всеобщая история. Определение понятий средние века ифеодализм
Скачать 103.63 Kb.
|
Генрих II провел военную реформу: военная служба феодалов могла быть заменена военным налогом, так называемыми «щитовыми деньгами». На эти деньги король мог нанимать рыцарей, которые служили ему условленное время, тогда как служба вассалов ограничивалась 40 днями в году. Реформа уменьшила зависимость короля от феодалов в военной области. Генрих II восстановил старинное народное ополчение (фирд). Каждый свободный человек должен был отправляться в военный поход, имея оружие и снаряжение в соответствии со своим имущественным положением. Король пытался подчинить своему влиянию английскую церковь, требуя, чтобы выборы епископов и аббатов происходили под его контролем. Духовные лица, совершившие уголовное преступление, должны были лишаться сана и предаваться королевскому суду. Генрих II настоял на том, чтобы на церковном соборе в городе Кларендоне (1164 г.) эти постановления были приняты. Но глава английской церкви архиепископ кентерберийский Фома Бекет, поддержанный римским папой, епископами и некоторыми баронами, отказался проводить их в жизнь. Началась борьба между королем и архиепископом, которая закончилась гибелью Фомы Бекета. Папа угрожал Генриху II отлучением от церкви, общественное мнение осуждало короля. Генриху II пришлось отменить «кларендонские постановления» и отказаться от реформы церковных судов. Он должен был принести публичное покаяние на могиле Фомы Бекета и подвергнуться бичеванию. Все эти реформы усиливали королевскую власть и содействовали централизации феодального государства. Основные проблемы развития раннесредневекового города. Переход от раннефеодального периода к периоду развитого феодализма был обусловлен возникновением и ростом городов, быстро ставших центрами ремесла и обмена, а также широким развитием товарного производства. Это были качественно новые явления в феодальном обществе, оказавшие значительное воздействие на его экономику, политический строй и духовную жизнь. Поэтому XI столетие — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном уже сложились города, является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодализма (XI—XV вв.). Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду не только для собственных нужд, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с ремеслом — характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число специалистов-ремесленников, обычно в качестве дворовых людей, жили в поместьях крупных феодалов. Немногочисленные сельские ремесленники — кузнецы, гончары, кожевники — наряду с ремеслом занимались и сельским хозяйством. Обмен продуктов был весьма незначителен. Торговали преимущественно добываемыми в немногих пунктах, но важными в хозяйстве товарами: железом, оловом, медью, солью и т. п., — а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока: шелковыми тканями, дорогими ювелирными изделиями, хорошо выделанным оружием, пряностями и т. д. Главную роль в этой торговле играли странствующие, чаще всего иноземные купцы (византийцы, арабы, сирийцы, евреи и др.). Производство сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий, специально рассчитанное на продажу, т. е. товарное производство, в большей части Западной Европы почти не было развито. Старые римские города пришли в упадок, происходила аграризация экономики. В период раннего средневековья сохранялись поселения городского типа преимущественно на месте запустевших и полуразрушенных римских городов (Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер и др.) Но они по большей части являлись либо административными центрами, либо укрепленными пунктами (крепостями— «бургами»), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. д.). Но средоточием ремесла и торговли в этот период города еще не стали. Их небольшое население обычно мало чем отличалось от жителей деревень. Во многих городах площади и пустыри использовались под пашни и пастбища. Немногочисленные ремесленники и торговцы, жившие в раннесредневековом городе, обслуживали в основном только его жителей, не оказывая заметного влияния на окружающие деревни. Больше всего поселений городского типа сохранилось в наиболее романизованных областях Европы: в Италии, Южной Галлии, вестготской, а затем арабской Испании, а также в Византии. Хотя и в этих областях города в V—VI вв. пришли в упадок, некоторые из них все же были относительно многолюдны, в них продолжало существовать специализированное ремесло, постоянные рынки. Отдельные города, особенно в Италии и Византии, являлись крупными центрами посреднической торговли с Востоком. Но даже и в этих областях города не оказывали определяющего воздействия на генезис феодализма. На большей же части Европейского континента поселения городского типа были редки, малолюдны и не имели сколько-нибудь заметного экономического значения. В целом Западная Европа отставала в своем развитии от Востока и даже Византии, где процветали многочисленные города с высокоразвитым ремесленным производством и оживленной торговлей. Феодальная иерархия. Становление многоуровневой иерархической системы внутри господствующего класса-сословия феодалов стало завершающим звеном процесса складывания социально-экономической и политико-правовой модели феодальных отношений в странах Западной Европы. На вершине иерархической пирамиды находился король — носитель верховной власти в пределах всей территории государства. На следующей ступени стояли герцоги1 и графы — правители крупных областей. Как правило, герцогства превосходили размерами графства и располагались в окраинных землях, в областях, население которых обычно имело те или иные этнические особенности по сравнению с основным населением страны (во Французском королевстве — Бургундия, Нормандия, Аквитания и др.). [1] На третьей ступени феодальной иерархии находились бароны, осуществлявшие судебно-административную власть в отдельных частях герцогств (графств) и являвшиеся предводителями местного рыцарского ополчения. Основание феодальной иерархической лестницы составляли рядовые рыцари, не имевшие собственных вассалов, но являвшиеся носителями судебной и административной власти в пределах своих земельных владений (поместий) над зависимым крестьянским населением (в исторической литературе бытует выразительный термин «поместье-государство»). Складывание феодальной иерархии обусловливалось необходимостью создания гибкой и эффективной системы управления государством. В то же время иерархическая структура рыцарского сословия служила надежным инструментом защиты интересов всех его представителей как членов особой корпорации лично свободных людей, в рамках которой даже король был всего лишь первым среди равных. Существо этого инструмента нашло выражение в формуле «Вассал моего вассала — не мой вассал». Она означала, что феодал был обязан подчиняться повелению только своего непосредственного сеньора. Такой обычай защищал интересы феодалов отдельных территорий, которые далеко не всегда совпадали. Связи внутри феодальной лестницы носили двусторонний характер: сеньор имел по отношению к вассалу не только права, но и обязанности, а в случае их невыполнения вассал был вправе обратиться в суд для защиты своих интересов. Главной обязанностью вассалов являлось несение военной службы (как правило, 40 дней в году), а также участие в суде сеньора над другими вассалами. Кроме того, вассал обязывался выплачивать и некоторые денежные платежи, важнейшим из которых была пошлина за вступление в наследство {рельеф). В условиях отсутствия традиции письменной документации важнейшие события в жизни рыцаря сопровождались ритуалами: посвящением в рыцари, принесением клятвы верности сеньору, передачей вассалу феода через публичное вручение ему сеньором символов земельного участка (горсти земли, куска дерна, ветки дерева). Помимо правовых норм защите интересов рыцарского сословия служили и другие инструменты, важнейшими среди которых были строительство замков и формирование особой рыцарской этики. Крестовые походы: предпосылки, ход, последствия. Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия. Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв. Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики. Причины крестовых походов в Святую Землю • Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке; • Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман; • Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай; • Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами. Причины походов в страны Прибалтики • Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных. Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше. Ход крестовых походов На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов. Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия. Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим. Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим. Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники. Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить. Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254. Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением. Последствия крестовых походов на Восток • После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев; • Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов; • Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну; • Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане; • Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии; • Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы; • Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки; • Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма; • В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру. Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром. Города Европы в период развитого средневековья. Средневековые города оказали значительное воздействие на экономику феодального общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни. XI столетие — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, — является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI—XV вв.) Развитие городской жизни в раннее средневековье. Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти полным господством натурального хозяйства, когда основные жизненные средства добываются в самой хозяйственной ячейке, силами ее членов и из ее ресурсов. Крестьяне, составляющие подавляющую массу населения, производили сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду для собственных нужд и для уплаты повинностей феодалу. Принадлежность орудий труда самому работнику, соединение сельского труда с ремеслом, — характерные черты натурального хозяйства. Лишь немногие специалисты-ремесленники проживали тогда в немногочисленных городских поселениях, а также в поместьях крупных феодалов (обычно в качестве дворовых людей). Небольшое число сельских ремесленников (кузнецы, гончары, кожевники) и промысловиков (солевары, углежоги, охотники) наряду с ремеслом и промыслами занимались и сельским хозяйством. Обмен продуктами был незначителен, он базировался прежде всего на географическом разделении труда: различиях в природных условиях и уровне развития отдельных местностей и регионов. Торговали преимущественно добываемыми в немногих пунктах, но важными в хозяйстве товарами: железом, оловом, медью, солью и т. п., а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Западной Европе и привозимыми с Востока: шелковыми тканями, дорогими ювелирными изделиями и оружием, пряностями и т. д. Главную роль в этой торговле играли странствующие, чаще всего иноземные купцы (греки, сирийцы, арабы, евреи и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, т. е. товарное производство, в большей части Западной Европы почти не было развито. Старые римские города приходили в упадок, происходила аграризация экономики, а на варварских территориях города только возникали, торговля была примитивной. Конечно, и начало средневековья отнюдь не было «безгородским» периодом. Сохранялись еще позднерабовладельческий полис в Византии и западноримские города, в разной мере запустевшие и разрушенные (Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кельн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер и многие другие). Но они по большей части играли роль либо административных центров, либо укрепленных пунктов (крепостей-бургов), либо церковных резиденций (епископов и т.д.). Их небольшое население мало чем отличалось от деревенского, многие городские площади и пустыри использовались под пашни и пастбища. Торговля и ремесла были рассчитаны на самих горожан и не оказывали заметного влияния на окружающие деревни. Больше всего городов сохранилось в наиболее романизированных областях Европы: могучий Константинополь в Византии, торговые эмпории в Италии, Южной Галлии, в вестготской, а затем арабской Испании. Хотя и там позднеантичные города в V—VII вв. пришли в упадок, некоторые из них были относительно многолюдны, в них продолжали действовать специализированные ремесла, постоянные рынки, сохранялись муниципальная организация и цехи. Отдельные города, прежде всего в Италии и Византии, являлись крупными центрами посреднической торговли с Востоком. На большей же части Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные городские очаги и немногие ранние города, поселения городского типа были редки, малолюдны, не имели заметного экономического значения. Таким образом, в масштабах Европы городской строй как общая и завершенная система в раннее средневековье еще не сложился. Западная Европа отставала тогда в своем развитии от Византии и Востока, где процветали многочисленные города с высокоразвитым ремеслом, оживленной торговлей, богатыми постройками. Однако и существовавшие тогда пред- и раннегород-ские поселения, в том числе на варварских территориях, сыграли значительную роль в феодализационных процессах, выступая центрами политико-административной, стратегической и церковной организации, постепенно сосредоточивая в своих стенах и развивая товарное хозяйство, становясь пунктами перераспределения ренты и главными очагами культуры. |