Социология. Контрольная работа.Социология.Шашкова. Контрольная работа по дисциплине социология студент гр. 3Мб01мо шашкова А. Д. Новосибирск 2021
Скачать 58.7 Kb.
|
функциональную (содержание труда); профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологическую (межличностные отношения); управленческую (система управления). Качественными признаками функционирования производственного типа структуры социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это моральное и материальное стимулирование и т.д.). 2. Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены, к примеру, трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работников. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций. Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры. В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде. 1.Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д. 2.Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные рабочие, а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. 2.3 Типы социальных организаций 1. В зависимости от структуры: а) формальные Характер внутренних взаимоотношений официально установлен документами, обязанности чётко распределены и привязаны к конкретным членам. Такие объединения имеют жёсткую иерархию и подчиняются установленным правилам. Вся деятельность основана на разделении труда и полномочий. б) неформальные Такие структуры организуются более хаотично, на основании личностных симпатий и стихийных связей. Взаимодействие участников между собой имеет неделовой характер. Часто неформальные объединения возникают внутри формальных, а их деятельность протекает параллельно. 2. По форме организации: а) харизматические группы Имеют конкретного лидера, личные качества, деятельность и мотивы которого не подвергаются обсуждению, полностью поддерживаются и даже боготворятся всеми участниками. Внутренние взаимоотношения при этом абсолютно не упорядочены и зависят исключительно от мнения руководителя. б) добровольные ассоциации Основаны для защиты общих интересов, участники, как правило, не имеют обязанностей или полномочий. При этом такая основа никак не связана с правительственным аппаратом. в) учреждения тотального типа Реализуют государственную политику, направленную на защиту интересов всего социума. Члены обычно ограждены от внешнего мира, чаще всего создают собственную внутреннюю структуру, но при этом обязаны подчиняться строгим правилам и требованиям. г) бюрократические (административные) организации Каждый член такой системы имеет чётко установленные обязанности, выполнение которых контролируется руководством. Основаны на жёсткой иерархии и рациональных механизмах взаимодействия между собой. 3. По видам: а) деловые В основном направлены на достижение коммерческих целей и задач. Причём часто начальство рассматривает более глобальные идеи, в то время как работников интересует личная выгода (например, заработная плата). б) общественные Вся деятельность подчинена достижению совместно изобретённых интересов, а управление осуществляется всеми членами. Каждый участник уважает всю систему, так как изначально она была основана при учёте всех индивидуальных потребностей. в) ассоциативные Отличаются собственной небольшой удалённостью от внешней среды, при этом имеют постоянный состав с конкретной иерархией внутри него. Общая направленность основывается на взаимопомощи и связанности всех единиц между собой. г) промежуточные Одновременно соединяют в себе признаки как добровольных союзов, так и коммерческих организаций. 3. Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами. Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур. Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности. Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга. Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества). Называют следующие типы маргинальности: - культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция); - маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.); - структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе). Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре. Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает. Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий. Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни. Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы. Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации. Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член. Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отягоченной противоречиями социально – ролевого конфликта. Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.) Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы — стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни. Вариант № 18 1. Понятие глобализации как социального явления. В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального мироустройства). Наиболее значимые из них нижеследующие. Основные приверженцы системно-теоретического подхода (И. Валлерстайн, У. Бек, Э. Альтфатер, Н. Луман и др.) рассматривают глобализацию как системную трансформацию социума, сопровождающуюся ослаблением традиционных инструментов политического управления и формированием вакуума власти. В результате глобализации складывается новая общественная система, ведущая зачастую к обострению социальных конфликтов. Согласно одному из представителей этого подхода, Валлерстайну, к концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единой миросистемой. В ней сегодня и живёт всё человечество. Миросистема устроена следующим образом. Имеется её «ядро» или центр - это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» - страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» - это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Это наиболее представительный подход, позволяющий объединить социально-экономический анализ общественного развития. В 1989 г. американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма представил совершенно иную перспективу современного мира. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как принципиально бесконфликтный, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу бесконфликтности и всеобщего мира. Он признаёт, что религия и национализм остаются серьёзными проблемами для либерального миропорядка. Но они не будут в состоянии бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, принимающей универсальный характер. Сэмюэл Хантингтон построил теорию «столкновения цивилизаций». Если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий, что несет главную угрозу международному миру. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, буддийскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Поэтому он предлагает отказаться от универсализма, признать реальное разнообразие культур, но в отношениях между цивилизациями искать общее между всеми ними. Ощутить своё единство люди всех цивилизаций могут и в противостоянии «варварству», жестокости, насилию, организованной преступности, международному терроризму - всем проявлениям зла. Таковы три наиболее оригинальные и хорошо аргументированные концепции современного глобального мира. 2. Агенты, институты и механизмы социализации. 2.1 Агенты социализации Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. 2.2 Институты социализации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. На всех стадиях социализации общество воздействует на личность или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следу ющему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. 2.3 Механизмы социализации. Пять основных механизмов социализации По мнению современных социологов, протекание процесса социализации личности происходит при помощи пяти ключевых механизмов: Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения; Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с социальными институтами: образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр. Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии; Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу. Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества. |