Фольклор (практика). фольклорная практика. Программа учебной практики фольклорная практика
Скачать 103.21 Kb.
|
Дневник наблюдений над бытованием фольклорного жанра (в тех случаях, когда он необходим) составляется на основе следующей схемы: 1. Название населенного пункта и время записи. 2. Сведения о записях произведений собираемого жанра в этом населенном пункте по материалам этнографической литературы. 3. Описание встречи с исполнителем (время встречи, место встречи, чем был занят исполнитель в момент встречи с ним, реакция исполнителя на просьбу работать с ним). 4. Описание процесс записи. 5. (запись рассказа исполнителя о своей жизни, описание его манеры исполнения, репертуара и т.д.). Методические указания Общие принципы собирательской работы1. Сбор информации до записи. При сборе информации необходимо выяснить следующие вопросы: - кто в деревне известен как песельник или песельница, - какие песенные группы известны в селе, - кто любит петь на свадьбах, -.кто хорошо знает свадебный обряд (есть ли профессиональные свахи), - кто исполняет роль ряженых на свадьбах или других праздниках, - кто в селе любит рассказывать смешные истории, анекдоты и т.д., -кто из старожилов может рассказать об истории села, о создании первых колхозов, о гражданской и Великой Отечественной войне, - есть ли в селе известные частушечницы или частушечники, - музыканты (гармонист, балалаечник, гитарист), -существуют ли местные названия улиц (отличные от официальных), рощ, лесов, оврагов, болот, речек, озер, гори т.д. При опросе детей необходимо дополнительно узнавать о бабушках-сказочницах, о женщинах, знающих колыбельные песни, потешки 2."Паспорт исполнителя". После того, как согласие на запись получено, следует заполнить так называемый "паспорт исполнителя". Схема "паспорта исполнителя": 1. Место записи. 2. Фамилия, имя, отчество исполнителя. 3. Год рождения. 4.Место рождения (если родился в другом месте, то с какого времени живет здесь). 5. Где и кем работает (если на пенсии, то указать, где и кем работал). 6. Образование. 7. От кого перенял произведения. 8. Дата записи. 9. Фамилия, имя, отчество собирателей. 10. № кассеты и порядковый номер на кассете (данный пункт необходим лишь в тех случаях, когда собиратель использует магнитофон). Критерии оценок Оценка "отлично" (86–100 баллов) ставится при условии, если: •студент обладает всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций; •задание выполнено и сдано в сроки в полном объеме, ошибки отсутствуют, работа на отчетной конференции может быть оценена высоко. Оценка "хорошо"(66–85 баллов) ставится при условии, если: •студент обладает знаниями и умениями, перечисленными в Приведенном списке общих компетенций; •задание выполнено и сдано в сроки в полном объеме, ошибки незначительны и исправлены, работа на отчетной конференции может быть оценена как хорошая. Оценка "удовлетворительно" (51–65 баллов) ставится при условии, если: •студент обладает не всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций; •задание выполнено и сдано не в срок (полный объем обязателен) ошибки значительны и не исправлены вовремя, работа на отчетной конференции отсутствовала или была очень незначительной. Оценка"неудовлетворительно"(менее 51 баллов) ставится при условии, если •студент не обладает знаниями и умениями, перечисленными в списке общих компетенций; •задание не выполнено. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики Основная литература Балашов Д.М. Как собирать фольклор (руководство по сбору произведений устного народного творчества), - М.: Изд-во МГУ, 2005. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов и преподавателей – М.: Изд-во МГУ, 2005. Как собирать дагестанский фольклор в современных условиях: метод.указания / Сост. Х.М. Аминова – Махачкала, 2012. Традиционный фольклор народов Дагестана. – Махачкала, 1984. Дополнительная литература 1.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Программа для высших учебных заведений 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. 2.Лазутин С.Г. Программа и методические рекомендации по проведению учебной практики по фольклору. Воронеж,1979. 3.Акимова Т.М., Архангельская В.К., Бахтина В.А. Русское народное поэтическое творчество. Пособие к семинарским занятиям. М., 1983. 4.ЧередниковаМ.П.Фольклорная практика .Волгоград, 1983. 5.Круглов Ю.Г. Фольклорная практика. М., 1986. 6.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Методические указания.2-еизд. М.,1987 Электронно-информационное обеспечение в сети Интернет: 1. www.rusfolk.by.ru 2. www.feb-web.ru3. www.folklor.ru 4. www.centerfolk.ru 5. www.ruthenia.ru/folklore 6. www.folk.ru Материально-техническое обеспечение учебной практики Для проведения фольклорной практики соответствующее подразделение оснащается техническими средствами в количестве, необходимом для выполнения целей и задач практики: аудио – и видеозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой, фотоаппаратурой, портативными и стационарными компьютерами с периферией (принтерами, сканерами), программным обеспечением, расходными материалами, канцелярскими принадлежностями. Название текста: Быличка. Текст: Мы у Пятровсти жили. И один раз заночавали в лясу. А ночью слышим – колокольчики звенять. Мы соскочили. Смотрим, смотрим, нету никого. А оны ближе, ближе. Но никто так и не появился. Потом тятя сказал, что ето оны (черти) были. А мы на тропинке заночавали. А у их там дорога была. Время записи: 2000 год. Данные о рассказчике: фамилия: Лукьянова. имя Тамара. отчество: Леонтьевна. национальность: русская. место рождения: село Гутай Красночикойского района. образование: восьмилетнее. профессия исполнителя: доярка. дата рождения: 19.12.1948г. Место записи: село Гутай. Информация о собирателе: Светлана, ученица 5 класса. |