Лекция 1 обес. прав чел. в деят-ти ОВД. Лекция Понятие, метод, система курса Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности овд
Скачать 203 Kb.
|
§ распространенность на определенную - социально-экономическую - область жизни человека; § допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»); § зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов». Длительное время правам второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Господствовало представление о том, что невозможно точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав. Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических и культурных прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Определенные трудности в признании этих прав существуют и сегодня. Так, Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами. Ее ратификация - дело будущего и для Российской Федерации. Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав». Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических и культурных прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на свободный выбор занятий, включая право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов. Древнегреческий мыслитель Протогор говорит: «Мера всех вещей - человек». Еще в V-IV вв. до н. э. Ликофрон, Антифон и другие утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права. Понадобилось длительное время, чтобы персональная защита каждым свои естественных, неотъемлемых прав (на жизнь, свободу, собственность, равенство и др.) трансформировались в общепризнанные правила поведения. Человек с позиций своих прав и обязанностей оценивает действия и поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения. Права человека - это объективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности человека пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов. Следовательно, государство не «дарует» человеку его права, а закрепляет в Конституции и законах только те права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические условия. Обязанности - это меры общественно необходимого поведения человека. Обязанности можно подразделить на естественные и позитивные. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради»). Позитивные обязанности конкретизируются и закрепляются в законодательстве по мере развития общества. Естественные обязанности отражаются в международных и национальных нормативных актах, касающихся прав человека, а позитивные, касающиеся как человека, так и гражданина, закрепляются в конституциях и действующем законодательстве государств. Следует акцентировать внимание на том, что обязанности имеют различную природу. Эта природа зависит от характера прав - от того, о каких именно правах идет речь: правах человека, конституционных правах, правах в рамках каких-либо законов, правах отдельных социальных групп (шахтеров, пенсионеров, потребителей, пешеходов и т. п.), моральных правах и т. д. Каждой группе прав соответствуют свои обязанности: правам граждан - гражданские обязанности, правам пешеходов – обязанности пешеходов и т. д. Поэтому принципиально неверен распространенный подход, связывающий права и обязанности вообще. Всегда следует помнить, о каких правах мы говорим, и связывать эти права с определенными обязанностями: если говорим о конституционных правах - значит, связываем их с конституционными обязанностями, если о корпоративных правах члена клуба любителей бабочек - с корпоративными обязанностями членов клуба и т. д. Такой принцип заложен в основу многих документов, посвященных правам человека. Например, Всеобщая декларация прав человека провозглашает обязанности каждого уважать права и свободы других, удовлетворять справедливые требования морали и порядка. Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить положенные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В то же время в Конституции РФ есть часть позитивных обязанностей, прямо обращенных к гражданам России. Ст. 6 предусматривает равенство обязанностей для всех граждан. В п. 3 ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 59 - обязанность и долг граждан защищать Отечество и нести военную службу. Кроме названных, вытекающих из принадлежности лица к гражданству Российского государства, связанных с его статусом члена общества, все отрасли права закрепляют круг обязанностей, соответствующих другим видам правового статуса личности. Это обязанности работника и работодателя, служащего государственного или муниципального органа, учащегося, обвиняемого, свидетеля и т. п. В современном российском обществе распространены стереотипы тоталитарного мышления, жестко увязывающие пользование правами с исполнением обязанностей. Очень сложно усваивается истина, что далеко не всегда неисполнение обязанностей должно вести к поражению в правах. В первую очередь это касается прав естественных. Еще раз подчеркнем, что естественный характер происхождения этих прав означает невозможность их отчуждения ни при каких обстоятельствах. То есть, даже если кто-либо нарушил свою гражданскую обязанность уплачивать налоги или единственную общечеловеческую обязанность - не нарушать права других людей, - он не лишается ни одного из своих естественных прав. Его в любом случае нельзя пытать, он не лишается права на справедливый суд и т. д. Таким образом, следствием невыполнения каких-либо позитивных обязанностей может быть только ограничение соответствующих этим обязанностям позитивных прав, но не прав человека. К примеру, можно представить, что за грубое нарушение обязанностей учащегося какого-либо учебного заведения учащийся (в исключительных случаях) может быть исключен из этого учебного заведения. Однако он не лишается при этом права на образование вообще. Среди позитивных обязанностей человека особое место занимает обязанность человека, нарушившего установленные правила, дать отчет о своих противоправных действиях и претерпеть за это неблагоприятные последствия в виде лишений личного, организационного или имущественного характера. Такой вид обязанностей называется юридической ответственностью. Возложение лишений осуществляется компетентным органами в строго определенном законом порядке. Характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы (лишение свободы, выплата определенной суммы, возложение дополнительных обязанностей и др.). Для усвоения сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. К их числу относятся: 1) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; 2) ответственность за вину; 3) законность; 4) справедливость; 5) целесообразность; 6) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность возникает за нарушение дисциплины работником, находящимся в трудовых правовых отношениях с работодателем. Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор и увольнение. Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может устанавливаться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Меры административного принуждения - предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест. Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и, в отличие от других видов ответственности, устанавливается только Уголовным кодексом. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни - расстрела. Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Ее сущность заключается в возмездном характере. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными или административными органами. Таким образом, права и свободы человека и гражданина – это важнейший институт современного права, непременный атрибут демократического государства, призванный обеспечить достойную и безопасную жизнь человека в сложных современных условиях. Права и свободы человека являются основным показателем соответствия политической и правовой системы государства современным международно-правовым стандартам. Однако, чтобы понять сущность основных прав и свобод, их роль в современном мире, полном проблем и противоречий, необходимо рассмотреть процесс исторического возникновения и развития прав м свобод человека. 3. Генезис прав человека. Взаимоотношения личности и государства в период античности. В древнем мире, в эпоху зарождения цивилизаций в Египте и Месопотамии, в человеческом сознании господствовали представления о божественном происхождении права, которое ассоциировалось с ценностями, дарованными богами. Божественное право действовало в Древнем Египте, в Персии, в Ассирии, в Шумере. Считалось, что законодатель получал свою власть от бога. Так, Хаммурапи, правивший Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э., во введении к Законам говорит: «…Мардук направил меня, чтоб справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей».4 Соответственно, нарушение закона было проявлением неверия. В Древней Греции основой цивилизации был полис – город-государство, законы которого имели божественное происхождение и опирались на божественную справедливость. Законы Афин позволяли привлекать к суду тех, кто не исповедовал религию, и проповедовал различные теории о том, «что наверху». Государственные интересы в Греции были выше частных. В Греции не было понятия «права человека», но существовали представления о правах граждан. Условием обладания правами в античном полисе являлось гражданство. Основной ценностью признавалась не личная свобода, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса. Демократия в Греции, хотя и исключала рабов и женщин, была прямой и непосредственной. Судьи и большинство представителей исполнительной власти избирались по жребию и на короткое время. При этом они оставались средними гражданами, с характерными для средних граждан предрассудками и отсутствием профессионализма. Истец и ответчик выступали лично, от своего имени, а не через профессиональных юристов. Естественно, успех дела в значительной степени зависел от ораторского искусства, умения играть на народных предрассудках. И хотя человек сам произносил свою речь, он мог нанять специалиста, чтобы он ее написал и научил его судебным хитростям. Полагали, что таким хитростям учат софисты. Первоначально слово «софист» означало преподаватель. Однако их учение не было связано с религией или моралью. Софисты лишь показывали, как защищать или оспаривать то или иное мнение. Данный вывод следовал из высказывания Протаргола, главы софистов, что человек – это мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. Нередко в современных учебникам по правам человека это изречение трактуется как идея равенства всех людей по природе. Однако софисты скорее полагали, что каждый человек мера всех вещей, и когда мнения людей не совпадают, нет объективной истины, позволяющей установить, кто прав, а кто не прав. Софисты раздражали Платона и последующих философов, поскольку брали плату за обучение, являлись скептиками и игнорировали моральные соображения. Платон принадлежал к аристократической афинской семье и критически относился к демократии. Он был молодым человеком, когда Афины потерпели поражение в войне, и мог приписать это демократии. Платон был учеником Сократа, и питал к нему любовь и уважение, а Сократ был осужден на смерть демократией. Обвинение Сократа заключалось в том, что он не поклонялся богам, признанным государством и учил этому молодежь. Поэтому Платон обратился к Спарте как к прообразу идеального государства. Утопия Платона выглядит следующим образом. Все граждане делятся на 3 класса, среди которых только высший класс (стражи) обладает политической властью. Стражи являются обособленным классом и получают аристократическое воспитание. Имущество является общественным, богатство и бедность отсутствуют, общими являются также женщины и дети. Для управления государством правительство может использовать ложи и создавать мифы. При этом Платон считает, что такой город будет справедлив, поскольку каждый в нем выполняет свою работу, не вмешиваясь в работу других классов. Аристотель жил во время Александра Македонского и был некоторое время его воспитателем. После смерти Александра афиняне восстали против его друзе, включая Аристотеля. Его ожидала участь Сократа, но он бежал за границу. Аристотель полагал, что государство - это продукт естественного развития, в котором реализуется высшая цель природы человека и человеческого общения. Без закона человек – худшее из животных, а закон своим существованием обязан государству. В отличие от Платона Аристотель полагал, что собственность должна быть частной, а так же критиковал идеи Платона относительно отмены семьи. Самой лучшей формой правления Аристотель считал монархию, а после нее – аристократию (правление лучших), затем – демократию. К худшим относились тирания и олигархия (правление богатейших). Аристотель боялся революции и считал, что для ее предотвращения необходимы правительственная пропаганда, уважение к закону и справедливость в законе и управлении. Аристотель различал естественное право, которое везде признано и не нуждается в оформлении, и условное право, установленное людьми в форме законов и соглашений. При этом естественное и позитивное право не противопоставлялось, поскольку и то, и другое было политическим и, по мнению Аристотеля, естественным для человека. «Человек – существо политическое». Законы, полагал Аристотель, должны соответствовать политической справедливости. В последней трети IV века до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и попадают под власть Македонии, а затем Рима. Правовая идеология этого периода нашла свое выражение в учении Эпикура и стоиков. Эпикур полагал, что человек не должен участвовать в общественной жизни, поскольку основные ценности в жизни – это удовольствие, свобода и безмятежное спокойствие духа. Государство должно обеспечить взаимную безопасность людей. Как государство, так и закон являются результатом договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности. Действия людей, властей и законов должны соответствовать представлениям о справедливости, которые могут меняться исходя из общей пользы. Эпикур был убежденный индивидуалист и противник демократии. Стоики явились основоположниками естественного права, поскольку именно они разделяли естественное, природное право и право позитивные. Они критиковали не только полисные законы и порядок управления, но выступали против семьи и индивидуального брака. Стоики полагали, что существуют естественные законы, которые вытекают из идеи судьбы и носят божественный характер. Равенство людей стоики также считали естественным, поскольку человек – часть единого мироздания, и гражданин Вселенной. Государство является естественным объединением людей, поскольку тяготение людей друг к другу естественно. Идеальным будет такое государство, где существует один закон для всех и где правитель более всего уважает свободу управляемых. Таким образом, в Греции имела большое значение социально-правовая связь человека и полиса, которая обеспечивалась верностью по отношению к городу-государству. Индивидуальная свобода урезалась долгом личности перед городом-государством. В Спарте личность имела мало свободы, в Афинах – больше. Однако когда греки оказались под властью македонцев, а затем римлян, полис утратил свое значение и мировоззрение греков стало более индивидуалистичным. Неустойчивое равновесие и компромисс между общественной связью и личной свободой стали невозможны. Права человека в средние века. В период господства христианства долг человека перед богом считался выше, чем перед государством. Христианство возникло как религия свободы и сыграло немалую роль в процессе становления понятия «права человека». На заре своего возникновения христиане проповедовали идею всеобщего равенства и свободы людей перед Богом независимо от этнической и социальной принадлежности, имущественного положения. Поскольку личность создана по образу и подобию Божьему, она не может всецело принадлежать государству. Духовная жизнь отделилась от политической: «Богу – Богово, Кесарю – Кесарево». Христианство также проповедовало ряд общечеловеческих ценностей, таких как: почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т.д. Важным вкладом христианства в нашу цивилизацию стала концепция личности. Поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, он священен и является носителем абсолютной ценности. В Западной Европе конфликт между долгом по отношению к богу и по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и королем. Духовенство представляло собой единую организацию, управляемую из Рима. Светская власть принадлежала королям и баронам тевтонского происхождения. Теория политической власти сводилась к тому, что всякая политическая власть исходит от бога. В священных делах он уполномочен вести папу, в светских – императора. Но и папа, и император утратили свое значение в течении XV столетия. Папа стал одним из итальянских князей, а новые национальные монархии во Франции, Испании и Англии обладали на своей территории властью, которую ни папа, ни император не могла оспорить. В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезли, что привело к расцвету творчества и искусства, но в политике господствовали анархия и предательство. Этот политический беспорядок нашел свое отражение во взглядах Макиавели. При отсутствии какого-либо ведущего принципа политика становится неприкрытой борьбой за власть. Права человека в эпоху Просвещения. В XVII веке правовая теория, которая утверждала, что бог даровал власть определенным лицам и выступать против которых – не только государственная измена, но и богохульство, постепенно утратила свое значение. Там, где была сильна буржуазия и аристократия, она склонялась к борьбе против короля и отвергала теорию о священном праве королей на власть. Чтобы обосновать данные притязания, понадобилась возрождение теории естественного права. В эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) формируется гражданское общество, отрицающе сословную организацию общественной жизни и предполагающее гражданское равенство и свободу от традиционных государственных и религиозных ограничений. Права и свободы этого периода, периода буржуазных революций XVII- XVIII века, в литературе часто называют первым поколением прав и свобод человека. Поколения прав человека. Первое поколение прав человека. Первое поколение прав человека – это прежде всего гражданские и политические права. Наиболее актуальными были такие права, как право быть свободными в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола. Их базой явилась теория естественного права. Содержание теории естественного права в эпоху буржуазных революций заключалось в том, что естественные права продиктованы людям разумом и даны от природы. Сначала мы рассмотрим взгляды философов Англии на теорию естественного права. Гоббс полагал, что все люди равны от природы, но в естественном состоянии человек желает приобрести господство над другими, что ведет к беспрерывным войнам. Чтобы избежать этого, люди объединяются в общины и подчиняются центральной власти. Таким образом, путем общественного договора, власть передается правительству. Власть правительства абсолютна, должна быть одна, и не ограничивается правами других ветвей власти. Иначе, полагал Гоббс, возможна гражданская война, как в Англии в XVI веке. Лучшая форма правления является монархия. Для того, чтобы понять закономерности развития теории прав человека, необходимо обратиться к истории. Английская буржуазная революция была вызвана конфликтом между королем и парламентом, который вылился в гражданскую войну. Вооруженное противостояние привело в конечном итоге к тому, что лорд-протектор Кромвель распустил парламент и становил военную диктатуру. Реставрация монархии не принесла покоя Англии. Яков II притязал на абсолютную власть, но свергнуть его хотели так, чтобы не довести дело до гражданской войны. В результате государственного переворота на престол был приглашен Вильгельм III Оранский и был принят Билль о правах, который должен был предотвратить попытки реставрации абсолютизма. Теоретической базой этих событий явилась политическая идеология либерализма, основоположником которой был Дж. Локк. Локк утверждал, что гражданская государственная власть – это результат договора, и является делом чисто земным, а не установленным свыше. Свобода основана на необходимости достижения истинного счастья и на управлении нашими страстями. Для либерализма характерна вера в гармонию между личными и общественными интересами, так как личные и общественные интересы в конечном счете совпадают. Теория разделения властей также была наиболее четко сформулирована Локком, особенно в отношении законодательной и исполнительной власти. Если между властями возникает конфликт, то Локк полагал, что конфликт решается на основании компромисса и здравого смысла, хотя на практике это происходит с позиции силы. В дальнейшем теория разделения властей была развита Ш.Л.Монтескье, который выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это являлось условием свободы людей в конкретном государстве. Естественное состояние людей до государства Локк идеализировал, полагая, что живут они согласно разуму, который совпадает с естественными законами, такими как «не убий». Объединяются же люди в государство для сохранения своей собственности. Правительство является участником договора, и если оно не выполняет свою часть договора, то сопротивление ему можно считать законным. Общественный договор мифичен, т.е. редко реализуется на практике. В действительности идея общественного договора была воплощена в США. Но на практике всегда остается меньшинство, не согласное с решением большинства. Не все население США проголосовало за Конституцию, и поэтому возникает вопрос, может ли правительство, представляющее большинство, принуждать меньшинство. Идеальное воплощение теории общественного договора невозможно. Поэтому теория общественного договора - это прежде всего юридическая абстракция, оправдывающая появление правительства. В XVIII веке теория естественного права была развита Руссо. С точки зрения морали Руссо отнюдь не являлся образцом для подражания. Он совершал низкие поступки, предавал друзей, обманывал окружающих, отдал пятерых своих детей в воспитательный дом. Руссо утверждал, что цивилизация есть зло, поскольку только в естественном, первобытном состоянии человек добр по природе (когда дикарь сыт, находится в мире со своей природой и является другом всех существ). Так, Руссо приветствовал землетрясение в Лиссабоне в 1755 г., которое сопровождалось значительными жертвами. Если бы, как хотел Руссо, люди жили не в семиэтажных домах, а в лесу, то они не пострадали бы от стихии. Теория общественного договора у Руссо заключается в полном отчуждении прав индивида в пользу общины. Руссо полагал, что общественный договор дает государству абсолютную власть, однако оговаривал, что человеческие существа в государстве имеют естественные права как люди. На первый взгляд, его идеи заключали в себе полную отмену свободы и отрицание естественных прав человека. Но Руссо считал, что верховная власть образуется из индивидуумов, которые ее составляют, и поэтому не может иметь интересов, противоречащих им самим. Того, кто отказывается подчиниться, силой заставят быть свободным. Всеобщая воля, полагал Руссо, не идентична с волей большинства, а состоит из того общего, что есть в индивидуальных интересах граждан. Поэтому индивидуальные интересы граждан, будучи разноплановыми, взаимоуничтожаются, и остается результирующий общий интерес. Естественно, что осуществлению всеобщей воли препятствуют интересы общественных ассоциаций, которые Руссо критиковал. Демократия у него – это непосредственная демократия греческого полиса. Поскольку на практике в Европе такую демократию реализовать было не реально, Руссо предлагал выборную аристократию. К негативным сторонам теории Руссо можно отнести то, что его доктрина всеобщей воли дает возможность для мистической идентификации вождя с народом. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII-XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих стран. Новая конституционна идея включала принцип, признающий достоинство человеческой личности и ограничивающий государственную власть основными правами человека. Так, Конституция США 1787г. с ее десятью поправками, составляющими Билль о правах, закрепила естественные права человека как высшую ценность в обществе. Например, в поправках сказано, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающий ее свободное исповедание, либо ограничивающий свободу слова и печати, либо право мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. В поправках так установлены гарантии соблюдения таких личных прав граждан, как право хранить и носить оружие, неприкосновенность личности, жилища и имущества, запрещение произвольных арестов и др. Значительное внимание уделяется конституционным гарантиям правосудия. Суд в США является основной инстанцией, на которую возложена задача защиты личности от посягательства со стороны государства. Так, принципом уголовного судопроизводства является презумпция невиновности и правило о бремени доказывания. Обвиняемый либо свидетель в ходе предварительно следствия формально имеют право отказаться отвечать на любой вопрос, если полагают, что ответ может быть использован в качестве обвинительного доказательства в уголовном процессе. Принцип правления правом, который предполагает признание связанности государства правом, недопустимость злоупотреблений административной властью, необходимость судебного обеспечения прав и свобод граждан, является одним из основных в системе юридического механизма гарантий прав и свобод в США. Основополагающие идеи свободы и равенства нашли свое воплощение так же в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой во Франции в 1789г., Конституции 1791г. и 1793г. и в других конституционных документах. |