Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение № 3. “Негативные образы” Цель

  • Упражнение № 4. «Волшебный магазин» Цель упражнения

  • Упражнение № 5. «Хлопки по кругу» Цель

  • Занятие № 6. Цель

  • Упражнение № 1. Упражнение «Приветствие» Цель упражнения

  • Упражнение № 2. Метод мозгового штурма

  • Занятие № 7. Цель

  • Упражнение № 1. Приветствие «Как здороваются олени»

  • Упражнение № 2. «Упрямая сороконожка» Цели

  • Размер группы

  • Упражнение № 3. «Цепочка речи» Цель

  • Упражнение № 4. «Зеркало»

  • Занятие №8. Цель

  • Упражнение № 1. «Здравствуй, мне очень нравится…»

  • Упражнение № 2.

  • Коррекционно-развивающая программа. программа. Программа по коррекции агрессивного поведения у подростков


    Скачать 79.21 Kb.
    НазваниеПрограмма по коррекции агрессивного поведения у подростков
    АнкорКоррекционно-развивающая программа
    Дата14.05.2021
    Размер79.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрограмма.docx
    ТипПрограмма
    #204919
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Цель: формирование самоконтроля.

    Участники оценивают свои основные черты характера, называя ,например, 5 хороших своих черт и 5- плохих. Нужно определить, какие из черт зависят от самого человека и могут управляться изменяться самим человеком.

    Обсуждение: Какими чертами, эмоциями человек может управлять сам. 

    Упражнение № 3. “Негативные образы”

    Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

    Психолог: “Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает, т.е. не может объяснить причины, ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.

    Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

    Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравиться в этом человеке, и проговорите вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек.

    Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов “В этом человеке мне не нравиться …” то-то и то-то и заканчивайте на свое усмотрение, словами “и потому я злюсь на него”, “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т. д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам, и так произносим фразы поочередно”.

    После завершения упражнения обсуждаются трудности в его выполнении: свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делится чувствами, возникшими в процессе упражнения.

    Упражнение № 4. «Волшебный магазин» 

    Цель упражнения: обучение навыкам взаимодействия.

    Во время "торговли" участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни.  Один из участников группы приходит в "волшебный магазин", продавец в котором - ведущий группы. Продавец-волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь..., но требует чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д.

    Упражнение № 5. «Хлопки по кругу»

    Цель: эмоциональная стабилизация группы.

    Ход игры: Ведущий дает следующую инструкцию: "Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение хлопка начинается в противоположную сторону". По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов: Почему ты ошибся?  Почему пропустил?  Кто тебе помешал? 
    Занятие № 6.

    Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

    Задачи:

    1. Познакомить со способами эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

    2. Отработать навыки поведения в дискуссии.

     

    Упражнение № 1. Упражнение «Приветствие»

    Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. 
    Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 

    Упражнение № 2. Метод мозгового штурма «Способы эффективного межличностного общения»

    Упражнение № 3. «Катастрофа в пустыне»

    Задачи: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

     Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

    Время: не менее полутора часов.

    Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

    Ведущий дает группе следующую инструкцию:

    — С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

    Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

    Список предметов:

    Охотничий нож.

    Карманный фонарь.

    Летная карта окрестностей.

    Полиэтиленовый плащ.

    Магнитный компас.

    Переносная газовая плита с баллоном.

    Охотничье ружье с боеприпасами.

    Парашют красно-белого цвета.

    Пачка соли.

    Полтора литра воды на каждого.

    Определитель съедобных животных и растений.

    Солнечные очки на каждого.

    Литр водки на всех.

    Легкое полупальто на каждого.

    Карманное зеркало.

    После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

    Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

    По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

    Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

    Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

    Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

    Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

    Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

    Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

    Какие способы поведения оказались наименее результативными?

    Какие только мешали общей работе?

    Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

    Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

    При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

    Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

    Итак, ответы:

    Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

    Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

    Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

    Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

    Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

    Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

    Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

    Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

    Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

    Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

    Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

    Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

    Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

    Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

    Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

    Пачка соли. Значимости практически не имеет.

    Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

    Полтора литра воды на каждого.

    Пачка соли.

    Магнитный компас.

    Летная карта окрестностей.

    Легкое полупальто на каждого.

    Солнечные очки на каждого.

    Литр водки на всех.

    Карманный фонарь.

    Полиэтиленовый плащ.

    Охотничий нож.

    Охотничье ружье с боеприпасами.

    Карманное зеркало.

    Определитель съедобных животных и растений.

    Парашют красно-белого цвета.

    Переносная газовая плита с баллоном.

    Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

    Рефлексия.

     

    Занятие № 7.

    Цель: развитие невербальных навыков эффективного межличностного взаимодействия.

    1. Развивать умения понимать эмоции других людей.

    2. Сформировать умение слушать.

    Упражнение № 1. Приветствие «Как здороваются олени»

    Вы знаете, как здороваются олени? Давайте поздороваемся: ушками, носиком, глазками, плечиками и. т.д. А теперь как люди - пожмем друг другу руки.

    Упражнение № 2. «Упрямая сороконожка»

    Цели:
    а) проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации;
    б) пробудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности;
    в) практически отработать способы мирного, без насилия, решения актуальных проблем в группе представителей противоположных интересов и задач.
    Размер группы: 8-20 участников.

    Время: в зависимости от размеров игрового поля и количества игроков, в среднем - 3-7 минут для каждого из двух этапов игры.
    Ход упражнения:

    Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг спинами внутрь, а лицами - наружу круга. Беремся за руки, образуя живое кольцо.
    Правила игры:

    - Основное правило, действующее на протяжении всей игры: нельзя расцеплять руки и разрывать круг! На протяжении первого этапа игры нельзя общаться - разговаривать, обмениваться информацией.

    Каждый из игроков определяет для себя любое место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться.
    По команде каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и оставаться там не менее трех секунд. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем быстрее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.
    Завершая объяснение правил, необходимо напомнить о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, останавливается продвижение группы до полного "восстановления" живого кольца.
    Если не возникает вопросов, то командой "Старт!" можно начинать игру.
    Когда каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат - сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

    Переходим ко второму этапу. У него те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.

    Упражнение № 3. «Цепочка речи»

    Цель: тренировка умения слышать и слушать, концентрироваться на партнере; развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия.

    Группа сидит в кругу. Первый участник предлагает первое предложение на заданную тренером тему. Второй повторяет его и добавляет следующее и т.д. по цепочке, чтобы получился связный рассказ. Игра будет идти «с накоплением». 

    Упражнение № 4. «Зеркало»

    Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

    1) пришиваем пуговицу;

    2) собираемся в дорогу;

    3) печем пирог;

    4) выступаем в цирке.

    Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Пожалуйста. Спасибо. Подведем итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Итак, подводим итоги. Спасибо. Наш зеркальный тест завершен.

    Рефлексия.

     

    Занятие №8.

    Цель: расширение способоввзаимопонимания, развитие умений распознавать эмоции.

    Задачи:

    1. Развивать умения понимать эмоции.

    2. Сформировать значимость понимания эмоций других людей.

    Упражнение № 1. «Здравствуй, мне очень нравится…»

    Участники вправе сами закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким.

     

    Упражнение № 2. Опрос «Почему важно понимать чувства и эмоции других людей?»

    Упражнение № 3. Упражнение «Передача чувств по кругу»

    Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения.

    После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта