Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности игры как метода психолого-педагогической коррекции.

  • Общие показания к проведению игротерапии

  • Курс игровой терапии состоит

  • Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

  • Показания к проведению игротерапии

  • Для отреагирования агрессии и страхов

  • Основные функции педагога-психолога, ведущего игровые занятия

  • Принципы осуществления игротерапии.

  • 3.6. Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции.

  • Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия

  • 3.7. Изотерапия как метод арт-терапии.

  • Коммуникативное рисование

  • Дополнительное рисование

  • Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются

  • Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.

  • 3.8. Музыкотерапия как метод арт-терапии

  • 3.9. Библиотерапия как метод апрт-терапии.

  • 2. Возможности библиотерапии и ее жанров.

  • Чувство уверенности в себе

  • Психолого-педагогическая коррекция учебно-практическое пособие Яббаровой. Психолого-педагогическая коррекция учебно-практическое пособие Я. Психологопедагогическая коррекция


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеПсихологопедагогическая коррекция
    АнкорПсихолого-педагогическая коррекция учебно-практическое пособие Яббаровой
    Дата20.05.2022
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихолого-педагогическая коррекция учебно-практическое пособие Я.pdf
    ТипУчебно-практическое пособие
    #540788
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Цели игровой терапии:

    Помогает установить правильный диагноз;

    Способствует контакту между педагогом-психологом и ребенком;

    Является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы);

    Помогает вербальному выражению чувств;

    Расширяет круг интересов ребенка;

    Помогает ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение.
    Особенности
    игры
    как
    метода
    психолого-педагогической
    коррекции.

    53
    Характерная особенность игры – наличие двух планов, что также присуще драматическому искусству, элементы которого сохраняются в каждой коллективной игре:
    1. Ребенок, участвующий в игре, выполняет реальную деятельность; игра требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
    2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
    Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. В игре устанавливается положительный эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, что также дает положительный психокоррекционный эффект. Игра вскрывает подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
    В структуру игры входят:
    1. роли, взятые на себя играющими;
    2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
    3. игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными);
    4. реальные отношениямежду играющими.
    Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, – роль.
    Некоторая область действительности становится сюжетом игры.
    Содержанием игры выступают взаимоотношения между взрослыми в их взрослой жизни. В игре |исходит социализация ребенка и формирование его произвольного поведения.
    Особенностью игровой терапии является то, что взаимодействие взрослого и ребенка осуществляется на собственных условиях самого ребенка, так как ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослости.
    В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочнойи долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях образовательных организаций.
    Общие показания к проведению игротерапии: необщительность, социальный инфангализм, вредные привычки, фобические реакции, замкнутость, сверхконформность и сверхпослушание, нарушение поведения и неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. |Игровая терапия

    54 оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
    Игротерапия эффективна как помощь при таких навязчивых действиях, как выдергивание волос; коррекции селективного мутизма; агрессивности в поведении; снижения страхов; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей; подвергающихся насилию и заброшенных детей; улучшении «Я-концепции»; повышении успеваемости детей с затруднениями в обучении; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.)
    ; снижении тревоги при расставании с близкими.
    Курс игровой терапии состоит из 3 этапов (по Д. Леви):
    1 этап – установления контактов: свободная игра ребенка, знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом, педагогом-психологом.
    2 этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек
    (о наличии такой ситуации специалист узнает из диагностической беседы с родителями, опекунами, воспитателями, а также наблюдая за свободной игрой ребенка). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает хорошим эффектом)
    3 этап: продолжение свободной игры ребенка.
    Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях должна принадлежать педагогу- психологу. Педагог-психолог должен тщательно подготовиться, составить план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели терапии. Метод игровой терапии по Л. Леви предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей.
    (Близкие методы игровой терапии в группе детей используются А.И.
    Захаровым).
    Основные психологические механизмы коррекционного воздействия
    игры.
    1. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре

    55 и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
    2. Моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
    3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
    4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
    Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
    5.
    Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
    Показания к проведению игротерапии:

    Эмоциональные состояния после развода родителей;

    Облегчение состояния при соматических заболеваниях;

    Снижение тревоги у госпитализированных детей;

    Для ослабления агрессивного поведения;

    Для улучшения успеваемости;

    Для уменьшения затруднений в общении

    Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.
    Игровой материал:

    Игрушки из реальной жизни:

    Семья

    Домик

    Посуда

    Весы (для игры в магазин)

    Игрушки- животные (дикие и домашние)

    Машины

    Медицинский набор и др.
    Для отреагирования агрессии и страхов:

    Солдатики

    56

    Монстры

    Оружие

    Маски волка, бандита, чудовища и др.
    Для творческого самовыражения:

    Пластилин или глина;

    Цветной песок;

    Краски, карандаши и фломастеры;

    Природный материал;

    Конструкторы, мозаика и др.
    Игра может дополнять другие методы психолого-педагогической коррекции, переходить в них.
    Основные функции педагога-психолога, ведущего игровые занятия:
    1. Создание атмосферы принятия ребенка.
    2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
    3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме
    4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
    Роль педагога-психолога по В. Экслайн:

    Наблюдать за процессом игры (как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?)

    Анализировать содержание игры (темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?)

    Оценивать навыки общения ребенка (чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлечен в игру или его сложно вовлечь в игру?)

    Осуществляет контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: «А дома ты любишь все расставлять по местам?»

    Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-мама очень недовольна своей дочкой».

    Возвращать ребенка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»

    57

    Не прерывать течения игры - дождаться естественной паузы.
    Принципы осуществления игротерапии.
    1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть
    ,
    ребенок - хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).
    2.
    Недирективностъ в управлении коррекционным процессом: отказ педагога-спихологаот попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых специалистом в игру
    (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
    3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.
    Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что педагог-психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность, за решение проблемы,
    Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.
    3.6. Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции.
    Арт-терапия – это практический метод психолого-педагогической коррекции, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительную деятельность с целью изменения его состояния и структуры мироощущения. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами
    (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).
    Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно- магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Новый рост интереса к арт-терапии отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях.

    58
    Психодинамические подходы использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей и за счёт экзистенциально- гуманистического подхода, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности. В последние 20 лет арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным инструментарием. Среди теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие: психология игровой деятельности; психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как компонент целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия; трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта.
    Бывают комбинации арт-терапии с другими формами терапии творчеством и психотерапевтическими техниками: в сочетании с музыкой, поэзией, с драма-терапией, с телесноориентированной терапией, с аутогенной тренировкой и направленной медитацией, с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками, а также с психоделической терапией.
    Материалы используются самые разнообразные: визуальные виды (графика, живопись, коллаж, фотография, видео, компьютерная графика), скульптура
    (пластилин, глина, тесто и т.д.), Песок, Куклы (марионетки, силуэты и т.д.)
    Арт-терапия, как никакой другой психотерапевтический прием, связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личности специалиста, использующего этот метод. Арт-терапия важна для особенно для тех, кто в силу физических или психических особенностей своего состояния ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, новые навыки и умения позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.
    Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-14 годам нашего столетия, когда арт- терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как

    59 самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
    Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.
    Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
    Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей
    3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности
    К. Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956).
    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и опознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации.
    По К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития юности на основе установления зрелого баланса между сознательным и сознательным «Я».
    Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
    С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах: творчества, утверждением и познанием своего
    «Я». Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации установления отношений со значимыми другими (родственниками, родителями, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку ребенка и степень его самопринятия и полноценности. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего их отношения.
    В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности ребенка (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арт-терапия достаточно широко

    60 распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт- терапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в
    Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арт- терапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, центрах, школах.
    Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
    Цели арт-терапии:
    1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
    2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в роцессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
    3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
    4. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
    Продукты художественного творчества относительно долговечны.
    Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
    5. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
    6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
    7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
    8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
    Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты, налаживать отношения между участниками группы.
    Приемы арт-терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем.
    Родственникам предлагается вместе поработать над

    61 художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.
    Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, мел, клей. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
    Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.
    Недостатком арт-терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.
    Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
    Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
    При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.
    3.7. Изотерапия как метод арт-терапии.
    Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.
    Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,

    62 свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
    Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
    Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
    Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
    «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее профилактический или
    «развивающий» характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.
    Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в

    63 трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее длительное, время «удерживать» переживания, не давая им "выплеснуться" наружу, а также с их способностью «дистанцировать» переживания за счет механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным «контейнером» («накопителем») внутри которого, сложные переживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или «принять» их. «Защитная» функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень «открытости» ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции.
    При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.
    Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний.
    Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
    Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания.
    Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

    64
    Необходимо обратить особое внимание на одну из методик изотерапии
    – это проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.
    Проективный рисунок
    Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов.
    Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах.
    Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.
    Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли.
    Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.
    Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:
    1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»);
    2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»);
    3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).
    В проективном рисовании используются следующие методики
    (классификация Кратохвила):

    Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.
    Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор.
    Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

    Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты

    65 исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования.
    При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

    Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

    Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
    Существует два способа работы с готовыми рисунками:
    1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
    2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).
    Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.
    В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.
    Основными этапами коррекционного процесса с использованием
    метода проективного рисования являются:
    1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
    2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
    3. Поиск адекватной формы выражения.
    4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
    5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

    66
    Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.
    Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно. Независимо от того, что ребенок и терапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
    Каждый психолог находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Картинки можно использовать бесконечным числом способов и для самых разнообразных целей. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства терапевта, – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
    С этого момента психотерапевтический процесс может проходить следующие стадии.
    1. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.
    2. Педагог-психолог стремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом.
    Это следующий этап осознания себя.
    3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.
    4. Педагог-психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я.
    5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.
    6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.
    7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка обострение осознания путем выделения и детально побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их.

    67 8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися либо противоположными точками
    (такими, как дорога и автомобиль или линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).
    9. Педагог-психолог просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку.
    10. Осуществляется наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, регрессию, тревогу, страх или осознание чего-либо.
    11. Педагог-психолог работает над идентификацией, помогая ребенку
    «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
    12.
    На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка.
    13. Педагог-психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание на это.
    14. Педагог-психолог останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.
    Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка – это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей, имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.
    По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушение способности к установлению контактов. Для установления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова.
    Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или более функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.
    Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и

    68 сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы.
    Некоторые играют, работают, учатся, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания.
    Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят взрослые.
    3.8. Музыкотерапия как метод арт-терапии
    Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
    Хорошо если педагог-психолог владеет игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, дудке, аккордеоне, металлофоне, пианино, скрипке и т. д.). Можно рекомендовать психологу использовать музыкальные произведения классической музыки. Психолог должен подобрать ряд произведений для слушания. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова,
    Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1-1,
    5 часов требует специально разработанного приема организации детей.
    Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно слушать закрыв глаза, зажмурившись, главное - ее слышать!
    Правильный выбор музыкальной программы — ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с ребенком, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.
    Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление.

    69
    Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».
    Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
    Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
    Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны.
    Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь, ритмические движения представляют собой единую функциональную систему.
    Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие, во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном стоянии.
    Поэтому такие марши оказывают бодрящее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социально обобщенного значения.
    Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.
    Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает

    70 время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
    Музыка способна устанавливать общее настроение, при чем эмоциональная окраска образов, возникающих при восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают.
    Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д. Можно предложить детям ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.
    При проявлении ярко выраженных страхов психолог может использовать воздействие на детей приятными расслабляющими стимулами
    (через определенный вид классической музыки) и одновременно пугающими их объектами.
    Психолог может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью он может сесть рядом с ребенком, вместе слушать музыку, слушать музыку обнявшись и т. д. Предварительно, перед слушанием музыки, можно спросить, что ребенок хочет почувствовать; слушая музыку: радость, приятные ощущения, хорошее настроение, теплоту, приятные воспоминания?
    Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д.
    Использование музыкотерапии в работе психолога способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными детьми может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку и т. д.
    Несколько иное направление в деятельности психолога появляется с применением музыкальных инструментов. Психолог играет вместе с

    71 ребенком на музыкальном инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом - сочинители музыки, затем - играют в оркестре.
    Разновидностью такой работы является исполнение разных танцев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог. Можно сочетать игру на музыкальных инструментах с движениями детей (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке - для преодоления чувства страха, неуверенности в себе и т. д.).
    3.9. Библиотерапия как метод апрт-терапии.
    «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», — писал В. М.
    Мясищев.
    Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
    Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей
    направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности; измененные — для их нормализации; нормальные — для их уравновешивания.
    Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.
    Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2—3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируется наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы дети могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать ребенку делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

    72
    2. Возможности библиотерапии и ее жанров.
    Во время очередной беседы с ребенком ему задается ряд вопросов.
    Например, «Назови пять ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на тебя в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие авторы, по твоему мнению, наиболее на тебя похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на тебя?».
    3.
    Составление списка.
    Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.
    4.
    Выработка системы чтения.
    Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг.
    Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:
    — степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);
    — герой книги должен быть ребенку «по плечу»;
    максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится ребенок.
    Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера. В ходе библиотерапии ребенок (начиная с подросткового возраста) ведет читательский дневник.
    Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса коррекции.
    В случае использования библиотерапии как основного метода
    предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.
    Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.
    Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.
    Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    73
    Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические
    процессы характеризуются широтой и универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.
    1. Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.
    2. Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя от деленными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает клиенту необходимое дополнительное удовольствие.
    3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у ребенка возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.
    4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую
    психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.
    Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным ребенком. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.
    Из произведений художественной литературы и публицистики подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности.
    Для большей эффективности воздействия ребятам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы ребенка педагог- психолог либо рекомендует ребенку строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание подростка на определенную область литературы.
    Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты,

    74 конкретны и легче регулируются. Это – контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.
    Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, ребенок может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература дает подростку возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный педагог-психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.
    Вопросы и задания
    1.
    Расскажите о специфике работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста.
    2.
    Дайте определение игровой психокоррекции.
    3.
    Поясните понятие
    «комплементарная деятельность» применительно к психолого-педагогической коррекции.
    4.
    Перечислите психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
    5.
    Раскройте механизм «кольца самоподражания» в коррекционном взаимообучении в «тройках».
    6.
    С какими сферами психики детей работает педагог-психолог в коррекционно-развивающем тренинге.
    7. Заполните таблицу
    Метод психолого- педагогической коррекции
    Показания к применению
    Основные приемы
    Специфика метода
    Игротерапия
    Арт-терапия
    Изотерапия
    Библиотерапия
    Музыкотерапия

    75
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта