Лекция 1 обес. прав чел. в деят-ти ОВД. Лекция Понятие, метод, система курса Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности овд
Скачать 203 Kb.
|
Права второго поколения. Права второго поколения – это экономические, социальные и культурные права. В конце XIX – начале XX в. особое значение приобрели те социально-экономические права и свободы, которые касаются трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения, профсоюзной деятельности, а так же права различных категорий населения – детей, женщин, престарелых, защита которых должна обеспечиваться государством.. Если в период свободной конкуренции вмешательство государства в экономику рассматривалось как социальное зло, посягательство на права и свободы человека, то к концу XIX века стало очевидно, что социальные проблемы невозможно решить без вмешательства государства. Необходимость создания института социально-правовой защиты обусловлена тем, что у рыночной экономики имеются свои законы развития, порой не имеющими ничего общего с социальными нуждами населения. Именно по этому государство призвано обеспечивать эти нужды, добиваться определенного баланса в развитии экономики и социальной сферы. В Росси в условиях перехода к рыночным отношениям социальная защита населения переживает глубокий кризис. Очевидно, что пока не будет выработана система гарантий осуществления этих прав, в стране будет продолжаться рост социальной напряженности, политической нестабильности, преступности. Не следует забывать, что как бы ни критиковалась система социально-правовой защиты, созданная в СССР, но в основном этот институт обеспечивал потребности граждан. Даже при том, что пенсии и пособия были невелики. Многие социальные системы СССР с успехом были во многом заимствована рядом стран. К сожалению, когда на Западе наши наработки совершенствовались и обновлялись, в России система социального обеспечения фактически деградировала5. На Западе в это время господствующее положение в юриспруденции занял социологический подход. Сущность социологического подхода состоит в том, что право рассматривается во взаимосвязи с иными социальными явлениями. При этом исходная точка права лежит не в законодательстве, а в самом обществе. Законы и прецеденты, которые в XIX века были возведены в фетиш, на самом деле не являются правом в собственном смысле. Реальное право же создается правоприменительной деятельностью судей и административного аппарата. В рамках социологического подхода зачастую противопоставлялся закон и правопорядок, нормы права и правоотношения, рассматривались проблемы эффективности и функционирования права. Кроме того, появился тезис о том, что частная собственность – это не только право, но и социальная обязанность, что собственность должна использоваться в интересах общего блага. Данное положение закрепилось в конституции Германии 1919 г., конституции Японии 1947 г., основном законе ФРГ 1949 г. и т.д. Характерно, что данная теория может использоваться не только демократическим, но и авторитарным режимом. Так, фашисты активно пропагандировали идеи национального социализма, «социализации» собственности. Право и закон считались необязательными для партийно-государственного аппарата, поскольку он, по мнению идеологов фашизма, выражает волю народа. Права третьего поколения. В послевоенные годы ведущее место заняли права коллективные, принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько нациям, народам и всему человечеству. К третьему поколению прав человека относится совокупность солидарных прав на международный мир, на развитие, здоровую окружающую среду, всеобщее культурное наследие и гуманитарную помощь. После второй мировой войны наиболее актуальными были право на мир, на благополучную окружающую среду, самоопределение, распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, общее наследие человечества. После «холодной войны» основными глобальными проблемами стали вопросы экономики, права человека, религиозные и этнические конфликты, проблема окружающей среды и свободы информации. Правовые представления послевоенного времени воплотились в теории естественного права. Ее характерной чертой является сущностный и аксиологический (ценностный) подход к праву. Основа права выводится из общечеловеческих идеалов, ценностей, «природы вещей», естественного права. Необходимость переоценки политический и правовых ценностей возникла после второй мировой войны, в результате поражения фашизма. В то же время послевоенная концепция естественного права, подчеркивая идеалы демократии и свободы, противопоставлялась «тоталитарным устремлениям коммунистической идеологии Востока». Характерной чертой концепции естественного права является ее практическая направленность. Естественное право закрепляется в международном и национально законодательстве и становится непосредственным руководством для судебно-административной практики. Следует понимать, что западный подход к правам человека в послевоенные годы был основан на поддержании гражданских и политических прав, за нарушения которых было удобно критиковать страны коммунистической ориентации. Однако международная версия прав человека включает не только политические и гражданские права, но и социальные и культурные права в виде единой концепции защиты прав человека. Проблема универсализма прав человека на современном этапе. Во второй половине ХХ – начале ХХ концепция прав человека стала неотъемлемым фактором глобальной политики. Характерной чертой концепции прав и свобод человека в этот период является ее универсализм Универсализм означает, что экономическое развитие, становление рынка, развитие общего информационного пространства и гуманизация общества должны протекать одновременно во всем мире. Поэтому концепция прав человека становится одним из основных регуляторов международной деятельности и внешней политики всех государств мира и основой национальных конституций. Если в странах Запада универсализм прав человека – это естественный закон существования человечества, то другие страны убеждены, что сначала следует стабилизировать свою национальную экономику, а только потом решать проблемы универсальности и общности прав человека. Поэтому концепция прав человека на современно этапе должна сочетать ценности всех мировых культур, их философии, эстетики и нравственности. Проблемы, связанные с использованием концепции универсализма прав человека, обусловлены целым рядом обстоятельств. Во-первых, современные точки зрения на права человека базируются на различных философских ориентациях. К ним относятся консерватизм, либерализм и коммунизм. Консерватизм обусловлен тем, что в мире существуют элитные кланы, которые обладают уверенностью в своей уникальности или божественном происхождении. На современном этапе это мировые финансовые круги, которые наследственно владеют банковской системой и могут определять мировую и финансовую политику в интересах узкого круга лиц. Поэтому в концепции консерватизма равенства людей не существует. Корни консерватизма восходят к Платону, у которого наилучшая система правления виделась под руководством короля-философа, подвластного законодательству либо общественной воле. Либерализм проповедует равные права и достоинства личности, а также ее полную автономию. Считается, что индивидуальное благополучие личности может быть достигнуто только путем личной свободы и равенства личностей. При этом противоречия между интересами общества и личности не происходит, поскольку достижение благосостояния общества достигается обеспечением счастья каждой личности. Либерализм подчеркивает абсолютную свободу, но принижает значение равенства как возможности равноправного соревнования. Поэтому на практике либерализм является прикрытием угнетения. Коммунизм основное внимание уделяет интересам групп или классов, либо национальным группам. Роль индивидуума определяется с позиции его социальной значимости. Например, Конституция СССР 1977 г. констатировала, что политическая система СССР гарантирует сочетание реальных прав и свобод с обязанностями и ответственностью перед обществом. Благосостояние человека зависит от судьбы группы. На практике данная идеология успешно реализуется в Китае. Принято критиковать коммунистическую идеологию. Но при этом не следует забывать, что сейчас в России все чаще и чаще личность вынуждена «идти один на один» против социальных, экономических и политических сил, которые слишком часто по отношению к ней агрессивны и репрессивны. Общественные группы или общины, которые раньше защищали достоинство человека и обеспечивали ему место в жизни, остались в прошлом. Во-вторых, в различных культурах по-разному понимаются взаимные обязательства государства и личности. С точки зрения специалистов азиатской политологической школы, аргументы запада по несоблюдению прав человека в Азии не учитывают традиций азиатской культуры. В Азии правительства, создающие и использующие законы по правам человека, опирались на религиозные институты и традиционную философию. Проблема выбора приоритетов, сформулированная премьер-министром Сингапура Ли Куан Юу сводится к тому, что политический тоталитаризм способствует экономическому росту, и поэтому право на развитие в азиатских странах превалирует над обеспечением гражданских и политических свобод. Наиболее проблематичным является понимание прав и свобод в исламском мире. Например, в исламе личность имеет определенные права, если она выполняет обязанности, определенные Кораном и шариатом. С точки зрения западного понимания прав и свобод если права человека являются привилегиями Бога и зависят от общественного положения человека, то это – не права человека. Однако мусульманские ученые не прекращают попытки сравнения основных прав и свобод с текстами Корана и выделяют такие гарантированные исламом права, как право на персональную безопасность, уважение репутации, равенство, братство и правосудие. Интересно влияние идей конфуцианства на развитие понятий прав человека в современном мире. Когда китайская марксистская идеология была дискредитирована развалом СССР и социалистического блока, официальный Китай не отказался от нее и решил обновить с учетом «китайской специфики». При этом конфуцианство оказалось не и чем не сравнимым кладезем идей, нравственных установок для формирования понятий прав и свобод. Китай в массовом порядке провел огромное количество международных конференций по истории, философии, морали и этике конфуцианства и заставил Запад прислушаться к своей позиции. И, наконец, необходимо отметить, что проблема гарантий прав человека во многих странах Азии, особенно в Японии, Гонконге, Южной Корее и Сингапуре, а в последнее время и в Китае, перешла почти полностью в зону корпоративных и фирменных приоритетов и обязанностей. Из под контроля государства выведены корпоративные правила и условия труда, социальные поощрения и услуги, гарантии совместного отдыха и обучения детей работников корпорации, их трудоустройство, пенсионное обеспечение. Таким образом, на современном этапе обращение к основам западной традиции в области прав человека уже утратило свою актуальность. Необходимо найти общий подход, учитывающий понимание прав и свобод человека в соответствии с иными культурными цивилизационными традициями. Фантастический рост экономической, финансовой и военной мощи стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока заставляет Запад учитывать особенности понимая прав и свобод в этих регионах. Кроме того, последовательная цепь международных конфликтов конца ХХ и начала ХХI века, от «Бури в пустыне» и войны в Югославии до войны в Ираке показывает, что проблемы обеспечения прав человека в таких ситуациях только обостряются из-за военного присутствия международных сил с одной стороны и сепаратизма местных лидеров – с другой. Очевидно, что вооруженными методами невозможно решить задачи устойчивого мирного развития данных регионов. 4.Правовое положение личности в России. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, взаимоотношения человека и государства по сравнению с той, которая получила отражение в предшествующих союзных и российских Конституциях советского периода. Переход на новые принципы повлекло за собой принятия Верховным Советом РФ в 1991 году «Декларации прав и свобод человека и гражданина». За этим последовало полное обновление редакции раздела 11 Конституции РСФСР 1978 г. «Государство и личность». Это положило начало приведению конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартам прав и свобод человека, отказу в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Конституция РФ 1993 г. закрепляет новые исходные начала утверждающейся в России концепции прав человека и гражданина. Вот некоторые различия:
Это некоторые различия между конституционным законодательством советского государства и Конституцией РФ 1993 г. Система прав и свобод человека по конституционному законодательству РФ. ПРАВА человека – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага. Гражданские (личные):
Политические:
Экономические:
Юридические:
Духовные:
Социальные:
Гражданские (личные) права личности Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:
|