Аннотация на произведение Лес. Литература iii курс 30. 05 Тема Оперно хоровое творчество П. И. Чайковского. Опера Евгений Онегин
Скачать 31.32 Kb.
|
Хоровая литература III курс 30.05 Тема: Оперно- хоровое творчество П.И. Чайковского. Опера «Евгений Онегин» Цели: углубление знаний в области хоровой литературы. Знакомство с оперным творчеством П.И.Чайковского. Получение представления о музыкально - стилевых, эстетических принципах оперы «Евгений Онегин» Задачи: - овладение знаниями о народно-песенных истоках, ладовых особенностях, значении и роли хора в операх П.И. Чайковского; - расширение музыкального кругозора студентов на основе изучения оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»; - формирование навыков анализа хоровых номеров оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» Оперно- хоровое творчество П.И. Чайковского. Опера «Евгений Онегин» Ведущим жанром в творчестве П.И. Чайковского, наряду с симфонией, была опера. Композитором создано 10 опер. В историю русского музыкального театра Чайковский вошел как создатель лирико-психологической драмы. Ведущее место в его творчестве заняла тема личности, борьбы человека за свое право на счастье. Главной особенностью хорового письма Чайковского является напевность, выразительность вокальных линий и естественность их построения. Опера «Евгений Онегин» – лирические сцены в 3 актах, 7 картинах, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Опера написана в 1878 году на либретто Константина Шиловского. Композитор взял в литературном первоисточнике главное – характеры героев, выявляющиеся в их столкновениях друг с другом. Именно отсюда родилась идея «лирических сцен», отражающих внутренний мир героев, их чувства и отношение к окружающим. Народные сцены и образы играют роль фона, контрастного или параллельного лирическому действию. Очень большое значение в драматургии оперы имеет музыкальная обрисовка быта, среды, окружающие героев, т.к. с помощью этого композитор конкретизирует национально-историческую обстановку действия. Для всестороннего показа мира крестьян, на фоне которого происходят узловые моменты действия, Чайковский вводит разнохарактерные народные песни – протяжную и плясовую в первой картине и девичью хороводную – в третьей. Типичная для русской народной музыки сюита из двух контрастных песен в первой картине выполняет двойную функцию: она вносит национальный элемент и косвенно характеризует сестер Лариных (протяжная песня – Татьяну, а плясовая – Ольгу). Крестьяне после окончания жатвы приходят воздать честь хозяйке, преподнося ей по обычаю украшенный лентами и цветами сноп. Звучит первый хор сюиты – «Болят мои скоры ноженьки» – типичная протяжная крестьянская песня с сольным запевом и хоровым подхватом, исполняется acappella, только в репризе вступает оркестр. Хор написан в простой 3-частной форме. Средняя часть разработочного характера, построена на имитационном проведении темы во всех голоса. Сопоставление мажора и минора, удвоение голосов, распевный характер мелодии, кадансовые остановки на доминанте, имитации, пение без сопровождения - указывают на связь с народной песней. Хор «Уж как по мосту-мосточку» – единственная сцена первой картины, идущая в быстром темпе; она вносит контраст в неторопливое течение действия, оживляя его плясовым началом. Ярко, красочно и разнообразно звучит оркестровое сопровождение. В куплетно-вариационной форме есть элементы трехчастности. Основой темы хора послужила русская народная песня «Вейся, не вейся капустка». В хоре композитор воспроизводит черты народного юмора, веселья, задора. Хор девушек, собирающих ягоды «Девицы, красавицы», начинает и заканчивает сцену встречи Онегина и Татьяны. Он оттеняет своим светлым спокойствием драматизм переживаний Татьяны и вносит в музыку характерные бытовые черты. Хор написан в тональности A-dur. Данная тональность является «яркой» и наиболее часто употребляемых в музыке. Особым средством выразительности в этом произведении является хоровая фактура. Композитор активно использует гомофонно-гармонический склад. В музыке этого произведения ощущается некоторая «кокетливость», которая близко передаёт образ девушек, чему способствует: пунктирный ритм и незатейливый, выбранный композитором ритмический рисунок в котором преобладают четверти и восьмые. Этот хор является ярким примером усадебной песни. Характерные черты оперного стиля Чайковского: романтическая природа дарования композитора; глубокая национальная основа, демократичность и доступность музыкального языка; опора на современные музыкальные интонации городской и крестьянской песни, бытового романса; - психологический реализм, т.е. умение выделить главное в каком-либо жизненном явлении и показать его в непрерывном развитии Д/З: 1. Конспект лекции. Либретто оперы 2. Музыкальный материал: хоры - «Болят мои скоры ноженьки»,«Уж как по мосту-мосточку», «Девицы, красавицы» |