьютера к телефонной линии используется модем. На выходе компьютера данные представлены в форме последовательностей электрических импульсов, которые модем преобразует в модулированный аналоговый сигнал.

В простейшем случае производится амплитудная модуляция, когда амплитуда несущей (аналогового синусоидального сигнала) скачкообразно меняется и принимает одно из двух  возможных значений. В процессе частотной модуляции скачкообразно меняется частота аналогового сигнала, а при фазовой модуляции - фаза сигнала. В каждом из этих случаев имеется два возможных состояния несущего аналогового сигнала и, соответственно, каждое его изменение несет информацию 1 бит.

Скорость модуляции характеризуется количеством переключений с одного аналогового сигнала на другой за 1 секунду и измеряется в бодах. Например, если за одну секунду изменение аналогового сигнала происходит 9600 раз, то скорость модуляции составляет 9600 бод. Однако, практически важной характеристикой модема являются скорость передачи данных, измеряемая в битах в секунду (сокращенно бит/с).

Если применяется только один вид модуляции (например, только амплитудная модуляция), то 1 бод  соответствует 1 бит/с и скорость передачи данных  в вышеуказанном случае составляет 9600 бит/с. Если одновременно реализуются два вида модуляции (например, амплитудная и частотная), то при каждом изменении аналогового сигнала происходит выбор одного из четырех состояний и, следовательно, каждое такое изменение несет 2 бита информации.

Стандарты скорости передачи данных (протоколы модемной связи). Скорость передачи данных определяются используемой скоростью и методом модуляции, которые стандартизированы протоколами модемной связи для того, чтобы модемы могли "понимать" друг друга.  Первый "древний" модемный протокол давал возможность модемам обмениваться информацией со скоростью всего лишь 300 бит/с.  Затем, по мере совершенствования модемной связи, различными фирмами разрабатывались различные более высокоскоростные "фирменные" протоколы, которые обычно затем стандартизировались.

В 1994 году был принят стандартный протокол V.34, который обеспечивает скорость передачи данных до 28 800 бит/с, в 1996 году он был усовершенствован, получил название V.34+ и стал обеспечивать скорость передачи до 33 600 бит/с.

Современные модемы могут обеспечить скорость передачи до 57 600 бит/с, которая достигается при  использовании "фирменных" протоколов х2 или K56Flex и стандартного протокола V.90. Обычно современные модемы поддерживают также несколько принятых ранее протоколов, что позволяет сохранить возможность обмена информацией с ранее выпущенными модемами.

Для того, чтобы определить протокол, по которому будут обмениваться информацией два модема, сначала между ними производится обмен специальными сигналами, с помощью которых модемы сообщают друг другу перечень поддерживаемых протоколов. Процесс установления соединения (по-английски handshaking, т.е. рукопожатие) сопровождается характерным свистом различной частоты, который можно слышать из динамика модема. В результате модемы выбирают для обмена информацией наиболее высокоскоростной протокол, из имеющихся у обоих модемов

AT-команды модема. Модем может находиться в одном из двух режимов работы: передачи данных или AT-команд. АТ-команды используются для настройки и управления работой модема. АТ-команды представляют собой последовательности символов, начинающиеся с латинских букв AT. Перечень AT-команд у различных модемов практически одинаков, а их синтаксис и назначение можно посмотреть в руководстве пользователя модема.

Для управления модемом с помощью AT-команд используются терминальные программы (в Windows - программа Hyper Terminal). Команды,  введенные с клавиатуры, и отклики на них модема отображаются в окне терминальной программы. (Если отображения не происходит необходимо ввести команду ATE1, которая включает режим отображения). 

Если будет введена "пустая" команда AT и нажата клавиша Enter, правильно подключенный модем должен дать отклик Ok.

Телефонный звонок с помощью модема. С помощью терминальной программы можно заставить модем "снять трубку" и позвонить по заданному телефонному номеру (для этого используется команда ATD). После буквы "D" в команде должен стоять символ, определяющий метод набора номера: "T" - тоновый набор или "D" - импульсный (в российских телефонных сетях используется импульсный набор).

Регистры и энергонезависимая память модема. Параметры настройки модема хранятся в его регистрах, которые можно рассматривать как ячейки его оперативной памяти. Модем имеет как минимум 28 регистров (в современных модемах более 60), а объем каждого из регистров составляет 1 байт (в каждом регистре может храниться число от 0 до 256). 

Регистры обозначаются буквами S и нумеруются (S0, S1, S2 и т.д.). Информацию о функциональном назначении регистров можно найти в руководстве пользователя модема. Так, в регистре S0 хранится число, определяющее количество гудков, через которое модем снимет трубку; в регистре S6 - число, определяющее время ожидания в секундах, прежде чем модем начинает набор номера; регистры S9 и S10 определяют временные параметры (в десятых долях секунды) захвата модемом несущей в линии и т.д.

Просмотреть содержимое регистров можно с помощью команды ATI4, а изменить их значение с помощью команд типа ATS0=2 (при изменении значений регистров нужно соблюдать осторожность, т.к. после ввода ошибочных значений модем может потерять работоспособность). 

Энергонезависимая память постоянно хранит установки настройки модема, которые не стираются при выключении питания. При включении модема они переписываются в оперативную память (регистры). В процессе управления настройками модема можно осуществить считывание значений регистров из энергонезависимой памяти с помощью команды ATZ.  


  1. Технические средства мультимедиа.

Технические средства информатизации – это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на шесть групп:

1. Устройства ввода информации:

- Текста

- Местоуказания (мышь, световое перо, трекбол, графический планшет, джойстик)

- Мультимедиа (графика (сканер и цифровая фотокамера), звук (магнитофон, микрофон), видео (веб-камера, видеокамера))

2. Устройства вывода информации:

- Текста (монитор);

- Мультимедиа (графика (принтер, плоттер), звук (наушники, акустические системы), видео (видеомагнитофон, видеокамера))

3. Устройства обработки информации:

- Микропроцессор

- Сопроцессор

4. Устройства передачи и приема информации:

- Модем

- Сетевая карта

5. Многофункциональные устройства:

- Устройства копирования

- Устройства размножения

- Издательские системы

6. Устройства хранения информации

Как следует из приведенной выше классификации, большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с ЭВМ – персональными компьютерами (ПК).

Устройства ввода и вывода являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

Все устройства ввода/вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам, т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры. На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации.

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.

Модем (модулятор-демодулятор) – устройство, преобразующее информацию в такой вид, в котором ее можно передавать по телефонным линиям связи. Внутренние модемы имеют PCI-интерфейс и подключаются непосредственно к системной плате. Внешние модемы подключаются через порты COM или USB.

Сетевой адаптер (сетевая плата) – электронное устройство, выполненное в виде платы расширения (может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи.

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.



  1. Операционные системы

Технические средства информатизации – это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на шесть групп:

1. Устройства ввода информации:

- Текста

- Местоуказания (мышь, световое перо, трекбол, графический планшет, джойстик)

- Мультимедиа (графика (сканер и цифровая фотокамера), звук (магнитофон, микрофон), видео (веб-камера, видеокамера))

2. Устройства вывода информации:

- Текста (монитор);

- Мультимедиа (графика (принтер, плоттер), звук (наушники, акустические системы), видео (видеомагнитофон, видеокамера))

3. Устройства обработки информации:

- Микропроцессор

- Сопроцессор

4. Устройства передачи и приема информации:

- Модем

- Сетевая карта

5. Многофункциональные устройства:

- Устройства копирования

- Устройства размножения

- Издательские системы

6. Устройства хранения информации

Как следует из приведенной выше классификации, большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с ЭВМ – персональными компьютерами (ПК).

Устройства ввода и вывода являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

Все устройства ввода/вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам, т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры. На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации.

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.

Модем (модулятор-демодулятор) – устройство, преобразующее информацию в такой вид, в котором ее можно передавать по телефонным линиям связи. Внутренние модемы имеют PCI-интерфейс и подключаются непосредственно к системной плате. Внешние модемы подключаются через порты COM или USB.

Сетевой адаптер (сетевая плата) – электронное устройство, выполненное в виде платы расширения (может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи.

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.



  1. Принципы объектно-ориентированного программирования.

Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) — парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов (либо, в менее известном варианте языков с прототипированием, — прототипов).

Класс — это тип, описывающий устройство объектов. Понятие «класс» подразумевает некоторое поведение и способ представления. Понятие «объект» подразумевает нечто, что обладает определённым поведением и способом представления. Говорят, что объект — это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности, т.н. объекта.

Объект — сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляциилинковки) исходного кода на выполнение).

Прототип — это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

Объектное и объектно-ориентированное программирование (ООП) возникло в результате развития идеологии процедурного программирования, где данные и подпрограммы (процедуры, функции) их обработки формально не связаны. Кроме того, в современном объектно-ориентированном программировании часто большое значение имеют понятия события (так называемое событийно-ориентированное программирование) и компонента (компонентное программирование).

Первым языком программирования, в котором были предложены принципы объектной ориентированности, была Симула. В момент своего появления (в 1967 году), этот язык программирования предложил поистине революционные идеи: объекты, классы, виртуальные методы и др., однако это всё не было воспринято современниками как нечто грандиозное. Тем не менее, большинство концепций были развиты Аланом Кэйем и Дэном Ингаллсом в языке Smalltalk. Именно он стал первым широко распространённым объектно-ориентированным языком программирования.

В настоящее время количество прикладных языков программирования (список языков), реализующих объектно-ориентированную парадигму, является наибольшим по отношению к другим парадигмам. В области системного программирования до сих пор применяется парадигма процедурного программирования, и общепринятым языком программирования является язык C. Хотя при взаимодействии системного и прикладного уровней операционных систем заметное влияние стали оказывать языки объектно-ориентированного программирования. Например, одной из наиболее распространенных библиотек мультиплатформенного программирования является объектно-ориентированная библиотека Qt, написанная на языке C++.

Структура данных «класс», представляющая собой объектный тип данных, внешне похожа на типы данных процедурно-ориентированных языков, такие как структура в языке Си или запись в Паскале или QuickBasic. При этом элементы такой структуры (члены класса) могут сами быть не только данными, но и методами (то есть процедурами или функциями). Такое объединение называется инкапсуляцией.

Наличие инкапсуляции достаточно для объектности языка программирования, но ещё не означает его объектной ориентированности — для этого требуется наличие наследования.

Но даже наличие инкапсуляции и наследования не делает язык программирования в полной мере объектным с точки зрения ООП. Основные преимущества ООП проявляются только в том случае, когда в языке программирования реализован полиморфизм.

Язык Self, соблюдая многие исходные положения объектно-ориентированного программирования, ввёл альтернативное классам понятие прототипа, положив начало прототипному программированию, считающемуся подвидом объектного.

Абстракция данных 

Объекты представляют собою упрощенное, идеализированное описание реальных сущностей предметной области. Если соответствующие модели адекватны решаемой задаче, то работать с ними оказывается намного удобнее, чем с низкоуровневым описанием всех возможных свойств и реакций объекта.

Инкапсуляция 

Инкапсуляция — это принцип, согласно которому любой класс должен рассматриваться как чёрный ящик — пользователь класса должен видеть и использовать только интерфейсную часть класса (т. е. список декларируемых свойств и методов класса) и не вникать в его внутреннюю реализацию. Поэтому данные принято инкапсулировать в классе таким образом, чтобы доступ к ним по чтению или записи осуществлялся не напрямую, а с помощью методов. Принцип инкапсуляции (теоретически) позволяет минимизировать число связей между классами и, соответственно, упростить независимую реализацию и модификацию классов.

Сокрытие данных 

Сокрытие данных — неотделимая часть ООП, управляющая областями видимости. Является логическим продолжением инкапсуляции. Целью сокрытия является невозможность для пользователя узнать или испортить внутреннее состояние объекта.

Наследование 

Наследованием называется возможность порождать один класс от другого с сохранением всех свойств и методов класса-предка (прародителя, иногда его называют суперклассом) и добавляя, при необходимости, новые свойства и методы. Набор классов, связанных отношением наследования, называют иерархией. Наследование призвано отобразить такое свойство реального мира, как иерархичность.

Полиморфизм 

Полиморфизмом называют явление, при котором функции (методу) с одним и тем же именем соответствует разный программный код (полиморфный код) в зависимости от того, объект какого класса используется при вызове данного метода. Полиморфизм обеспечивается тем, что в классе-потомке изменяют реализацию метода класса-предка с обязательным сохранением сигнатуры метода. Это обеспечивает сохранение неизменным интерфейса класса-предка и позволяет осуществить связывание имени метода в коде с разными классами — из объекта какого класса осуществляется вызов, из того класса и берётся метод с данным именем. Такой механизм называется динамическим (или поздним) связыванием — в отличие от статического (раннего) связывания, осуществляемого на этапе компиляции.

основных принципов (цитируется по вышеупомянутой книге Т. Бадда[1]).

  1. Всё является объектом.

  2. Вычисления осуществляются путём взаимодействия (обмена данными) между объектами, при котором один объект требует, чтобы другой объект выполнил некоторое действие. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения. Сообщение — это запрос на выполнение действия, дополненный набором аргументов, которые могут понадобиться при выполнении действия.

  3. Каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов.

  4. Каждый объект является представителем (экземпляром) класса, который выражает общие свойства объектов.

  5. В классе задаётся поведение (функциональность) объекта. Тем самым все объекты, которые являются экземплярами одного класса, могут выполнять одни и те же действия.

  6. Классы организованы в единую древовидную структуру с общим корнем, называемую иерархией наследования. Память и поведение, связанное с экземплярами определённого класса, автоматически доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Отдельного пояснения требует понятие обмена сообщениями. Первоначально (например, в том же Smalltalk) взаимодействие объектов представлялось как «настоящий» обмен сообщениями, то есть пересылка от одного объекта другому специального объекта-сообщения. Такая модель является чрезвычайно общей. Она прекрасно подходит, например, для описания параллельных вычислений с помощью активных объектов, каждый из которых имеет собственный поток исполнения и работает одновременно с прочими. Такие объекты могут вести себя как отдельные, абсолютно автономные вычислительные единицы. Посылка сообщений естественным образом решает вопрос обработки сообщений объектами, присвоенными полиморфным переменным — независимо от того, как объявляется переменная, сообщение обрабатывает код класса, к которому относится присвоенный переменной объект.

Однако общность механизма обмена сообщениями имеет и другую сторону — «полноценная» передача сообщений требует дополнительных накладных расходов, что не всегда приемлемо. Поэтому в большинстве ныне существующих объектно-ориентированных языков программирования используется концепция «отправка сообщения как вызов метода» — объекты имеют доступные извне методы, вызовами которых и обеспечивается взаимодействие объектов. Данный подход реализован в огромном количестве языков программирования, в том числе C++, Object Pascal, Java, Oberon-2. В настоящий момент именно он является наиболее распространённым в объектно-ориентированных языках.

Концепция виртуальных методов, поддерживаемая этими и другими современными языками, появилась как средство обеспечить выполнение нужных методов при использовании полиморфных переменных, то есть, по сути, как попытка расширить возможности вызова методов для реализации части функциональности, обеспечиваемой механизмом обработки сообщений.


  1. Реляционная модель БД

Реляционная модель – определяет модель представления данных в виде прямоугольных таблиц. Основные характеристики и их значения разбиваются на строки и столбцы. Теория реляционной модели была разработана Эдгаром Коддом и получила широкое применение в настоящий момент. Физически данные размещаются на внешних носителях в виде обычного файла. Достоинства – простота, понятность и удобство физической реализации. Недостатки – сложность описания иерархических и сетевых взаимодействий и средств идентификации отдельных экземпляров.


  1. Файловая система компьютера

Папки и файлы (тип файла, имя файла). Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе

Файл. Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, например: Единицы измерения информации.doc

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, кого» рая имеет «древовидную» структуру.

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Операции над файлами. В процессе работы на компьютере над файлами чаще всего производятся следующие операции:

* копирование – копия файла помещается в другой каталог;

* перемещение – сам файл перемещается в другой каталог;

* удаление – запись о файле удаляется из каталога;

* переименование – изменяется имя файла.

Графическое представление файловой системы. Иерархическая файловая система MS-DOS, содержащая каталоги и файлы, представлена в операционной системе Windows с помощью графического интерфейса и форме иерархической системы папок и документов. Папка в Windows является аналогом каталога MS-DOS.

Однако иерархические структуры этих систем несколько различаются. В иерархической файловой системе MS-DOS вершиной иерархии объектов является корневой каталог диска, который можно сравнить со стволом дерева — на нем растут ветки (подкаталоги), и на ветках располагаются листья (файлы).

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий

Иерархическая структура папок

Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

Файловый менеджер Norton Сommander

Введение

Операционная оболочка Norton Commander (NC) предназначена для облегчения пользования персональным компьютером при повседневной работе в операционной системе MS-DOS и Windows. Norton Commander позволяет в простой и удобной форме производить такие часто используемые операции над файлами, каталогами и дисками, как копирование и удаление файлов, просмотр каталогов, поиск файлов и многие другие.

Основной файл имеет имя nc.exe. Обычно Norton устанавливается на диске C: в каталоге NC. Поэтому для его запуска в командной строке надо набрать:

При запуске Norton Commander на экране высвечиваются два синих окошка, называемых панелями, подобно изображенных на рисунке.

Раскрывающиеся меню;

* Информационные панели – левая и правая;

* Командная строка;

* Ключи функциональных клавиш.

Раскрывающиеся меню позволяют выполнять практически все функции NC. Доступ к нему с клавиатуры открывается по клавише [F9].

Панели – это основные окна отображения информации о структуре файловой системы вашего ПК, т.е. о расположении файлов и каталогов. В каждой из панелей может располагаться следующая информация:


  1. Типы БД.

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины

  • База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей[1].

  • База данных — совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных[2].

  • База данных — некоторый набор перманентных (постоянно хранимых) данных, используемых прикладными программными системами какого-либо предприятия[3].

  • База данных — совокупность взаимосвязанных данных, совместно хранимых в одном или нескольких компьютерных файлах[4].

  • База данных — совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации[5].

Другие определения:

Существует множество других определений, отражающих скорее субъективное мнение тех или иных авторов о том, что означает этот термин в их понимании, однако общепризнанная единая формулировка отсутствует. Наиболее часто используются следующие отличительные признаки:

  1. База данных хранится и обрабатывается в вычислительной системе. Таким образом, любые внекомпьютерные хранилища информации (архивы, библиотеки, картотеки и т. п.) базами данных не являются.

  2. Данные в базе данных логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе.
    Структурированность подразумевает явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизацию элементов и связей, при которой с типом элемента (связи) соотносится определённая семантика и допустимые операции[6].

  3. База данных включает метаданные, описывающие логическую структуру БД в формальном виде (в соответствии с некоторой метамоделью).
    В соответствии с ГОСТ Р ИСО МЭК ТО 10032-2007, «постоянные данные в среде базы данных включают в себя схему и базу данных. Схема включает в себя описания содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. База данных включает в себя набор постоянных данных, определенных с помощью схемы. Система управления данными использует определения данных в схеме для обеспечения доступа и управления доступом к данным в базе данных»[2].

Из перечисленных признаков только первый является строгим, а другие допускает различные трактовки и различные степени оценки. Можно лишь установить некоторую степень соответствия требованиям к БД.

В такой ситуации не последнюю роль играет общепринятая практика. В соответствии с ней, например, не называют базами данных файловые архивы, Интернет-порталы или электронные таблицы, несмотря на то, что они в некоторой степени обладают признаками БД. Принято считать, что эта степень в большинстве случаев недостаточна (хотя могут быть исключения).

Многие специалисты указывают на распространённую ошибку, состоящую в некорректном использовании термина база данных вместо термина система управления базами данных. Эти понятия, следовательно, необходимо различать. [7]

Классификация БД по модели данных.

Примеры:

  • Иерархические

  • Сетевые

  • Реляционные

  • Объектные

  • Объектно-ориентированные

  • Объектно-реляционные

Классификация БД по технологии хранения:

  • БД во вторичной памяти (традиционные)

  • БД в оперативной памяти (in-memory databases)

  • БД в третичной памяти (tertiary databases)

Классификация БД по содержимому:

Примеры:

  • Географические

  • Исторические

  • Научные

  • Мультимедийные.

Классификация БД по степени распределённости:

  • Централизованные (сосредоточенные)

  • Распределённые

Отдельное место в теории и практике занимают пространственные (англ. spatial), временные, или темпоральные (temporal) и пространственно-временные (spatial-temporal)

Очень большая база данных (Very Large Database, VLDB) — это база данных, которая занимает чрезвычайно большой объём на устройстве физического хранения. Термин подразумевает максимально возможные объёмы БД, которые определяются последними достижениями в технологиях физического хранения данных и в технологиях программного оперирования данными.

Конкретное определение понятия «чрезвычайно большой объём» меняется во времени; в настоящее время считается, что это объём, измеряемый по меньшей мере терабайтами, а в последнее время — петабайтами.



  1. Программные средства и технологии обработки текстовой информации.

Один из вариантов основных этапов обработки публикации с использованием компьютерной издательской системы представим в виде следующей схемы:

В начале технологического процесса обработки издательской продукции с использованием АРМ формируются текстовые и графические файлы. Текстовые файлы целесообразно подготавливать с использованием специализированных программ - текстовых редакторов.

Типичными процедурами при этом являются:

  • ввод информации обычно в шестнадцатиричном коде;

  • первичное исправление замеченных ошибок на видеодисплее;

  • автоматизированная проверка орфографии с использованием программ-спеллеров;

  • форматирование, т.е. подготовка к выводу на принтерах (если исключается дальнейшее использование систем макетирования и верстки);

  • вывод на принтер, фотовыводное устройство, ризограф или печать в файл.

При работе в графических редакторах, помимо ввода графической информации, выполняются процедуры редактирования формы изображения, ретуши, цветоделения, масштабирования и вывода (если исключается использование систем макетирования и верстки).

При использовании систем макетирования и верстки важной процедурой является предварительное задание типа принтера, так как в зависимости от этого к работе подключаются те или иные шрифты. Обычно обращают внимание, какие фильтры инсталлированы в данной системе макетирования и верстки (при необходимости их можно добавить или убрать). Фильтры помогают системе макетирования и верстки «узнать» импортируемые текстовые и графические файлы, изготавливаемые в соответствующих текстовых и графических редакторах. Системы макетирования и диалоговой верстки (типа Page Maker, QuarkXPress) позволяют техническому и художественному редакторам разработать на экране видеомонитора эскиз макета готовящейся публикации. При этом используют графические примитивы (прямоугольники, овалы) с различной штриховкой для имитации расположения на реальных страницах публикации текстовых, графических блоков и т. д., изменения их размеров. Результат такого предварительного макетирования можно «закрепить» на так называемой базовой странице, которая не выводится на печать, но содержит печатаемые и непечатаемые фрагменты, повторяющиеся на реальных страницах публикации. На отдельных страницах сохраняется возможность удаления ненужных или добавления новых фрагментов оформления.

В системах макетирования и верстки целесообразно использовать файлы, предварительно полученные тем или иным способом. Например, при вводе текста, помимо клавиатуры, может использоваться читающее устройство. При вводе графической информации, помимо графических редакторов, могут использоваться так называемые сканеры для оцифровывания графических фрагментов, подготовленных художником обычным образом (без использования компьютера). Вместе с тем иногда удобно отдельные фрагменты полос издания ввести в компьютер непосредственно в системе верстки с клавиатуры (например, отдельные заголовки, материал сносок и колонтитулов, графические примитивы в виде линий и простейших геометрических фигур).

Предварительно подготовленные файлы импортируют на страницы публикации в специально организуемые окна или в ограничители, задаваемые с помощью базовых страниц. В программах автоматизированной верстки типа Ventura Publisher можно использовать один из заранеее заготовленных стилей оформления главы, которые разрабатываются обычно для оформления изданий различного типа (книги, брошюры, буклеты и т. д.). Подобные заготовки в виде шаблонов (Templates) используются в программах типа Page Maker.

Некоторые из систем макетирования и верстки (например, Page Maker 5.0 и 6.5) содержат встроенный текстовый редактор (например, Story Editor), а также встроенные подпрограммы-спеллеры.

Для форматирования в системах макетирования и верстки широко используют так называемые дескрипторы (в программе Ventura Publisher) или стили оформления на уровне абзацев (в программах Page Maker, QuarkXPress). Такие команды помогают при оформлении однородных фрагментов.

Вывод сформированных полос обычно осуществляется с использованием лазерных принтеров с разрешением порядка 600 или 1200 точек на дюйм для получения репродуцируемого оригинала-макета. Современные программы позволяют при выводе:

  • регулировать градации оттенков;

  • изменять интенсивность распечатка;

  • задавать требуемое число копий;

  • выводить метки обреза;

  • выполнять распечатку отдельно по цветам;

  • выводить страницы в прямом или обратном порядке;

  • изменять масштаб;

  • выводить в зеркальном отображении;

  • обеспечивать спуск полос;

  • отменять вывод отдельных фрагментов и др.

Получило распространение использование вместо бумаги специальных пластмасс с прозрачной подложкой. В этом случае отпадает необходимость репродуцирования оригинала-макета и на принтере изготавливают диапозитив. В случае необходимости обработки высоколиниатурных фрагментов (с разрешающей способностью 2400 точек на дюйм и больше) в качестве выводных устройств используют фотовыводные устройства. Наконец, имеется возможность так называемой печати в файл, которая обеспечивает запись на магнитный носитель информации как непосредственно содержания страниц, так и воздействий по форматированию, характерных для используемой программы. При печати в файл оговаривается тип выводного устройства, а сам вывод возможен на том или ином устройстве даже в отсутствие используемой прикладной программы.

В последнее время на этапе вывода информации внедряется серия издательско-полиграфических комплексов ризограф, основанных на одноименной технологии. Изготовление, установка на цилиндр и съем использованной трафаретной формы ротационной печати выполняются автоматически.

На выставке DRUPA 95 демонстрировался способ допечатной обработки по методу «от компьютера до печатной формы», при котором полноформатные печатные формы экспонируются непосредственно от компьютера на формный материал с алюминиевой подложкой при использовании специальных цифровых экспонирующих автоматов.

Метод «от компьютера до бумаги» осуществляется при помощи цифровой печатной машины, например, фирмы Agfa ChromaPress, которая управляется непосредственно компьютером, не содержит печатной формы и жидких печатных красок, а является электрофотографической и использует соответствующие цветные тонеры.

7.2.

Классификация программных средств КИС

Совокупность программных средств (Soft Ware), используемых при электронной обработке издательской продукции, представим в виде следующей схемы.

Системное программное обеспечение организует взаимодействие пользователя с компьютером независимо от рода выполняемой задачи. Сюда входят процедуры:

  • включения компьютера, диагностики его состояния и выключения его в конце сеанса;

  • подготовки дискет к работе (их форматирование, создание необходимых каталогов, подкаталогов);

  • подготовки жесткого диска (винчестера) к работе (создание каталогов, подкаталогов);

  • изменения цвета экрана, размера и расположения на нем отдельных окон;

  • подключения недостающих или удаления лишних шрифтов;

  • задания режима работы мыши;

  • задания типа периферийных устройств;

  • вызова прикладных программ;

  • нахождения файлов для их загрузки в программу;

  • записи созданных или отредактированных файлов по определенному маршруту на жесткий диск или на дискету;

  • копирования, переименования, удаления файлов в процессе работы над публикацией и др.

При работе на IBM-подобных компьютерах в состав системного программного обеспечения, которое обычно поставляется вместе с компьютером, входят:

  • операционная система MS DOS;

  • программная оболочка Norton Commander;

  • графическая среда Windows.

Текстовые процессоры и программы машинной графики представляют собою прикладные программы для выполнения основных функций при обработке соответственно текстовой и графической информации (сюда могут быть отнесены, например, текстовые процессоры типа Лексикон, Write, ChiWriter, TeX, Т3, WinWord, а также графические программы типа PaintBrush, CorelChart, CorelDraw, FreeHand, AdobeIllustrator, PhotoShop и др.):

  • к программам для выполнения простейших процедур при обработке текста обычно относят Лексикон. Его используют при обработке разного рода конторских документов;

  • программы типа Write, WordPad поставляются в составе графических сред Windows и находят применение при редактировании и форматировании несложных по структуре текстовых файлов;

  • программы типа ChiWriter, TeX, T3 до недавнего времени широко использовали при обработке технической продукции, включающей, помимо текста, математические и структурные химические формулы, а также таблицы. В последнее время они повсеместно вытеснились программами типа WinWord, которые быстро совершенствовались фирмой Microsoft. Так, последняя версия программы WinWord 97 представляет собою мощную многофункциональную разработку, по некоторым параметрам не уступающую системам верстки;

  • подпрограммы деловой графики обеспечивают обработку и вывод (в виде графиков, диаграмм) данных, которые обычно имеют структуру таблиц. К ним можно отнести, например, подпрограмму режима рисования и использования мастеров диаграмм в текстовом процессоре типа WinWord, подпрограмму использования мастеров диаграмм в программе Excel, подпрограмму CorelChart и др.;

  • программы обработки иллюстративной информации (графические редакторы типа CorelDraw, FreeHand, AdobeIllustrator) предназначены для обработки и вывода различных фрагментов иллюстрационной продукции векторного типа (например, рекламной продукции, товарных и фирменных знаков, логотипов и др.);

  • к программам обработки изобразительной продукции обычно относят программные средства так называемой точечной или растровой графики. Они имеют сильно развитый ассортимент инструментальных средств и дополнительных возможностей (работа со слоями, цветоделение, специальные эффекты акварельности, прозрачности, размытости краев, ретуши и др.). Типичными представителями таких программ являются, например, PhotoShop, PhotoStyler и др.

Системы верстки обеспечивают компоновку материала на полосах публикации обычно из заранее заготовленных текстовых и графических файлов. Для таких систем (например, Ventura Publisher) характерно наличие встроенных подпрограмм формирования таблиц, математических формул, библиотек текстовых и графических фрагментов, а также использование дополнительных средств, облегчающих позиционирование отдельных фрагментов на полосе, выполнение цветоделения, обтекания текстом иллюстративного материала, подготовки публикации для передачи ее в сервис-бюро и др.:


написать администратору сайта