Ппр. Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки составитель преподаватель мбоудод дши помаскина С. М
Скачать 101.04 Kb.
|
Третий год обучения «От народного творчества до музыкальной формы».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения. Годовые требования. Содержание разделов Первый год обучения Раздел 1:Характеристика музыкального звука. Цель:Научить слушать духовную тишину через музыку великих мастеров.Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Слушание музыки и изображение ударов колокола различными движениями, пластикой. Домашнее задание: нарисовать рисунок «Звуки в красках», приготовить пластический этюд на музыку П.И Чайковского «Утренняя молитва» Музыкальный материал: Колокольная музыка. П.И. Чайковский: «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви». В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта». Тема волшебных колокольчиков. Раздел2:Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Цель:Развивать музыкально-творческие способности через метод пластического интонирования, метод сравнительного анализа, творческие задания. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Метроритмическое своеобразие музыки, эмоционально-чувственное восприятие доли-пульса, ритмического рисунка. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт). Первое знакомство с инструментами симфонического оркестра. Зрительно-слуховой анализ средств выразительности. Самостоятельная работа: Сочинение музыкальных «шагов» какого-либо персонажа сказки «Теремок», «Колобок»,зрительно-слуховой анализ средств выразительности в пьесах из собственного исполнительского репертуара. Домашнее задание: подобрать картинки к прослушанной музыке, с сайта школы прослушать музыкальные фрагменты, и дать им характеристику. Музыкальный материал: С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Полночь, Гавот В. Гаврилин: «Часы» Э. Григ «В пещере горного короля» Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», Вальс, Полька М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка» Л. Боккерини Менуэт М.И Глинка «Полька» Раздел3:Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Цель:Дать представление о строении мелодии, о типах её движения, кульминации. Знакомство с понятиями: скерцо, кантилена, речитатив. Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, скерцо, речитатив - особенности фразировки и звуковысотной линии мелодии. Самостоятельная работа: определение кульминации в нотных примерах пьесах по специальности. Домашнее задание: приготовить рисунки, отражающие звуковысотную линию мелодии, кульминацию. Музыкальный материал: А. Рубинштейн Мелодия Ф.Шуберт Ave Maria М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Балет невылупившихся птенцов» К. Сен-Санс «Лебедь» С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Гавот В.А. Моцарт «Турецкое рондо» М.П. Мусоргский цикл «Детская»: « В углу», « С няней» Раздел 4: Сказочные сюжеты в музыке. Цель:Развивать воображение, познакомить с творчеством великого мастера - П.И Чайковским. Первое знакомство с балетом: П.И. Чайковский «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Закрепление пройденных тем на новом музыкальном материале. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Домашнее задание - создание своей пантомимы. Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Щелкунчик»: дивертисмент из 2 действия. Раздел 5:Интонация в музыке, как совокупность всех элементов музыкального языка. Цель:Ввести новое понятие – интонация, через объяснение преподавателя, прослушивание музыкального материала, и его анализ. Разные типы интонации в музыке и речи: интонация вздоха, удивления, вопроса, угрозы, насмешки, фанфары, ожидания, скороговорки. Колыбельные песни. Первое знакомство с оперой. Самостоятельная работа: Подготовка народной колыбельной для пения в классе в театрализованном действии. Письменная работа: отметить знаками-символами смену динамики, регистра, темпа, речевой интонации, сочинение музыкальных интонаций для героев какой-либо сказки. Домашнее задание: Рисуем декорацию. Музыкальный материал: Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: хор «О-хо-хо-нюшки-ох!» В. Калинников «Киска» Народные колыбельные Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: колыбельная Волховы Дж. Россини «Дуэт кошечек» Раздел 6:Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр. Цель: Знакомство с понятием фактура, тембр, диссонанс, консонанс. Хороводы как пример организации пространства. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом. Практическая работа: Исполнение ритмических канонов, детских песен-канонов. Домашнее задание: Зрительно-слуховой анализ фактуры в пьесах по специальности . Музыкальный материал: Э. Григ сюита «Пер Гюнт»: «Утро» М. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка» П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» С.С. Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки» Г.В. Свиридов «Колыбельная песенка» А. Вивальди «Времена года»: Весна Раздел 7:Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Цель: Познакомить с симфоническим оркестром, развивать воображение, через рассказ преподавателя, объяснение, слушание музыки. Знакомство с симфоническим оркестром. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра. Домашнее задание: Нарисовать любимый инструмент из симфонической сказки «Петя и волк» Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом»: « Баба Яга» М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Избушка на курьих ножках» Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление «Океан — море синее», «Пляска ручейков и речек», «Пляс золотых рыбок» Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема моря К. Сен-Санс «Аквариум» С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» Второй год обучения Раздел 1: Музыкальная тема, способы создания музыкального образа. Цель: Познакомить с новыми понятиями, закрепление имеющихся знаний на новом музыкальном материале. Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности. Домашнее задание:Составление кроссвордов по изученным терминам. определение в знакомых произведениях типов интонаций, связанных с первичными жанрами и музыкального образа в пьесах из своего исполнительского репертуара, определение фактуры, темпа, динамики, изменений музыкальной речи в музыкальных произведениях. Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»: Вступление С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Утро», «Дождь и радуга» Р. Шуман «Карнавал» (№2 , №3) пьесы Э. Грига, Р. Шумана, М. Мусоргского, пройденные в 1 классе С.С. Прокофьев балет «Золушка»: «Па де шаль» П.И. Чайковский «Детский альбом»: Вальс Раздел 2: Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Краткие сведения о музыкальных стилях. Цель: Дать представление о новых понятиях, познакомить с детскими альбоми разных композиторов. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Основные приемы развития в музыке: повтор (точный, с изменениями, секвенция), контраст в пьесах из детского репертуара. Первая попытка отслеживания процессов музыкального развития. Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов (Бах, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Дебюсси): музыкальный герой, музыкальная речь (как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть, стиль композиторов). Первоначальное знакомство с понятием содержания музыки и программной музыки. Музыкальная речь, возможность воплощения в ней мыслей и чувств человека. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара. Домашнее задание: Подбор иллюстраций к музыкальным стилям, создать презентацию «Мой музыкальный альбом» Музыкальный материал: Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Сицилийская песенка», «Дед Мороз», «Первая утрата» П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Сладкая грёза», «Новая кукла» И.С.Бах Полонез соль минор В.А. Моцарт «Турецкое рондо» Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» С.С. Прокофьев «Детская музыка»: Тарантелла, « Пятнашки» Р. Шуман «Детские сцены»: « Поэт говорит» И.С. Бах: Токката ре минор (или Sinfonia из Партиты № 2 до минор, раздел «Grave»), Полонез соль минор В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (фрагм.) К. Дебюсси «Снег танцует» Раздел 3: Музыкальный синтаксис. Цель: Развивать умение применять имеющиеся знания на новом материале, через работу с различными предметами (мячами) закрепить понятия фраза - предложение. Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук - мотив - фраза - предложение - музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Домашнее задание: Сочинение вариации на мелодию русской народной песни (изменение ритма, дублирование мелодии). Музыкальный материал: Легкие вариации из детского репертуара. Р. Шуман «Карнавал»: № 2, 3. Раздел 4: Процесс становления формы в сонате. Цель: Знакомство с новым понятием «соната», через объяснение преподавателя, работу с графическими схемами. Мотивная работа как способ воплощения процесса динамичного развития, музыкального действия в классической сонате и сонатине из детского репертуара по программе 2 класса (В. Моцарт, А. Гедике). Разучивание песенки-модели. Отслеживание процесса развития музыкальных «событий». Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, «жизнь» музыкальных образов от начала до конца. Слушание и слежение по графической схеме за ходом музыкального действия в «Репетиции к концерту» В. Моцарта. Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти. Домашнее задание: Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти. Музыкальный материал: В.А. Моцарт Шесть венских сонатин: № 1, № 6 Д. Скарлатти Соната № 27, К-152 (том 1 под ред. А. Николаева) В.А. Моцарт Симфония № 40, 1 часть (фрагм.), «Детская симфония» В.А.Моцарт «Репетиция к концерту», Концерт для клавесина Раздел 5: Кульминация как этап развития. Цель:Знакомство с понятиями – кульминация – имитация -контрастная полифония - мотивы-символы Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций. Способы развития и кульминация в полифонических пьесах И. С. Баха. Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор, Инвенция до мажор). Слушание музыкальных примеров («Рост елки», Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского), заполнение схемы «Лента музыкального времени». Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек). Самостоятельная работа: В полифонических пьесах по специальности определеит приемы имитации, контрапункта, характера взаимоотношения голосов. Музыкальный материал: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: « Рост елки», Па- де- де, Марш П.И. Чайковский «Времена года»: «Баркарола» Э. Григ « Утро», « Весной» М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагм.) И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги, Инвенция до мажор Э. Денисов «Маленький канон» Г.В. Свиридов «Колдун» С.С.Прокофьев «Раскаяние» П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Старинная французская песенка» |