Практическая работа № 1_Бондаренко Н.Н.. Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Основы философии Практическое занятие 1
Скачать 103.55 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №1 Выполнил: Обучающийся Бондаренко Наталья Николаевна Преподаватель: Хомутова Дарья Сергеевна Практическое занятие №1 Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Задание 1: Кто из философов представлял бытие как: Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет")________________ Идею (или "свет идей")______________________ Допущение___________________ Абсолютное понятие______________________ Волю к власти__________________________ Энергию____________________________ Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием: 1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – … 2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – … 3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – … 4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – … 5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – … 6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – … 7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – … 8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – … 9) Учение о всеобщем характере причинных связей – … 10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – … Задание 3 Заполните таблицу "Основные виды бытия"
Задание 4 Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: "А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность". Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие "материя", как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм? Задание 5 "Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море" (А.Швейцер) Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: "Нет никакого понятия бытия"...)? Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия? Задание 6 "События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция..."' (М.Мерло-Понти) Что значит "событие"? Что является условием бытия "событий" по мысли одного из известных представителей западной феноменологии? Кого из философов прошлого Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда на мир? Задание 1: Кто из философов представлял бытие как: Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет"). Парменид Идею (или "свет идей"). Платон Допущение. Хайдеггер Абсолютное понятие. - Гегель Волю к власти. Ницше Энергию. Аристотель Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием: 1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – бытие 2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – субстанция 3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – сущее 4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – субстанция 5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – онтология 6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – фатализм 7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – идеализм 8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – волюнтаризм 9) Учение о всеобщем характере причинных связей – детерминизм 10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – дуализм Задание 3 "Основные виды бытия"
Задание 4 Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через «единое», то материю он мыслит как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного. Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой - душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития: Задание № 5 Внутреннее самоотречение в бесконечном бытии придавало смысл его существованию «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторое отношение, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием. Самоотречение моего бытия ради бесконечного бытия есть самоотречение моего бытия ради всех явлений бытия, которые нуждаются в моем участии и которым я могу отдать свои силы.» Задание № 6 Событие – временнáя сущность, так как предполагает наступление момента своего осуществления. С точки зрения Мерло-Понти, «время – это любое событие, в котором отражается современность». "События" выкраиваются конечным наблюдателем в пространственно-временной тотальности объективного мира. Однако если я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только единое нераздельное бытие, которое не изменяется. Изменение предполагает некоторую позицию, где я располагаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет кого-то, с кем они происходят и чья конечная перспектива обосновывает их индивидуальность. Время предполагает взгляд на время. Феноменологию практиковали на протяжении столетий в самых разных обликах, но самостоятельность она обрела в начале XX века в работах Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Мерло-Понти и др. Философские воззрения Мерло-Понти сложились в результате критического переосмысления феноменологии Гуссерля в контексте ее эволюции к идеям «жизненного мира» и дальнейшей экзистенциалистской интерпретации в учении Хайдеггера. Пермь - 2021 |