Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация «Национальный социально-педагогический колледж» Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Культурология Практическое занятие 2
Выполнил обучающийся:
Аминова Айсылу Гамировна
Преподаватель: Богданова Наталья Александровна
2020 Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Культура Древней Греции и Древнего Рима».
Критерий сравнения
| Культура Древней Греции
| Культура Древнего Рима
| Общие черты общества и культуры
| Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур
| Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
| Религия
| Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей
| Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии
| Искусство
| Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»)
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
| Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
| Архитектура Скульптура
| Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности
| Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
| Литература, театр
| На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику
| Жанр сатуры; комедия масок; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства , зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития
| Письменность и язык
| Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения
| Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация
| Наука
| Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук . Большее, нежели в Риме, внимание к теоретическим наукам
| Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии
| Быт
| Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме
| Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия
|
Задание 2.
Прочтите представленные ниже устойчивые словосочетания, базирующиеся на культуре Древней Греции. Дополните их. Дайте им объяснение.
Танталовы … Сизифов … Дамоклов… Авгиевы… Яблоко… Прокрустово …
ТАНТАЛОВЫ МУКИ- глубокие переживания от невозможности обрести страстно желаемое, которое казалось бы рядом, на виду, рукой подать .Согласно древнегреческому мифу, наказанный богами царь Тантал был обречен вечно страдать в аду без питья и еды. При этом он стоял по горло в воде, но не мог напиться; видел над собой ветви с фруктами, но не мог дотянуться до них.
СИЗИСОВ ТРУД- это значит бессмысленная и бесконечная работа, тяжелое и безрезультатное занятие. Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.
ДАМОКЛОВ МЕЧ — сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя его приказания. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — двоюродный дядя Геракла, царь Еврисфей, поручил Гераклу вычистить авгиевы конюшни от скопившегося навоза. Геракл прокопал канал от ближайших рек, и вода вымыла из конюшен всю грязь. Но царь Авгий отказался платить Гераклу.
ЯБЛОКО РАЗДОРА — любое малое событие может вызвать Троянскую войну.
ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ — это ложе, на котором отрубают ноги или голову тех, для которых оно короткое, и растягивают тех, для которых оно длинное. |