Главная страница
Навигация по странице:

  • Специальность 5В010600 – «Музыкальное образование» Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный педагогический институт

  • Кафедра теории и методики музыкального образования «Допущена к защите» Заведующий кафедрой ТиММО _______________

  • По специальности 5В010600 – «Музыкальное образование» Выполнил Н.А. ________________ Научный руководитель Доцент ________________

  • Павлодарский государственный педагогический институт

  • ЗАДАНИЕ на выполнение дипломной работы (проекта)

  • Объект исследования

  • Методологической основой

  • Структура дипломной работы

  • Во третьем разделе «

  • В заключении

  • 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

  • Восприятия музыки нашла свое отражение. готовая теор.ЧАСТЬ. Музыкальное образование


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеМузыкальное образование
    АнкорВосприятия музыки нашла свое отражение
    Дата19.01.2023
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаготовая теор.ЧАСТЬ.doc
    ТипДиплом
    #894542
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Павлодарский государственный педагогический институт

    Пашковская В.В.

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Специальность 5В010600 – «Музыкальное образование»
    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Павлодарский государственный педагогический институт

    Кафедра теории и методики музыкального образования

    «Допущена к защите»

    Заведующий кафедрой ТиММО

    _______________

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    На тему: «Методика развития навыков интонирования на уроках сольфеджио учащихся младших классов ДМШ»

    По специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»

    Выполнил Н.А. ________________
    Научный руководитель

    Доцент ________________

    Нормоконтролер ________________

    Павлодар 2017

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Павлодарский государственный педагогический институт

    Факультет _____________________________________________________________

    Специальность _________________________________________________________

    Кафедра _______________________________________________________________

    ЗАДАНИЕ

    на выполнение дипломной работы (проекта)

    Студенту ______________________________________________________________

    (фамилия, инициалы)

    Тема __________________________________________________________________

    Утверждена приказом по институту от «____» _________20___г. № _______

    Срок сдачи дипломной работы (проекта) ______________________________

    __________________________________________________________________

    Исходные данные к дипломной работе (проекту) _______________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Перечень подлежащих разработке в дипломной работе (проекте) вопросов или краткое содержание:

    1) _____________________________________________________________

    2) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Перечень графического материала

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Рекомендуемая литература

    _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

    Календарный график написания дипломной работы (проекта)

    Раздел

    Консультант

    Сроки

    Подпись

































































































    Дата выдачи задания «___»__________________20___г.

    Научный руководитель_________________

    Заведующий кафедрой _________________

    Содержание
    Введение ………………………………………………………………………6


    1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………8

      1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..8

      2. Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема…………………………………12

      3. Формы организации детской музыкальной творческой деятельности……………………………………………………………17




    1. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий…………………………………………25

      1. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников……….25

      2. Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ..28

      3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников………………………………………….35




    1. Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников…………………42

      1. Диагностика творческого развития младшего дошкольников в процессе музыкальной деятельности…………………………………42

      2. Методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в музыкальной деятельности…………………………52


    Заключение…………………………………………………………………...56

    Список литературы………………………………………………………......59

    Введение
    Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

    Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

    Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей дипломной работы: «Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возроста»

    Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности детей младших дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

    Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 3-4 лет.

    Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

    1. определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

    2. выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

    3. разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

    Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

    Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

    Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

    На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

    Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа. Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.

    Во введении обосновывается актуальность дипломной работы.

    В первом разделе «Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются понятия как музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

    Во втором разделе «Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий». Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает в должной мере развитие специальных способностей.

    Во третьем разделе «Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников» представлена характеристика видов экспериментов.

    В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

    В списке использованных источников приводится перечень литературы, изученной в ходе исследования.

    1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
    Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку.

    Современная система музыкально-эстетического воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности, основу которой составляет музыкально-эстетическое сознание. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности–совокупность социально-психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них. Музыкально-эстетическое сознание включает в себя эстетическое отношение человека к музыке и обозначает уровень духовной активности личности [3, c. 47].

    Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню как общего, так и собственно музыкального развития дошкольника.

    Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память Исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца - красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции [2, c. 82].

    Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии.

    Немаловажную роль в успешности работы по развитию музыкальных способностей играет заинтересованное отношение самого ребенка к музыке и музыкальным занятиям.

    Развитие интереса к музыкальному искусству начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста еще нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Для формирования творческой личности средствам музыкального искусства необходимо в первую очередь развить у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитать устойчивый интерес к музыке, стремление к ее пониманию [5, c. 41].

    Через увлеченность музыкой, творческой деятельностью под руководством педагога у детей формируется интерес к жизни, познаванию ее явлений, развивается художественно-образное мышление, способность эстетического созерцания. Инте­ресы ребенка данного возраста распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий.

    Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка»,— писал Л. С. Выготский. Перед педагогом стоит задача не только исполь­зовать уже сложившийся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт, но и воспитывать новые чувства, новые потребности и интересы [1, c.55].

    Говоря вообще об успешности формирования эстетической культуры ребенка дошкольного следует отметить особую роль эстетических интересов. Интерес это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно.

    Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего интерес, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем получения новой информации или подойти к лицу или объекту, возбудившему интерес.

    Интерес управляет деятельностью ребенка с самого начала его жизни. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию и интереса. Только интерес может удерживать внимание, смещающееся с одной детали объекта на другую, достаточно долго для того, чтобы ребенок смог воспринять всю сложность и единство объекта, не позволяя ему отвлекаться на множество побочных раздражителей. Без такого фокусирующего интереса на определенных объектах внимание ребенка может беспорядочно блуждать.

    Сущность развития ребенка заключается в его поэтапном проникновении в человеческую культуру через слова – понятия, через развитие возможности взаимодействовать с окружающим миром всеми существующими в культуре способами, в том числе и музыкальными. Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. Музыкальная деятельность, как самая эмоциональная, наиболее глубоко содействует развитию ребенка несмотря на то, что ее средства и логику действий ребенок открывает вместе со взрослыми. Поэтому в музыкальном воспитании дошкольника исключительно важна грамотная организация восприятия музыкальных произведений. Каждый ребенок по-своему переживает разнообразные музыкальные состояния. Обучение необходимо строить как совместную художественно-творческую деятельность педагога и ребенка на основе логического разнообразия личностных отношений детей к исполняемому. Интерпретация художественных образов в исполнительской и продуктивной творческой деятельности ребенка зависят от наличия знаний, умений и навыков, а также от индивидуального отношения к ним под влиянием состояния, настроения, характера каждого. Особое внимание, в связи с этим, следует уделить возрастным особенностям ребенка-дошкольника [2, c.21].

    Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

    Слуховое ощущение, музыкальный слух.

    Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

    Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

    Рассмотрим важнейшие возрастные показатели музыкального развития. В период от рождения до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития и изменения, сравнимый по интенсивности и насыщенности с целой эволюционной эпохой. Средний – старший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно любознательности. Ребенок начинает осмысливать связь между различными явлениями и событиями окружающей его действительности и делать простейшие обобщения. Дети наблюдательны и способны определить характер звучащей музыки, определить простейшие свойства звуков. Ребенку данного возраста уже понятны требования, предъявляемые к исполнению песен и танцев.

    Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. В музыкально-ритмической деятельности появляется много нового: ребенок достаточно подвижен, владеет основными движениями, достаточно скоординирован.

    В этом возрасте уже проявляются индивидуальные склонности и предпочтения к той или иной музыкально-исполнительской деятельности, однако можно отметить, что все без исключения дошкольники 3-4лет достаточно развиты для того, чтобы самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных средствах. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального произведения, однако способен и к аналитической деятельности, что говорит о высокой степени развития музыкальных способностей [7, c.61].

    О.П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О.П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления.

    В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам — способности слышать звуки, соот­носить их с источником, различать их по тону, тембру, окрас­ке, сравнивать одни звуки с другими и т. д. Очень важно вос­питать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспита­ния.

    Нельзя отрицать значения природных задатков в восприя­тии музыкальных звуков, способности отражать их в песне, ме­лодии, слове, однако задатки совершенствуются и превращаются в подлинные способности лишь в процессе целенаправлен­ного руководства.

    При развитии слуховых ориентировок прежде всего необхо­димо обратить внимание на богатство слуховых впечатлений. Мир, окружающий ребенка, наполнен разнообразными зву­ками различной силы, длительности, окраски. Явления приро­ды сопровождаются мелодическими звуками и шумами, звука­ми, едва уловимыми и грохочущими. Это разнообразные голоса птиц, животных, звуки капели, дождя, журчание ручья, шелест листвы, шорох колосьев поспевающей ржи и многие, многие другие. В этом отношении совершенно исключительную роль играют занятия музыкой.

    Значительное время на музыкальном занятии отводится на слушание-восприятие, накопление слухового опыта. Содержание этой деятельности чрезвычайно бла­гоприятно для сенсорного развития [6, c. 105].

    Таким образом, ребенок дошкольного возраста при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:

    В области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.

    В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.

    В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.

    В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении. [8, c. 47].

      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта