|
Дисциплина: Общая психология Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию. Общая психология. Практическое задание 1. Программа профессиональной переподготовки Клиническая (медицинская) психология со специализацией в перинатальной психологии (2030)
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в перинатальной психологии (2030)
Дисциплина: Общая психология
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2021
Таблица 1.
Этап развития психологии (века)
|
Психологи
|
Научное направление
|
Предмет психологии
|
Методы исследования
|
Основные труды
|
Вклад в науку
|
Психология в древнем мире (древняя Греция)
конец VI — начало V в. до н. э. (530-470 гг. до н.э.)
|
Гераклит
|
Материалистическое направление
|
душа состоит из атомов; со смертью тел, умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.
|
Гераклит может быть назван создателем этого нового философского метода, фрагменты его учения позволяют реконструировать более подробно специфические черты и область применимости дидзесиса. Суть самого процесса поиска предполагает, что объект поиска заранее нам известен: мы уже знаем то, что мы ищем, знаем определенные характеристики или предикаты искомого объекта.
|
Гераклит: книга "О природе", состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве".
|
Гераклит - первая дифференциация единства бытия
| VI–V вв. до н. э.
| Алкмеон
| Материалистическое направление
| Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.
| Алкмеон последовательно проводит метод аналогий, прежде всего — в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа, находящаяся в вечном круговом движении.
| сочинение
«О природе»
| Алкмеон основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. На его идеи будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента.
| V—IV вв. до н. э.
| Демокрит
| Материалистическое направление
| психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те, которые составляют физические тела. Мир познается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.
| Демокрит разработал методы исследования – канонику, логическое учение, включающее в себя анализ и синтез, индукцию и дедукцию
| Известно, что Демокрит написал около 70 сочинений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не дошло. Проблемы атомизма излагались в трудах "Большой домострой", "Малый домострой" и др.
| создатель первой в истории античной философии — большой материалистической системы, дал систематическое изложение атомарной картины мира.
| 428—348 гг. до н. э.
| Платон
| Идеалистическое – платон
| Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел; всякая вещь, всякое существо, всякое свойство, важнейшие ценности бытия — истина, благо, прекрасное, справедливость — существуют лишь потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и т. д.). Идеи образуют свой мир, невидимый для нас; человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны Богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними, как посредник,—мировая душа.
| развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей.
| В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.
| Он определил во-первых "сущность и логос души " как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых природу души , состоящую в том чтобы двигать тело находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве и в-третьих идею души , правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных стремлений сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души.
| 384–324 гг. до н. э.
| Аристотель
| дуализм
| Душу он определил как сущность живого тела, т е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Обратите внимание: не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.
| логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников.
| Трактат «О душе»
| Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.
| Средние века
| Авиценна,
Аверроес,
Алгаценна
| в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика
| Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.
| Авиценна: ассоциативный эксперимент при лечении больных людей.
- идея экспериментального невроза. (2 баранов кормили одной пищей, но в разных условиях; один баран постоянно находился с волком и вскоре умер от истощения и невроза);
| Авиценна «Канон врачебной науки»,
| Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало.
| Эпоха Возрождения
| Бернардино Толезо, Хуан л. Вивес, Хуан Уарте
| возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии
| В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.
| Телезио е считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс.
X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему.
| Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам»; «О душе и жизни» X. Вивес
| Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.
| XVII—XVIII вв. и первая половина XIX в
| рационалист ы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г., Н. Мальбранш, Лейбниц) и эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк ),
ассоцианизм (Д. Юм и Д. Гартли), К. Маркс
| психологические знания развивались в философии
Дуализм, затем материализм как философские направления,
рационализм, эмпиризм, ассоцианизм
| Локк – внутренний опыт.
Декарт – cознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы
| Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, метод математического анализа
| Спиноза «Этика»,
X. Вольф «Psychologia empirica», 1732, «Psychologia rationalis», 1740,
П. Ж. Кабанис «Rapport du Physique et du Morale chez, I'Homme», трактат Ж. О. Ламетри «Человек-Машина», Д. Дидро «Физиология человека», И. Кант «Антропология», К. Маркс «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1846—1847),
| Декарт закладывает основы механического натуралистического направления в психологии и вводит понятие «рефлекса» и «сознания», противопоставляет «материю» и «душу»;
зарождается радикальный сенсуалистический материализм с появлением капиталистических
отношений:
Два основных принципа
Первый — это принцип
сенсуализма,
чувственного опыта, второй — это принцип
атомизма;
ассоциативное направление как самое мощное течение в психологической науке;
для психологии именно в это время были созданы философские основы, на которых затем в середине XIX в. воздвигнуто здание психологической
науки;
зарождение нового философского мировоззрения психологическая наука и новая научная марксистская методология
| середина XIX в.
| Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Ж. Леб, К. Ллойд-Морган, Л. Хобхауз, Г. Джецнингс, Э. Л. Торндайк
| изучение строения сознания (структурализм)
| Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы
| Экспериментальный метод
| «Элементы психофизики» Г. Т. Фехнер, «Основы физиологической психологии» (1874) В. Вундт, 1877 г. Ч. Дарвин «Биографический очерк одного ребенка», В. Прейер «Душа ребенка»
| Изобретение В. Вундтом первого элементарного прибора для экспериментальных психологических исследований; создание в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, а затем преобразование в Институт экспериментальной психологии; Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку; Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела, во-вторых, к развитию зоопсихологии
| Кризис методологических основ психологии
| У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Г.У. Олпорт, Э. Ч. Толмен,
| У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм);
З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг;
Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм);
М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология)
| Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
| Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
| В. Штерн «Психология раннего детства» в 1914 г., «Психология духа» (Э. Шпрангер), Дж. Уотсон «Психология как наука о поведении»
| становление психологической науки, не закончившийся
процесс;
нарастающая борьба с идеалистическими позициями (сенсуализму
противопоставляется
рационализм, Декарт
против Локка,
Лейбниц против
Декарта, К Беме
З. Фрейд усугубляют кризис;
новейшие исследования заставляют усомниться в том, чтобы поведение низших животных носило чисто реактивный характер;
аспект кризиса заложен в исходных позициях психологии познания;
духовное содержание исторического человека было противопоставлено природному человеку;
влияние государственной политики на отдельные школы психологии.
| История русской научной психологии
| М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, Д. М. Велланский, В. Ф. Одоевский, П. С. Авсенев, X. А. Экеблад, А. И. Галич, К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов
| гуманистическая психология
| психические процессы в закономерностях их протекания
| генетический метод, методика «естественного эксперимента»
| 1744 г. в «Краткое руководство по риторике» Ломоносов, Я. П. Козельский «Филозофические предложения», 1768, А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Д. М. Велланский «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии», 1812), В. Ф. Одоевский «Психологические заметки», П. С. Авсенев, X. А. Экеблад «Опыт обозрения биологико-психологического исследования способностей человеческого духа», 1872, А. И. Галич «Картина человека» (1834), «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский
| концепция Радищева о роли речи в психическом развитии человека; развитие передовой русской психологии в трудах А. И. Герцена, В. Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского;
И.М.Сеченов: роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии;
К.Д.Ушинский: роль педагогической практики для системы психологических знаний;
экспериментальная психология конца
конец XIX и начало
XX в.;
отрасли психологического знания,- патопсихология, психология слепых, психология ребенка, зоопсихология, медицинская и педагогическая.
| Советская психология
| Л.С. Выготский,
И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д. Н. Узнадзе, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев
| Когнитивный подход, гуманистический,
| психика
| Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения, cовершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик
| журнал «Психология», Б.Г. Ананьев "Человек как предмет познания
| Построение системы психологии на новой на
марксистско-ленинской основе
И.П.Павлов – основы физиологического анализа психологических процессов;
В.М.Бехтерев – рефлексология под видом материалистического учения;
распад рефлексологической школы Бехтерева;
пять основных положений советской психологии
| Задание 2.
Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Рассматривая ситуацию с точки зрения А.Н. Леонтьева, можно охарактеризовать ее как как «сдвиг мотива на цель» - механизм формирования новых мотивов. Те действия, которые ранее служили подчинённому для достижения его целей, подчиняющиеся определённым мотивам, отщепляются от первоначальной мотивации и принимают самостоятельное значение. Вспомогательные цели, на которые эти цели были направлены, становятся самостоятельными мотивами.
Согласно А.Н. Леонтьеву, понятие деятельности - это целостная система, имеющая строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие. Она включает такие компоненты как: мотивы, цели, действия. Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятельность к поставленной цели, то, ради чего эта деятельность осуществляется. Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.
В свою очередь понятие цель по Леонтьеву трактуется как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.
Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобретении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А. Н. Леонтьева «сдвигом мотива на цель» или, напротив, мотив становится целью. |
|
|