Программа Маска. Программа по дисциплине Актерское мастерство. программа по дисциплинам Сценическая речь
Скачать 62.98 Kb.
|
3.Содержание программы по предмету «Актерское мастерство». Подготовительная группа. (I год обучения.) 1 . Знакомство с миром театра. На первых уроках важно пробудить в детях интерес к театру. Рассказать об особенностях этого искусства, о людях, которые ему служат. Это и драматурги, и артисты, и режиссеры, и художники, и монтировщики, звукорежиссеры, и светооператоры, гримеры, костюмеры и многие другие люди. На этом этапе идет знакомство с новыми учениками, с правилами поведения на занятиях, с техникой безопасности. Мы проводим беседы о правилах поведения в театре и посещаем московский детский театр. Затем делимся впечатлениями, учимся обсуждать и разбирать просмотренный спектакль. Таким образом мы решаем важную задачу о выявлении активности новых студийцев, их подготовке к новому этапу обучения в студии. Значение поведения в актерском искусстве. С первых занятий мы договариваемся с ребятами о дисциплине на занятии. Дети должны знать, что дисциплина и самодисциплина – это основа любого творческого процесса. Мы учим каждого умению себя самоорганизовать и «настроиться» на работу. Здесь мо говорим о готовности к действию: каждый из маленьких артистов в любой момент может выполнить простейшее задание: хлопнуть, топнуть, пересесть, поменяться местами с партнером и т.д. Здесь может и должен работать эффект неожиданности и игры. 3. Как применяет артист внимание и память в своем искусстве? О значении Внимания и Памяти у артиста существует много теорий и открытий, и все они сходятся в одном – это необходимые компоненты актерского мастерства. Ведь для того, чтобы выполнить самые простые и элементарные действия на сцене необходимо заново учиться ходить, сидеть, лежать, смотреть и видеть, слушать и слышать. Существует три круга внимания: малый, средний и большой. Например, в упражнении «Круги внимания» дети должны запомнить max количество предметов в комнате, затем перечислить их. (работает зрительная память и внимание.) Или с закрытыми глазами запомнить и перечислить все звуки в комнате, в коридоре, на улице (работает слуховая память и внимание). С закрытыми глазами определить предмет на ощупь (работает осязательная память и внимание). 4. Что такое «сценическая площадка»? Умение «распределиться» на сцене. Дети знакомятся с такими понятиями как сцена, рампа, портал, кулиса, планы кулис, задник, занавес, планы сцены. Основные упражнения этого раздела: выйти из правой (левой) кулисы, на первый ( второй, третий) план. А так же к определенной кулисе, к рампе, к заднику. Таким образом, определяется место на сцене, где должен остановиться ребенок. Эти навыки помогут детям в дальнейшем в работе над этюдами, отрывками, сценами, спектаклем. Эти упражнения уже на раннем этапе подводят к важному понятию в работе над спектаклем – мизансцене. 5.Сочинение первых этюдов – зарисовок. Этот раздел актерского мастерства является подводкой к такой наиважнейшей теме, как «я в предлагаемых обстоятельствах». Детям задается тема. Например «лето». Студиец делятся своим ассоциативным рядом, словами, понятиями, историями, связанными с темой. Этот раздел помогает раскрепощению, вызывает интерес у ребенка, собирает внимание. Таким образом, из детских «живых картинок» возникает небольшая история, которая вырастит в этюд. Необходимо отметить, что в этих упражнениях и этюдах участвует максимальное количество студийцев. Необходимо помочь ребенку погрузиться в мир вымысла и фантазии, не сдерживая своих порывов. Для поддержания нужной атмосферы используется музыка. 6.Магическое «верю». Необходимо развить в ребенке чувство естественного. Быть искренними. С первых занятий мы стараемся, чтобы дети понимали, что пустое «изображение» и кривляние, не имеют ничего общего с жизнью и театром. Только искренность и чувство правды интересно на сцене. Для воспитания такого чувства проводится комплекс упражнений на событие. Необходимо просуществовать на сцене некоторое время, выполняя самые простые действия. По окончании каждого данного этюда педагог с детьми делает подробный анализ увиденного. Ребенок учится отличать естественное поведение от неестественного, логичные действия от нелогичных. Таким образом, дети воспитывают в себе чувство правды. 7. Основы мизансцены. Упражнения на построение. Этот раздел поможет студийцам координировать свои действия в пространстве. Ребенок должен знать, что такое круг, полукруг, квадрат, треугольник, линия, шеренга, диагональ. Чтобы студиец в дальнейшем чувствовал себя на сцене свободно, он должен научиться видеть и чувствовать пространство, в котором находится. Для этого они учатся строиться в круг за минимальный промежуток времени, а так же в другие наиболее сложные фигуры и комбинации. На более сложном уровне данного раздела комбинации запоминаются, репетируются и перерастают в мизансцены выступления или спектакля. 8. Понятие «темпо-ритм». Любое упражнение, этюд, отрывок из пьесы или сцена из спектакля всегда несет определенное настроение и имеет свой характер. У человека так же: в зависимости от переживаний учащается или замедляется пульс. Здесь мы знакомим детей с 5-ю скоростями движения (1-я самая медленная , 5-я самая быстрая, но не бегом). Дети учатся двигаться по сцене во всех скоростях, не сталкиваясь, занимая все пространство сцены. При этом они учатся отличать одну скорость от другой. Скорость задает настроение, а дети пробуют почувствовать настроение, заданного движения. 9.Сюжетные отрывки. Ученикам подготовительной группы предлагается несколько названий. Окончательный выбор исходит от выбора самих ребят. Необходимо отметить, что материал должен быть не сложным и действенным. Каждый ребенок должен найти себе работу в нем. Как правило, это сказка. Мы проводим читку и обсуждаем сюжет, события, персонажей и их поступки. В начале репетиционного периода отдается предпочтение свободному выбору роли, но в дальнейшем, в зависимости от мотивации, активности и регулярности посещений занятий, формируется актерский состав. Здесь ребенок получает роль и понимает, что репетиция это еще не результат, а путь к результату, что роль необходимо учить и повторять вне занятий. 10.Выпуск учебных работ. Итоговое занятие. Этот раздел рассматривается, как итог полученных навыков. Каждое занятие начинается с небольшой разминки, чтобы собрать внимание и достичь необходимого настроя на работу. В этом периоде дети могут проверить себя, применить полученные навыки и знания. Репетиции переходят в прогоны. После публичного выступления необходимо провести обсуждение и анализ пройденной работы. Студийцы оценивают результат, отмечают удачи и ошибки. Младшая группа. (II год обучения) 11. Действие – основа сценического искусства. Искусство актёра - это искусство сценического действия. В театре только то приобретает силу и убедительность, что выражено через действие. Действие является главным средством сценической выразительности. Через активное, целенаправленное, органическое действие воплощается внутренняя жизнь образа. Этой задаче должны быть всецело подчинены артистическая техника и творческий метод. Именно поэтому весь первый год обучения посвящён основам техники физического действия. В искусстве переживания под действием подразумевается живой органический процесс, направленный на осуществление определенной цели. Первая ступень в овладении процессом органического действия — преодоление неблагоприятных условий публичности творчества. Студиец совершает в присутствии зрителей (педагогов и своих товарищей-учеников) простые жизненные действия, ещё не осложнённые творческим вымыслом: что-либо рассмотреть, расслышать, узнать, отыскать, прочесть, заучить наизусть, а для этого изменить положение, перейти, взять что-то, обратиться с вопросом и пр. Смысл этих упражнений в том, чтобы научиться отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием (публичное одиночество). Вторая ступень - действие, осуществляемое на публике в условиях вымысла. Студиец откликается своими действиями на предложенные ему обстоятельства или сам создаёт обстоятельства, оправдывая ими заданные педагогом действия. Он должен научиться на материале простейших упражнений действовать органично и целесообразно в плане сценической импровизации, которая с наибольшим успехом способна утвердить его в понимании того, что, значит, действовать сегодня, здесь, сейчас. Третья ступень овладения органическим действием связана с его повторностью. Здесь уже происходит перерастание импровизационного упражнения в отработанный этюд, в котором фиксируются логика и последовательность действия. При этом воспроизведение этой логики должно сохранять элемент первичности и импровизационности. Упражнения. 1. Предложить студийцу выйти из кабинета, предварительно попросив у него какой-либо предмет. Спрятать этот предмет; вернуть студийца назад, предложив найти спрятанную вещь. Попросить повторить поиск предмета второй раз, с условием, что студиец уже знает, что этот предмет спрятан. Усложнить задачу: этот предмет необходим как воздух, его пропажа ведёт непредсказуемые драматические события и т. д. 2. Предложить студийцу рассмотреть зрительный зал с тем, чтобы разместить в нём выставку картин или оформить его к празднику. 3. Сцена — палуба корабля, студиец - капитан, его корабль приближается к берегу неизвестной земли. 4. «Милиционер - пешеход». Пешеход торопится на свидание или на репетицию, милиционер на страже порядка - должен задержать его. 5. «Пограничник - нарушитель». Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Нарушитель пытается пересечь границу. Пограничник должен остановить его. 6. Студийцу предлагается выйти на сцену и, ничего не делая выдержать длительную паузу. Лишённый конкретного действия и став объектом внимания, он скоро убедится в ложности своего положения. После бездейственной паузы предложить студийцу выполнить простейшую задачу, например, рассмотреть устройство сцены, сосчитать кулисы и падуги, лампочки в софитах или мысленно произвести арифметическое вычисление и пр. Эго убедит студийца, что только целесообразное выполнение какого-либо действия даёт ему право прибывать на сцене. 7. Предложить студийцу проделать одно и то же действие в разных предлагаемых обстоятельствах: пройти через зрительный зал и подняться на сцену, если идёт дождь, под ногами грязь, дорогу преграждает злая собака, а в доме лежит тяжело больной, ожидающий помощи. 12.Элементы органического действия. Настройка к действию. Практические занятия со студийцами целесообразно начать с воспитания элементарных навыков, необходимых для коллективной творческой работы. К ним относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство «локтя» партнёра, готовность активно включиться в процесс сценического действия. На эту тему существуют специальные упражнения, материалом для которых может служить процесс самих занятий. Упражнения. 1. При появлении педагога в классе студийцы встанут, чтобы его приветствовать. Как правило, они это делают шумно и неорганизованно. Заставить студийцев повторять приветствие до тех пор, пока они не сделают это одновременно, бесшумно, легко и изящно. 2. Предложить студийцам бесшумно перейти с места на место, сесть в полукруг, или в два ряда, поменяться местами вместе со своими стульями и, наконец, проделать то же самое с закрытыми глазами. 3. Усложнить задачу. Все студийцы должны одновременно встать, поднять стулья, составить их в правильный круг, одновременно сесть. Вначале это делается по команде или хлопку, а затем молча, следя друг за другом. То же самое можно проделать в различных темпах, ритмах и под музыку. Эти действия в дальнейшем осуществляются как упражнения на чёткость, организованность, лёгкость, бесшумность и быстроту действия. 4. «Печатная машинка». За каждым студийцем закрепляется какая-нибудь определённая буква, цифра или знак препинания, которые отмечаются или хлопком в ладоши или каким-либо иным условленным способом при чтении заданного текста. 5. Каждому предлагается мысленно петь песню по собственному выбору, По одному сигналу петь её вслух, по другому - продолжить её петь про себя. Задача этого упражнения - не сбиться со своей мелодии в тот момент, когда другие участники упражнения поют другие песни. Вариант: одна и та же песня поётся хором, а за тем по сигналу поётся мысленно, по другому сигналу выделяются отдельные голоса. 6. Игра в «жмурки», «третий лишний», «море волнуется» и пр. Эти детские игры развивают сообразительность, ловкость, ощущение партнёра. 1 3.Преодоление мышечных зажимов. Мышечную свободу актёра Станиславский считал важнейшим условием создания творческого самочувствия. Поэтому «освобождение мышц» он включил в раздел внутренней техники актёра, подчёркивая тем самым особую роль этого элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества, так как мышечные зажимы нарушают органичность существования актёра на сцене. Мышечная скованность - враг пластичности. Можно поднять и протянуть руку, как шлагбаум, а можно развернуть её, как лебедь разворачивает шею. Добиваясь свободы и пластичности жеста, надо сначала медленно, а потом и быстро научиться разворачивать и сворачивать движения, как бы пропуская мышечную энергию по руке постепенно, от плеча к кончикам пальцев и обратно. Тогда и жесты, обозначающие, например: "смотри туда!", или "вон отсюда!", или "подойди сюда!" и т. п. станут действенными и выразительными. Упражнения. 1. Довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы. Поднять руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь всё тело так, словно удерживаешь тяжёлый груз. После чего вместе с выдохом полностью ослабить мышцы и опуститься на стул, откинувшись на спинку. 2. Музыкальная импровизация: выбирается музыкальная тема и в зависимости от характера музыки даётся задание, например, выступление манекенщиц или прибытие знаменитых актёров на престижный фестиваль. Либо прослушивается музыкальный фрагмент, и студийцы сами предлагают сюжет. 14.Восприятие и наблюдательность. Восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса - первая и необходимая ступень для всякого живого органического процесса. В жизни органический процесс осуществляется непроизвольно, сам собой; на сцене он создаётся при помощи сознательных усилий воли, так как содержание и течение сценической жизни заранее предопределено драматургом, режиссёром и самим актёром. В результате пропадает момент непосредственного воздействия её на актёра, то есть важнейшее условие органического процесса, а всё подлинно живое всегда неповторимо как в природе, так и в искусстве. Чтобы уметь верно воспринимать и отражать все тончайшие изменения в поведении партнёра и окружающей среде, необходимо обладать обострённым вниманием, уметь пользоваться органами чувств в условиях сценического вымысла. Тренировку органов чувств надо начинать с простейших упражнений, приучающих студийцев произвольно направлять внимание на определённыё объекты. Упражнения. 1. Назвать самый дальний и самый близкий объекты, находящиеся в поле зрения. 2. Перечислить в комнате все предметы, начинающиеся на одну букву, определённого цвета, оттенка. 3. Упражнение «зеркало». Точно воспроизвести позу или ряд движений проделанных товарищем. 4. Запомнить расположение предметов на столе или в комнате, чтобы, выйдя из неё и вернувшись обратно, точно рассказать об изменениях. 5. Рассмотреть глаза товарищей, весь их облик, а затем рассказать, какой они формы, цвета и каково их выражение. Затем заставить их проверить свои наблюдения; выяснить, что было в рассказе неточного, и найти новые тонкости, которые не были обнаружены с первого раза. 6. Прислушаться к звукам улицы, выделить из них шум людей, машин, пение птиц и другие звуки. Предложить определить, какая именно машина проехала. Переключить внимание с шума улицы на звуки, раздающиеся внутри дома: что слышно в данной аудитории, в соседней комнате, в верхнем и нижнем этажах, постараться представить, что там происходит. 7. Слушая речь товарища, воспроизвести его интонации, произношение, уловить дикционные недостатки и т. п. Определить на ощупь материал, форму, размер, качество предметов, достоинство различных монет, по руке или одежде узнать товарища. 9. Проделать аналогичные упражнения, но при этом найти внутреннюю мотивацию. Например, я слушаю шум проходящих машин, потому что жду «скорую помощь», чтобы спасти жизнь близкого мне человека. Я рассматриваю часы на руке соседа, так как узнаю в них некогда принадлежащие мне часы. 10. По внешним признакам поведения человека на улице, в автобусе, в метро, в театре и т. д. определить его внутренне состояние, его профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на его поведение в данный момент. 15.Память на ощущения. Память на ощущения есть способность к мысленному воспроизведению образов действительности. Актёр, воздействующий на наше воображение, заставляет нас плакать и смеяться над вымыслом, испытывать те же эмоции, которые вдохновляли его на творчество. Иными словами, через память на ощущения мы воздействуем и на эмоциональную память, то есть - память на ранее испытанные чувства. Память на ощущение и связанные с ней эмоциональные воспоминания имеют исключительное значение для художника. Они — тот материал, который питает его творчество. Способность хранить в своей памяти ранее испытанные ощущения поддаётся усовершенствованию. Она теснейшим образом связана с развитием предметного образного мышления, которое лежит в основе художественного творчества. Упражнения. 1. Вспомнить шум ветра, дождя, раскаты грома, пение жаворонка, тембр знакомого голоса, мелодию популярной песни. 2. Вспомнить обстановку знакомой квартиры, первые впечатления от моря? 3. Воспроизвести по памяти картину известного художника, с помощью присутствующих товарищей, вспомнить характер, эмоциональность картины, её атмосферу. 4. Описать словами тот или иной образ, событие, заразить слушателя своими видениями. 16. Действие в условиях вымысла. Сценическое действие не тождественно жизненному действию. Оно протекает в плоскости вымысла, а не реальности. В отличие от жизненного сценическое действие очищено от всякого случайного, несущественного и в сгущённом, концентрированном виде воплощает «жизнь человеческого духа» роли. Актёр должен действовать на сцене так же, как действовал бы в жизни, в аналогичных с ролью обстоятельствах. Однако сценическая жизнь осуществляется в условиях художественного вымысла, при котором исчезает практическая необходимость в совершении действия. По определению К. С. Станиславского, творчество актёра начинается с «если бы...», то есть с переключения из плоскости жизни реальной в плоскость воображаемой жизни. Актёр должен допустить возможность осуществления данного вымысла в реальной жизни и найти действие, соответствующее ему. Всевозможные упражнения на «если бы» помогают развивать фантазию студийцев, откликаться действием на предлагаемые обстоятельства и оправдывать его. Упражнения. 1. Упражнение «Ночной урок», « Один в доме». 2. Завязать разговор с кем-либо из студийцев, а затем предложить осложняющее обстоятельство, например: «если бы» у него болели зубы, попала соринка в глаз, жали бы туфли, как бы он отвечал на вопросы, скрывая, преодолевая боль. 3. Войти в комнату, создавая при этом прелюдию и перспективу действия, например, для того чтобы: «• проститься с товарищами; обрадовать их своим появлением; явиться на экзамен, к которому не готов и пр. 4. Снятие и надевание студийцем пальто «если бы» он был врачом, пришедшим к тяжелобольному; если тебя выгоняют из дома и т. д. 5. Обращаться с палкой, как со шпагой, флейтой, змеёй, жезлом. 6. Войти в комнату, подойти к окну, залезть под стул и выбежать из комнаты; повторить то же самое, но оправдывая при этом действие соответствующим вымыслом. 7. Встать на стул и поднять руку, затем опуститься на пол, дотронуться в трёх разных местах до стены. Возможное оправдание: перегорела лампочка. Встал на стул, чтобы её отвинтить, но уронил на пол. Собрал осколки и стал на ощупь искать выход из комнаты. 17.Развитие артистической смелости и непосредственности. Процесс творчества контролируется чувством правды артиста. Чувство правды - важнейшее свойство артистического дарования. Необходимо внушить студийцам, что к правде в искусстве нельзя подкрадываться, чересчур осторожничать с ней, что иногда нужно не раздумывая бросаться в воду, рисковать, брать барьеры с разбега. Для этого необходимы специальные упражнения, с помощью которых у студийца вырабатывается готовностъ быстро и смело откликаться на поставленные задачи. Упражнения. 1. По сигналу вскрикнуть от ужаса, от радости расхохотаться, зарыдать, закричать «караул», пропеть петухом, залаять, всё это необходимо выполнить мгновенно, не раздумывая. 2. По сигналу студийцы принимают самые неожиданные позы, затем замирают и находят соответствующие им оправдания. 3. Упражнение на «животных», с логикой их поведения, характерными особенностями. 4. Упражнение «Цирк». Кто-либо берёт на себя функцию конферансье. Объявляя номер, он называет и исполнителей из числа студийцев, которые обязаны тут же в порядке импровизации продемонстрировать обещанное публике. Одним приходится выступать с акробатическим трюком, другим - изобразить группу дрессированных животных: львов, лошадей, моржей, собак и пр., третьим - разыграть клоунаду. 5. По такому же принципу может быть организована демонстрация зверинца, магазина игрушек, оранжерей и т. д. 18.Действия с воображаемыми предметами. Беспредметные действия или действия с воображаемыми предметами — это классический пример простейших физических действий. Для овладения действий с воображаемыми предметами необходимо: овладеть техникой самого беспредметного действия; довести технику обращения с воображаемыми предметами до совершенства; необходимо придумать оправдание: зачем и для чего совершается действие; отобрать типичные, наиболее выразительные детали в технике работы с воображаемыми предметами. Упражнение на беспредметные действия помогают сознательно восстанавливать логику и последовательность простейших физических движений. Упражнения. 1. Пришить пуговицу, забить гвоздь, пожарить яичницу, наполнить ведро, взять стакан с водой, с горячим чаем. Сочетание реальных предметов с воображаемыми, например, выпить чашку горячего кофе, чашка реальная, но пустая. 2. Усложнить задание. При воспроизведении действия ставить перед собой препятствия. Например, выпитъ стакан воды, потому что мучает жажда, в стакане яд, студиец знает об этом, но всё-таки должен выпитъ; в стакане лекарство. 19.Взаимодействие с партнёром. Взаимодействие с партнёром — основной вид сценического действия. Общение актеров в момент творчества имеет особое значение. Задача актёра заключается не только в том, чтобы адресовать партнёру предназначенные ему слова, но и в том, чтобы установить внутренний контакт с действующими лицами, чутко отражая малейшие изменения в их сценическом поведении. Взаимодействие с живым объектом существенно отличается от взаимодействия с объектами воображаемыми. Тут мы сталкиваемся с активной волей партнёра, с его противодействием, подчас неожиданными изменениями в его поведении, что и нас в свою очередь заставляет действовать по-другому. Происходит тончайший процесс взаимодействия, сценической борьбы, посредством которой разрешается тот или другой драматургический конфликт. Чтобы овладеть процессом живого взаимодействия, надо тщательно изучить его, проследить, как он зарождается и протекает в жизни, через какие обязательные стадии проходит. Исходный момент всякого органического действия — процесс ориентировки. Не сориентировавшись в обстановке, не обнаружив партёра, не поняв, чем он занят, в каком состоянии находится, не оценив, как это может отразиться на осуществлении моего замысла, — нельзя правильно начать действовать. Чтобы завязать общение с партнёром, после предварительной ориентировки необходимо привлечь к себе его внимание. Привлечение внимания может превратиться в активное действие, если партнёр избегает общения либо отвлечён чем-то другим. Другой важный момент органического процесса — приспособление или пристройка к объекту. Характер пристройки зависит от многих обстоятельств: от моих взаимоотношений с партнёром, от намерений по отношению к нему, от поведения самого партнера и условий, в которых протекает наше взаимодействие. В этом разделе очень важно добиться воздействия на партнёра и восприятия от партнёра. Упражнения. 1. У кабинета директора школы ученик, которого пригласили для объявления благодарности, он несколько раз заглядывает в кабинет, но директор не замечает его. Он занят и раздражён. Ученик так и не решился войти в его кабинет. 2. Девушка впервые приехала в Москву. На вокзале ее должен встретить родственник, которого она никогда прежде не видела. В многолюдной толпе незнакомых людей необходимо отыскать нужного человека. 3. Привлечь внимание незнакомого человека, знаменитости, ребёнка, начальника, расшумевшегося зала. 4. Пристроиться к партнёру с целью заставить его выполнить просьбу, приказ, для сообщения ему приятного или неприятного известия, для установления дружеских связей. 5. Упражнения на органическое молчание: «Охота на хищного зверя», «В тылу врага», «Разговор через закрытое окно поезда», «Разговор с глухонемым». 20. Учебные занятия по овладению элементами сценической грамоты. Итоговое занятие. На первом году обучения целесообразно начинать работу над отдельными сценами из пьес-сказок или пьес, по сюжету близких возрасту детей. Работа ведётся параллельно с упражнениями и одновременно является проверкой знаний и умений, накопленных в результате тренинга. В отдельных сценах можно уже вычленить сверхзадачу (то, что я хочу сказать), а так же сквозное действие (каким способом добиваюсь, цели и выстраиваю конфликт). Здесь есть фундамент для взаимодействия на сцене, поиска характера персонажа. Герой пьесы-сказки может быть и животным, и неким сказочным существом, вроде Бабы-яги или Кощея Бессмертного. Все эти образы раскрепощают фантазию, освобождают огромный простор для веры в предлагаемые обстоятельства. Итоговое занятие в разделе «методическое обеспечение по предмету «Актерское мастерство». |