Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Организационный раздел

  • 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка

  • Перечень нормативных документов

  • 1.2. Цели и задачи реализации области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») Цель программы

  • Задачи программы: Музыкальные задачи

  • Раздел «Музыкально-ритмические движения»

  • Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

  • 1.3. Формы организации музыкальной деятельности Регламентированная музыкальная деятельность 1. Музыкальные занятия

  • Нерегламентированная музыкальная деятельность

  • 2. Самостоятельная музыкальная деятельность ребенка.

  • 1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса Система обще дидактических и специфических принципов в работе с детьми с ЗПР.

  • Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

  • 4. Деятельности принцип коррекции.

  • 5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  • 6. Комплексность методов психологического воздействия.

  • 7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребёнком.

  • Развитие динамичности восприятия.

  • 2. Продуктивность обработки информации.

  • 3. Развитие и коррекция высших психических функций.

  • 4. Обеспечение мотивации к учению.

  • МУЗ ЗПР. Образовательная программа музыкального руководителя для ребенка с зпр содержание


    Скачать 6.73 Mb.
    НазваниеОбразовательная программа музыкального руководителя для ребенка с зпр содержание
    АнкорМУЗ ЗПР
    Дата27.10.2022
    Размер6.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМУЗ ЗПР.docx
    ТипОбразовательная программа
    #757915
    страница1 из 3
      1   2   3

    Адаптированная образовательная программа музыкального руководителя

    для ребенка с ЗПР

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    1.2. Цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие («Музыка»)

    1.3. Формы организации образовательной деятельности

    1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    1.5. Связь с другими образовательными областями 1.6. Возрастные особенности

    1.7. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы

    1.8. Индивидуальный маршрут развития ребенка

    2.Содержательный раздел

    2.1. Принципы формирования примерного репертуара

    для слушания, исполнительства, детского творчества

    2.2. Объем образовательной нагрузки

    2.3. Содержание педагогической работы в старшем дошкольном возрасте для детей с ЗПР (5-7 лет)

    2.4. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

    2.5. Содержание работы по ознакомлению с родным краем.

    3.Организационный раздел

    3.1. Материально- техническое обеспечение программы

    3.2. Организация предметно-развивающей среды

    3.3. Перечень общеобразовательных программ методических пособий и технологий для осуществления образовательной деятельности по музыкальному развитию

    1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1. Пояснительная записка

    Рабочая программа образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» («Музыка») разработана на основе адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 12. «Родничок» (далее Программа) носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-8 лет с ЗПР, принятых в дошкольное учреждение на два года.

    Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:

    - Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/;

    - Парциальная программа «Праздник каждый день» «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева;

    Данная программа дополнена музыкальным и игровым материалом по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре.

    Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Срок реализации программы 1 год.

    Перечень нормативных документов

    Основной нормативно-правовой базой Программы являются:

    • Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Родничок»

    • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    • «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва;

    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.

    • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014.

    Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
    1.2. Цели и задачи реализации области

    «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)
    Цель программы: планирование, организация и управление образовательным процессом по художественно-эстетическому развитию, развитию музыкальных и творческих способностей детей с ОНР, позволяющих детям органично включиться в различные виды детской деятельности.

    Задачи программы:

    Музыкальные задачи:

    • Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных движений.

    • Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)

    • Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей.

    • Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Липецкого края.

    • Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

    • Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

    • Познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

    • Развивать творческие способности и активность ребенка в доступных для них видах музыкальной деятельности.

    Раздел «Восприятие»

    - ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

    - развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

    - развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

    - развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
    Раздел «Пение»

    - формирование у ребенка певческие умения и навыки

    - развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

    - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
    Раздел «Музыкально-ритмические движения»

    - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

    -обучение ребенка согласованию движений с характером музыкального

    произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

    - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

    - развитие художественно-творческих способностей.
    Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

    - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,

    - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

    - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

    - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

    - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
    Раздел «Творчество»

    - развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений,

    - разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
    Коррекционные задачи:

    • Оздоровление психики, воспитание уверенности в себе, своих силах;

    • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления;

    • Развитие двигательного аппарата: координации движений, развитие дыхания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

    • Активизация словаря ребенка, исправление интеллектуальных и речевых недостатков при помощи певческой деятельности.

    • выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    • организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    • системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;

    • социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

    • снятие симптомов тревожности, снятие психического напряжения с помощью элементов игровой терапии.

    1.3. Формы организации музыкальной деятельности

    Регламентированная музыкальная деятельность

    1. Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

    Музыкальные занятия состоят из трех частей:

    1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

    Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

    2. Основная часть. Слушание музыки.

    Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
    Подпевание и пение.

    Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
    В основную часть занятий включаются музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. На музыкальных занятиях осуществляется музыкальное и эстетическое воспитание с учетом психологического, речевого, физического развития, используются элементы психогимнастики, музыкотерапии и логоритмики.


    З. Заключительная часть

    Игра или пляска.

    Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Любое занятие связано с предыдущими и последующими. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.
    2. Утренники и досуги. Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно­ эстетические задачи воспитания.

    Нерегламентированная музыкальная деятельность.

    1. Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей.

    2. Самостоятельная музыкальная деятельность ребенка. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе ребенка. Ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия.
    1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    Система обще дидактических и специфических принципов в работе с детьми с ЗПР.
    1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

    Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

    2. Единство диагностики и коррекции.

    Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием моторики, лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

    3. Приоритетность коррекции каузального типа.

    В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная - предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

    4. Деятельности принцип коррекции.

    Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

    5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

    Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

    6. Комплексность методов психологического воздействия.

    Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы сказко -игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

    7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребёнком.

    Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

    Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

    Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

    1.Развитие динамичности восприятия.

    В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

    2. Продуктивность обработки информации.

    Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

    3. Развитие и коррекция высших психических функций.

    Реализация этого принципа, возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

    4. Обеспечение мотивации к учению.

    Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

    5. Концентрический.

    В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

    Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля - дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

    Адаптированная программа по развитию музыкальности для детей старшего возраста с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 5 -8 лет.
      1   2   3


    написать администратору сайта