№ урока
| Дата прове-дения урока
| Кол.
часов
| Тема урока
| Содержание урока
| Знания, умения, навыки
| Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся
|
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»
|
1 четверть
| «Древние корни народного искусства»
| 9 часов
|
1
|
| 1
| Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.
| Традиционные образы, память народа, представления о мироздании.
Рисунок чаши для воды. Орнамент. Символы. Акварель, фломастер
| Древние образы (солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни)
| Набор плакатов. ДПИ
|
2
|
| 1
| Дом-космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Коллективная работа «Деревня»
| Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, подчёркивание формы и конструкции узором.
Перспектива сельского деревянного дома, карандаш, акварель.
| Линейная перспектива.
Значение древних корней народного искусства.
Единство формы и декора деревянной избы.
| Н.П. Костерин. «Учебное рисование»
Стр. 137.
Крестьянская изба 1-го типа.
Альбом. «Деревянная резьба Тюмени»
|
3
|
| 1
| Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Причелины. Полотенца
| Подчёркивание формы и конструкции узором. Изготовление модели «Избушка»
| Особенности народного искусства Удмуртии. Интерьер, перспектива.
| Каталог «Удмуртия».
И.Б. Шешко
Стр. 52,55. Построение рисунков прямоугольной формы в угловом положении.
|
4
|
| 1
| Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Русские прялки.
| Культура быта, культура труда народа, культура человеческих отношений.
Подробное рассмотрение различных предметов народного быта.
Рисунок прялки с образами-оберегами
| Роспись русских прялок. Основные элементы прялки. Прялка и её значение в жизни крестьянской семьи.
| Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 59.
Северодвинская роспись.
Набор ДПИ.
|
5
|
| 1
| Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Полотенце.
| Импровизации на тему древних образов. Поэтическое восприятие мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года и т.д.
Полотенце, аппликация, вырезка
| Символика орнамента.
«В русской избе».
Композиция, функциональность, декоративность
| Журнал «Искусство»
М.п. для учителя.
|
6
|
| 1
| Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Национальная вышивка и ткачество Удмуртии.
| Знакомство с культурой южных и северных удмуртов. Особенности национальной вышивки и ткачества
Ковёр.
| Особенности ткачества. Символы, обереги. Знаки.
| Каталог «Удмуртия»
Просмотр иллюстраций.
|
7
|
| 1
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»
| Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство.
Эскиз «Интерьер крестьянской избы с печью»
| Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.
Символика орнамента, обереги.
Особенности народной мебели, предметов быта.
| И.М. Сокольникова «Основы композиции» стр. 58
М.п. для учителя стр. 35
|
8
|
| 1
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»
| Лепка предметов мебели. Композиция «В крестьянской избе». Макет внутренней обстановки русской избы.
| Красный угол. Сундук. Лавка. Полотенце. Посуда.
| М.п.для учителя . стр. 39
|
9
|
| 1
| Современное повседневное декоративные искусство. Что такое дизайн.
| Беседа о повседневном декоративном искусстве и его место в жизни человека
Дизайнерский проект любой комнаты своего дома.
| Дизайн, как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.
| Презентация.
|
2 четверть
| Связь времён в народном искусстве
| 7часов
|
10, 11
|
| 2
| Древние образы в современных народных игрушках.
| Личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей. Содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства. Беседа о старинном и современном народном декоративном искусстве.
Дымковская игрушка. Лепка. Роспись
| Промыслы России.
Дымковская игрушка.
Эльмир Котляр «Две гармошки – два Тимошки»
| Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 49
Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 20.
|
12
|
| 1
| Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Уроки искусства и ремесла. Гжель.
| Особенности промысла. Форма и роспись посуды.
| Своеобразие художественного языка.
Цветовая гамма.
| Набор плакатов «Гжель»
Н.П. Костерин «Учебное рисование»
стр. 123
|
13
|
| 1
| Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостовские подносы.
| Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти.
Проект-импровизация по мотивам Жостовского промысла.
| Исторические особенности промысла. Элементы росписи (цветы, вязь, листики, ёлочки, травки, дождичек, рожочки и др.)
| Н.П. Костерин «Учебное рисование»стр.119.
Набор плакатов «Жостово».
Альбом «Жостовская роспись»
|
14
|
| 1
| Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.
| Хохломская роспись.
Жизненный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь.
Гармонизация композиции.
| Жизнерадостный колорит, цветовой ритм, цветовая доминанта.
Особенности вырисовки травки, маковки, ягодки, яблочка, винограда и т.д.
| Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 115.
Цветная таблица № 4
Посуда.
|
15
|
| 1
| Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.
| Искусство Городца. Роспись разделочных досок
| Работа с пятна, с постепенного моделирования формы цветом. Композиционное расположение предметов. Пропорции, цветовое сочетание.
| Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 50
И.Б. Шешко стр. 70
Альбом по ИЗО «Городецкая роспись»
|
16
|
| 1
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
| Урок-игра.
Загадки, поговорки, потешки, куплеты, стихи «Балалаечник на рыбе»
Каргопольская игрушка.
| Промыслы России. Знание народных поговорок, загадок, потешек, выставка детских рисунков ДПИ, национальные традиции.
| М.п.для учителя стр. 54
|
3 четверть
| Декоративное искусство в современном мире.
| 10 часов
|
17
|
| 1
| Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм.
| Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве . Импровизация по мотивам старинной праздничной одежды. Условные обозначения растений, цветов, веток и т.п.
Ансамбль русского, удмуртского женского и мужского костюма для северных и южных территорий
| Колорит и основной характер костюма. Выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения.
| Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»
Журнал «Искусство» Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр.13, 63.
Презентация Губайдуллина И.А.
|
18
|
| 1
| Нарядная праздничная одежда. Головной убор.
| Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам.
Ленты, затканные бисером, символизируют дождь. Проект-импровизация в русле образного языка народного искусства. Павловский платок.
| Формы и правила ношения головных уборов.
| Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 62
«Павловский пасад»
Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр 106. Виды орнамента.
|
19
|
| 1
| Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме.
| Беседа. Куклы-богини, духи природы, хозяйки, обереги – жертвенные души, духовные пленники человека. Народная кукла - значимый элемент народной культуры.
Кукла-идол.
| Колодийный обряд.
| М.п.для учителя стр. 80
|
20
|
| 1
| Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
| Беседа о вышивке как виде народного творчества. Культовое значение элементов орнамента. Украшение костюма – не простая забава.
Орнамент в полосе. Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало.
| Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
| М.п.для учителя стр 88
|
21
|
| 1
| Русский костюм и современная мода.
| Беседа о месте традиционного русского национального костюма в современной моде.
Исполнение эскиза образца модной одежды, в котором определяется колорит и основной характер костюма.
| Конструкция, декор, цветовое сочетание.
| Журналы мод. Каталоги и презентации «Народная праздничная одежда»
|
22
|
| 1
| Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»
| Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении. Масленица. Иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка»
| Сырная неделя.
| М.п. для учителя стр. 94.
Русская народная сказка «Снегурочка»
|
23
|
| 1
| Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»
| Иван-купала. Веночек. Аппликация.
| Языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Огонь. Вода.
| М.п. для учителя стр. 96
|
24
|
| 1
| Народные промыслы родного края
| Экскурсия в краеведческий музей г. Сарапула. В музей ДПИ г. Ижевска
| Разнообразие промыслов. Перечень. Характер и приёмы изготовления.
| Каталог «Удмуртия»
|
25,26
|
| 2
| Красота земли родной. Обобщающий урок-путешествие.
| Как показательное занятие в рекреации школы. Выставка кружковцев, выставка рисунков и изделий мастериц школы и деревни. Театрализованное представление учащихся.
|
|
|
4 четверть
| Декор - человек, общество, время.
|
|
27
|
| 1
| Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.
| Декоративная работа по мотивам древнеегипетских шейных украшений
| Ускх – воротник-ожерелье.
| М.п. для учителя стр.121. работы учащихся. Журнал «Юный художник»
Мифы Древнего Египта.
Газета «Искусство»
|
28
|
| 1
| Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи древней Греции.
| Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр.
Костюм эпохи Древней Греции.
| Костюм, символика. Цвет. Хитон, гиматий, хламида, диплоидий…
| Учебник по истории древнего мира, 5 класс.
М.п. для учителя стр.125
|
29
|
| 1
| Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика
| Предметы декоративно - прикладного искусства Древней Греции.
Чернофигурные или краснофигурные греческие вазы.
| Греческие вазы: краснофигурные и чёрнофигурные. Форма, орнамент.
Вазопись. Амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы.
| Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе», стр. 72
Краткий словарь стр. 8
|
30
|
| 1
| Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
| Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья.
Костюм эпохи Средневековья.
| Различные социальные группы в определённые периоды развития общества. Влияние мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства.
| Презентация «Готика»
|
31
|
| 1
| Символика цвета.
| Смена художественных стилей. Стилевое единство декоративного искусства.
Витраж. Фломастеры. Живая линия. Заливка цветом, гуашь.
| Улица средневекового города. Архитектура средневековья. Особенности художественного языка классического декоративного искусства – тонкие переходы одного цвета в другой, цветовые нюансы, усложнённый характер линейных очертаний, утончённое переплетение растительных элементов.
| Собор Шартре. Стр. 14 Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»
Журнал «Юный художник»
|
32
|
| 1
| О чём рассказывают гербы и эмблемы.
| Символический характер языка декоративного искусства особенно проявляется в гербах, флагах, эмблемах. Герб ремесленного цеха на материале средневековья
| Символика цвета в классической геральдике (золото – знатность, богатство; серебро – невинность и доброта; красный цвет – храбрость; зелёный – надежда; чёрный – мудрость и печаль.
| История средних веков.
Журнал «Моя игрушечка»
Журнал «Наука и жизнь»
|
33
|
| 1
| Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.
| Символика в наши дни. Символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов.
| Эмблема своей семьи.
Как читать эмблемы.
Из истории геральдики.
| Журнал «Моя игрушечка»
История герба своей семьи.
|
34
|
| 1
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| Обобщающий урок-викторина.
| Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов»
М.п.для учителя стр 156
|