Практическая работа Литвиненко М.А. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Практическое занятие 2 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Скачать 3.53 Mb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Практическое занятие 2 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила: Пермь – 2023 Задание 1. Максимальное количество баллов — 5 баллов. Рассмотрим следующую педагогическую ситуацию: Вы являетесь молодым воспитателем, работающим в дошкольной образовательной организации. Вам необходимо смоделировать творческую игру для воспитанников группы (возрастная группа и программа игры выбираются по усмотрению студента). Представьте в форме конспекта Ваше видение процесса решения данного задания. Важно помнить, что при разработке творческой игры для детей раннего и дошкольного возраста рекомендуется соблюдать определённый алгоритм действий: Спланируйте (перечислите) направления и виды работ, которые необходимо осуществить в доигровой период. Определите классификационный вид и тему игры. Сформулируйте программные задачи: образовательные, на развитие игровых навыков и воспитательные. Перечислите оборудование, которое потребуется для проведения игры. Определите свою позицию в планируемой игре: воспитатель-организатор, партнёр или наблюдатель. Определите свою роль на каждом из этапов развития проводимой игры: создание интереса, сговор на игру, подготовка игрового пространства, ход игры и её окончание. Продумайте основные линии развития игры: внесение нового оборудования в ходе игры, появление новой роли или возникновение новой игровой ситуации. Четко оформите основные приемы осуществления руководства игрой при обязательном соблюдении их соответствия возрастной группе и полу детей, выбранной позиции воспитателя, а также содержанию игры. Игра «Оденем куклу Катю на прогулку». Вид игры: сюжетно- отобразительная. Возраст детей: 2-3 года. Задачи: Образовательные: развивать умения детей понимать вопросы взрослого, обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда»; формировать умения детей одеваться на прогулку в определенной последовательности; закрепить у детей представления о признаках зимы; развивать умение детей определять свойства предметов (пушистые, мягкие, теплые, белый, холодный) Развивающие (развитие игровых навыков): обучать игровым действиям (одевать куклу), обогащать игровой опыт, развивать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами- заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие. Воспитательные: воспитывать внимание и заботливое отношение к окружающим через заботу к кукле. Оборудование: Кукла Катя, зимняя одежда для куклы; пальто, шапка, шарф, варежки Предварительная работа (направления работы, осуществляемые в доигровой период: — Наблюдение за погодными явлениями на участке, катание на санках, рассматривание зимней одежды на картинках. — Дидактические игры: «Оденем кукол на прогулку», «Одежда для мальчика и девочки» — Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет», — Подвижная игра «Летят снежинки». Позиция воспитателя в игре: преимущественно воспитатель- организатор, так как в раннем возрасте игровой опыт детей невелик, в процессе игры позиция может меняться на позицию партнера, в том случае, когда дети начинают проявлять инициативу и самостоятельно развивать ход игры. 1.Создание интереса Воспитатель обращается к детям: Ребята, подойдем к окошку, поглядим немножко. Что мы видим за окном? (Снег). Какой снег? (Белый, пушистый). Где лежит снежок? (На дорожке, на деревьях, на крыше домов). Это зимушка-зима! Замела ты все дома, Елки в шапки нарядила, Белой шалью двор укрыла Снег в сугробы намела Все бело — зима пришла! Затем воспитатель предлагает детям превратиться в снежинки. Читается стихотворение «Снег» А. Барто. Снег, снег кружится. Белая вся улица! Собрались мы в кружок. Завертелись, как снежок. Воспитатель: снежинки закружились, закружились, намели большие сугробы. Нужно брать лопатки и идти на улицу. Вы, хотите погулять? (Да). Ребята, а можно гулять детям раздетыми? (Нет). Почему? (Потому что зима на улице холодно, надо одеваться теплее). Раздается плач куклы. Воспитатель: Кукла Катя услышала, что дети собираются гулять и просит, чтоб ее взяли с собой. Воспитатель: Дети, возьмем Катю на прогулку? (Да). Ребята, можно Кате идти раздетой на улицу? (Нет, на улице холодно, зима). Кукла сообщает, что у нее есть зимняя одежда, только она не умеет одеваться, предлагает детям помочь одеть Катю. Воспитатель: «Катя, а где же твои вещи?». (В шкафчике). 2.Подготовка игрового пространства Воспитатель и дети рассматривают зимнюю одежду куклы. Ход игры Какая одежда у Кати? (У Кати зимняя одежда) Мы сначала будем надевать кукле Кате (сапожки). Красивые сапожки, это с левой ножки, это с правой ножки. А теперь наденем шапку. «На, Катя шапку, посмотри какая она красивая. (Шапку надевают на голову» Где у нас пальто? Возьмем пальто и наденем кукле Кате. Воспитатель достает пальто, дети рассматривают его, называют детали (воротник, рукава, застежка). Что еще будем надевать Кате? (Шарф). Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньки шарфик полосатенький. Возьмите шарф и наденьте кукле Кате. Что мы забыли надеть кукле Кате? (Варежки). Где у нас варежки? Возьмите варежки и наденьте на ручки кукле Кате. Вот наша Катя одета — можно теперь идти гулять. 3. Окончание игры Воспитатель и кукла хвалят детей Задание 2 Продумайте алгоритм решения следующей педагогической задачи. Вы работаете воспитателем в дошкольном образовательном учреждении. В начале учебного года Вам необходимо составить перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр для детей своей группы. Предполагается, что данные игры будут ориентированы на осуществление действенного игрового восприятия детьми основных социальных ролей каждого члена семьи (Таблица 1). На основе предложенных в таблице наименований ролей сюжетной игры, оформите описание ролевых действий, которые должны осуществлять дети в ходе проведения каждой игры. В качестве примера по выполнению данного задания в Таблице 1 представлен образец описания основных ролевых действий детей при выполнении роли «Мама-воспитатель». Используя данный образец, внесите варианты Вашего решения педагогической задачи в предложенную Таблицу 1. Таблица 1 — Система ролевых действий детей, участвующих в сюжетно-ролевых играх
Задание 3. Максимальное количество баллов — 5 баллов. Представим следующую педагогическую ситуацию. Для проведения педагогического совета по теме «Компьютер в жизни ребёнка-дошкольника» старший воспитатель поручил Вам задачу по подготовке информации о современных электронных ресурсах и компьютерных играх, которые могут быть использованы педагогами в ходе осуществления воспитательного процесса. Составьте каталог информационных ресурсов, где будут представлены образовательные материалы и игры для детей дошкольного возраста. В каталоге должно быть указано не менее 8 актуальных электронных ресурсов/сайтов/программ. В содержании данного каталога систематизируйте информацию таким образом, чтобы ею было удобно пользоваться педагогам для подготовки и проведения занятий, а также родителям, которые хотели бы грамотно организовать досуг своих детей (Таблица 2). Для выполнения данного задания найдите в поисковиках нужные сайты/программы, скопируйте их адресную строку, изучите основную информацию об особенностях предлагаемых материалов или игр, заполните Таблицу 2. Таблица 2 — Современные электронные ресурсы и компьютерные игры, актуальные для воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Задание 4. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Решите педагогическую задачу: Вы являетесь воспитателем в дошкольном образовательном учреждении. В преддверии родительского собрания, которое будет проводиться в Вашей группе по теме «Игра и игрушка в жизни ребёнка», Вам необходимо разработать тематический буклет. Данный буклет будет раздаваться родителям воспитанников, поэтому важно отметить, что подбор информации и написание текста должны быть осуществлены с учётом возрастных особенностей детей группы (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). Рекомендуется выбрать из предложенного перечня тему для написания текста буклета и продумать дизайн-проект его визуального оформления. Перечень тем для разработки информационного буклета: 1. Роль игрушки в жизни ребёнка. 2. Виды игрушек. 3. Система требований к детским игрушкам. 4. Роль игры в развитии ребёнка. 5. Виды игр для дошкольников. 6. Любимые игры детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). 7. Спортивные игры детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). 8. Дидактическая игра для детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). 9. Роль сюжетной игры в развитии детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). 10. Театрализованная игра в дошкольном образовательном учреждении. 11. Обучающие игры для детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента). 12. Настольные игры для дошкольников. 13. Играя, развиваемся: советы по организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (возраст детей выбирается по личному усмотрению студента) Буклет может быть составлен в программах Microsoft Publisher или Microsoft World. Для создания буклета необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Буклет — это вид печатной продукции, изготавливаемой на одном бумажном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц. Готовый напечатанный буклет складывается и раскрывается по принципу «ширмы». Создаваться буклет может с помощью текстового редактора Microsoft World, Microsoft Publisher. Программа Microsoft Publisher представляется наиболее приемлемой для создания информационного буклета, так как в ней имеются профессиональные шаблоны печатной продукции, удобные для проектирования и дальнейшей печати. Это позволяет упростить процесс создания дизайн-макета будущего буклета. Если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft World. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» — «Колонки»). Возможно создать таблицу с тремя колонками, где будет размещена вся необходимая информация. При подготовке печатных публикаций можно выделить общие критерии их оценки: 1. Выразительность стиля и ясность письменной речи, используемой при изложении информации. 2. Лаконизм изложения информации. Необходимо правильно определить оптимальный объём предлагаемых материалов — их должно быть достаточно для раскрытия рассматриваемого вопроса, но не должно быть слишком много, что повлечёт за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста. 3. Продуманность деталей. 4. Целесообразное использование шрифтов и декоративных элементов. 5. Привлекательность общего дизайна. 6. Соответствие общей идее содержания и системы размещения информации. Приступая к созданию буклета необходимо разработать описание его структуры, а также продумать содержание, компоновку текстовых блоков и определить расположение иллюстраций. Нужно чётко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация. Работая над созданием буклета, необходимо учитывать целевую аудиторию, для которой он проектируется. Содержание буклета, создаваемого педагогом ДОУ для родителей воспитанников, должно соответствовать определенным требованиям: 1. Содержание текста буклета и используемая терминология должны быть понятны читателям. 2. Буклет для родителей в большей мере может быть посвящен кругу образовательных услуг, оказываемых учреждением. 3. Продумывая содержание текста буклета необходимо хорошо представлять себе, какие встречные вопросы по данной теме могут возникнуть у родителей. 4. Буклет должен содержать полную контактную информацию об образовательном учреждении (адреса, телефоны и т.д.). 5. Поскольку буклет является достаточно компактным по своему объёму, то и представленная в нём информация должна быть оформлена в компактном виде — тезисно. 6. При подготовке буклета важно увлечь читателей, создавая положительный имидж образовательной организации. 7. Буклет может содержать рисунки и фотографии, при его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления. 8. Работая над буклетом, необходимо постоянно помнить о том, какие цели и задачи были оформлены при его подготовке. Рекомендации по оформлению содержания буклета. В буклете необходимо отразить следующее: полное наименование образовательного учреждения; указать основные данные о руководителе учреждения и разработчике информационного буклета (Ф.И.О. полностью, почетное звание, ученая степень, если есть); почтовый и электронный адрес, контактный телефон; тема представленных информационных материалов; основные направления деятельности по данной теме, краткая информация по проблеме; фотографии/рисунки по смыслу текста, но не более 5 штук. Алгоритм создания буклета с помощью Publisher Выбрать и настроить шаблон буклета возможно следующим образом: На начальной странице, которая появляется при открытии Publisher, нажмите кнопку Буклет (перейти к начальной странице можно в любое время, щёлкнув Файл > Создать). Буклет представлен в отдельном файле. «Что плавает, что тонет?» Игра на развитие любоз-нательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем, почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод. Мышление– это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ «Дидактические игрыдля развитиялогического мышленияи воображения»Разработала: Мария, Ваши ФИОИгра «Бывает – не бывает» Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее. Игра «Классификация» Предложенная игра позволяет выявляет умение обобщать, логически мыслить, строить обобщение на отвлеченном материале. Инструкция: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово. 1) дождь, снег, осадки, град, иней (осадки) 2) дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево) 3) молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо) 4) горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий) 5) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание) 6) темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный) 7) самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника) 8) храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой). Игра «Смысловые ряды» Взрослый строит смысловой ряд и предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Например: карандаш — бумага, мел — доска), то есть карандаш пишет на бумаге, а мел пишет по доске. Смысловые ряды: Дом — крыша, книга— ... (обложка). Птица — яйцо, растение — ... (семя), Квадрат — куб, круг — ... (шар). Хорошо — лучше, медленно—... (медленнее). Электричество — выключатель, вода — ... (кран). Одежда — голый, обувь — ... (босой). Школа — обучение, больница — ... (лечение). Человек — ребенок, собака — ... (щенок}. Птица — гнездо, человек— ... (дом) 1 0. Пальто — пуговицы, ботинок — .. (шнурок). |