лабораторные_scada. Методические указания к лабораторным работам Составители И. П. Ефимов Д. А. Солуянов Ульяновск 2010
Скачать 2.86 Mb.
|
Глава III Лабораторные работы Установка системы Trace Mode 6 Запустите файл setup1.msi. Будет запущена инсталляция программы. В появившемся окне (рис. 3.1) щелкните левой клавишей мыши по кнопке Next. Рис. 3.1 Будет предложено лицензионное соглашение. Познакомившись с лицензионным соглашением, выберите I agree и щелкните левой клавишей мыши по кнопке Next для продолжения установки (рис. 3.2). 85 Рис. 3.2 Среди предложенных стран выберите Россию (рис. 3.3). Укажите директорию, куда необходимо установить программное обеспечение. Выберите Everyone (все будут использовать программу) или Just me (программу будет использовать только один пользователь). Щелкните левой клавишей мыши по кнопке Next (рис. 3.4). Введите сведения о пользователе: имя пользователя, название организации. Снова щелкните левой клавишей мыши по кнопке Next (рис. 3.5). Начнется установка программного обеспечения. По завершению установки откроется окно, указанное на рис. 3.6. Для завершения установки щелкните левой клавишей мыши по кнопке Close. 86 Рис. 3.3 Начало установки Рис. 3.4 Выбор директории 87 Рис. 3.5 Ввод сведений о пользователе Рис. 3.6 Завершение установки 88 Работа 1 Создание проекта Цель работы: познакомиться с SCADA–системой TRACE MODE 6, научиться создавать и настраивать канал, выводить информацию на экран в среде TRACE MODE. Задание : создать канал, генератор заданного сигнала (синусоидального, пилообразного, треугольного), произвести привязку генератора к созданному каналу, масштабирование сигнала, обеспечив заданный диапазон; на экране вывести отмасштабированный сигнал с помощью стрелочного прибора, тренда, текста. Ход работы 1. Создание проекта Trace Mode. Запустите программу Trace Mode 6 (файл tmdevenv.exe). Для создания нового проекта щелкните левой клавишей мыши на иконке или на строчке Новый в меню Файл. Созданный проект примет вид, изображенный на рис. 3.7. При отсутствии навигатора проекта щелкните левой клавишей мыши на строчке Навигатор проекта меню Вид. Сохраните созданный проект, щелкнув левой клавишей мыши на иконке или на строчке Сохранить или Сохранить как в меню Файл 89 Рис. 3.7 Новы проект Trace Mode 2. Создание узла. Выделите строку система в навигаторе проекта (рис. 3.8). Вызовите контекстное меню щелчком правой клавиши мыши. В контекстном меню выберите строку создать узел. Среди предложенных типов узлов выберите RTM. Рис. 3.8 Создание узла Навигатор проекта в разделе система отобразит созданный узел. Выделите созданный узел RTM и щелкните левой клавишей мыши по нему. Появится возможность изменить имя узла. Пример созданного узла RTM изображен на рис. 3.9. 90 Рис. 3.9 Узел 3. Создание канала. Выделите группу каналы RTM узла. Вызовите контекстное меню. В появившемся контекстном меню выберите строку создать компонент. Среди предложенных компонентов выберите канал _FLOAT (рис. 3.10). Рис. 3.10 Создание канала 4. Произведите расчет множителя K и смещения Z. Преобразование сигнала будет производиться по формуле: Y = K·X + Z, где Y— результат преобразования; Х— входное значение канала; 91 К— множитель; Z— смещение. Входное значение канала изменяется в диапазоне [0; 100]. Найдите значение множителя K и смещения Z, которые позволят получить требуемый диапазон изменения результата преобразования (диапазон сигнала). Пример : необходимо обеспечить диапазон сигнала [-10; 10]. Множитель К составит 0,2, смещение Z— -10. 5. Редактирование созданного канала. Дважды щелкните левой клавишей мыши на имени созданного канала (канал#1 на рис. 3.11). Откроется окно для редактирования канала (рис. 3.12) Рис. 3.11 Редактирование канала 92 Рис. 3.12 Редактирование канала В поле имя введите новое имя канала. Установите флажок использовать на панели обработка. Установите апертуру равной 0, пик равным 1, сглаж. равным 0, вычисленные значения множителя K и смещения Z. Убедитесь, что тип канала— input. 6. Генерация сигнала. Создайте группу генераторы. Для этого выделите строку источники/приемники навигатора проекта. Выделите контекстное меню. В появившемся меню выберите строку создать группу. Среди предложенных групп выберите генераторы (рис. 3.13). Выделив созданную группу (генераторы 1) и щелкнув левой клавишей мыши, измените имя, к примеру, на «генератор». 93 Рис. 3.13 Создание группы для генераторов Выделите созданную группу. Вызовите контекстное меню. В контекстном меню выберите строку создать компонент. Среди предложенных генераторов выберите требуемый тип генератора (рис. 3.14). Выделив созданный генератор и щелкнув левой клавишей мыши, измените имя генератора, к примеру, на «Пила». Рис. 3.14 Создание генератора 7. Привязка созданного генератора. Щелкните левой клавишей мыши по иконке . Откроется еще одно окно навигатора проекта. В левой части верхнего навигатора проекта выберите группу каналы RTM узла. В левой части нижнего навигатора проекта выберите группу генераторы группы источники/приемники (рис. 3.9). Нажмите левую клавишу мыши на созданном ранее генераторе. Не отпуская левой клавиши мыши, наведите 94 курсор мыши на созданный канал и отпустите левую клавишу мыши. Иконка канала должна измениться на (рис. 3.15). Рис. 3.15 Привязка генератора к каналу Закрыть одно из созданных окон навигатора проекта можно щелкнув левой клавишей мыши по иконке 8. Создание экрана. Выделите группу каналы, вызовите контекстное меню. В контекстном меню выберите строку создать компонент . Среди предложенных компонентов следует выбрать экран (рис. 3.16). 95 Рис. 3.16 Создание экрана Выделите созданный экран и щелкните левой клавишей мыши, измените имя экрана. К примеру, можно изменить имя на «экран». Дважды щелкните левой клавишей мыши по созданному экрану. Откроется окно для редактирования шаблона экрана (рис. 3.17). Рис. 3.17 Редактирование шаблона экрана 96 9. Размещение объекта «стрелочный прибор». Щелкните левой клавишей мыши по иконке . Если на панели инструментов вместо иконки присутствует иконка , щелкните правой клавишей мыши по иконке . Среди предложенных объектов выберите стрелочный прибор После выбора щелкните левой клавишей мыши в том месте экрана, где должен располагаться один из углов стрелочного прибора. Переместите курсор в положение, соответствующее положению противоположного угла стрелочного прибора и щелкните левой клавишей мыши. Будет создан стрелочный прибор на экране (рис. 3.18). Рис. 3.18 Создание стрелочного прибора Щелкните левой клавишей мыши по иконке 10. Настройка стрелочного прибора. Если окно свойств объекта открыто выделите стрелочный прибор, в противном случае дважды щелкните левой клавишей мыши по созданному стрелочному прибору. Откроется окно свойств объекта (рис. 3.19). Раскройте раздел заголовок двойным щелчком левой клавиши мыши по подчеркнутой строчке заголовок. В появившемся поле текст введите текст заголовка, который будет выведен на стрелочном приборе. Раскройте раздел полоса двойным щелчком левой клавиши мыши по подчеркнутой строке полоса. В поле верхний предел шкалы введите 97 верхнюю границу диапазона, в поле нижний предел шкалы— нижнюю границу диапазона. Заполните поля HL, HA, HW, LL, LA, LW любыми значениями, удовлетворяющими условию: Нижний предел шкалы < LL < LA < LW < HW < HA < HL < Верхний предел шкалы Пример заполнения полей свойств стрелочного прибора приведен на рис. 3.20. Рис. 3.19 Настройка стрелочного прибора 98 Рис. 3.20 11. Привязка объекта к каналу. Раскройте раздел отображаемая величина . Для этого дважды щелкните левой клавишей мыши на подчеркнутой строчке отображаемая величина. Щелкните левой клавишей мыши в поле привязка. Откроется окно свойств привязки с пустой таблицей. Щелкните левой клавишей мыши на иконке . Установите тип IN у созданного аргумента ARG_000. Дважды щелкните левой клавишей мыши в столбце привязка таблицы. Откроется окно привязки. В левой части открытого окна выделите канал RTM узла, созданный ранее. В правой части окна выберите аргумент реальное значение (рис. 3.21). Щелкните левой клавишей мыши по кнопке привязка. Окно свойств привязки примет вид, изображенное на рис. 3.22. В поле имя можно ввести новое имя канала аргумента. Щелкните левой клавишей мыши по кнопке готово. В поле привязка будет выведено имя созданного аргумента. 99 Рис. 3. 21 Привязка Рис. 3.22 Результат привязки 12. Создание тренда. Для создания тренда щелкните левой клавишей имени по иконке . Если вместо нее располагается на панели инструментов иконка архивный тренд , тренд XY или архивная гистограмма , то необходимо щелкнуть правой клавишей мыши на соответствующей иконке и выбрать тренд . щелкните левой клавишей мыши по иконке Для размещения тренда на экране щелкните левой клавишей мыши там, где должен располагаться один из углов тренда. Переведите курсор в положение, где должен располагаться противоположный угол тренда и щелкните левой клавишей мыши (рис. 3.23). 100 Рис. 3.23 Создание тренда 13. Настройка тренда. Выделите созданный тренд. Откроется окно свойств тренда. Изначально будет открыта закладка основные свойства. В поле заголовок введите текст, который вы хотите вывести в качестве заголовка. Перейдите на закладку кривые. Выделите строку кривые и вызовите контекстное меню. В появившемся контекстном меню выберите кривая (рис. 3.24). Рис. 3.24 Создание кривой В появившемся поле имя введите имя созданной кривой. В поле макс . значение введите значение верхней границы диапазона, в поле мин . значение— нижней границы диапазона. Для привязки кривой щелкните 101 левой клавишей мыши в поле привязка. Откроется окно, изображенное на рис. 3.22. Выберите созданный ранее аргумент и щелкните левой клавишей мыши по кнопке готово. Тренд примет внешний вид, изображенный на рис. 3.25. Рис. 3.25 Созданный тренд Для увеличения размеров графика наведите курсор на границу легенды и графика. Курсор примет форму двух параллельных линий со стрелками. Нажмите левую клавишу мыши. Не отпуская левой клавиши мыши, опустите курсор вниз и отпустите левую клавишу мыши. Тренд примет вид, изображенный на рис. 3.26. Рис. 3.26 Результат создания тренда 102 14. Создание объекта текст. Щелкните левой клавишей мыши на иконке . Щелкните левой клавишей мыши там, где должен располагаться один из углов объекта текст. Переведите курсор мыши в положение, где должен располагаться другой край объекта текст и щелкните левой клавишей мыши. Рядом аналогично разместите еще один объект текст (рис. 3.27). Щелкните левой клавишей мыши по иконке Рис. 3.27 Пример размещения объектов текст 15. Настройка объектов текст. Выделите объект текст, расположенный слева. В поле текст введите имя канала RTM узла. Выделите объект текст, расположенный справа. Откройте раздел текст двойным щелчком по подчеркнутой строчке текст. В поле вид динамизации выберите значение (рис. 3.28). Щелкните левой клавишей мыши в появившемся поле привязка. Откроется окно, изображенное на рис. 3.22. Выберите созданный ранее аргумент и щелкните левой клавишей мыши по кнопке готово. Объекты текст примут вид, изображенный на рис. 3.29. 103 Рис. 3.28 Редактирование объекта текст Рис. 3.29 Объекты текст 16. Запуск проекта. Щелкните левой клавишей мыши по иконке или по строчке сохранить для МРВ в меню файл. В навигаторе проекта выделите созданный RTM узел. Щелчком левой клавиши мыши по иконке откройте профайлер. Если профайлер не запустился, запустите файл rtc.exe, щелкните левой клавишей мыши по иконке или строчке открыть в меню файл . Для запуска проекта щелкните левой клавишей мыши по иконке . В результате запуска профайлера стрелка стрелочного прибора должна 104 перемещаться, тренд строить график, а объект текст выводить текущее значение созданного канала (рис. 3.30). Рис. 3.30 Результат запуска проекта 105 Контрольные вопросы 1. Что такое SCADA-система. 2. Основные функции SCADA-систем. 3. Причины появление SCADA-систем. 4. Что такое АСУ ТП, их назначение? 5. Что такое узел? 6. Что такое канал? 7. Что такое база каналов? 8. Что такое объекты базы каналов? 9. Функции и назначение контроллеров нижнего уровня АСУ ТП. 10. Функции и назначение контроллеров верхнего уровня. 11. Что такое микроSCADA? 12. Опишите диспетчерский уровень АСУ ТП. 106 Работа 2 Создание статического и динамического изображения Цель работы: познакомиться со стандартными объектами, предназначенными для создания статических и динамических изображений. Задание : 1. создать новый проект. В данном проекте создать генератор, привязанный к каналу, значение которого определяется уровнем продукта в емкости; 2. создать экран, расположить на нем тренд, строящий зависимость уровня продукта во времени. 3. создать статическое изображение емкости в разрезе, насоса, трех труб, по одной трубе продукт поступает в емкость, по другой- вытекает из нее. Вторая труба соединена с третьей через насос. 4. создать динамический объект, имитирующий заполнение емкости, используя графический файл. Ход работы 1. Создайте канал, который будет пропорционален уровню продукта в емкости. Назовем данный канал как уровень, для лучшего восприятия. 2. Создайте генератор синусоидального сигнала. 3. Произведите привязку созданного генератора к созданному каналу 4. Создайте экран. 5. Создайте тренд, настройте кривую и произведите привязка к созданному каналу . Пример экрана, созданного при выполнении пунктов 1— 5 приведен на рис. 3.31 107 Рис. 3.31 Результат выполнения пунктов 1—5 6. Создание статического изображения. a. Создание рамки. Для создания рамки щелкните левой клавишей мыши по иконке . Если нет указанной иконки на панели инструментов, то щелкните правой клавишей мыши по одной из иконок: , , или . Среди предложенных объектов выберите рамку . (рис. 3.32). Щечком левой клавишей мыши задайте противоположные углы рамки. Для перехода в режим редактирования щелкните левой клавишей мыши по иконке Рис. 3.32 Размещение рамки 108 b. Создание емкости. Щелкните левой клавишей мыши по иконке . Если данной иконки нет на панели инструментов, то щелкните правой кнопкой мыши по одной из иконок: , , , , , , , , , , или . Среди предложенных объектов выберите емкость . После выбора инструмента поместите емкость на экране. Задайте противоположные углы емкости щелчком левой клавиши мыши. щелкните левой клавишей мыши по иконке . Емкость примет вид, изображенный на рис. 3.33. Выделите созданную емкость или дважды щелкните по ней левой клавишей мыши. Откроется окно свойств объекта. В поле толщина стенок задайте толщину больше 0. Емкость будет изображена в разрезе (рис. 3.34). В поле верхний и нижний край выберите необходимый вид края. К примеру, верхний край примет вид , а нижний— . Для задания материала емкости раскройте раздел материал, дважды щелкнув левой клавишей мыши по подчеркнутой строчке материал, если данный раздел не раскрыт. В поле выбрать из списка выберите значение true. В поле материал выберите необходимый материал, к примеру, хром. В поле стандартная текстура выберите необходимую текстуру, к примеру, гравировку. При необходимости можно добавить другие объемные фигуры. Рис. 3.33 Создание емкости Рис. 3.34 Задание толщины стенок емкости 109 Для размещения конуса щелкните правой клавишей мыши по иконке и среди предложенных инструментов выберите . Разместите на экране конус, задав противоположные углы прямоугольника в который будет вписан конус щелчком левой клавиши мыши. Щелкните левой клавишей мыши по иконке . Выделите созданный конус. Если не открылось окно свойств конуса, дважды щелкните левой клавишей мыши по нему. В поле |