Ппр. Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки составитель преподаватель мбоудод дши помаскина С. М
Скачать 101.04 Kb.
|
Раздел 6: Выразительные возможности вокальной музыки. Цель: Введение новых понятий: дуэт, рондо, квартат, контрапункт, имитация. Дуэт, трио, квартет, канон. Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней (в том числе, имитация, контрапункт, вариационное развитие). Анализ текста и определение характера голосов в дуэте, квартете. Определение в вариациях смены интонаций, признаков первичных жанров. Самостоятельная работа: Сочинение подголосков к мелодиям русских народных песен. Сочинение вариаций на мелодию с изменением первичного жанра (смена размера, темпа, динамики, регистра). Музыкальный материал: В.А. Моцарт дуэт Папагено и Папагены; дуэт Фигаро и Сюзанны М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская» Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов) М.И. Глинка «Камаринская», Персидский хор Г.В. Свиридов Колыбельная песенка Раздел 7:Программная музыка. Цель: Дать знания о роли программы в музыке, дать понятие- музыкальный портрет - пейзаж-бытовая сценка. Продолжение темы «Содержание музыки». Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Тема времен года. Домашнее задание: сделать зарисовки к музыке А. Вивальди, подобрать репродукции картин к циклу «Времена года» П.И Чайковского, написать мини сочинение «Я слышу в пейзаже….» Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки» А. Вивальди «Времена года»: « Зима» Раздел 8: Приемы создания комических образов: Цель: Развивать игровую логику через анализ прослушанных произведений. Утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, «неверных» нот, дразнилки, преувеличения. Домашнее задание: Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Музыкальный материал: С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Пятнашки», «Шествие кузнечиков», Марш, Галоп из балета «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, Скерцо Д.Б. Кабалевский «Клоуны», Рондо-токката С. Джоплин Рэгтайм И.Ф.Стравинский балет«Жар-птица»: Поганый пляс Кощеева царства К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» Третий год обучения Раздел 1: Народное творчество. Цель: Прививать интерес к народному творчеству через рассказ, беседу, творческие задания. Народное творчество - этимология слов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»). Годовой календарь праздников: главные праздники: Рождество, Масленица, Благодарение. Домашнее задание: Создание своего личного (семейного) годового круга праздников. Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли» (два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»; величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»), рождественские песни, хор «Сбирались птицы» из оперы «Снегурочка» Н.А Римский – Корсаков, «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле липенька», «Около сырова дуба», «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка». Раздел 2: Былины. Исторические песни. Цель: Познакомить с историей зарождения былин, исторических песен. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»). Домашнее задание: Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний. Сочинение подголоска (косвенное голосоведение, гетерофония). Изготовление макетов и рисунков щитов русских и монгольских воинов, приготовить былину. Музыкальный материал: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила» Н.А. Римского-Корсакова Русская народная песня «Как за речкою», обработка; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Раздел 3: Жанры в музыке. Цель: прививать интерес к истории русской музыкальной культуры. Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода. Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься». Пение песен, подбор баса. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры Самостоятельная работа: Рисунки своего «музыкального дерева». Домашнее задание: Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры Музыкальный материал: «Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Грянул внезапно гром»; канты: «Орле Российский», «Начну играти я на скрипицах» (или другие по выбору педагога); М.И. Глинка, Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»; опера «Жизнь за царя»: хор «Славься». Раздел 4: Марши. Танцы. Цель: Познакомить с многообразием маршевой, танцевальной музыки, с географией танцевального жанра , развивать умение различать виды маршей. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Слушание и определение признаков марша, структуры. Самостоятельная работа: Найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки. Музыкальный материал: Г.В.Свиридов Военный марш Дж. Верди опера «Аида»: Марш П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы» П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш С.С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш; балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей» Э. Григ « В пещере горного короля» М.И. Глинка Марш Черномора Ф. Шопен Прелюдия до минор Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов. Музыкальный материал: Старинные танцы из сюит Г.Генделя, Ж.Б.Рамо, Г.Перселла, И.С.Баха. Танцы народов мира. Раздел 8: Музыкальные формы. Цель: Развивать слуховой анализ через практические задания. Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (исполнительский репертуар 2, 3 классов). Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара учащихся. Вариации: в народной музыке, старинные (Г. Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И. Глинка ). Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса А.П.Бородина «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов. Практическая работа №1 «Определение варианта музыкальной формы в сюжете известной сказки». Практическая работа №2,3 «Сочинение музыкальных примеров по пройденным темам» Домашнее задание: Подготовка к исполнению в классе примеров на простые формы из своего исполнительского репертуара. Изготовление карточек - рисунков к различным музыкальным формам. Музыкальный материал: Вступление: Ф. Шуберт «Шарманщик» П.И. Чайковский «Времена года»: «Песнь жаворонка» М.И. Глинка романс «Жаворонок» Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление, опера «Снегурочка»: вступление. Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1 С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети Ж.Ф. Рамо Тамбурин П.И. Чайковский «Баркарола», «Детский альбом»: «Утренняя молитва» Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор И.С. Бах Маленькие прелюдии 2-х и 3-частные формы: П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка» Р. Шуман « Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога Рондо: Ж.Ф. Рамо Тамбурин Д.Б. Кабалевский Рондо-токката М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа С.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый» А. Вивальди «Времена года» А.П. Бородин романс «Спящая княжна» Вариации: Г.Ф. Гендель Чакона В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор» Раздел 9:Симфонический оркестр. Цель: Закрепить имеющиеся понятия на новых примерах, развивать умения готовить самостоятельно сообщения о истории музыкальных инструментов, и жизни композиторов. Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов. Домашнее задание: сообщение о муз. инструментах, композиторах. Музыкальный материал: Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру» Э. Григ «Танец Анитры» В.А. Моцарт Концерт для валторны № 4, часть 3 П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад») П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец К.В. Глюк опера «Орфей»: Мелодия Раздел 10. Готовим музыкальный абонемент Цель: развивать умение находить нужный, интересный материал, через различные источники популярного и доступного литературного жанра. Знакомство с понятием музыкальный абонемент, для чего он предназначен. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»: - наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; - умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; - первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности; - владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации). Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся: умение давать характеристику музыкальному произведению; создание музыкального сочинения; «узнавание» музыкальных произведений; элементарный анализ строения музыкальных произведений. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах: - беседа, устный опрос, опрос с комментариями, викторины по пройденному материалу; - обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере; - представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы, рисунки, презентации). Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы. Требования к промежуточной аттестации
|