мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
Скачать 1.09 Mb.
|
Нравственные коллизии и тенденции развитияморали ХХ векаСоциальные потрясения ХХ в. (мировые войны, Октябрьская революция, гражданская война в России), установление тоталитарных режимов в Европе привели общество к нравственному кризису– разочарованию в основополагающих моральных ценностях, отчуждению, осознанию абсурдности человеческого существования. Одновременно формируются новые типы морали – мораль социалистического общества, мораль отдельных социальных групп и субкультур, цель которых – поиск новых, адекватных форм регуляции жизни – как авторитарных, так и гуманистических. Нравственные коллизии ХХ века позволяет выявить некоторые тенденции существования и развития морали. Тенденция 1. Демократизация нравственных норм и отношений – проявляется в расширении поля действия моральных норм, приобщении к ним практически всех людей цивилизованного мира, в равенстве нравственных требований, которые предъявляются сегодня ко всем. Тенденция 2. Возрастание плюрализма в морали – постоянное расширение веера допустимого поведения людей, их терпимости, возможность сосуществования разных моральных позиций и норм. Тенденция 3. Персонификация морали – возможность личного творчества в сфере морали, возможность предъявлять обществу свою индивидуальность, быть самим собой. Тенденция 4. Постепенное усиление гражданственного аспекта морали, носящего синусоидальный характер - проявляется в возрастании политической ответственности, росте национального самосознания, заботе граждан о своих правах и обязанностях. Тенденция 5. Гуманизация нравственных отношений – приближение общества к пониманию высокой ценности человеческой жизни и свободы, все более активный поворот этики от авторитарной к гуманистической. Тенденция 6.Экологизация морали – включение природы в систему нравственных отношений, проявление подлинной человечности не только по отношению к другому человеку, но и к любой другой форме жизни. Тенденция 7. Возвращение и обращение ктрадиционным моральным ценностям: милосердию, терпимости, справедливости, нравственной чистоте, простой человеческой доброте. Тенденция 8. Наряду с «реабилитацией» традиционных ценностей, выдвижение«новых» моральных ценностей: обретение «жизненных ориентиров» (Х. Ортега-и-Гассет), «новый гуманизм», включающий в себя «чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию»( А. Печчеи), принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). Таким образом, конец ХХ – начало ХХI вв. можно характеризовать как ситуацию нравственной противоречивости, определяемой как единство кризисных и прогрессивных тенденций. Закономерности развития морали1. Историческое движение морали осуществляется в определенных социокультурных координатахразвития человечества. 2. Целостность моральной системы обеспечивается постоянным развитием и динамическим взаимодействиемотдельных ее элементов, что проявляется в сложном переплетении традиций и новаций в ее развитии. 3. В развитии морали прослеживается тесная связь с другими феноменами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией – и своеобразная зависимость от них. 4. Мораль оказывает активное обратное воздействие на все формы духовной культуры; было бы ошибкой говорить об их независимости от нравственности. 5. Включенность морали в систему социокультурных координат и возрастание ее роли в жизни общества позволяют экстраполировать влияние морали на решение глобальных проблем, от которых зависит сегодня существование нашей планеты и человеческой цивилизации. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
|