Программа Маска. Программа по дисциплине Актерское мастерство. программа по дисциплинам Сценическая речь
Скачать 62.98 Kb.
|
Средняя группа. (III год обучения). 21. Слово – основное средство воздействия на партнера, передачи ему образных представлений, мыслей, чувств. Основное внимание на этом этапе работы уделяется звучащему слову, реплике. Это начало работы над текстом. Ребята знакомятся с понятием «словесное действие», учатся передавать свою мысль и желание партнеру, зрителю; заражать ими; добиваться желаемой цели сначала с помощью «своих» слов, затем с помощью текста пьесы. Большую роль на этом этапе играет логика сценической речи. 22. Физическое действие – основа сценического действия. На первом году обучения ребята уже усвоили, что на сцене нужно действовать – внутренне и внешне, с тем, что действие должно быть обоснованно, целесообразно и продуктивно. Дети знакомятся с понятием «магическое если бы», его возможностями изменить физические действия. Это начальный этап работы в мизансцене. В основе этого раздела лежат упражнения на логику физических действий. 23. Понятие «предлагаемые обстоятельства». На сцене сплетается большое количество всевозможных «если бы». Автор, создавая пьесу, говорит: «Если бы действие происходило в такую-то эпоху, в таком-то государстве, в таком-то месте или в доме, если бы там жили такие-то люди, с такими-то мыслями и чувствами» и так далее. Режиссер, ставящий пьесу, дополняет вымысел автора своими «если бы». Эти свойства мы и будем называть «предлагаемые обстоятельства», именно они будят творческую фантазию и воображение детей, «толкают» их к активному действию. 24. Понятие «второй план». «Второй план» тесно связан с понятием «подтекст». Жест и интонация являются главными средствами, которыми пользуется актер в своей работе. Дети учатся произносить односложную фразу десятки раз. Каждый раз она должна иметь другой смысл, в зависимости от тех жестов и интонаций, с которыми она будет связана. Отыскивание подтекстов составляет очень важный этап в работе над ролью. «Роль готова только тогда, когда слова роли актер сделал своими словами». Но это осуществится лишь тогда, когда ребенок сделает своими те мысли, которыми живет образ, т.е. поймет все, что кроется под словами. В этом случае его «второй план» будет глубже и богаче. 25. Понятие «сценический образ». В основе раздела лежит уже знакомое ребятам «наблюдение». Наблюдая внешние проявления человеческого проявления (жесты, походку, речь, смех, плач, манеру держать себя и т.п.), надо пытаться как бы заглянуть внутрь человека, уяснить себе внутренние причины того или иного его поведения; попытаться понять, определить характер, особенности, отличающие его от других людей. При этом студийцы наблюдают «через себя». Например, попытаются воспроизвести подмеченный взгляд, походку, жест, интонацию, интересную позу. Если ребенок схватил только внешнюю форму, т.е. передразнил кого-то, - получится гримаса. Если же он сумел как бы проникнуть внутрь того человека, которого показывает, - сценический образ станет оправданным, органичным, живым. 26. Работа с художником. Театральная студия имеет одно очень важное отличие от театра. Студийцы являются и актерами- исполнителями и создателями-исполнителями творческих мастерских. Речь идет о знакомстве с таким понятием, как сценография, костюм в спектакле, бутафория, реквизит. Ребята помогают изготавливать декорации, придумывают костюмы, атрибуты к костюму. Мастерят бутафорию и реквизит. Словом - дети активные и главные участники в творческой жизни студии. 27. Особенности работы на концертах. Учащиеся театральной студии регулярно принимают участие в массовых мероприятиях школы, района и города. Это является очень полезной практикой для маленького артиста, так как здесь происходит непосредственное взаимодействие со зрителем. Участие в данном процессе помогает студийцам быстрее преодолеть боязнь четвертой стены. И конечно проявить свои таланты. Тематические мероприятия воспитывают в детях любовь к Семье, школе, своему городу, своей стране. 28. Импровизация в работе актера. Этот раздел говорит о максимальном внутреннем и внешнем раскрепощении. Этого можно достичь при хорошей работоспособности и самоорганизованности. Занятия по этой теме необходимо проводить под музыкальное сопровождение. Музыка вносит нужное настроение. Необходимы детское воображение и фантазия. Музыка подсказывает детям сюжет или характер действия, они придумывают себе роль и под музыку окунаются в воображаемый мир и живут в нем. Музыкальная импровизация дает толчок к свободному существованию на сценической площадке. 29. Принципы взаимодействия. Приспособления. Студийцы знакомятся с понятием «лучеиспускание». Детям необходимо понять, что на сцене необходимо действовать и действовать активно. В любом драматургическом материале персонажи действуют активно по отношению друг к другу, т. е. взаимодействуют. В работе над конкретным материалом, будь то этюд или отрывок, ребенок понимает, что действовать на сцене нужно по отношению к партнеру, находить точки соприкосновения с ним, хотеть и добиваться от него необходимого. С практической точки зрения нужно найти способы слушать себя. Дается несколько ситуаций, где один персонаж чего-то хочет, а другой нет. «Лучи» хотения первого должны горячо осветить и согреть второго, что б второй ответил на зов. 30. Работа над сюжетными этюдами. Занятия с детьми на протяжении данного раздела проходят на основе, так сказать, полнейшей самостоятельности. Здесь ребята попробуют себя и как драматурги, и как режиссеры, и как актеры, т.е. самолично пройдут все этапы от рождения небольшого драматургического произведения до его сценического воплощения. Детям предлагается одна или несколько тем или ситуаций, где есть событие. Дается время ( 10 – 15 минут ) на репетицию, где ребята: - самостоятельно находят одного или несколько режиссеров из группы; - придумывают сюжетную линию каждой ситуации; - распределяют роли; - показывают готовые сценки. После показа педагог совместно с детьми проводит анализ работ. Здесь выявляются наиболее удачные моменты, а так же и ошибки. Необходимо, что бы дети умели анализировать не только чужую, но и свою работу и могли повторить тот или иной отрывок с учетом полученных замечаний. В дальнейшем задания усложняются. Ребятам предлагается трудиться по такому же принципу самостоятельности, только над конкретным литературным материалом. В результате наиболее удачные работы выходят на итоговое занятие. 31. Выпуск учебных работ. Итоговое занятие 2. Предполагается в форме литературно-пластической композиции. Подробнее в разделе «Методическое обеспечение программы по предмету Актерское мастерство». Старшая группа. (IV год обучения). 32. «Застольный период», выбор и действенный анализ пьесы. Выбор пьесы – дело непростое. Она должна быть актуальна, заразительна. Должна соответствовать интересам детей – исполнителей. «Застольный период» - это теоретический разбор материала. Дети знакомятся: - с творчеством автора пьесы; - с эпохой; - с темой пьесы, ее идеей; - с конфликтом; - с событиями, заложенными в ней. На этом же этапе идет распределение ролей, разбор характеров персонажей, их поступки, первая читка. 33.Перспектива Артиста и Роли. После распределения ролей дети учатся анализировать поступки и устремления своего персонажа. После чего должны знать – чего хочет, куда стремится и что для этого делает его персонаж. Разумеется, это приходит к ребятам не сразу, а в результате кропотливой работы над ролью. 34. Работа над ролью в творческом процессе переживания. Основное, что отличает работу над ролью в готовой пьесе, - это необходимость подчинения себя данному художественному произведению с тем, чтобы правдиво воспроизвести жизнь, выведенную автором пьесы. Работа над ролью – это непрерывный процесс искания, наблюдения; это не только советы режиссера-педагога, но и самостоятельный творческий поиск ребят: - работа с текстом; - определение мотивации поступков - нахождение «болевых точек»; - поиск внутренней и внешней характерности роли; - поиск «манков» и приспособлений; - взаимоотношения с партнерами (др. персонажами); - сверхзадача роли. 35. Сверхзадача роли и спектакля. На начальном этапе разбора пьесы мы еще не говорим о том, какой получится спектакль, но когда начинается репетиционный процесс, необходимо помочь студийцу-актеру разобраться, чего хочет его персонаж, куда направлены его устремления, какие поступки он при этом совершает. При такой кропотливой работе рождается история, судьба. И только после премьеры мы анализируем спектакль и пытаемся определить, о чем он получился. И при дальнейшей работе над спектаклем мы сообща направляем его к нужной цели. 36. Этюдный метод в работе над спектаклем. Ребенок, работающий в этюде в качестве актера, поставлен в такие условия, при которых его творческая фантазия максимально свободна: он принимает участие в отделке сюжета, творчески импровизирует текст и т.д. Вообще, вся его работа над ролью в этюде протекает на основе собственной фантазии, чем на основе драматургического материала. Последовательный порядок работы в этюдах примерно таков же, каков будет порядок работы над пьесой, над ролью, следовательно, дети уже здесь практически знакомятся с предстоящей в дальнейшем (правда, более сложной и углубленной) работой над образом, над ролью, над пьесой. 37. Репетиции. Репетиции отличаются от этюдов четкими мизансценами, ведутся строго по тексту автора. На данном этапе в детях воспитывается способность запоминать строгий рисунок роли, отдельных сцен (реплики, аппарты, диалоги, монологи). А так же от репетиции к репетиции развивается способность неоднократно повторить фрагмент , сцену из спектакля с новыми уточнениями. Таким образом, спектакль репетируется по отдельным сценам, по актам и целиком. 38. Прогоны. Прогон – это цельный законченный процесс, с полным художественным и музыкальным оформлением, где ребенок – исполнитель может в полном объеме ощутить свою роль от начала до конца. Для проверки целостности делаются прогоны, где дети-актеры проверяют линию роли, костюмы, грим, реквизит, приспосабливаются работать в декорации. Прогоны бывают: - черновые (с остановками, уточнениями, изменениями); - технические (проверка реквизита, перестановок, света, звука, отработка музыкальных пластических номеров) - генеральный прогон (как на спектакле, без остановок). После прогонов проводится обязательный анализ успехов и ошибок. Дети, получив замечания, исправляют ошибки на следующем прогоне. 39. Премьера спектакля. Помимо репетиционной работы дети совместно с педагогом работают над художественным оформлением спектакля (совместными усилиями изготовляются декорации, костюмы, реквизит, подбирается музыка). Необходимо подчеркнуть, что все исполнители всех составов помогают на прогонах (помощь художнику по свету, работа со зрителем, работа реквизитором, работа ведущего за кулисами и т. п.). Работа ребят над художественным оформлением. Подбор музыкального ряда. Необходимо определить музыкальное оформление спектакля. Здесь проходит работа с музыкальным архивом коллектива (если таковой имеется). Если же нет - необходимо организовать процесс поиска материала. Не исключается работа с композитором. В данном конкретном случае использовались все возможности для реализации задачи. Сюда можно отнести и организацию записи необходимых вокальных фонограмм на базе музыкальной студии коллектива. Подбор и изготовление необходимого реквизита. Здесь также проявляется фантазия и инициатива ребенка. Благодаря совместной деятельности дети самостоятельно организуют этот процесс: распределяют работу по интересам между собой так, чтобы никому не было обидно - красят, клеят, вырезают, в результате - творят! Работа над костюмами. Костюмы шьются исходя из возможностей коллектива. Чаще всего детали изготовляются самими детьми, а основные костюмы используются из костюмерных репетиционной базы и самого коллектива. В данном случае костюмы додумываются исполнителями так, чтобы подчеркивался характер, темперамент, повадки и особенности персонажа - зерно образа. Иными словами, костюмы подбираются и изготовляются совместно. Не исключается работа с модельером. Здесь организуется процесс знакомства с пошивочным цехом (примерки, личные пожелания детей). Изготовление декораций. В данном случае они могут быть как стационарными, так и передвижными. Работа над декорацией распределяется между учениками старшего возраста, так как здесь идет использование инструментов. Дети младшего возраста организуют себя в пространстве таким образом, что с удовольствием помогают в работе над мягкими частями декорации (одежда сцены, драпировка, покраска). Организованное коллективное творчество над общим делом приводит к конечному результату – это выход на зрителя. Премьера! 40. Подведение итогов. Публичные показы спектакля. Выпуск спектакля – это не конечный результат творческой жизни театральной студии. Спектакль войдет в репертуар и будет сыгран еще не раз. В этом процессе мы находим новые и новые краски, нюансы, приспособления, которые ранее были упущены из-за отсутствия жизненного и профессионального опыта юных исполнителей. И таким образом, ребята совершенствуют свое исполнительское мастерство. 4. Методическое обеспечение программы по предмету «Актерское мастерство». Наш метод работы опирается на театральную школу великого русского режиссера и педагога, основателя Московского художественного театра и создателя системы воспитания актёра как человека и профессионала К. С. Станиславского. Цель этой системы — помочь актёру воплотить на сцене «жизнь человеческого духа» роли через живые, художественно правдивые образы. Основной постулат этой системы: «я, через него (персонаж) в предлагаемых обстоятельствах». Неувядаемое значение системы Станиславского в том, что она опирается на объективные законы физической и духовной природы человека. На наш взгляд, эта система применима и для воспитания подрастающего поколения, так как несёт в себе общечеловеческие ценности (этика, дисциплина, умение сопереживать и пр.) и наиболее полно соответствует целям и задачам современной педагогики. Именно поэтому она положена в основу данной программы. Формы и методы работы по курсу «Актёрское мастерство». На первом году обучения основной формой занятий является игровой тренинг, где дети знакомятся с миром театра и его особенностями. Актерский тренинг включает в себя упражнения на внимание и память, фантазию и воображение. Результатом является публичное выступление, итоговое занятие «Наши первые шаги на сцене». На втором году обучения основной формой занятий является тренинг. Актерский тренинг включает в себя комплекс упражнений, которые варьируются в зависимости от восприятия детей. В основе нашей методики лежит действенный метод проб и ошибок. Результатом является публичное выступление. Здесь они демонстрируют наиболее удачные работы тренинга: -упражнения на внимание; -восприятие и наблюдательность; -действие в условиях вымысла -взаимодействие с партнером. -отдельные сцены. В итоговое занятие также входят детские работы по предметам сцен. речь и сцен. движение. На третьем году основной формой занятий является этюдный метод. Это прежде всего свобода действия, импровизация в условиях вымысла. Здесь происходит гармоничный синтез актерского мастерства и доп. предметов- речи и движения. В результате, отдельные этюды выливаются в литературно-пластическую композицию. На четвертом году основной формой занятий являются беседа и репетиция. Итогом будет спектакль. Все художники знают свои инструменты, орудия, все изучают их, учатся правильно ими владеть. И если скрипач или художник извне получают свои инструменты и орудия, то актёр его носит в себе: он сам инструмент свой и первоначально слит с ним. Изучить себя самого, наблюдать себя, научиться управлять собой - вот первейшие задачи успешного выполнения любого театрального действия. «Пусть любит не тело своё, но движение, которое он совершает при помощи тела, ставшего инструментом и объективным орудием для совершения движения...» Развивать наше тело изнутри, с помощью нашей психики - это значит, что все физические упражнения будут пониматься и выполняться, как упражнения психофизические. Все средства подключения психики есть развитие нашего воображения. Они превращают физические упражнения в психофизические. 5.Список литературы. 1.К.С. Станиславский. Собрание сочинений. М.»Искусство» 1951 год. 2.Михаил Чехов. Литературное наследие в 2х томах. М «Искусство» 1986год. 3.Б.Лихачев «Педагогика» - курс лекций. М. «Прометей», «Юрайт» 1998 год. 4.П. Брук, «Пустое пространство». М.»Искусство» 2003 год. 5.Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год. 6..М.И.Кнебель «Поэзия педагогики» М. ВТО 1976 год. |