Главная страница

Практикум по русскому языку и культуре речи Текст учеб практ пособие А. В. Щетинина. Екатеринбург Издво гоу впо рос гос проф пед унт, 2008. 176 с


Скачать 1.74 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи Текст учеб практ пособие А. В. Щетинина. Екатеринбург Издво гоу впо рос гос проф пед унт, 2008. 176 с
Дата10.10.2019
Размер1.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла978-5-8050-0280-0.pdf
ТипПрактикум
#89441
страница15 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Блудный сын – сын, вышедший из повиновения отцу, человек беспутный, нравственно нестойкий, но раскаявшийся в своих заблуждениях. Выражение связано с евангельской притчей о сыне, покинувшем отца и проводившем время в распутстве. Растратив деньги, испытав нужду или- шения, он вернулся домой и был радостно принят отцом. Бочка Диогена – стремление к скромной жизни, пренебрежение роскошью О древнегреческом философе Диогене (4 в. дон. э) сохранилось много легенд. Рассказывают, что он принадлежал к школе киников (циников, которые высшей нравственной задачей считали подавление всех страстей, сведение всех потребностей к минимуму, а возврат к естественному животному состоянию признавали основой счастья и добродетели. Всем своим образом жизни Диоген доказывал пренебрежение к культуре. Существует легенда, что он жил в бочке, считая дом роскошью. Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, крайний беспорядок, путаница. По библейской легенде жители древнего Вавилона захотели построить башню до неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог смешал их языки и они перестали понимать друг друга, поэтому не могли закончить строительство. Валтасаров пир, жить Валтасаром – веселая, легкомысленная жизнь вовремя какого-либо бедствия, беспечно роскошествовать. Выражение восходит к библейскому рассказу о пире у халдейского царя Вал- тасара (Балтазара), вовремя которого таинственная рука начертала насте- не письмена, предвещавшие гибель царю. В туже ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин.

169 Геркулесовы столпы (столбы – предел. Согласно греческой мифологии, Геркулес воздвиг на берегах Гибралтарского пролива два мыса. Геркулесовы столпы (столбы) считались краем мира. В переносном значении дойти до геркулесовых столпов – дойти до предела. Двуликий Янус
– неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус – бог времени, входов и выходов – изображался с двумя лицами. Одно лицо – молодое – было обращено вперед (в будущее, другое старческое – назад (в прошлое. Египетские казни – жестокие, губительные бедствия. Выражение возникло из библейского мифа о десяти казнях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена превратил воду в кровь, наслал жаб, моровую язву и пр. Златой телец – золото, богатство, власть золота, денег. Связано с библейским рассказом о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу. Иерихонская труба – слишком громкий, оглушающий голос. По преданию, в Палестине когда-то был расположен город Иерихон. Это был очень богатый торговый город, укрепленный неприступными стенами. И все же эти стены подверглись разрушению. Старинное библейское предание рассказывает, будто иерихонские стены пали отзвуков священных труб, в которые трубили завоеватели Палестины, осаждавшие город.
Камень преткновения – помеха, затруднения, на которое наталкивается кто-либо в каком-либо деле. Согласно Библии, камень преткновения это камень, положенный Богом у Храма в Иерусалиме. Об этот камень спотыкались неверующие. Книга за семью печатями – «что-либо непонятное, скрытое, совершенно недоступное разумению. Козел отпущения – человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других. Библейское выражение, возникшее благодаря обряду, существовавшему у древних евреев вдень грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки наголову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Краеугольный камень – основа, важнейшая, существеннейшая часть главная идея. Выражение из Библии Я полагаю в основание на
Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, – так говорит пророк Исайя».

170 Манна небесная – «что-либо желанное, крайне необходимое, редкое. По библейскому мифу, манна небесная – пища, которую Бог посылал иудейскому народу каждое утро с неба, когда сыны Израиля шли пустыней в страну обетованную. Неопалимая купина – нерушимость, сохранность чего-либо». По библейскому мифу, чудесный горящий, ноне сгорающий куст терновника, в пламени которого Бог явился Моисею. От лукавого – лишнее, неправильное, во вред. Выражение из Евангелия. Иесус, запретив клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал Но да будет слово ваше да, да нет, нет а что сверх того, то от лукавого. Посыпать пеплом главу – глубоко скорбеть по поводу какого-ни- будь бедствия, утраты чего-нибудь ценного. Выражение восходит к рассказу из Библии о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких. Приносить жертву Молоху (Молох – символ жестокой, неумолимой силы, требующей человеческих жертв. Связано с именем жестокого финикийского божества, о котором упоминается в Библии. Танталовы муки – несчастья, лишения, муки. По легенде, Боги пили чудесные напитки – амброзию и нектар. Напитки эти сохраняли вечную молодость, силу, здоровье. Тантал хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Его мучили голод и жажда, хотя недалеко от него были роскошные плоды и сам он стоял по горло вводе. Но как только он открывал рот, чтобы напиться, вода исчезала как только протягивал руку к плоду – ветка уходила далеко. Ящик Пандоры
– источник несчастий, великих бедствий. В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину –
Пандору, она получила от Зевса ларец, в котором были заперты всечеловеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея – не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья

171 Условные сокращения
безл. ф. – безличная форма бран. – бранное гл. – глагол дееприч. – деепричастие доп. – допускается ирон. – ироническое лич. ф. – личная форма нейтр. – нейтральная неодоб. – неодобрительное непр. – неправильно отгл. – отглагольный оф.-дел. официально-деловой презрит. – презрительное пренебр. – пренебрежительное прил. – прилагательное прич. – причастие проф. – профессиональная р. п. – родительный падеж разг. сниж.– разговорная (сниженная) ритор. – риторическое слав. – славянское страд. ф. – страдательная форма сущ. – существительное торж. – торжественное укор. – укоряющее уменьш.-ласк. – уменьшительно-ласкательное устар. – устаревшее фамильяр. – фамильярное шутл. шутливое

172 В. Е. Маковский Объяснение. Москва. Государственная Третьяковская галерея
К. П. Брюллов Последний день Помпеи».1833.
Санкт-Петербург. Русский музей

173 В. Г. Перов Охотники на привале. 1871. Москва. Государственная Третьяковская галерея
И. И. Левитан Владимирка. 1892. Москва. Государственная Третьяковская галерея

174 ПА. Федотов Сватовство майора. 1848.
Санкт-Петербург. Русский музей
В. В. Верещагин Апофеоз войны. 1871. Москва. Государственная Третьяковская галерея

175 Н. Н. Ге Что есть истина Христос и Пилат. 1890. Москва. Государственная Третьяковская галерея

176 Учебное издание
Щетинина Анна Викторовна ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Учебно-практическое пособие Редактор ЛИ. Кузнецова Компьютерная верстка НА. Ушениной Печатается по постановлению редакционно-издательского совета университета Подписано в печать 16.04.08. Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Усл. печ. л. 10,7. Уч.-изд. л. 11,5. Тираж 150 экз. Заказ № ____. Издательство ГОУ ВПО Российский государственный профессионально- педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта