Психология. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. А педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3
Скачать 42.72 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности) Дисциплина: Психология Практическое занятие 3 Выполнил: Обучающийся Фадеев Алексей Валериевич Преподаватель: Беликова Татьяна Валентиновна Задание 1. Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской В данной методике адаптация ребенка к школе оценивается с точки зрения четырех параметров: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие. Первые три критерия содержат две шкалы, четвертый критерий представлен одной шкалой. Каждая шкала описывает различные, формы поведения ученика и оценивается в баллах (от 0 до 5). Педагог (или психолог) заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения. Я считаю, что данная методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Также данная методика помогает педагогу систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Задание 2. Основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике, это: Непонимание позиции детей Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом Механический перенос чужого стиля общения и действия Подчеркивание позиции собственного превосходства Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций Сложности в управлении группой и собственным состоянием Боязнь педагогических ошибок 1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей: - стычки между воспитанниками; - нарушения дисциплины; - обзывания; - нарушения правил в играх; - отчуждение ребенка от группы детей; - затянувшееся выяснение отношений. 2. Используйте методы профилактики: - сюжетно-ролевая игра; - обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них; - чтение и обсуждение художественных произведений; - просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий; - беседы; - коммуникативные игры. 3. Используйте технику активного слушания: - обязательно повернитесь к ребенку лицом; - если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы; - стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»; - в беседе с ребенком держите паузу; - обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта; - выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его. 5. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов. Будьте внимательны к деталям. Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик. Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у товарища нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться. Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным. Задание 3. Для начала нужно провести диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей Определить цели и задачи, которые буду достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута Следующим этапом будет согласование с родителями и обучающимися о времени, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами. Далее нужно определить роль родителей обучающегося в реализации маршрута. Предусмотреть участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком. Разработать учебно – тематический план (почасовой). Педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося. Дальше нужно определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Чтобы обеспечить потребности обучающихся в саморазвитии, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы: 1этап – диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики: Карпова Г.А. «Учебная мотивация» Климов Е.А. «Карта интересов» Опросник Г. Айзенка «Личностные особенности (для младших школьников)» Дж.Морено «Социометрия» и т.д. 2 этап. Определение функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы. 3 этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат. 4 этап. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Это этап очень важен. Нужно заранее договориться с обучающимся о периодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута. К разработанному ИОМ прикладывается лист достижений обучающегося по предмету за предыдущие учебные годы. При реализации индивидуального образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки. В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения: Беседа Работа с графическим материалом и символами. Работа в группе Оформление результатов работы и ее анализ. Ситуация успеха. Интерактивные методы. Технологии обучения: здоровьесбергающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения. Оценочные средства: Портфолио. Лист достижений. Самооценка. Измерители результативности практики: Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучающегося. Анализ результативности участия обучающегося в олимпиадах, конкурсах. конференциях различного уровня. Анализ удовлетворенности обучающегося, родителей результатами, полученными в результате реализации ИОМ. Задание 4. Диагностическая методика В.М. Когана С детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет. Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися: Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку. Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы. Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий. Стимулировать познавательный интерес. Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль. Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках. Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия. Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!» Рекомендации по снижению учебной тревожности (которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности») Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации. Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал. Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно. Успех в учебе — завтрашний успех в жизни Задание 5. «Знакомство с миром школы» Цель: сформирование представления о школе и основными правилами. Задачи: 1. Формирование интереса к учению к школе. 2.Формирование навыков культурного поведения в школе. 3.Формирование представления о помещениях школы: коридор, раздевалки, класса, библиотека, спортивный зал, актовый зал, столовая, мед. пункт. Участники: завуч, педагог организатор, библиотекарь, начальник столовой, медик. Оборудование: компьютер, проектор. Ход экскурсии Организационный момент. Все обучающиеся сидят за партами. У:Всё начинается со школьного звонка. В далёкий путь отчаливают парты. Там, впереди, покруче будут старты И посерьезней, будут, а пока… От школьного порога Дорог уходит много- На стройки, на заводы, В полёт под облака! Во что бы то ни стало И ты пройдешь немало- От самого начала, От школьного звонка. Введение темы У: Сегодня мы с вами будем путешествовать по школе. А вы знаете, что такое путешествие? Д: высказывают предположения У: вы совершенно все правы, путешествие – это передвижение по какой – либо территории с целью ее изучения. Как вы думаете, как называют людей, которые путешествую, и ради чего? Д: дают определение, что такие путешественники и ради чего они путешествуют. У: вы правы, люди которые путешествуют называют путешественниками. А они путешествуют ради того, чтобы узнать что-то новое, посмотреть, как живут другие люди и животные, чтобы просто отдохнуть. Ребята, а возможно ли совершить путешествие по нашей школе? Д: да У: С какой целью мы будем путешествовать? Д: чтобы познакомиться с школой. У: Можете ли назвать места, которые располагаются в здании школы? Д: столовая, медпункт, спортзал, актовый зал. У: совершенно верно, мы сегодня все эти места посетим. Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие «Мир школы». Экскурсия У: Вот и мы с вами, ребята, начнем с самого начала… Кто может сказать, как называется комната, в которой мы находимся? Д: классная комната, кабинет. У: А столы, за которыми вы сидите? Д: парты У: Вы правы. Мы находимся в классной комнате. Таких комнат в школе очень много. Все они необходимы для занятий и называются классами. Именно в них вы и будете учиться. А чтобы не было проблем, Запомнить нужно это всем, Как учиться, как играть, У доски как отвечать. У: Ребята, а кто может мне сказать как нужно вести себя на уроке? Д: Тихо, отвечать по поднятой руке, не бегать по классу и т.д. У: Да ребята вы совершенно правы все эти правила необходимо соблюдать, а о других правилах мы с вами поговорим на следующим занятии. А мы пока продолжим путешествие по школе. Чтобы не заблудиться, возьмем с собой карту. В нашей школе есть 3 этажа. На первом этаже, где мы находимся это начальная школа, где вы будете учиться 4 года. А также находится гардероб, маленький и большой спортзал, актовый зал. Второй и третий этаж – это старшая школа. Там учатся большие ребята. На втором этаже находится библиотека, кабинет музыки и рисования. Вот и рассказала вам о том какая у нас большая школа. Ребята, а вы хотите сейчас посмотреть на эти кабинеты? Д: Да У: Отлично, но чтобы выйти из класса, надо отгадать загадку. Вы готовы отгадать ее? Д: Да У: Тогда слушайте внимательно! Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор- И в комнату опять. Д: Дверь. У: Вы ответили правильно, но чтобы продолжить изучать школу вам нужно встать по парам возле двери. Д: Делятся по парам. У: Это коридор. В него выходят двери всех классных комнат. У: Мы пришли в актовый зал. Давайте его посмотрим. Слово «актовый» образовано от латинского слова «актус»- документ, торжественное собрание. Посмотрите как много тут места. А как вы думаете для чего в школе актовый зал? Д: чтобы проводить праздники. У: В нашем актовом зале проходят торжественные мероприятия, концерты, встречают гостей школы и т.д. А теперь мы с вами поднимемся на второй этаж и побываем к кабинете, где собираются все учителя. Подходят к лестнице на 2-й этаж, подходим к учительской. Завуч: Здравствуйте, меня зовут …… Мы находимся в кабинете, где встречаются все учителя. Может кото знает, как называется эта комната? Д: предполагают. Завуч: Эта комната называется учительская. А как вы думаете, что делают здесь учителя? Д: предполагают. Завуч: правильно сказали. Эта комната, где учителя не только отдыхает но могут обсудить важные дела, решить проблемы, заполнить классный журнал, а также здесь хранятся важные документы. Ребята, а вызнаете что такое классный журнал? Д: нет Завуч: показывает пример классного журнала. Вот посмотрите он прямоугольной формы. На каждой страничке пишутся ваши фамилии и имена. Когда вы подрастете, напротив каждого будут ставить отметки за выполнение домашней и классной работы. Как вы думаете, нужна эта комната в школе? Д: Да Завуч: молодцы, я очень рада с вами была познакомиться, но вам надо идти дальше. Дети вместе с учителем выходят из учительской. У: А сейчас мы пойдем в небольшую комнату, где живет тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Как вы думаете, куда мы пойдем, раз там живут так много мудрецов? Д: библиотека У: правильно. Идут в библиотеку Библиотекарь: здравствуйте, юные читатели. Меня зовут ……. Я работаю в библиотеке. А как вы думаете как называют человека, которые работает здесь? Д: предполагают. Библиотекарь: такого человека называют библиотекарем. Он следит, чтобы все маленькие мудрецы были в порядке. А кто такие мальньки мудрецы, которые живут в библиотеке? Д: предполагаю. Библиотекарь: Маленькими мудрецами называют – книги. Потому-что не которые книги были написаны очень давно и они хранят очень много старинной информации. Снаружи смотришь- дом как дом, Но нет жильцов обычных в нем, Там книги интересные Стоят рядами тесными, На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины: И Черномор, и Царь Гвидон, И добрый Дед Мазай… Библиотекарь: а вы умеете читать? Д: нет Библиотекарь: как вы только выучите все буквы и научитесь читать. Я вас буду рада видеть сам здесь. Дети и учитель выходят из библиотеки. У: Отгадайте загадку, куда нам дальше отправимся: Я — любимица ребят, Ведь они во мне едят! Д: столовая У: правильно, мы сейчас с вами пойдем в столовую. Пройдя по второму этажу, ребята спускаются на первый и оказываются перед столовой Зав. столовой: здравствуйте , ребята. Меня зовут …… Вы знаете, где вы сейчас? Д: столовой Зав. столовой: вы правы, здесь кушают дети и учителя. А как называю человека, который варит супы, картошку, жарит котлеты и рыбу и многое другое? Д: повар Зав. столовой: правильно, а вот что будут готовить повара. Пишу я. И меню не должно повторятся каждый день. А это очень сложно. Я вас очень рада буду видеть в нашей столовой каждый день. Выходят из столовой. У: Ребята, а вот вы ушиблись или себя плохо почувствовали, куда надо обратиться? Д: К врачу У:Совершенно верно. А врач находиться в мед. пункте. Подходим и показывают, где он находится Врач: ребята, вы зашли в кабинет под название медпункт. Меня зовут….. А как вы думаете, как называют человека, который здесь работает? Д: врач Врач: правильно. Моя профессия врач. Я помогаю людям, когда они поранились или ушиблись. А при помощи какого растения можно остановить кровь, если рядом нет врача? Д: подорожник Врач: совершенно верно, но перед тем как его прикладывать на рану, нужно его помыть, чтобы не занести инфекцию в ранку. Дети и учитель выходят их медпункта. У: Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в класс. учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам. У: Давайте вспомним, где мы побывали за время нашего путешествия? Д: Актовый зал, учительская, библиотека, столовая, медпункте. \ У: а что вы там узнали? Д: рассказывают, что они запомнили из путешествия. У: молодцы, вы все правильно сказали. Ребята, наше путешествие подошло к концу, а теперь я хочу вам прочитать стихотворение: Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая! Наш просторный, светлый класс, Ты опять встречаешь нас. То было много лет назад. Я тоже в первый раз С толпою сверстников-ребят Вошла свой первый класс. Мне тоже задали урок И вызвали к доске, И я решала, как могла, Держа мелок в руке. Умчались школьные года. И не догонишь их. Лишь вновь встречаю иногда Товарищей своих. Мы стали взрослыми теперь, Нам детства не вернуть. Нам школа в жизнь открыла дверь И указала путь Задание 6. Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить: 1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). 2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман) Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его; Склонен к рискованным действиям; Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; Не боится отличаться от других; Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка. 3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: - игра, тренинги, творческие задания являются основными методами; - для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию; - оценивать не столько результат, сколько процесс; - педагог может быть участником игрового процесса; - для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период; - стараться не ограничивать ребенка во времени. 4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию. 5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне. 6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики: Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки; 1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; 2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку; 3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями; 4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка; 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки. ▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут. 1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка. 2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название. 3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей. Основные показатели креативности: - продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания; - гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому; - оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей; - разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел. ▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает. При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует. ▪ Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии. ▪ Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа. Творческое задание «Соотнеси музыку». Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку. ▪ Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер). В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 -85 баллов. Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя. Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми. Зачем нужно развивать творческие способности? Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Что такое творческие способности? Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое. Когда начинать развивать творческие способности у ребенка? Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы» родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать. Диагностика творческих способностей дошкольников Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру. Развитие творческих способностей старших дошкольников Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома. Пермь - 2023 |