Ппр. Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки составитель преподаватель мбоудод дши помаскина С. М
Скачать 101.04 Kb.
|
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики. Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся. Практическая работа – умение применять имеющиеся знания самостоятельно в новой ситуации. Критерии оценки «5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале; «4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки; «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности. Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Преподаватель, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки. Вводится такая форма урока, как урок-презентация, где учащиеся знакомятся с основами работы в программе PowerPoint, и учатся создавать что-то новое, и интересное. Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка. В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления. С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, ритмикой. На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула). Приемы игрового моделирования: - отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста; - сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации; - графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций; - игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления; - исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес. Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин). Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки. Материально-технические условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя: - учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано; - учебную мебель (столы, стулья, шкафы); - наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, демонстрационные модели (макеты инструментов симфонического и народных оркестров); - электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехнику); - библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку). В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Список используемой учебной и методической литературы Список методической литературы Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978 Баренбойм Л.А Музыкальное воспитание в СССР выпуск 2 М.,1985 Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991 Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968 Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996 Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006 Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986 Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988 Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975 Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959 Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979 Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982 Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997 Очаковская О. Пионерский музыкальный клуб выпуск 23 М.,1989 Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977 Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова. М.,1996 Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958 Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000 Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004 Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973 Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008 Способин И. Музыкальная форма. М., 1972 Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908 Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972 Учебная литература Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы. М., 2007 |