Практикум по дисциплине «Операционные системы и среды» Методичес. Практикум по дисциплине Операционные системы и среды
Скачать 3.29 Mb.
|
Лабораторная работа №4 (2 часа)Компиляция и запуск C-программ. Для компиляции программ в Linux мы будем применять компилятор gcc. Для того чтобы он нормально работал, необходимо, чтобы исходные файлы, содержащие текст программы, имели имена, заканчивающиеся на .c. В простейшем случае откомпилировать программу можно, запуская компилятор командой gcc имя_исходного_файла Если программа была написана без ошибок, то компилятор создаст исполняемый файл с именем a.out. Изменить имя создаваемого исполняемого файла можно, задав его с помощью опции -o: gcc имя_исходного_файла -o имя_исполняемого_файла Компилятор gcc имеет несколько сотен возможных опций. Получить информацию о них вы можете в UNIX Manual. "Узнайте у своего системного администратора", как называется компилятор с языка C для вашей операционной системы и какие опции он имеет. Обычно во всех версиях Linux имеется компилятор с именем cc, поддерживающий опцию –о. Запустить программу на исполнение можно, набрав имя исполняемого файла и нажав клавишу Самостоятельная работа 1. Перейти во вторую текстовую консоль. 2. Запустить редактор Vim 3. Создать файл, содержащий следующие строки: #include int main() { printf(“Добро пожаловать!\n”); Return 0; } 4. Сохраняем файл под именем quine.c :w quine.c 5. Переключаемся на другую консоль. 6. Компилируем программу. gcc quine.c -o binfile В консоль не должно быть выведено никаких ошибок. Если ошибки появились, то возвращаемся в редактор по 7. Запускаем скомпилированный файл (не забываем прописать путь целиком, даже несмотря на то, что файл в текущей папке). ./binfile Должна появиться строка «Добро пожаловать!» Лабораторная работа № 5 (2 часа)Процессы в операационной системе Linux1 Процессы Процесс (process) — блок адресного пространства в котором выполняются одна или более нитей, экземпляр выполняемой программы. Любой процесс может запускать другие процессы. Таким образом, процессы в среде UNIX образуют иерархическую структуру. На вершине этой структуры находится процесс init, являющийся предком всех остальных процессов. 1.1 Атрибуты процессов С каждым процессом связан набор атрибутов, которые помогают системе контролировать выполнение процессов и распределять между ними ресурсы системы. Идентификатор процесса (process ID) это целое число однозначно идентифицирующее процесс. Процесс с идентификатором 1 это процесс init. Идентификатор родительского процесса (parent process ID) указывает на родительский процесс. Идентификатор группы процессов (process group ID). Процессы могут объединяться в группы. Каждая группа обозначается идентификатором группы. Процесс, идентификатор которого совпадает с идентификатором группы, называется лидером группы. Идентификатор сеанса (session ID). Каждая группа процессов принадлежит к сеансу. Сеанс связывает процессы с управляющим терминалом. Когда пользователь входит в систему, все создаваемые им процессы будут принадлежать сеансу, связанному с его текущим терминалом. Программное окружение (programm environment) это просто набор строк, заканчивающихся нулевым символом. Строки называются переменными окружения и имеют следующий формат: имя переменной = значение переменной Дескрипторы открытых файлов. Дескриптор файла — некоторое число, которое используется для обращения к файлу. При запуске процесс наследует дескрипторы от родительского процесса. Текущий рабочий каталог это каталог от которого система производит разрешение относительных имен. Текущий корневой каталог это каталог от которого производится разрешение абсолютных имен. Процесс не имеет доступа к файлам находящимся выше корневого каталога. Идентификаторы пользователя и группы. С каждым процессом связаны действительные идентификаторы пользователя (real userID) и группы (real group ID), совпадающие с соответствующими идентификаторами пользователя, запустившего процесс. Кроме того, с процессом связаны эффективные идентификаторы пользователя (effective user ID) и группы, определяющие права процесса в системе. Обычно, действительные и эффективные идентификаторы совпадают. Приоритет (nice). Значение nice ("дружелюбность") показывает готовность процесса уступить свое процессорное время другим процессам. Чем больше значение nice, тем ниже приоритет процесса. 2 Команды для работы с процессами ps [-axewjlu] [-o формат] [-U пользователь] [-p pid] Выводит список и статус процессов работающих в системе. Без аргументов выводит список процессов текущего пользователя, подключенных к терминалу. Значения параметров следующие: -a вывести информацию о процессах всех пользователей. -x вывести информацию о процессах не подключенных к терминалу. -e вывести значения переменных окружения процесса. -w использовать строки длиной 132 символа. Если указан несколько раз, то строки не обрезаются совсем. -j, -l, -u - меняют формат вывода информации. -o формат вывести информацию в указанном формате. -U пользователь вывести информацию о процессах указанного пользователя. -p pid вывести информацию о процессе с указанным идентификатором. Значение формата для параметра -o является списком из следующих ключевых слов разделенных запятыми (без пробелов): Command командная строка и аргументы. nice уровень nice (приоритет). pgid идентификатор группы процессов. pid идентификатор процесса. ppid идентификатор родительского процесса. rgid, ruid реальные идентификаторы группы и пользователя. uid реальный идентификатор пользователя. tty управляющий терминал top выводит сведения о запущеных процессах в динамике. Прекратить работу команды можно нажав клавишу q Самостоятельная работа 1. Освойте работу с командой ps. Попробуйте запускать ее с различными аргументами. Если вывод команды не помещается на экране, используйте команду less. 2. Запишите в отчет следующую информацию о запущенных Вами процессах: pid, ppid, tty, ruid, command. Вывод должен быть отсортирован по номеру процесса. 3. Ключи -c, -v, -j, -u изменяют формат вывода команды. Попробуйте выполнить команду ps с каждым из этих ключей. Результат запишите в отчет . 4. Выведите сведения о процессах в динамике. Запишите в отчет дополнительные сведения, которые были представлены командой top. Лабораторная работа № 6 (2 часа) Создание процесса в Linux. Системный вызов fork()В операционной системе UNIX новый процесс может быть порожден единственным способом – с помощью системного вызова fork(). При этом вновь созданный процесс будет являться практически полной копией родительского процесса. У порожденного процесса по сравнению с родительским процессом (на уровне уже полученных знаний) изменяются значения следующих параметров: идентификатор процесса – PID; идентификатор родительского процесса – PPID. В процессе выполнения системного вызова fork() порождается копия родительского процесса и возвращение из системного вызова будет происходить уже как в родительском, так и в порожденном процессах. Этот системный вызов является единственным, который вызывается один раз, а при успешной работе возвращается два раза (один раз в процессе-родителе и один раз в процессе-ребенке)! После выхода из системного вызова оба процесса продолжают выполнение регулярного пользовательского кода, следующего за системным вызовом. Прогон программы с fork() с одинаковой работой родителя и ребенкаДля иллюстрации сказанного давайте рассмотрим следующую программу: /* Программа 03-1.с – пример создания нового процесса с одинаковой работой процессов ребенка и родителя */ #include #include #include int main() { pid_t pid, ppid; int a = 0; (void)fork(); /* При успешном создании нового процесса с этого места псевдопараллельно начинают работать два процесса: старый и новый */ /* Перед выполнением следующего выражения значение переменной a в обоих процессах равно 0 */ a = a+1; /* Узнаем идентификаторы текущего и роди- тельского процесса (в каждом из процессов !!!) */ pid = getpid(); ppid = getppid(); /* Печатаем значения PID, PPID и вычислен- ное значение переменной a (в каждом из процессов !!!) */ printf("My pid = %d, my ppid = %d, result = %d\n", (int)pid, (int)ppid, a); return 0; } Наберите эту программу, откомпилируйте ее и запустите на исполнение (лучше всего это делать не из оболочки mc, так как она не очень корректно сбрасывает буферы ввода-вывода). Проанализируйте полученный результат. Изменение пользовательского контекста процесса. Семейство функций для системного вызова exec()Для изменения пользовательского контекста процесса применяется системный вызов exec(), который пользователь не может вызвать непосредственно. Вызов exec() заменяет пользовательский контекст текущего процесса на содержимое некоторого исполняемого файла и устанавливает начальные значения регистров процессора (в том числе устанавливает программный счетчик на начало загружаемой программы). Этот вызов требует для своей работы задания имени исполняемого файла, аргументов командной строки и параметров окружающей среды. Для осуществления вызова программист может воспользоваться одной из шести функций: execlp(), execvp(), execl() и, execv(), execle(), execve(), отличающихся друг от друга представлением параметров, необходимых для работы системного вызова exec().Прогон программы с использованием системного вызова exec()Для иллюстрации использования системного вызова exec() давайте рассмотрим следующую программу /* Программа 03-2.с, изменяющая пользователь- ский контекст процесса (запускающая другую программу) */ #include #include #include int main(int argc, char *argv[], char *envp[]){ /* Мы будем запускать команду cat c аргументом командной строки 03-2.с без изменения параметров среды, т.е. фактически выполнять команду "cat 03-2.c", которая должна выдать содержимое данного файла на экран. Для функции execle в качестве имени программы мы указываем ее полное имя с путем от корневой директории —/bin/cat. Первое слово в командной строке у нас должно совпадать с именем запускаемой программы. Второе слово в командной строке – это имя файла, содержимое которого мы хотим распечатать. */ (void) execle("/bin/cat", "/bin/cat", "03-2.c", 0, envp); /* Сюда попадаем только при возникновении ошибки */ printf("Error on program start\n"); exit(-1); return 0; /* Никогда не выполняется, нужен для того, чтобы компилятор не выдавал warning */ } Откомпилируйте ее и запустите на исполнение. Поскольку при нормальной работе будет распечатываться содержимое файла с именем 03-2.c, такой файл при запуске должен присутствовать в текущей директории (проще всего записать исходный текст программы под этим именем). Проанализируйте результат. Лабораторная работа №7 ( 2 часа) Команды для управления процессами. Linux имеет большое число механизмов межпроцессного взаимодействия. Наиболее популярными средствами являются сигналы, программные каналы (pipes) и именованные каналы (FIFO). Сигналы Сигналы обеспечивают простой метод прерывания работы процессов. Сигналы используются в основном для обработки исключительных ситуаций. Процесс может определять действия выполняемые при поступлении сигнала, блокировать сигналы, посылать сигналы другим процессам. Существует более двадцати различных сигналов. Основные: SIGCHLD - сигнал о завершении дочернего процесса. SIGHUP - сигнал освобождения линии. Посылается всем процессам, подключенным к управляющему терминалу при отключении терминала. Многие демоны при получении данного сигнала заново просматривают файлы конфигурации и перезапускаются. SIGINT - сигнал посылается всем процессам сеанса, связанного с терминалом, при нажатии пользователем клавиши прерывания (CTRL-C). SIGTERM - сигнал приводит к немедленному прекращению работы получившего сигнал процесса. SIGKILL - сигнал приводит к немедленному прекращению работы получившего сигнал процесса. В отличие от SIGTERM процесс не может блокировать и перехватывать данный сигнал. SIGSEGV - сигнал посылается процессу, если тот пытается обратиться к неверному адресу памяти. SIGSTOP - сигнал приводящий к остановке процесса. Для отправки сигнала SIGSTOP активному процессу текущего терминала можно воспользоваться комбинацией клавиш (CTRL-Z). SIGCONT - сигнал возобновляющий работу остановленного процесса. SIGUSR1,SIGUSR2 - сигналы определяемые пользователем. Для того, чтобы отправить процессу сигнал можно использовать команду kill. Для того, чтобы процесс мог отправить сигнал другому процессу необходимо чтобы эффективные идентификаторы пользователя у посылающего процесса и у процесса получателя совпадали. Процессы с эффективным идентификатором пользователя равным нулю могут посылать сигналы любым процессам. Каналы Часто возникает ситуация когда два процесса последовательно обрабатывают одни и те же данные. Для обеспечения передачи данных от одного процесса к другому в подобных ситуациях используются программные каналы. Программный канал (pipe) служит для установления связи, соединяющей один процесс с другим. Запись данных в канал и чтение из него осуществляются при помощи системных вызовов write и read, т.е. работа с каналами аналогична работе с файлами. Для создания программного канала используется системный вызов pipe. Вызов возвращает два дескриптора файлов, первый из которых открыт для чтения из канала, а второй для записи в канал. Каналы используются, например, при организации конвейера. При выполнении команды: find /usr/bin -name a* | sort создается канал, команда find выводит в него результаты своей работы, а команда sort считывает из этого канала данные для сортировки. Главным недостатком программных каналов является то, что они могут использоваться только для связи процессов имеющих общее происхождение (напр., родительский процесс и его потомок). Другой недостаток ограниченное время существования канала (программные каналы уничтожаются после завершения обращающегося к ним процесса). Именованные каналы идентичны программным в отношении записи и чтения данных, но они являются объектами файловой системы. Именованный канал имеет имя, владельца и права доступа. Открытие и закрытие именованного канала осуществляется как открытие и закрытие любого файла, но при чтении и записи он ведет себя аналогично каналу. Для создания именованного канала используется команда mkfifo. Если некоторый процесс открывает именованный канал для записи, то этот процесс блокируется до тех пор, пока другой процесс не откроет этот канал для чтения, и наоборот. Команды для работы с процессами nice уровень nice (приоритет). pgid идентификатор группы процессов. pid идентификатор процесса. ppid идентификатор родительского процесса. rgid, ruid реальные идентификаторы группы и пользователя. uid реальный идентификатор пользователя. tty управляющий терминал Для различных систем параметры и ключевые слова могут сильно различаться. Подробности об использовании ps на конкретной системе можно получить при помощи команды man ps. kill [-s signal| -signal] pid посылает сигнал указанному процессу. Если значение сигнала опущено, предполагается SIGTERM. signal — символическое имя сигнала без префикса SIG, либо номер сигнала. Пример: kill -HUP 172 — послать сигнал SIGHUP процессу с идентификатором 172. nice [-nice] команда [аргументы] Выполняет команду с меньшим приоритетом. Если nice не задан, то предполагается 10. Значение nice может быть от -20 (наивысший приоритет) до 20 (наименьший приоритет). Отрицательные числа задаются как –nice. Увеличение приоритета может выполнить только суперпользователь. Пример: nice -10 john users — запустить программу john с пониженным приоритетом. mkfifo [-m режим_доступа] имя Создает именованный канал с указанным именем и режимом доступа. tty Выводит имя текущего терминала. who [am i] Выводит список пользователей работающих в системе. uname [-amnrsv] Выводит информацию о системе. uptime Выводит время работы системы и ее среднюю загрузку за последние 5, 10 и 15 минут. Средства оболочки предназначенные для работы с процессами Список — последовательность из одного или более конвейеров разделенных операторами &, && или ||. Более высокий приоритет у операторов && и ||. Если команда завершается оператором &, то оболочка выполняет ее в фоновом режиме. Если между двумя командами стоит оператор &&, то вторая команда будет выполнена только в том случае, если первая завершится успешно. Если между двумя командами стоит ||, то вторая команда будет выполнена только в том случае, если код завершения первой команды отличен от нуля. Если команды разделены точкой с запятой, то вторая команда будет выполнена после завершения первой, независимо от результата выполнения первой команды. Оболочка содержит несколько встроенных команд для работы с процессами: wait [pid] Ожидает завершения процесса с указаным идентификатором. Если идентификатор опущен, то ожидает завершения всех процессов запущеных оболочкой. exec команда [аргумент]... Указанная команда заменяет оболочку и получает в качестве параметров заданные аргументы. exit [n] Приводит к завершению оболочки с кодом завершения n. Если арумент опущен, то код завершения ноль. trap [действие условие...] Устанавливает обработчик события. Условие либо EXIT, либо имя сигнала без префик- са SIG. EXIT соответствует завершению работы оболочки. Если действие равно “-”, то обработчик сбрасывается в значение по умолчанию. Например, после выполнения команды: trap "echo PRESSED" INT оболочка будет выводить слово PRESSED после каждого нажатия клавиш CTRL-C. (На- жатие клавиш CTRL-C приводит к посылке сигнала SIGINT процессам подключенным к терминалу). Самостоятельная работа 1. Запишите в отчет следующую нформацию о процессах запущенных пользователем root. Вывод должен быть отсортирован по номеру процесса. 2. Создайте текстовый файл dao.txt, написав в него свою фамилию и имя 3. Создайте в домашнем каталоге именованный канал fifo. Выполните команду cat /home/dao.txt >fifo Теперь с другого терминала выполните команду cat fifo 6. При помощи команд tty, w, uname, uptime выведите в файл отчета имя текущего терминала, информацию о пользователях, работающих в системе, название и версию операционной системы, время работы системы. 7. Установите обработчик сигнала SIGINT. Для этого выполните команду: trap "echo иполучен сигнал SIGINT " INT Пошлите несколько раз оболочке сигнал SIGINT. Для этого следует нажать клавиши CTRL-C. Лабораторная работа №8 (2 часа) Процесcы в Windows XP Процессы мы можем увидеть в диспетчере задач. Откройте диспетчер задач. Нажмите вкладку процессы и изучите содержимое таблицы CSRSS.EXE Процесс отвечает за окна консоли, за создание и удаление потоков, а также частично за работу 16-битной среды MS-DOS. Он относиться к подсистеме Win32 пользовательского режима (WIN32.SYS же относиться к ядру Kernel) и должен всегда выполняться. EXPLORER.EXE Пользовательская среда, содержащая такие компоненты, как Панель задач, Рабочий стол и тому подобное. Его практически всегда можно закрывать и снова открывать без каких-либо последствий. INTERNAT.EXE Загружает различные выбранные пользователем языки ввода, показывает на панели задач значок >, который позволяет переключать языки ввода. С помощью панели управления возможно без использования данного процесса безо всяких проблем переключать раскладку клавиатуры. LSASS.EXE Этот локальный сервер авторизации отвечает за IP-директивы безопасности (интернет- протоколы) и загружает драйвер безопасности. Он запускает процесс, отвечающий за авторизацию пользователей. При успешной авторизации пользователя приложение создаёт и присваивает ему специальный протокол. Все запущенные далее процессы используют этот протокол. MSTASK.EXE Отвечает за службу планирования Schedule, которая предназначена для запуска различных приложений в определённое пользователем время. SMSS.EXE Диспетчер сеансов запускает высокоуровневые подсистемы и сервисы. Процесс отвечает за различные действия, например запуск Winlogon и Win32 процессов, а также за операции с системными переменными. Когда Smss определяет, что Winlogon или Csrss закрыты, он автоматически выключает систему. SPOOLSV.EXE Обеспечивает создание очереди на печать, временно сохраняя документы и факсы в памяти. SVCHOST.EXE Этот всеобъемлющий процесс служит хостингом для других процессов, запускаемых с помощью DLL. Поэтому иногда работают одновременно несколько Svhost. С помощью команды > можно вывести на экран все процессы, использующие Svchost. SERVICES.EXE Процесс управления системными службами. Запуск, окончание, а также все остальные действия со службами происходят через него. SYSTEM Выполняет все потоки ядра Kernel. SYSTEM IDLE PROCESS Этот процесс выполняется на любом компьютере. Нужен он, правда, всего лишь для мониторинга процессорных ресурсов, не используемых другими программами. TASKMGR.EXE Процесс диспетчера задач, закрывать который крайне не рекомендуется. WINLOGON.EXE Отвечает за управление процессами авторизации пользователей. WINMGTM.EXE Основной компонент клиентской службы Windows. Процесс запускается одновременно с первыми клиентскими приложениями и выполняется при любом запросе служб. В Windows XP процесс запускается как клиент процесса Svchost. Попробуйте завершать некоторые процессы. Что при этом происходит? Лабораторная работа № 9 (2 часа) Взаимодействие процессов. Методический материал. Взаимодействие процессов — это механизм обмена данными между процессами. В этой лабораторной работе рассмотрим один способ из пяти возможных для взаимодействия процессов. Все способы: Совместно используемая память — процессы могут просто читать и записывать данные в рамках заданной области памяти; Отображаемая память — напоминает совместно используемую память, но организуется связь с файлами; Каналы — позволяют последовательно передавать данные от одного процесса к другому; FIFO-файлы — в отличие от каналов, с ними работают несвязанные процессы, поскольку у такого файла есть имя в файловой системе и к нему может обратиться любой процесс; Сокеты — соединяют несвязанные процессы, работающие на разных компьютерах. Различия между способами взаимодействия определяются следующими критериями: ограничен ли процесс только чтением либо только записью данных; число взаимодействующих процессов; синхронизируются ли взаимодействующие процессы (например, должен ли читающий процесс перейти в режим ожидания при отсутствии данные на входе); ограничено ли взаимодействие рамками связанных процессов (имеющих общего предка) или же соединяются процессы, выполняющиеся в одной файловой системе либо на разных компьютерах. Совместно используемая память Простейшим способом взаимодействия процессов является совместный доступ к общей области памяти. Это выглядит так, как если бы два или более процесса вызвали функцию malloc() и получили указатели на один и тот же блок памяти. Когда один из процессов меняет содержимое памяти, другие процессы замечают это изменение. Быстрое локальное взаимодействие Совместное использование памяти — самый быстрый способ взаимодействия. Процесс обращается к общей памяти с той же скоростью, что и к своей собственной памяти, и никаких системных вызовов или обращений к ядру нет требуется. Устраняется также ненужное копирование данных. Ядро не синхронизирует доступ процессов к общей памяти — об этом следует позаботиться программисту. Например, процесс не должен читать данные из совместно используемой памяти, пока в нее осуществляется запись, и два процесса не должны одновременно записывать данные в одну и ту же область памяти. Стандартная стратегия предотвращения подобной конкуренции заключается в использовании семафоров. Модель памяти При совместном использовании сегмента памяти один процесс должен сначала выделить память. Затем все остальные процессы, которые хотят получить доступ к ней должны подключить сегмент. По окончании работы с сегментом каждый процесс отключает его. Последний процесс освобождает память. Для того чтобы понять принципы выделения и подключения сегментов памяти, необходимо разобраться в модели памяти Linux. В Linux виртуальная память (ВП) каждого процесса разбита на на страницы. Все процессы хранят таблицу соответствий между своими адресами памяти и страницами ВП, содержащими реальные данные. Несмотря на то что за каждым процессом закреплены свои адреса, разным процессам разрешается ссылаться на одни и те же страницы. Это и есть совместное использование памяти. При выделении совместно используемого сегмента памяти создаются страницы ВП. Это действие должно выполняться только один раз, так как все остальные процессы будут обращаться к этому же сегменту. Если запрашивается выделение существующего сегмента, новые страницы не создаются; вместо этого возвращается идентификатор существующих страниц. Чтобы сделать сегмент общедоступным, процесс подключает его, при этом создаются адресные ссылки на страницы сегмента. По окончании работы с сегментом адресные ссылки удаляются. Когда все процессы завершили работу с сегментом, один (и только один) из них должен освободить страницы виртуальной памяти. Размер совместно используемого сегмента кратен размеру ВП. В Linux последняя величина обычна равна 4кбайт, но никогда не помешает это проверить с помощью функции getpagesize(). Выделение памяти Процесс выделяет сегмент памяти с помощью функции shmget(). Первым аргументом функции является целочисленный ключ, идентифицирующий создаваемый сегмент. Если несвязанные процессы хотят получить доступ к одному и тому же сегменту, они должны указать одинаковый ключ. К сожалению, ничто не мешает посторонним процессам выбрать тот же самый ключ сегмента, а это приведет к системному конфликту. Указание специальной константы IPC_PRIVATE в качестве ключа позволяет гарантировать, что будет создано совершенно новый сегмент.Во втором аргументе функции задается размер сегмента в байтах. Это значение округляется, чтобы быть кратным размеру страницы ВП. Третий параметр содержит набор битовых флагов. Перечислим наиболее важные из них. IPC_CREAT. Указывает на то, что создается новый сегмент, которому присваивается заданный ключ. IPC_EXCL. Всегда используется совместно с флагом IPC_CREAT и заставляет функцию shmget() выдать ошибку в случае, когда сегмент с указанным ключом существует. Если флаг не указан и возникает описанная ситуация, функция shmget() возвращает идентификатор существующего сегмента, не создавая новый сегмент. Флаг режима. В эту группу входят 9 флагов, задающих права доступа к сегменту владельца, группы и остальных пользователей. Биты выполнения игнорируются. Проще всего задавать права доступа с помощью констант, определенных в файле В следующем фрагменте программы функция shmget() создает новый совместно используемый сегмент памяти (или возвращает идентификатор существующего, если значение shm_key уже зарегистрировано в системе), доступный для чтения/записи только его владельцу: int segment_id = shmget (shm_key, getpagesize(), IPC_CREAT | S_IRUSR | S_IWUSR); В случае успешного завершения функция возвращает идентификатор сегмента, если сегмент уже существует, проверяются права доступа к нему. Подключение и отключение сегментов Чтобы сделать сегмент памяти общедоступны, процесс должен подключить его с помощью функции shmat(). В первом ее аргументе предается идентификатор сегмента, возвращаемый функцией shmat(). Второй аргумент — это указатель, определяющий, где в адресном пространстве процесса необходимо создать привязку на совместно используемую область памяти. Если задать значение NULL, ОС Linux выберет первый доступный адрес. Третий аргумент может содержать следующие флаги. SHM_RND. Указывает на то, что адрес, заданный во втором параметре должен быть округлен, чтобы стать кратным размеру страницы. Если этот флаг не указан, необходимо самостоятельно позаботиться о выравнивании сегмента по границе страницы. SHM_RDONLY. Указывает на то, что сегмент доступен только для чтения, не не для записи.В случае успешного завершения функция возвращает адрес подключенного сегмента. Дочерний процесс, созданный функцией fork(), унаследует этот адрес и в случае необходимости сможет отключить сегмент. По завершении работы с сегментом его необходимо отключить с помощью функции shmdt(). Ей следует передать адрес, возвращаемый функцией shmat(). Если текущий процесс был последним, кто ссылается на сегмент, сегмент удаляется из памяти. Функция exit() и exec() автоматически отключает сегменты. Контроль и освобождение совместно используемой памяти Функция shmctl() возвращает информацию о совместно используемом сегменте и способна модифицировать его. Первым параметром является идентификатор сегмента.Чтобы получить информацию о сегменте, укажете в качестве второго параметра константу IPC_STAT, а в третьем параметре передайте указатель на структуру shmid_ds. Чтобы удалить сегмент, передайте во втором параметре константу IPC_RMID, а в третьем параметре NULL. Сегмент удаляется, когда последний подключивший его процесс отключает сегмент. Каждый совместно используемый сегмент должен явно освобождаться с помощью функции shmctl(), чтобы случайно не был превышен системный лимит на общее число таких сегментов. Функция exit() и exec() отключают сегменты, но не освобождают их. Пример программы /*Пример совместного использования памяти shm.c*/ #include #include #include int main() { int segment_id; char * shared_memory; struct shmid_ds shmbuffer; int segment_size; const int shared_segment_size = 0x6400; /*Выделение совместно используемого сегмента. */ segment_id = shmget (IPC_PRIVATE, shared_segment_size, IPC_CREAT | IPC_EXCL | S_IRUSR | S_IWUSR); /*Подключение сегмента.*/ shared_memory = (char*) shmat (segment_id, 0, 0); printf ("shared memory attached at address %p\n", shared_memory); /*Определение размера сегмента.*/ shmctl (segment_id, IPC_STAT, &shmbuffer); segment_size = shmbuffer.shm_segsz; printf ("segment size: %d\n", segment_size); /*Запись строки в сегмент.*/ sprintf (shared_memory, "Hello World");) /*Отключение сегмента. */ shmdt (shared_memory); /*Повторное подключение сегмента, но по другому адресу. */ shared_memory = (char*) shmat (segment_id, (void*) 0x5000000, 0); printf ("shared_memory reattached at address %p\n",shared_memory); /*Отображение строки, хранящейся в совместно используемой памяти.*/ printf ("%s\n", shared_memory); /*Отключение сегмента.*/ shmdt (shared_memory); /*Освобождение сегмента.*/ shmctl (segment_id, IPC_RMID, 0); return 0; } /*Конец программы*/ Отладка. Команда ipcs выдает информацию о взаимодействии процессов, включая сведения о совместно используемых сегментах (для этого следует задать флаг -m.). Например, в показанном ниже случае сообщается о том, что используется один такой сегмент, с номером 327681: ключ shmid владелец права байты nattch состояние 0x00000000 327681 user 600 393216 0 Если это сегмент был по ошибке забыт какой-то программой, его можно удалить с помощью команды ipcrm: ipcrm shm 327681 Самостоятельная работа. 1. Прочитать методический материал. 2. Набрать код и произвести компиляцию примера программы. 3. Проверить работоспособность программы. 4. Разобраться с функциями, системными вызовами и командами. Лабораторная работа 10 (2 часа) Взаимодействие процессов с помощью pipe Понятие о pipe. Системный вызов pipe()Наиболее простым способом для передачи информации с помощью потоковой модели между различными процессами или даже внутри одного процесса в операционной системе Linux является pipe (канал, труба, конвейер). Важное отличие pip’а от файла заключается в том, что прочитанная информация немедленно удаляется из него и не может быть прочитана повторно. Pipe можно представить себе в виде трубы ограниченной емкости, расположенной внутри адресного пространства операционной системы, доступ к входному и выходному отверстию которой осуществляется с помощью системных вызовов. В действительности pipe представляет собой область памяти, недоступную пользовательским процессам напрямую, зачастую организованную в виде кольцевого буфера (хотя существуют и другие виды организации). По буферу при операциях чтения и записи перемещаются два указателя, соответствующие входному и выходному потокам. При этом выходной указатель никогда не может перегнать входной и наоборот. Для создания нового экземпляра такого кольцевого буфера внутри операционной системы используется системный вызов pipe().
В процессе работы системный вызов организует выделение области памяти под буфер и указатели и заносит информацию, соответствующую входному и выходному потокам данных, в два элемента таблицы открытых файлов, связывая тем самым с каждым pip’ом два файловых дескриптора. Для одного из них разрешена только операция чтения из pip’а, а для другого – только операция записи в pipe. Для выполнения этих операций мы можем использовать те же самые системные вызовы read() и write(), что и при работе с файлами. Естественно, по окончании использования входного или/и выходного потока данных, нужно закрыть соответствующий поток с помощью системного вызова close() для освобождения системных ресурсов. Необходимо отметить, что, когда все процессы, использующие pipe, закрывают все ассоциированные с ним файловые дескрипторы, операционная система ликвидирует pipe. Таким образом, время существования pip’а в системе не может превышать время жизни процессов, работающих с ним. Прогон программы для pipe в одном процессеДостаточно яркой иллюстрацией действий по созданию pip'a, записи в него данных, чтению из него и освобождению выделенных ресурсов может служить программа, организующая работу с pip’ом в рамках одного процесса, приведенная ниже: /* Программа 05-2.с, иллюстрирующая работу с pip'ом в рамках одного процесса */ #include #include #include int main(){ int fd[2]; size_t size; char string[] = "Hello, world!"; char resstring[14]; /* Попытаемся создать pipe */ if(pipe(fd) < 0){ /* Если создать pipe не удалось, печатаем об этом сообщение и прекращаем работу */ printf("Can\'t create pipe\n"); exit(-1); } /* Пробуем записать в pipe 14 байт из нашего массива, т.е. всю строку "Hello, world!" вместе с признаком конца строки */ size = write(fd[1], string, 14); if(size != 14){ /* Если записалось меньшее количество байт, сообщаем об ошибке */ printf("Can\'t write all string\n"); exit(-1); } /* Пробуем прочитать из pip'а 14 байт в другой массив, т.е. всю записанную строку */ size = read(fd[0], resstring, 14); if(size < 0){ /* Если прочитать не смогли, сообщаем об ошибке */ printf("Can\'t read string\n"); exit(-1); } /* Печатаем прочитанную строку */ printf("%s\n",resstring); /* Закрываем входной поток*/ if(close(fd[0]) < 0){ printf("Can\'t close input stream\n"); } /* Закрываем выходной поток*/ if(close(fd[1]) < 0){ printf("Can\'t close output stream\n"); } return 0; } Программа 05-2.с, иллюстрирующая работу с pip'ом в рамках одного процесса Самостоятельная работа Наберите программу, откомпилируйте ее и запустите на исполнение. Проанализируйте результаты Лабораторная работа № 11, 12 (4 часа) Изучение файловой системы Linux 1 Общие сведения Linux — многопользовательская, многозадачная операционная система с разделением времени. В любой момент в системе выполняется множество процессов, каждый процесс принадлежит некоторому пользователю. Пользователь это объект обладающий определенными правами в системе. Каждый пользователь идентифицируется уникальным идентификатором пользователя (UID — user identifier). Пользователю присваиваются имя и пароль. Пользователь с UID 0 (root) обладает неограниченными правами. Кроме того каждый пользователь входит в одну или несколько групп. Принадлежность к группе добавляет пользователю определенные права в системе. Каждая группа идентифицируется уникальным идентификатором группы (GID — groupidentifier). Информация о пользователях хранится в файле /etc/passwd. Каждая строка файла содержит информацию об одном пользователе: регистрационное имя, зашифрованный пароль , UID, GID, полное имя, домашний каталог, командную оболочку. Командная оболочка (командный интерпретатор, shell) — средство интерактивного взаимодействия с системой. Домашний каталог — каталог в котором хранятся файлы пользователя. При входе пользователя в систему этот каталог становится текущим для оболочки. 2 Файловая система Файловая система — это структура, с помощью которой ядро операционной системы организует и представляет пользователям ресурсы памяти системы. Сюда относится память на различного рода носителях информации. Емкость и количество носителей различно в разных системах. Ядро объединяет эти ресурсы в единую иерархическую структуру, которая начинается в каталоге / и разветвляется, охватывая произвольное число подкаталогов. Цепочка имен каталогов, через которые необходимо пройти для доступа к заданному файлу, вместе с именем этого файла называется путевым именем файла (pathname). Путевые имена могут быть полными или относительными. В любой момент каждый процесс привязан к некоторому текущему каталогу. Относительные имена интерпретируются с текущего каталога. Файловое дерево может быть произвольного размера. Однако существуют определенные ограничения зависящие от конкретной операционной системы. Как правило имя каталога не должно содержать более 256 символов, а в определении одного пути не должно быть более 1023 символов. В ОС Linux существует восемь типов файлов: Обычный файл— это просто последовательность байтов. Обычный файл может содержать выполняемую программу, главу книги, графическое изображение и т.п. Каталоги -могут содержать файлы любых типов в любых сочетаниях. Специальные имена . и ..обозначают соответственно сам каталог и его родительский каталог. Файлы устройств - позволяют программам взаимодействовать с аппаратными средствами и периферийными устройствами системы. При конфигурировании ядра к нему добавляются те модули, которые знают, как взаимодействовать с каждым из устройств системы. За всю работупо управлению конкретным устройством отвечает специальная программа, называемая драйвером устройства. Драйверы устройств образуют стандартный коммуникационный интерфейс, который выглядит как обычный файл. Когда ядро получает запрос к байт-ориентированному или блок-ориентированному файлу устройства, оно просто передает этот запрос соответствующему драйверу устройства. Каждому типу устройств системы может соответствовать несколько файлов устройств. Поэтому файлы устройств характеризуются двумя номерами: старшим и млад- шим.Старший определяет драйвер, а младший конкретное устройство. Доменные гнезда (sokets) Linux — это соединения между процессами, которые позволяют им взаимодействовать, не подвергаясь влиянию других процессов. Доменные гнезда Linux локальны для конкретного хост-компьютера. Обращение к ним осуществляется через объект файловой системы, а не через сетевой порт. Именованные каналы - также как и доменные гнезда обеспечивают взаимодействие двух несвязанных процессов, выполняемых на одной машине. Жесткие ссылки — это скорее не тип файла, а его дополнительное имя. У каждого файла имеется как минимум одна ссылка. Как правило, это имя, под которым он был создан. Добавлением ссылки создается псевдоним файла. Ссылку невозможно отличить от имени файла, к которому она присоединена: в ОС Linux они идентичны. Linux подсчитывает количество ссылок, указывающих на каждый файл, и не освобождает блоки данных файла до тех пор, пока не удалит его последнюю ссылку. Символические ссылки— обеспечивают возможность указывать вместо путевого имени файла имя ссылки. Символическая ссылка содержит путевое имя файла, на который она ссылается. Имена файлов могут состоять из любых символов, за исключением слэша и символа с кодом ноль. Максимальная длина имени файла определяется конкретной системой. Для каждого файла определен владелец этого файла и группа владелец данного файла. Для каждого файла определяются права доступа владельца файла, группы, всех остальных. Есть три типа прав доступа: чтение, запись, выполнение/поиск. Изменить права доступа к файлу может только владелец и суперпользователь (root). |