Главная страница

Африка. Общая экономикогеографическая характеристика африки


Скачать 3.71 Mb.
НазваниеОбщая экономикогеографическая характеристика африки
АнкорАфрика
Дата29.03.2022
Размер3.71 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаАфрика.ppt
ТипДокументы
#425870
страница2 из 4
1   2   3   4
в Африке две мировые религии – ислам (40% всех верующих) и христианство (20%) – во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями.
Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время в мире исламского фундаментализма и экстремизма, еще более обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.


Конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга. Все это также обостряет межэтнические конфликты и борьбу за власть.
Хотя ныне в основе большинства конфликтов лежат внутренние факторы, нужно помнить и о том, что еще в сравнительно недавний период с ними сочетался фактор противоборства двух мировых систем.


ГЕОГРАФИЯ КОНФЛИКТОВ В АФРИКЕ


В Северной Африке в целом конфликтов значительно меньше, поскольку она отличается гораздо большим этническим единством.
Народы этой части континента говорят на арабском языке, который уже послужил основой для консолидации таких крупных наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы, марокканцы, ливийцы.
То же относится и к религиозному составу населения Северной Африки, где фактически единственной религией был и остается ислам.
Но, несмотря на это, конфликтные ситуации имеют место и здесь.
ПРИМЕР. В качестве главного очага продолжительных вооруженных конфликтов можно привести Судан, где существуют два конфликтных района, возникших преимущественно на этноконфессиональной основе. Первый из них – Южный Судан, где освободительная армия местного негроидного населения уже давно ведет борьбу за независимость с националистически настроенными арабскими исламскими фундаменталистами, находящимися у власти в этой стране.
В качестве примера внутриполитических конфликтов можно привести террористическую деятельность в Алжире и Египте.


Западная Африка – субрегион, который отличается самой большой этнической пестротой. Здесь живут преимущественно народы нигеро-кордофанской семьи, в том числе такие крупные, как йоруба, фульбе, моси, ашанти, волоф, бам-бара, малинке.
Но при разделе Западной Африки европейскими колонизаторами фактически все они оказались разделенными между отдельными владениями Франции и Великобритании. После крушения колониальной системы эти границы были унаследованы освободившимися странами.
НАПРИМЕР, народ фульбе, некогда широко расселившийся в Тропической Африке, ныне оказался расчлененным между примерно 16 странами. В XIX в. территория его обитания оказалась расчлененной между французскими колониями Мавританией, Сенегалом, Гвинеей, Нигером, Суданом (ныне Мали), Верхней Вольтой (ныне Буркина-Фасо), Дагомеей (ныне Бенин), Камеруном, а также Нигерией и некоторыми другими английскими колониями.
Этническая территория народа малинке была разделена между бывшими французскими колониями Сенегалом, Суданом, Гвинеей, Берегом Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) и английской колонией Гамбия.
Здесь нет ни одного однородного в этническом отношении государства, все они – полиэтнические.
В годы независимого развития вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах Западной Африки – в Нигерии, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др.


Восточная Африка, где проживают народы афразийской, нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых семей, исповедующие ислам, христианство и местные религии.
Здесь главными очагами продолжительных военных конфликтов давно уже стали страны Африканского Рога – Эфиопия, Эритрея и Сомали.
ПРИМЕР. Эритрея в 1952–1991 гг. входила в состав Эфиопии, но в результате длительной войны с ней в 2003 г. добилась независимости. Но пограничные споры между двумя странами до сих пор не решены. Да и в самой Эфиопии в 80-х гг. шла гражданская война.
Сомали, то эта страна уже не раз – под лозунгом создания Великого Сомали – вела вооруженную борьбу с соседними государствами, в первую очередь с Эфиопией, из-за области Огаден, а также предъявляла территориальные претензии к Джибути и Кении.
В Руанде геноцид начался на фоне продолжавшейся уже четвертый год гражданской войны между народами тутси и хуту, когда тутси, которые составляют только 15 % населения страны, устроили кровавую «этническую чистку», истребив за два месяца полмиллиона хуту.


Центральная Африка в этническом отношении относительно однородна. Это область распространения народов банту, относящихся к нигеро-кордофанской семье и говорящих на родственных языках.
Однородна она и в конфессиональном отношении: здесь обычно местные религии сочетаются с исламом и гораздо реже (Габон) – с христианством.
Тем не менее и в этом субрегионе на протяжении последних десятилетий неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты, которые в первую очередь отражали борьбу за власть между партиями, группировками или кланами.
ПРИМЕР. Наиболее яркие примеры такого рода – Ангола и ДР Конго, где вооруженная борьба между военно-политическими группировками МПЛА и УНИТА продолжилась с 1960 по 1992 г.
С середины 1960-х гг. в Заире установился авторитарный, диктаторский режим президента Мобуту. Но во второй половине 1990-х гг. его политика разжигания этнических конфликтов у границ своей страны привела к вооруженному восстанию племен тутси. Это восстание, переросшее в гражданскую войну, в конечном счете привело к свержению режима президента Мобуту в 1997 г. и образованию Демократической Республики Конго (ДРК), президентом которой стал вождь национального движения Лоран Кабила.


В Южной Африке на протяжении многих десятилетий главным очагом постоянных кровопролитных расово-этнических конфликтов была ЮАР, где белым меньшинством (18 % всего населения) осуществлялась государственная политика апартеида, что на языке африкаанс означает «обособление», «раздельное проживание».
Парламент ЮАР принял законы «О властях банту» (1951), «О развитии самоуправления банту» (1959), «О хоумлендах» (1971) и др., в соответствии с которыми в стране были созданы бантустаны, или хоумленды («национальные отечества»).
Некоторые из них были объявлены полностью независимыми, другие находились на разных стадиях самоуправления. Но фактически это были псевдогосударственные образования, хотя и имевшие каждое свой гимн и флаг, но лишенные возможности решать внешнеполитические, финансовые и другие вопросы.
Но в конце 1980-х– начале 1990-х гг. режим апартеида в ЮАР был сначала смягчен, а затем фактически ликвидирован. После 342 лет монополии белого населения в мае 1994 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы с участием черных жителей.


Наибольшее воздействие на общую хозяйственную освоенность ее территории, как и прежде, оказывает сельское хозяйство, которое отличается значительным разнообразием.
Ученые выделяют в Африке по крайней мере три системы сельского хозяйства:
1) экстенсивно-скотоводческую;
2) земледельческую, основанную на естественном плодородии почвы (с подразделением ее на подсечно-огневое, залежное и беззалежное земледелие);
3) земледельческую, основанную на искусственном поддержании плодородия почвы (плантационное земледелие и скотоводческо-земледельческое хозяйство).


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОСВОЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ АФРИКИ


На рубеже XX и XXI вв. в Африке обрабатывается 200 млн га земель (32 % территории, пригодной для распашки), а 900 млн га используются в качестве постоянных пастбищ.
Но при этом в большинстве субрегионов континента доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда «не дотягивает» до среднемирового показателя (11 %).
В Северной и Центральной Африке она составляет всего 4–5 %, в Южной – около 6, в Восточной – 8,5, в Западной – 11 %.
А доля пастбищ в структуре земельного фонда большинства субрегионов, напротив, превышает среднемировой уровень, причем в Южной и Восточной Африке она достигает 40–50 %.


В наибольшей мере ухудшение проявилось в деградации земель. В конце 1990-х гг. доля земель, деградировавших вследствие антропогенного вмешательства, составила уже 17 % от всей территории Африки.
Среди видов такой деградации первое место принадлежит водной и ветровой эрозии, хотя и химическая деградация тоже начинает сказываться.
Из факторов деградации особо выделяется опустынивание, которое, затронуло уже 46 % территории континента, за ним следуют обезлесение, нерациональное земледелие, сверхэксплуатация земель.
Что же касается степени такой деградации, то немногим более 1/3 ее относят к легкой, около 2/5 – к умеренной и еще 1/5 – к высокой и очень высокой.


Состояние природной среды Африки


НАРОДЫ АФРИКИ


Народы Восточной Африки:
Харари (народ, проживающий на территории Эфиопии. По примерным оценкам численность народа насчитывает около 40000 человек. Харари в большинстве своём мусульмане-сунниты. Считается, что практически все харари - городские жители, не проживающие в сельской местности. Основные населённые пункты, в которых проживают харари: Харэр, Аддис-Абеба, Дыре-Дауа и другие. Так что основным занятием являются ремесленничество, торговля. Значителен слой интеллигенции и служащих различного рода.)
Народы Межозёрной подобласти:
Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.


Ту́тси (также упоминаются как вату́тсибату́тси) — народ в центральной Африке (Руанда, Бурунди, Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек. Тутси говорят на языках руанда (киньяруанда) и рунди (кирунди), принадлежащих к группе банту нигеро-конголезской семьи языков. Руанда и рунди взаимопонимаемы и имеют письменность на основе латинского алфавита. Многие представители тутси говорят на французском языке.
Ху́ту (также упоминаются как бху́тту) — народ в центральной Африке, основное население Руанды и Бурунди. Составляют около 84% населения Руанды и 85% населения Бурунди. Исторически основным занятием хуту было земледелие, говорят в основном на языках группы банту, доминирующая ныне религия — католицизм.
Так же ачоли, бари, бемба, ланги, рунди, гого, джагга и др.


Народы Западной Африки
Народы Атлантической подобласти
Тукулёр — народ, живущий на севере Сенегала (составляет 10 % населения страны), в долине реки Сенегал, в Мавритании, Мали и Гвинее.
Серер, народ, живущий в Республике Сенегал, в окрестностях города Диурбель и низовьях реки Ниелумоле к юго-востоку от Дакара; вторая по численности этническая группа этой страны. Небольшое число (около 32 тыс. человек) живёт также в Гамбии. Общая численность — более 1,9 млн человек.
Воло́ф (самоназвание — wolof; джолоф, уолоф) — народ в Западной Африке. Живут в основном в междуречье Сенегала и Гамбии — на западеСенегала (самый многочисленный народ страны[1]: 4,6 млн чел., включая 162 тыс. лебу — 2006, оценка) и на севере Гамбии (186 тыс. чел.), а также в Мали (21 тыс. чел.), Кот-д’Ивуаре (20 тыс. чел.), Мавритании (11 тыс. чел.), Гвинее-Бисау (6,4 тыс. чел.), Франции (35 тыс. чел.). Язык — волоф атлантической семьи. Говорят также на французском (Сенегал, Мавритания), английском (Гамбия), арабском (Мавритания) языках. По религии — мусульмане-сунниты (60 % — тиджанийя, 30 % — муридийя, 10 % — кадирийя); есть католики (в городах), приверженцы традиционных верований.


Народы Гвинейской подобласти
Акваму — народ на юге Ганы, проживающий между реками Бирим, Денсу и Вольта, к северу от города Аккра
Бини (самоназвание — бини, обини, эдо, едо), народ на юге Нигерии. Живут на правобережье нижнего течения реки Нигер (главным образом — в штатеЭдо). Численность — около 1,3 млн человек.
Га (гангедьенкранфо) — народ, проживающий в Гане. В основном расселены на побережье Гвинейского залива в районе столицы Ганы города Аккра. Численность населения составляет 500 тыс. человек (по данным на 2010 год). По этногенетическим легендам, переселились в конце XVI века с территории Нигерии.
Зиало (англ., фр. Zialo) — народ в Гвинее, один из народов манде. Говорят на языке зиало. Насчитывают около 25 тысяч человек, проживающих в юго-восточной части Гвинеи, в префектуре Масента провинции Нзерекоре на юго-востоке Гвинеи. Зона распространения зиало охватывает около 50 деревень, около трети зиало проживает в городах Масента, Гекеду и Конакри.
Письменности зиало не имеют, в официальных целях пользуются французским языком.


Йоруба (йоруба Ọmọ Yorùbá) — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку (от устья реки Нигер до Гвинейского залива): государства Нигерия, Того, Бенин, Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде Общее число свыше 30 миллионов человек.
Язык йоруба относится к западной ветви бенуэ-конголезской семьи (нигеро-конголезская макросемья).
Кру, крао, крумен — группа родственных народов, населяющих прибрежную часть Либерии и западные районы Кот-д’Ивуар. Объединяются в 3 подгруппы: бакве, гребо, кран; гере, басса, сикон;бете. Говорят на языках семьи кру нигеро-конголезской макросемьи. Большая часть кру сохраняет традиционные верования (культы духов природы, культ предков), есть христиане (протестанты). Народы кру постепенно сливаются в одну народность. Основные традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, на побережье — рыболовство.


Народы Суданской подобласти
Багирми (самоназвание — барма-ге), народность, проживающая на берегах реки Шари, в основном в Республике Чад. Говорят на языке — багирми (в 1993 г. — 44,761 носителей), который относится к центральносуданской семье нило-сахарской макросемьи языков. В настоящее время язык багирми используется как второй язык, а место первого языка занял арабский. Численность — 44761 (1993, перепись). Некоторые представители народности исповедует ислам, у других сохраняются традиционные верования.
Гола, гула — народ в Либерии (между реками Сент-Пол и Мано) и в прилегающих районах Сьерра-Леоне. Численность 160 тыс. человек, из них в Либерии 150 тыс. человек.
Даго, даджу, дагу — народ в Судане (юго-запад плато Кордофан, часть плато Дарфур). В Чаде их численность превышает 140 000 человек, вСудане — более 100 000 человек. Говорят на языке даго (даджу) ветви даджу кир-аббайской семьи включаемой в восточносуданскую надсемьюнило-сахарской макросемьи. Как второй язык, распространён арабский. По вероисповеданию, даго — мусульмане-сунниты.
Маса — народ, живущий в Республике Камерун по берегам реки Логоне, а также в сопредельных районах Республики Чад. Численность — более 200 тыс. человек. Близко родственен народам музгу (мулви), сигила, мусей, марба, дари. Язык маса относится к чадской семье афразийской макросемьи. Религия — ислам суннитского толка, часть маса сохраняет местные традиционные верования. Традиционные занятия — ручное земледелие, экстенсивное скотоводство и рыболовство.


Народы Северной Африки
Египтяне — основное население Египта. Общая численность около 83 миллионов человек (оценка 2008 года). В Египте проживают более 81 миллиона человек. Большинство египтян мусульмане-сунниты. Особую этноконфессиональную группу составляют христиане-копты; есть православные, католики и протестанты.
Алжирцы — арабский народ, основное население Алжира. Численность — более 32 млн человек.
Ара́бы - народ семитской этноязыковой группы, населяющие государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 350 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство.
Беджа  — народ, населяющий северо-восточные районы Судана и западные районы Эритреи. Подразделяются на племена: бишарин, хадендоуа (говорят на языке беджа кушитской семьи афроазиатских языков) и бени-амер (говорят на языке тигре семитской семьи).
Язык этого народа также является основным для некоторых других племён, например абабде.
Туаре́ги (самоназвание имощагимошаг) народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжиреи Ливии. По религии туареги — мусульмане-сунниты.  


Народы Южной Африки
Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа) — собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность — около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом, носителями древнейшей гаплогруппы А.
Африка́неры (африк. Afrikaners, дословно «африканцы») — народ в Южной Африке, являются потомками колонистов голландского, немецкого ифранцузского происхождения[4]. Основная часть проживает в ЮАР и Намибии. Внутри африканеров выделяется субкультура буров. По религии —протестанты. Родной язык — африкаанс, сложился на основе южных диалектов нидерландского языка (до начала XX века нидерландскийиспользовался в качестве литературного языка). Общая численность около 3,6 млн чел.
1   2   3   4


написать администратору сайта